главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
февраль 4, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Старая компания на новый лад

18 января в Управлении Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нижегородской области состоялась пресс-конференция. Ее провел руководитель УМНС Николай Поляков. Основное внимание собравшихся привлекли два весьма насущных вопроса: декларирование доходов за 1999 год, а также начавшееся с января проведение налогового контроля за доходами физических лиц.

Как отметил Николай Поляков, министерством собрано налогов на 100 млрд. руб. больше запланированного. Задачи на 2000 год очень сложные, поэтому работать придется в жестком режиме. Одной из проблем являются, как и в прошлом году, «мертвые» банки, через которые недобросовестные налогоплательщики «прогоняют» деньги в федеральный бюджет.

Остается и проблема с возвратом НДС. Правда, появился закон, призванный в какой-то мере регламентировать эту операцию.

— По нашему мнению, при возврате налога на добавленную стоимость зачастую имеет место криминал, — отметил Поляков. — Это касается ликерно-водочных заводов, а также якобы проведенной экспортной отгрузки и так далее. Суммы составляют сотни миллионов рублей только по нашему региону.

Затем руководитель УМНС по Нижегородской области перешел непосредственно к начавшейся кампании по декларированию доходов.

— Подход к этому мероприятию будет несколько иной, нежели в прошлом году: во-первых уговоры о необходимости декларирования прекращаются. Об этом и так разговор шел на протяжении нескольких лет.

Во-вторых, нынешнее декларирование будет производиться на трех листах. Для тех, у кого возникнет необходимость внести какие-то дополнительные данные, предусмотрено десять листов приложений.

Форма декларации-2000 разработана с учетом возможности ее автоматизированной обработки, такая возможность в нашей области есть. Заполнять эти декларации нужно аккуратно, в соответствии с образцом, приведенным на первом листе, и только те листы, которые необходимы для исчисления подоходного налога.

По всем указанным расходам к декларации должны быть приложены документы, подтверждающие эти расходы. После проверки декларации подтверждающие документы могут быть возвращены налогоплательщику. Отметим, что в соответствии с Налоговым кодексом подтверждающие документы следует сохранять в течение четырех лет. Каждый лист декларации на оборотной стороне содержит всю необходимую информацию по заполнению, а также справочные материалы.

Наконец-то разработано програмное обеспечение для ПК, позволяющее автоматизировать процесс заполнения налоговой декларации. При наличии такой программы нужно просто внести в компьютер соответствующие данные из справок о доходах и распечатать декларацию.

Ряд программ позволяет создавать файлы с данными декларации. Естественно, перед приобретением ПО для заполнения декларации нелишне уточнить, есть ли в вашей инспекции МНС software для приема деклараций на магнитных носителях (дискетах) и совместим ли он с вашим.

Основные сложности при заполнении декларации возникнут у налогоплательщиков при расчете подоходного налога и распределении его по бюджетам, т.к. мало кто из них знает, сколько заплатил в федеральный бюджет, а сколько — в местный. Поэтому разумнее всего взять справки о доходах у источника выплаты этого дохода, обязанность выдачи которых предусмотрена законом.

При расчете авансовых платежей индивидуальных предпринимателей на 2000 год разбивать сумму авансовых платежей не следует, т.к. за время разработки и утверждения этой формы декларации законодательство в очередной раз изменилось.

Изменился и порядок внесения изменений в представленную декларацию: их нужно внести до 30 апреля, иначе вам грозит уплата штрафных санкций, а это 20% от суммы налога, подлежащей к доплате.

Одновременно за непредставление, нарушение сроков представления налогоплательщиком налоговой декларации, а также неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со ст. 119 и 122 Налогового кодекса РФ. За аналогичные нарушения законодательством предусмотрена и административная ответственность.

