Нижегородские новости
октябрь 31, 2000 г.

Горькая участь экранопланов

В конце 60-х годов центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях во главе с талантливым инженером Р.Е.Алексеевым был создан не превзойденный до сих пор экспериментальный экраноплан "КМ". Так было положено начало строительству транспортных средств, сочетающих в себе положительные качества кораблей и самолетов.

Позднее по заказу Военно-Морского Флота были построены экранопланы - транспортно-десантный "Орленок" и ракетный "Лунь", которые базируются на Каспии. И вот в городских средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что не используемые по назначению экранопланы подпадают под постановление правительства от 30 сентября 2000 года об утилизации военных объектов, не нашедших применения.

Нижегородцы, инженеры, кораблестроители, общественность обеспокоены судьбой уникальных летательных аппаратов, созданных в Нижнем Новгороде. По этому случаю в редакции газеты "Нижегородский рабочий" состоялась пресс-конференция.

Перед журналистами выступил приглашенный на нее генеральный директор ОАО "ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева" И.М.Василевский. Он рассказал об истории создания экранопланов, подчеркнув, что тогда это стало возможным благодаря заинтересованности и помощи со стороны государства.

Первым, построенным по заказу военных, был экраноплан "Орленок", который мог перевозить 20 тонн груза или два легких танка и роту солдат. Было построено и передано ВМФ три таких экраноплана. В конце восьмидесятого года инженеры ЦКБ по СПК создали ракетный экраноплан "Лунь". ОН мог нести на борту 6 ракет и являлся грозным оружием.

Сегодня эти аппараты находятся в Каспийске и ждут своей участи. Как пояснил Игорь Михайлович Василевский, расчетный срок службы экранопланов 18 лет. И этот срок уже наступил. Все эти годы они стояли на приколе, и время и морская вода сделали свое дело. Для их восстанавливения потребуются огромные средства. Проблема заключается еще и в том, что сегодня нет того оборудования, которое устанавливалось в эти аппараты при их строительстве 18 лет назад. Переоборудовать их для использования в гражданских целях тоже экономически нецелесообразно. Из всего сказанного на пресс-конференции можно сделать вывод о том, что сейчас надо поднимать голос не столько в защиту находящихся в Каспийске экранопланов, а в большей степени за сохранность имеющегося в ЦКБ по СПК научного потенциала.

Как отметил И.М.Василевский, прямых заказов от МВФ на разработку экранопланов конструкторское бюро не имеет. Но работы в этом направлении не свернуты. За счет заказов, которые имеются от иностранных инвесторов, могут быть созданы новые образцы летательных аппаратов. Он выразил также надежду на то, что экраноплан "Спасатель", который находится на стапелях завода "Волга" и готовность которого составляет 95 процентов, в будущем году наконец-то будет достроен.

Источник: "Красный Сормович"

Закрыть окно

Copyrigth © 2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ
az@ic.sci-nnov.ru

Яндекс.Метрика