главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
март 20, 2000 г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Сверхновый бюджет

Конфликт, развернувшийся вокруг принятия областного бюджета во время его обсуждения в областном Законодательном собрании, исчерпан. Решение проблемы было таким же, какое принимали большинство предшествующих правительств, добиваясь принятия федерального бюджета депутатами Государственной думы: увеличение доходов и расходов.

Накормить пятью хлебами тысячи голодных было под силу только Иисусу. Разделить съежившийся, как шагреневая кожа, бюджет между отраслями и территориями так, чтобы все были довольны, невозможно никому. Попытка, предпринятая на обсуждении бюджета в первом чтении, показала это в полной мере. Выходов из сложившегося положения может быть два.

Первый -- тяжелая и мучительная ревизия расходов, за которой должна последовать реструктуризация бюджетных отраслей, поскольку прямые сокращения ассигнований возможны только до определенного предела. Дальше наступает развал, который неизбежен после определенного периода неплатежей. Неплатежи энергетикам и коммунальщикам мы уже проходили. Задержку зарплаты тоже. Причем последняя способна привести к серьезным социальным волнениям, если затронет не сельские районы, жителей которых выручает какое-никакое подсобное хозяйство, а городских врачей, учителей, работников коммунального хозяйства.

Второй (и единственный) альтернативный вариант -- добиться увеличения поступлений в бюджет, чтобы раздать деньги отраслям и районам по потребностям. На федеральный бюджет надеяться уже поздно: слишком мы припозднились с принятием областного. Значит, необходимо увеличить собственные доходы.

Что и было сделано Законодательным собранием. Но если при обсуждении бюджета в первом чтении бюджетные задания районам по экономии расходов и мобилизации дополнительных доходов были восприняты в штыки и объявлены скрытой формой запланированного бюджетного дефицита, то теперь с увеличением цифр налогового потенциала районов никто не спорил. Может быть, потому, что большинство районов дотационные? Для них увеличение трансфертов из областного бюджета превышает рост заданий по сбору налогов. Но эти деньги тоже должны быть где-то собраны. И если на пяти территориях-донорах не удастся собрать требуемую сумму, возникнет вопрос, что произойдет. Насколько пропорционально будут распределяться в этом случае собираемые средства? Насколько областной бюджет попадет в зависимость от работы городской налоговой инспекции?

Заявление председателя Центробанка Виктора Геращенко на прошлой неделе о том, что курс доллара до конца года будет ниже, чем запланированные в бюджете-2000 32 рубля за доллар, не позволяет надеяться на инфляционный рост собираемых налогов. Стало быть, придется усиливать налоговое бремя на предприятия.

В принципе резервы подобного рода есть -- частично в возможном оживлении хозяйственной активности, частично в выведении из тени большей, чем в прошлые годы, доли оборота, частично в платежах по долгам прошлых лет. Если удастся задействовать эти резервы, включится дополнительный мультипликатор: выплаченные бюджетникам зарплаты будут тратиться, содействуя увеличению оборота и прибыли коммерческих фирм, что в свою очередь будет увеличивать сборы налогов. Если нет -- все, что говорилось по поводу первого варианта бюджета, может стать реальностью.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 INNOV - создание сайта, Нижний Новгород

Яндекс.Метрика