В ст. 198 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации либо включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Существуют и некоторые категории граждан, освобождаемые от представления деклараций:

  • физические лица, имеющие только один источник дохода;
  • физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации (лица, проживающие в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году);
  • физические лица, если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке (30 000 руб.).
Это положение не распространяется на следующие категории физических лиц:
  • физические лица, осуществляющие в установленном законодательством порядке индивидуально разрешенные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
  • нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой;
  • физические лица, сдающие внаем и в аренду строения, квартиры, комнаты и т.д., гаражи, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество;
  • физические лица с постоянным местом жительства в Российской Федерации, получающие доходы из источников за границей;
  • другие физические лица, налогообложение доходов которых осуществляется налоговыми органами.
Эти налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию независимо от размера полученного дохода.

Декларации подают также индивидуальные предприниматели, выкупившие патент и применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Не освобождены от подачи деклараций и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых подпала под действие Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и которые работают на основе «Свидетельства об уплате единого налога», хотя вмененный доход не влияет на совокупный доход и в расчетах подоходного налога не участвует. Чтобы освободить плательщиков единого налога от декларирования, необходимы изменения в существующем законодательстве, которых пока нет.

В этом году в соответствии со ст. 86.1, 86.2, 86.3 части I Налогового кодекса, начиная с 1 января налоговые органы начинают проводить налоговый контроль за расходами физических лиц. Приказом министра РФ по налогам и сборам А.П. Починка утверждено «Положение о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица».

Согласно вышеуказанному Положению, налоговый контроль состоит в установлении соответствия крупных расходов физического лица его доходам на предмет уплаты с установленного дохода подоходного налога.

Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося резидентом РФ (проживающего на территории РФ более 183 дней), приобретающего в собственность определенное имущество: недвижимость, транспортные средства, акции ОАО, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты, культурные ценности, золото в слитках.

Организации и уполномоченные лица, осуществляющие регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом, а также регистрацию прав на это имущество, направляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о совершенных сделках в 15-дневный срок после удостоверения, регистрации сделок и прав на имущество.

Направленные в налоговый орган сведения поступают инспекторам, ответственным за проведение налогового контроля: они сопоставляют полученную информацию с данными декларации физического лица — приобретателя, представленной налогоплательщиком за предыдущий налоговый период. При отсутствии поданной в налоговый орган налогоплательщиком декларации данные о суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках, сопоставляются с суммами доходов, отраженных в справках о доходах физического лица, и иными сведениями, имеющимися в распоряжении налогового органа за предыдущий налоговый период.

В случаях, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации о доходах за предыдущий налоговый период, или в случаях, когда налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, должностные лица составляют акт об обнаруженном несоответствии и направляют в месячный срок физическому лицу с уведомлением требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, затраченных на приобретение имущества. Также направляется бланк специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.

Получив указанные документы, приобретатель имущества должен заполнить полученный бланк специальной декларации, где необходимо указать источники и размеры средств, израсходованных на приобретение имущества. После представления физическим лицом в налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, должностное лицо налогового органа осуществляет проверку правильности ее заполнения, а также наличие либо отсутствие копий документов, заверенных в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в специальной декларации сведения.

В процессе сопоставления данных о доходах физического лица, имеющихся в налоговом органе, с информацией, указанной в специальной декларации, налоговые органы могут, в случае необходимости, выполнять по отношению к налогоплательщику любые действия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, проводимые с целью выявления заниженного или сокрытого дохода.

При выявлении средств, с которых физическим лицом не был уплачен подоходный налог, выносится решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые органы производят налоговый контроль в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти — УФСНП, МВД и т.д.

— В Положении о порядке проведения налогового контроля за расходами физических лиц конкретные суммы не указаны, — сказал в завершение встречи с журналистами Николай Поляков. — И это, на мой взгляд, правильно. Согласитесь, что, например, 5 тысяч минимальных месячных заработных плат для одних граждан — сумма невероятная, а для других — пустяк. Надо просто сопоставлять полученные доходы с расходами.

Источник: "Закон. Финансы. Налоги. "

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика