ввиц |
Нижегородские новости
март 14, 2000 г.Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.
Распределяй и властвуй
Этот принцип господствует в чиновничьей среде."Обычный рэкет - это насильственное встраивание бандита в бизнес, государственный - насильственное встраивание в бизнес чиновника". Такое определение государственного рэкета (а в данном случае нас интересует именно он) дает журнал "Эксперт" (N 7, 21 февраля, 2000 года). И уточняет, что распределительный характер производственных отношений не исчез, он лишь поменял форму. В редких нишах экономики у нас сложились по-настоящему рыночные отношения и не зависящая от чиновников конкуренция. Успешность, а нередко и само существование подавляющего большинства частных компаний целиком зависит от доброй воли чиновников, распределяющих "заказы", определяющих "тарифы", дарующих и отнимающих "льготы"...
С этой точки зрения взаимодействие органов власти и предпринимательства в нашем регионе контролирует нижегородское управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Александр Урезков, начальник отдела конкуренции и поддержки предпринимательства Нижегородского территориального управления, предоставил нам данные, подтверждающие "встраивание чиновника в бизнес".
По мере развития рыночных отношений непосредственное вмешательство органов исполнительной власти всех уровней в хозяйственную деятельность должно уменьшаться. Однако в действительности властный патронаж, запрещенный антимонопольным законодательством, пока еще имеет место быть. Практика показывает, что нарушения Закона РФ "О конкуренции..." органами исполнительной власти и местного самоуправления продолжают оставаться одной из наиболее распространенных форм монополистической деятельности, ограничивающей конкуренцию и ущемляющей права и интересы хозяйствующих субъектов. Если в 1995 году в территориальном управлении было рассмотрено пять случаев нарушения антимонопольного законодательства органами власти и управления городов и районов, в 1996 году - 32 случая, то в 1997 - 1998 годах вскрыто по 42 нарушения, в 1999 году - уже 50 нарушений.
Вот наиболее частые нарушения антимонопольного законодательства за последние два года. В Гагинском, Перевозском, Первомайском, Краснооктябрьском, Воскресенском, Городецком, Пильнинском, Бутурлинском районах, городе Сарове, Московском, Канавинском районах города Нижнего Новгорода отмечалось ограничение ввоза, продажи товаров и услуг.
В Ковернинском, Павловском, Чкаловском, Гагинском, Воротынском, Перевозском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Воскресенском, Борском, Сосновском, Бутурлинском районах органы власти создавали некоторым предприятиям особые условия для деятельности. Конкретно это выражалось в предоставлении льгот отдельным предприятиям при уплате сбора за право торговли, лицензионного сбора за реализацию товаров, облагаемых акцизами. Некоторые предприятия освобождались от обязательного применения контрольно-кассовых машин.
Часто в районах местная власть вводит налоги и сборы, не предусмотренные федеральным и областным законодательством.
В Дальнеконстантиновском районе, например, придумали лицензирование торговли табачными изделиями, пивом, алкогольной продукции для каждой торговой точки; в Сергачском - сбор за уборку территорий с предприятий, не имеющих стационарных торговых точек; в Пильнинском лицензируют розничную торговлю хлебобулочными изделиями; в Сарове собирают мзду за согласование места торговли в районной автоинспекции.
Начиная с 6 мая прошлого года федеральное законодательство запрещает бесконкурсное использование бюджетных средств областного и муниципального уровня. На любой вид деятельности для государственных и муниципальных нужд сегодня нужно устраивать конкурсы и торги. Соответствующая комиссия рассматривает условия, которые предлагают участники конкурса, и выбирает более выгодные предложения. На этот счет есть и постановление Законодательного собрания "...О конкурсном распределении средств областного бюджета". Все законодательные акты направлены на пресечение коррупции. Но ведь нарушают и почти повсеместно.
Бесконкурсное распределению бюджетных средств было отмечено в Арзамасском, Сосновском, Сергачском, Лысковском, Воротынском, Лукояновском, Пильнинском, Спасском районах, Дзержинске.
Чиновники могут препятствовать предпринимательской деятельности разными способами. Вот один из них. Лицензия на торговлю винно-водочной продукцией выдается на три года. Каждый предприниматель это знает. Но когда он приходит за лицензией, ему дают ее на один или на три месяца. Ясно почему это нужно чиновникам: предприниматель платит за нее 13 минимальных размеров оплаты труда. И все чиновничьи усилия направлены на то, чтобы денежный поток не иссякал.
Еще один способ пополнить денежный поток изобретен в Борском районе. Если вы приехали сюда торговать из Воротынца или Семенова (где зарегистрированы), чиновники вам может быть и разрешат это сделать, но при условии, что свою выручку вы понесете только в Борский банк. Хотя вы имеете право выбрать любой банк.
Эти "нелишние" для чиновника полномочия противоречат федеральному законодательству.
Но если предприниматель сумел-таки "понравиться" чиновнику, он его отблагодарит. Например, наделит функциями и правами органа местного самоуправления. Так Борское пассажирское автотранспортное предприятие стало выполнять функции заказчика по организации пассажирских перевозок владельцами частных и ведомственных автобусов на территории Борского района.
А в Сергачском районе МУП "Сергачский рынок" получил функции и права органов государственного надзора - налогового органа. Он стал взимать единый налог на вмененный доход с иногородних граждан, осуществляющих въездную розничную торговлю на территории Сергачского района.
Самый, пожалуй, распространенный способ ограничения предпринимательской деятельности - это возведение границ для перемещения товара из одного административного района в другой.
"Кстовский хлеб" могут выдворить из Богородска по одной только причине: своего хватает. Потребителю навязывается товар исключительно местного производства. Нарушается наше право на выбор товара, но мы своим выбором, между прочим, инвестируем эффективного товаропроизводителя.
Территориальное управление МАП РФ уже "завязло" в разбирательствах и в рассмотрении подобных жалоб. И вынуждено заниматься ими, а не проблемами регулирования монополий, работающих на стратегических рынках.
Почему же так много нарушений конкурентного и потребительского права именно в районах области и почему там складывается такой неблагоприятный предпринимательский климат? Да собственно потому, что контролировать соблюдение законов, отстаивать права и защищать интересы предпринимателей просто-напросто некому. В половине районов области нет представителей отделов защиты конкуренции и прав потребителей. Территориальное управление МАП РФ по своей структуре заканчивается в области. В его штатном расписании не предусмотрены сотрудники районных отделов. Но в свое время руководство территориального управления рекомендовало администрации районов организовать отделы по защите прав потребителей и конкуренции. Отделы были созданы, но затем их стали сокращать, наделять другими полномочиями, объединять с другими отделами. Дореформировались до того, что людям стало некуда обращаться с вопросами по защите своих прав.
На самом деле, зачем главе районной администрации или земскому собранию отдел, их же и контролирующий, если они сами нарушают права граждан больше чем кто-либо. В некоторых районах вообще нет ни одного человека, контролирующего соблюдение антимонопольного законодательства. В других - из-за мизерной оплаты труда специалисты часто меняются, а текучесть кадров всегда была "попутчиком" непрофессиональной работы. Отметим, что не все еще могут справиться с "ношей" контролера. Их не любят предприниматели просто по сути, как и любое контролирующее "лицо". С властями, которые курируют вопросы торговли, в частности, тоже приходится вступать в конфликт, выяснять отношения...
В результате мы имеем то, что имеем: предпринимательство под патронажем власти и многочисленные нарушения антимонопольного законодательства.
Кстати, специалисты территориального управления МАП РФ сейчас озадачены тем, чтобы в каждом районе области создать ассоциации предпринимателей, которые будут защищать свои права в соответствии с законами Российской Федерации.
Помилуйте, от кого? От чиновничьей братии, простирающей руки свои во все дела человеческие.
Источник: "Нижегородские новости"
Архив
Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание
Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород