Нижегородские новости
ноябрь 13, 2000 г.Здесь будет город-сад... но только для инвесторов
Концепция создания Приволжской инвестиционной зоны и строительства в качестве ее делового центра нового города на пустующем левом берегу Волги, напротив Нижегородского кремля и Стрелки, впервые была публично озвучена 6 сентября на Нижегородской ярмарке во время проведения форума "Приволжская перспектива". А ее обсуждение на совещании у главного федерального инспектора Сергея Обозова сразу перевело вопрос в практическую плоскость. Мы побеседовали с одним из авторов этой идеи -- генеральным директором Государственного унитарного предприятия "Региональное агентство содействия инвестициям" (ГУП "РАСИ") Сергеем Крысовым.- В условиях нехватки средств на обновление ветшающей инфраструктуры имеет ли смысл затевать строительство нового города?
- Мы находимся в ситуации, когда огромная масса проблем требует решения. А ресурсов для этого просто нет. Понятно, что нужно привлекать внешние ресурсы. Так давайте создадим условия для их привлечения.
В 1999 году, как показала статистика, иностранные инвестиции составили примерно 70 долларов на одного жителя. По их объему мы занимаем девятое место среди развивающихся стран после Венгрии, Чехии и Румынии. Это недопустимое состояние. Внешние инвестиции на сегодняшний день могут составлять до 90 процентов всего объема инвестиций. Тем более что потенциально Россия -- более привлекательная страна. Нужно только создать соответствующий инвестиционный климат и постоянно заботиться о его улучшении. Идеология инвестиций должна стать предметом государственной политики.
- Что же надо сделать, чтобы создать привлекательный инвестиционный климат?
- Он определяется тремя факторами: во-первых, политической и экономической стабильностью; во-вторых, конкурентоспособностью на мировом рынке инвестиций, которая складывается из стоимости фондов, рабочей силы и льгот, и в-третьих, комфортностью условий, созданных для инвестора. Стоимость фондов у нас занижена, и это плюс. Низкая стоимость рабочей силы -- это тоже плюс. А вот со льготами у нас серьезный промах. Да, у нас приняты законы на федеральном, региональном и местном уровнях, вроде бы льготирующие инвестиционную деятельность. Но трехуровневость бюджета предполагает необходимость получения этих льгот на всех трех уровнях власти. Это означает, что инвестору надо иметь дело с муниципальными властями, властями субъекта федерации и федеральными властями. И на всех трех уровнях законодательство не очень увязано.
- И каким образом создание инвестиционной зоны поможет решить эти проблемы?
- Инвестиционная зона позволит универсализировать систему принятия решений, создать единый орган, который бы давал право всем системам власти - и муниципальной, и субъектов федерации, и федеральной - основания для льготирования инвестиционной деятельности.
- Почему надо вести речь о создании нового города, а не дать статус инвестиционной зоны уже существующему, как это было, например, в Сарове?
- У нового города должен быть федеральный статус - хотя бы потому, что это поможет решить проблему комплексного предоставления льгот. В городе должна быть создана система управления, которая не просто ведает коммунальным хозяйством. В этом городе должны быть учебные центры, которые готовят менеджеров; технологичные производства, которые показывают, какие производства должны быть в России в будущем столетии. Там должны быть рабочие места для менеджеров, развитая банковская система, свой гостиничный комплекс, жилые кварталы и индивидуальные дома.
Если мы не начнем создавать такие островки цивилизации, сценарий развития России окажется пессимистичным.
Источник: "Монитор"
Copyrigth © 2000 Волго-Вятский Инновационный центр ВШ
az@ic.sci-nnov.ru