INNOV.RU
НИЖЕГОРОДСКИЕ НОВОСТИ
11.01.2005г.

Итоги 2004 года. Российский автопром бьется с иностранцами

Если "Калина" не начнет успешно конкурировать с иномарками, то рыночная доля легковых автомобилей российских марок в 2005 г. впервые начнет сокращаться.

Главной тенденцией российской автомобильной промышленности в 2004 г. стал рост производства во всех сегментах (грузовики, автобусы, легковые автомобили). Однако рост этот не был равномерным. Из-за нормального соотношения цена-качество хорошие цифры прироста производства показали большинство российских производителей грузовых автомобилей и автобусов. В сегменте же легковых автомобилей в 2004 г. наблюдалась не столь однозначная ситуация. Производители машин российских марок превысили прошлогодний показатель незначительно в отличие от сборщиков автомобилей иностранных марок, увеличивших выпуск автомобилей в несколько раз из-за роста благосостояния населения и динамичного развития продаж в кредит. По прогнозам, в 2005 г. в сегментах грузовых автомобилей и автобусов тенденция роста производства продолжится. А главной интригой следующего года станет вопрос - произойдет или нет перелом в производстве легковых автомобилей российских марок, которые под натиском иномарок впервые рискуют уступить свои рыночные позиции.

По данным "АСМ-Холдинга", в 2004 г. объем производства автотранспортных средств в России продолжает расти даже при том, что темпы выпуска продукции к концу года значительно снизились. Прирост производства произошел во всех секторах автомобилестроения: грузовиков, автобусов и легковых автомобилей. В целом за 10 месяцев 2004 г. (за ноябрь отчитались пока еще не все автопроизводители - RBC daily) в России было изготовлено 1,163 млн автотранспортных средств, или на 9,6% больше, чем за соответствующий период 2003 г. Как отмечают аналитики, сегодня подобными темпами, помимо российского, развивается только китайский автопром.

Так, в январе-октябре 2004 г. в России было изготовлено 170,4 тыс. грузовых автомобилей, что на 5,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Самых хороших результатов добился КАМАЗ (опережение выпуска прошлого года на 24,6%). Далее следуют "Урал" (рост на 9,9%), ГАЗ (6,5%) и ЗИЛ (1,8%). Из основных российских заводов, производящих грузовые автомобили, в сравнении с соответствующим периодом 2003 г. снизили выпуск только УАЗ (-9,3%) и "Иж-Авто" (-6,0%). Учитывая сезонное снижение спроса и как следствие - производства - к концу года, прогноз выпуска грузовых автомобилей в целом в 2004 г. находится в районе 200-205 тыс. ед., или на 4-5% выше, чем в 2003 г. Похожая ситуация наблюдается и в сегменте автобусов, производители которых (ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ, НефАЗ, "Скания-Питер") стабильно наращивали темпы производства из месяца в месяц. В результате за прошедшие 10 месяцев 2004 г. в России изготовлено 64,8 тыс. автобусов, что на 4,9% больше, чем за соответствующий период 2003 г. Однако, по ожиданиям аналитиков, в 2004 г. объем выпуска автобусов составит 77-78 тыс. шт., что только на 1,5% превысит уровень их производства в 2003 г.

Самыми большими темпами росло производство легковых автомобилей. За 10 месяцев текущего года с конвейеров российских предприятий сошло 931,6 тыс. легковых автомобилей, что на 10,9% больше, чем за соответствующий период 2003 г. Основные российские производители отечественных легковых автомобилей повысили показатели выпуска по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - "АвтоВАЗ" - на 2,8%, ГАЗ - на 22,7%, КАМАЗ - на 4,5%, "Иж-Авто" - на 15,2%. Снижение количества произведенных легковых автомобилей зафиксировано только на УАЗе (-1,6%), СеАЗе (-5,8%), "Росладе" (-41,2%). Особое внимание привлекает развитие событий на предприятиях, организовавших выпуск автомобилей иностранных марок в России. За 10 месяцев 2004 г. "Автотор" увеличил выпуск легковых автомобилей в 1,83 раза, Ford - в 1,86 раза. Примерно в 5 раз увеличен выпуск на ТагАЗе, в 2,66 раза в СП "GM-АвтоВАЗ". Всего же в 2004 г., как сообщили RBC daily в "АСМ-Холдинге", объем выпуска легковых автомобилей в России прогнозируется на уровне 1,1 млн ед., что будет на 8,8% больше, чем в 2003 г.

Если говорить о прогнозах на 2005 г., то темпы роста производства грузовых автомобилей и автобусов в 2005 г. могут повторить или даже несколько превысить в процентном отношении показатели 2004 г. Причины - благоприятная рыночная конъюнктура и преимущественно неплохое соотношение цена-качество в данных сегментах. Главной же интригой следующего года станет вопрос - произойдет или нет перелом в производстве легковых автомобилей российских марок: темпы сборки иномарок в России растут вслед за все увеличивающимся спросом на них. Один из вариантов развития событий в 2005 г. - рыночная доля иномарок, сегодня составляющая около 10%, в следующем году может несколько увеличиться за счет уменьшения доли производителей "родных" российских легковушек. "В процентном отношении доля автопроизводителей легковых автомобилей российских марок в 2005 г. снизится на 5-10%. Но в абсолютных цифрах они продадут больше машин, чем в 2004 г., в связи с общим ростом рынка", - прогнозирует в беседе с RBC daily Сергей Богданов, генеральный директор по маркетингу и продажам представительства Ford в России.

Сами производители российских машин имеют другую точку зрения на этот счет. "В текущем году продолжилась тенденция роста российского рынка легковых автомобилей. Прирост, по предварительным оценкам, составит порядка 5% в единицах продукции и 8-10% в денежном выражении. При этом рынок новых легковых автомобилей в России отчетливо подразделяется на два сегмента: сегмент массового спроса, в котором доминируют модели "АвтоВАЗа", и других российских заводов, и сегмент элитного спроса, в котором доминируют иномарки, - комментируют RBC daily ситуацию в дирекции по связям с общественностью "АвтоВАЗа". - В 2004 г. наблюдался как рост сегмента массового спроса, так и рост сегмента элитного спроса. При этом существенно возросла доля рынка российских производителей с участием иностранного капитала, прежде всего СП "GM-АвтоВАЗ" и ЗАО "Форд Мотор Компани", позиционирующихся в нижней ценовой нише элитарного сегмента. С другой стороны, растет объем продаж "АвтоВАЗа" в нише от 5 до 10 тыс. долл. Это происходит, в основном, за счет увеличения объемов производства и продаж "десятого" вазовского семейства. В следующем году эти тенденции сохранятся". Иными словами, на "АвтоВАЗе" уверены, что даже на фоне динамичного роста рынка доля российских легковых автомобилей на нем не уменьшится: в 2005 г. "АвтоВАЗ" планирует увеличить объем выпуска автомобилей благодаря запуску "Калины", которая впервые будет производиться в дополнение к уже имеющимся производственным мощностям.

В аудиторско-консультационной компании PricewaterhouseCoopers не исключают обоих вариантов развития событий на рынке легковых автомобилей, но все-таки предлагают подождать "ответа" лидера отечественного автомобилестроения зарубежным компаниям. "В 2004 г. продажи российских автомобилей остались на прежнем уровне, в то время как продажи в России иномарок продолжали расти большими темпами и тенденция к этому увеличению, безусловно, сохранится. Начнут ли в результате в 2005 г. сокращаться продажи автомобилей российских марок, во многом зависит от успеха "Калины", которая только что начала производиться серийно и которую можно назвать российским автомобилем нового поколения, - комментирует RBC daily ситуацию Стэнли Рут, партнер аудиторско-консультационной компании PricewaterhouseCoopers. - Если "Калина" в следующем году будет продаваться успешно, то это поможет российским производителям удержать свою долю по количеству произведенных автомобилей. Если же "Калина" не начнет успешно конкурировать с иномарками, то в этом случае производство отечественных автомобилей в 2005 г. действительно будет сокращаться. Как все произойдет на практике - вопрос пока открытый, и ответ на него станет одним из самых интересных моментов развития автомобильной отрасли в следующем году".

Источник: РосБизнесКонсалтинг

При перепечатке материала ссылка на innov.ru обязательна

Закрыть окно

© INNOV, создание сайта

Яндекс.Метрика