В июне этого года парламент страны принял к рассмотрению законопроект, призванный улучшить инвестиционный климат, стимулировать деятельность инвесторов и обеспечить инвестиционные преференции путем заключения стабильных и выгодных контрактов.
Новый законопроект содержит меры по государственной поддержке иностранных и национальных инвесторов, вносит существенные изменения в механизм и условия заключения инвестиционных контрактов, отменяет квоты и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы на длительный срок после ввода в эксплуатацию готовых объектов. Будет усовершенствован и порядок документационного сопровождения таких контрактов - участие инвесторов в подготовке разного рода бумаг минимизируется, а обслуживание их Комитетом по инвестициям будет организовано по принципу «одного окна».
Законопроект внушает оптимизм – ведь Казахстан в последние пять лет перестал интересовать иностранных инвесторов, так как условия ведения бизнеса в стране пока далеко не благоприятны.
Зарубежные бизнесмены закрывают компании и производства, покидают рынок, стараясь сохранить оставшиеся средства и потерпеть минимум убытков. Вложения в экономику делаются национальными предпринимателями, а доля иностранных стремится к нулю.
Существующая законодательная база несовершенна и противоречива, хотя нормативные акты по поддержке инвестиционной деятельности имеются. Но в реальности они пока не работают, и вся надежда на новый закон.
Не способствует иностранным вложениям и неясная политическая ситуация. В течение 23 лет власть сосредоточена в руках 70-летнего Нурсултана Назарбаева. Кто станет его преемником после выборов 2016 года, сказать трудно. Неизвестно, будет ли новый режим авторитарным или прогрессивным и демократичным. Так что состояние будущей экономики находится в прямой связи с характером политической власти.
В чем же состоят причины, по которым страна, располагающая всеми возможностями для экономического процветания и благосостояния населения, не может реализовать свой огромный потенциал? Эксперты, проводившие ситуационный анализ положения в Казахстане, называют четыре негативных фактора, которые не дают стране нормально развиваться и отпугивают иностранных инвесторов.
1. Слабость и зависимость национальной валюты от российского рубля и экономической ситуации в России.Распад Советского Союза не разрушил прочных экономических связей России и Казахстана, входивших в единую структуру промышленного комплекса СССР. После образования СНГ Казахстан продолжал оставаться одним из основных поставщиков полезных ископаемых и продукции из них в Россию. Национальная валюта тенге прямым образом стала зависеть от колебаний курса «доллар-рубль». Валютные кризисы в России ударяли по бюджету Казахстана. Такая зависимость существует и в настоящее время, она стала еще сильнее после подписания договоров Евразийского Экономического Союза в мае 2014 года.
Рубль и тенге не имеют должного обеспечения в виде стабильного производства, устойчивого экономического роста, достаточного государственного золотого запаса, а относятся к категории нефтезавизимых валют, так как сильно коррелируют с мировыми ценами на нефть. Причем удорожание нефти все равно обесценивает обе валюты.
Так, в 2009 году Казахстан пережил первый удар – девальвацию тенге, который крайне негативно отразился на состоянии экономики. Меры по смягчению последствий не были приняты в достаточном количестве, и аналитики считают, что страну ожидают следующие этапы девальвации.
Закономерно, что такое положение не является привлекательным для иностранных инвесторов – слишком ненадежна национальная валюта.
Она имеет серьезный уклон в сторону вложений и развития добывающих отраслей. Этот экстенсивный путь считается наиболее простым, но имеющим близкие и отдаленные негативные последствия. Государство не сможет долго просуществовать за счет средств экспорта нефти, газа и прочих природных ресурсов. Они рано или поздно истощаются. При этом желающих инвестировать в производство и промышленность значительно меньше, чем в добычу полезных ископаемых, которая обещает высокие и быстрые доходы.
Казахстан конкурирует на рынке сырья с «экономическим тяжеловесом» - сильным и влиятельным Китаем, который имеет все предпосылки к установлению монополии на торговлю многими видами ресурсов.
Материально-техническое оснащение всех отраслей промышленности находится в плачевном состоянии, а случается, что и вовсе отсутствует. Технологические инновации не используются, оборудование устарело. Реконструкция и модернизация, если и ведутся, в очень малых масштабах. К тому же и квалифицированный персонал – в большом дефиците. Рабочая сила в стране дешевая, но профессионалов практически нет. Даже если инвестор рискнет построить современное предприятие, он будет вынужден направлять на него свои высокооплачиваемые кадры. Зарубежные прагматики считают это невыгодным. Новый законопроект предусматривает различные преференции для иностранного персонала, но как это будет осуществляться на практике, еще неизвестно.
Они принадлежат к числу болезненных и трудно решаемых. С коррупцией борются во всем мире, но в Казахстане она приобрела огромные масштабы, пронизывая все общество - от мелких должностных лиц до государственных деятелей. Крупные взятки, рейдерские атаки, бандитские налеты, «крышевание» преступников официальными лицами – такова реальность жизни страны. В тесной связи с коррупцией находятся отношения кланов, которые покровительствуют коррумпированным и преступным сообществам и лицам, постоянно соперничают за прибыльные объекты.
Унаследовав практику «отжатия» бизнеса от постперестроечной России, казахстанские «мафиози» захватывают чужой бизнес силовыми методами и внедрением своих представителей в руководство. В таких условиях ни один иностранный инвестор работать не захочет, он может вмиг потерять все, а закон его не защитит.
Среди зарубежных предпринимателей уже имеются десятки пострадавших, и многие из них добились компенсации через международный суд. Выплачиваются они из государственных средств Казахстана, и это огромные суммы, отрываемые от средств, которые могли бы быть потрачены на благие цели.
Система банков Казахстана в полной мере отражает экономическую и социальную ситуацию в стране. Несколько крупных учреждений еще держатся на плаву, но вытесняются с рынка, так как подвергаются планомерной дискредитации с одобрения государственных чиновников. Права их официально никто не защищает.
Сеть небольших банков, которые принадлежат различным клановым группировкам, большей частью отмывает «черный нал» и занимается рискованными прибыльными операциями с привлечением спекулятивных ресурсов.
Кризис банковской системы продолжается с 2008-2009 годов и выражается в потере ликвидности и кредитоспособности.
Вполне естественно, что в такой ситуации ни иностранные инвесторы, ни население страны не доверяют банкам. Открывать здесь свой филиал или инвестировать в банковскую систему не решается никто.
Перечисленные причины экономического спада в Казахстане привели к тому, что страна в настоящее время представляет собой потенциально привлекательный, но замороженный на неопределенный срок инвестиционный ресурс. Принятие нового закона об инвестициях должно улучшить ситуацию, но на это требуется немало времени, грамотных управленческих решений и государственных средств.
При подготовке материала использованы ресурсы: easttime.ru.
Спецодежда: виды и сферы применения
Специализированная одежда - чаще всего употребляется сокращенный термин “спецодежда” - обеспечивает защиту и комфорт в различных сферах деятельности человека |
Кирпичная кладка и кладочные смеси
Кирпичная кладка является одним из наиболее распространенных методов строительства, используемых для создания прочных и долговечных строительных конструкций |
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления