Нижегородские новости
август 21, 2000 г.

В ближайшие годы "Павловский автобус" должен стать лидером в стране по пассажирским перевозкам

Год назад губернатор Иван Скляров поручил своему первому заместителю Александру Батыреву сформировать комиссию и провести экономический анализ деятельности ряда промышленных предприятий области, определить их технологические возможности, выявить резервы и пути повышения эффективности производства. Сегодня уже можно сказать о первых результатах этой работы.

В областном Фонде развития и поддержки промышленности были рассмотрены итоги первого этапа реформирования на ОАО "Павловский автобус" и ОАО "Заволжский моторный завод". На протяжении восьми месяцев (с января по август нынешнего года) на обоих предприятиях работали консалтинговые фирмы.

Проведя проблемную диагностику и анализ финансово-хозяйственной деятельности, ООО "Центр консалтинга" (на ЗМЗ) и ООО .Нижпромконтракт., работавшее во взаимодействии с ЗАО .Волго-Вятский центр консалтинга. и Московским международным центром содействия приватизации и предпринимательству (на "Павловском автобусе"), предложили руководству заводов!объемные программы реформирования. Для моторостроителей, например, было бы неплохо создать на базе своего огромного завода несколько юридических предприятий.

Прежде всего, это нужно для привлечения инвестиций. "Получить инвестиции для большого завода практически нереально, потому что предприятие, кроме производственных дел, вынуждено отвлекать средства на содержание соцкультбыта, на другие цели, говорит директор "Центра консалтинга" Виктор Ныров.

Если же, например, образовать юридическое лицо на базе производства вкладышей, то и инвесторы туда пойдут охотнее. Таким образом, ЗМЗ по сути превратится в завод - холдинг с принципиально новой структурой управления и хозяйствования. Основные шаги в этом направлении уже сделаны. Уже сейчас все крупные подразделения работают самостоятельно. Лишь только юридического лица у них нет. "В каждой бизнес-единице (включают в себя по 3 - 4 производственных цеха) есть управляющий, главный инженер, экономическая служба - все, что нужно для самос!тоятельного хозяйствования, творческого поиска, обновления продукции, совершенствования структуры управления, снижения издержек производства", - делится опытом директор Заволжского моторного завода Александр Минеев.

Нынешние проблемы ЗМЗ связаны, прежде всего, с тем, что завод работает в единой связке ОАО "ГАЗ". Горьковский завод в последнее время лихорадит, соответственно лихорадит, соответственно лихорадит и ЗМЗ, поставляющий на автогигант 86 процентов своих моторов. В первом квартале нынешнего года моторостроители поставляли двигатели на ГАЗ себе в убыток. А по итогам полугодия доля выручки за отгруженную "газовскую" продукцию составила лишь 60 процентов. Выручило производство и поставка по всей стране (через развитую дилерскую сеть) запчастей, цветного литья и т.д. Поэтому в перспективе на заводе планируют год от года увеличивать выпуск комплектующих. Но все-таки главное внимание, тем не менее, будет уделено обновлению модельного ряда двигателей семейства ЗМЗ-406. Акционер!ное общество "Павловский автобус" совершенно другое предприятие. В отличие от ЗМЗ оно производит уже конечную продукцию, которая ездит по дорогам.

Проблемы, за исключением "тяжести" социальной сферы, здесь тоже разные. Так, проведя диагностику предприятия, специалисты консалтинговых фирм пришли к выводу, что одной из основных причин потери финансовой устойчивости стали огромные и зачастую экономически нецелесообразные инвестиции в течение последних трех - четырех лет. "Развернулось гигантское строительство, которое по сути никому не было нужно", - дал оценку генеральный директор Волго-Вятского центра консалтинга Евгений Быстров. В результате завод оказался должником (на начало апреля 2000 года кредиторская задолженность составляла 700 млн.рублей) и едва не остановил производство. Сохранить коллектив удалось только благодаря активной и грамотной сбытовой политике. Что же теперь? Консалтинговые фирмы, тесно взаимодействуя с новым руководством завода, рассчитали и предложили про!грамму реформ. Причем, с таким расчетом, что в ближайшие годы "Павловский автобус" должен стать лидером в стране по пассажирским перевозкам. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что рынок автобусами не насыщен, накопилась огромная неудовлетворенность. Это все понимают. И многие непременно попытаются использовать ситуацию в свою пользу. На рынок серьезно выходят такие компании, как "Вольво" (с двигателем КамАЗа), вторично "Скания" с большими автобусами (в состоянии уже в ближайший год захватить 10 - 15 процентов рынка пассажирских перевозок), восстанавливает свои позиции ЛиАЗ, появился белорусский автобус, сделанный совместно с фирмой МАН (Германия), есть свой автобус в Ульяновске, в Москве (на шасси ЗИЛа) и т.д. То есть если сейчас не подсуетиться, то можно упустить все возможности и потерять рынок. И действовать нужно немедленно. Предложенная консалтинговыми фирмами программа включает в себя, во-первых, модернизацию базовой модели, традиционного "Пазика", !во-вторых, как можно быстрее наладить массовый выпуск перспективных 9-метрового международного автобуса "Аврора" и 12-метрового городского автобуса на шасси КамАЗа. В числе управленческих задач предлагается перестроить систему маркетинга, создать дилерские сети, провести анализ деятельности руководителей среднего звена (при необходимости: либо обучить их, чтобы повысить квалификацию, либо заменить). Предполагается, что по итогам 2000 года объем производства составит 8120 машин, что на 620 больше, чем было выпущено в 1999 год. Больших и средних автобусов (в том числе) предполагается выпустить 120 машин. В последующие же годы прирост должен составлять не менее 1000 машин. А уже через два года, как сказал генеральный директор "Павловского автобуса" Сергей Занозин, только "Аврор" будет выпускать 600 и более штук". Заслушав представленные доклады, председательствовавший на совещании директор областного департамента промышленности Владимир Воронов отметил как важность проделанной р!аботы, так и добросовестность консалтинговых фирм. Чуть позже комиссия рассмотрит программы реформирования ЗАО "Сергачанка", ОАО "Городецкая судоверфь", ОАО "Лысковский металло-фурнитурный завод", ОАО "Богородская щетино-щеточная фабрика", ОАО "ГМЗ" и ОАО "Инструментальный завод".

Источник: "РИА Нижегородские НОВОСТИ"

Copyrigth © 2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ
az@ic.sci-nnov.ru

Яндекс.Метрика