Нижегородские новости
апрель 02, 2002 г.

Холод в пути

Российские ученые и инженеры вновь обогнали мир. На нижегородском заводе "Нител" начато производство уникальной холодильной техники, не имеющей аналогов: охлаждаемых витрин, морозильных ларей и автомобильных холодильников.

Термоохлаждающий модуль (ТОМ) - это полупроводниковый прибор, одна часть которого при прохождении электрического тока охлаждается до -22°С, а вторая нагревается. В изобретении ТОМов приоритет российской науки бесспорен. Но вплоть до девяностых годов двадцатого века они были строго засекречены и применялись исключительно в космической отрасли и для производства советских супер-компьютеров. Однако вскоре после начала массовой миграции российских ученых на Запад ТОМы появились и там и нашли применение в самых разных отраслях промышленности. В Европе они используются, в том числе, и для производства холодильной техники. Причем теперь уже не одной, а несколькими крупными компаниями. Но термоэлектрические холодильники даже лидирующей в этом направлении шведской компании "Электролюкс" имеют объем от 10 до 40 литров и охлаждают продукты не более чем до нуля градусов. Забегая вперед, сообщим, что максимальный объем изготавливаемых на "Нителе" охлаждаемых витрин - 200 литров. (Но, по мнению разработчиков, и это не предел.) Холодильники при температуре наружного воздуха в +30°С устойчиво держат -8.

Термоэлектрические холодильники европейского производства пользуются устойчивым спросом. Почему? Они обладают рядом существенных преиму-ществ по сравнению с фреоновыми агрегатами. Это и надежность (минимальный срок службы ТОМа - 50 лет), и малошумность, и малое электропотребление, и экологическая безопасность, и небольшие вес и габариты... Но решающими оказались такие свойства, как виброустойчивость и полное безразличие к ориентации в пространстве. Если фреоновый холодильник в рабочем состоянии должен располагаться строго вертикально, то термоэлектрический может лежать на боку или стоять вверх ногами. Если фреоновый очень быстро испортится при эксплуатации на качающейся поверхности, то устойчивость термоэлектрического никак не влияет на его долговечность. Но есть у них и недостатки. ТОМы работают от сети не переменного, а постоянного тока с напряжением 12 или 24 В. Эти свойства и определили сферу применения европейских термоэлектрических агрегатов: их используют для изготовления автомобильных холодильников и сумок-холодильников, работающих от сети автомобиля и (через адаптер) от обычной электросети.

В России технология производства бытовых холодильников на термоохлаждающих модулях в конце девяностых годов прошлого века разрабатывалась нижегородским институтом НИИТОП. Но недавно НИИТОП продал свои наработки ОАО "Нител", который передал их своему дочернему предприятию ОАО "Алтом". Здесь налажено серийное производство унифицированных термоохлаждающих блоков с холодопроизводительностью в 100 Вт. На их основе изготовлены опытные партии охлаждаемых витрин, морозильных ларей и автомобильных холодильников, для чего "Алтом" приобрел корпуса витрин и холодильников у различных отечественных производителей холодильного оборудования и вместо компрессоров и фреоновых испарителей встроил в них свои блоки.

На изготовленную здесь продукцию нашелся спрос. Торгово-холодильное оборудование первой партии уже приобретено для организации выездной торговли мясопродуктами. Лари и витрины загружаются в кузов "ГАЗели", подключаются к электросети грузовика и обеспечивают сохранность продуктов в любую жару. Поскольку же ТОМ может работать как на охлаждение, так и на обогрев, то же торговое оборудование используется и для зимней торговли фруктами и овощами. В двадцатипятиградусный мороз в ларе устойчиво поддерживается температура до +19°С.

Несколько неожиданной оказалась судьба автомобильных трид-цатилитровых холодильников. Для их изготовления использовались корпуса муромских "Малюток", имеющих соответствующий уровню 60-х годов дизайн и довольно большой вес. А потому изначально эти холодильники предназначались для водителей-дальнобойщиков, которым наплевать и на то и на другое. Однако девять из десяти изготовленных "Алтомом" автохолодильников приобретены владельцами импортных "джипов". Чувство отвращения от устаревшего дизайна у их владельцев оказалось слабее соблазна постоянно иметь под рукой ящик охлажденного пива или десяток-другой килограммов замороженного мяса для шашлыков.

По мнению директора АО "Алтом" Александра Романова сфера применения термоэлектрического торгово-холодильного оборудования не ограничивается организацией выездной торговли в районах области. Переносные морозильные лари вполне могут использоваться для торговли мороженым на улицах города. Для этого их нужно будет подключать к автомобильным аккумуляторам, емкости которых даже в самые жаркие дни хватит для поддержания минусовой температуры в ларе в течение 10-12 часов. Стоимость изготавливаемого здесь торгового оборудования ниже, чем фреоновых аналогов. Но вместе с адаптерами для питания от сети переменного тока напряжением 220 В они пока стоят дороже. Поэтому использование термоэлектрических холодильников в закрытых помещениях нерационально. Но их закупка была бы вполне оправдана на рынках при подключении трех-четырех витрин к одному адаптеру, где летом они использовались бы для охлаждения, а зимой - для торговли плодоовощной продукцией или цветами.

В настоящее время "Алтом" изготавливает витрины и лари малыми сериями под заказ, используя корпуса указанного покупателем производителя. Однако сейчас заканчиваются переговоры о подготовке совместного производства этого предприятия с известным производителем торгово-холодильного оборудования фирмой "Акма", недавно перебравшейся с Бора на территорию "Нитела". Возможно, скоро здесь начнется крупносерийное или даже массовое производство холодильной техники нового поколения.

А у конструкторов "Алтома" новые задумки. ТОМы можно использовать для производства очень недорогих, легких и компактных автомобильных кондиционеров (независимых отопителей салонов). Впрочем, это тема уже другой статьи. Средств для организации производства автокондиционеров у предприятия пока нет.

Источник: "Биржа"

Закрыть окно

Copyrigth © 2002 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика