Нижегородские новости
январь 11, 2001 г.

Пермский опыт в Нижнем. Приживется ли он?

В столице Приволжского федерального округа - Нижнем Новгороде - разработан проект реорганизации муниципальной аптечной сети. Взяв на вооружение опыт Перми, Екатеринбурга и других регионов России, разработчики этого проекта предлагают создать в «волжской столице» единое муниципальное аптечное предприятие, состоящее из сети всех муниципальных аптек и оптик.

По мнению директора департамента здравоохранения администрации Нижнего Новгорода доктора медицинских наук И.А. Переслегиной, на протяжении последних семи лет в Нижегородском регионе наблюдаются неблагоприятные для государственного сектора фармацевтического рынка тенденции. Как считает руководитель здравоохранения «волжской столицы», таких тенденций несколько.

Во-первых, доля муниципального сектора сократилась со 100% до 52%. Причем это сокращение связано не только с увеличением числа частных аптек, но и с уменьшением абсолютного количества муниципальных. С 1997 года количество муниципальных аптечных предприятий в Нижнем Новгороде сократилось с 59 до 47, а количество оптик - с 9 до 4. Для справки: в настоящее время муниципальное аптечное хозяйство Нижнего Новгорода представлено 47 муниципальными предприятиями (всего 67 аптек) и 4 оптиками. Аптек частной формы собственности около 120, оптик около 20.

Во-вторых, увеличилось число низкорентабельных и нерентабельных предприятий (соответственно 15 и 3; из 4 оптик рентабельна 1).

В-третьих, у большинства муниципальных аптечных предприятий цены на лекарственные препараты выше, чем в частных аптеках. По данным анализа цен, проведенного департаментом здравоохранения в декабре этого года, цены на лекарства в муниципальных аптеках выше на 9,1 %, чем в частных.

И, наконец, в-четвертых, экономические показатели у муниципальных предприятий заметно хуже, чем у предприятий частной формы собственности. По состоянию за 9 месяцев 2000 года средние показатели увеличения товарооборота, по сравнению с аналогичным периодом 1999 года, в муниципальной аптечной сети составили 24,1%, в то время как в частных аптеках этот показатель выше в 2 - 3 раза.

Основных причин такой ситуации несколько. В первую очередь, это экономические и управленческие причины. К экономическим можно отнести большие затраты муниципальных аптек, связанные с производством лекарственных препаратов, хранением наркотических лекарственных средств и покрытием убытков, вызванных неплатежами за отпущенные медикаменты по бесплатным и льготным рецептам.

Однако, по мнению И.А. Переслегиной, важное значение имеют причины и управленческого характера. В большинстве муниципальных предприятий отсутствует стратегия развития, планирование финансово-хозяйственной деятельности и маркетинг, что напрямую зависит от знаний и предприимчивости руководителей. Плохо развиваются новые формы обслуживания населения, перспективные товарные секторы (товары для здоровья). Например, в европейских аптеках товары для здоровья составляют в структуре 75%, а вот в наших аптеках, нижегородских, всего-навсего 5-7%. Практически никто из директоров муниципальных аптечных предприятий не пользуется банковским кредитованием, предпочитая товарные кредиты фирм-оптовиков. При этом ставки по товарным кредитам в 3 - 4 раза превышают таковые по банковским кредитам! По приблизительным расчетам, только за 11 месяцев этого года потери муниципальных аптек из-за предпочтения товарного кредитования составили около 10 млн. рублей!

Для того чтобы организовать доступную лекарственную помощь всем жителям Нижнего Новгорода, улучшить обеспечение льготных категорий населения по бесплатным и льготным рецептам, более эффективно управлять и развивать муниципальную собственность, департамент здравоохранения администрации Нижнего Новгорода предложил реорганизовать муниципальную аптечную сеть и создать единое муниципальное аптечное предприятие, которое будет состоять из сети всех муниципальных аптек и оптик.

Преимуществ создания единого муниципального аптечного предприятия, по мнению директора городского департамента здравоохранения, несколько.

Во-первых, единое муниципальное аптечное предприятие будет легко управляемо администрацией. Такое предприятие будет иметь единую стратегию развития бизнеса и маркетинга.

Во-вторых, усилится влияние на систему скидок. Это приведет к формированию конкурентоспособных цен и снижению цен в муниципальных аптеках как минимум на 10%.

В-третьих, будут сохранены существующие и созданы новые муниципальные аптеки, будет расширена сеть социальных аптек.

В-четвертых, будут существенно расширены виды деятельности аптек: созданы мини-производства (заготовка и расфасовка лекарственных трав, автоматическая резка бинтов, упаковка и подготовка к стерилизации, производство систем для переливания крови), освоены новые виды обслуживания населения (аптечные супермаркеты, развитие информационно-справочной фармацевтической службы).

И, наконец, в-пятых, появится возможность проведения социальных городских программ в области лекарственного обеспечения, внедрения лекарственного страхования жителей столицы Приволжского федерального округа.

Источник: "Доктор ФОМ"

Закрыть окно

Copyrigth © 2001 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ

Яндекс.Метрика