Нижегородские новости
ноябрь 10, 2002 г.

Москвичи все активнее идут на восток

В торгово-промышленной палате Нижегородской области прошла региональная конференция "Успешный розничный магазин в условиях растущей конкуренции", организованная торговым домом "ВКТ" и Национальной торговой ассоциацией при поддержке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.

Открыл конференцию президент Национальной торговой ассоциации Сергей Лыков. По его словам, сейчас в России активно развиваются и продвигаются в регионы несколько отечественных торговых сетей - "Пятерочка", "Магнит", "Седьмой континент". Бурно развивается торговля в Екатеринбурге, в чем немалая заслуга местных властей, создавших бизнесу благоприятный климат, не в пример большинству регионов. Сергей Лыков также порадовался экономическому кризису в Турции, тормозящему экспансию сети "Рамстор".

Представитель министерства экономики и развития предпринимательства правительства Нижегородской области рассказал участникам конференции об основных тенденциях развития розничной торговли в нашем регионе. Сейчас около 80% оборота приходится на магазины и лишь 20% на рынки, хотя еще пять лет назад соотношение было противоположное. По поступлению налоговых платежей торговля занимает третье место после промышленности и транспорта. Нижегородская область занимает по товарообороту четвертое место в ПФО после Самарской области, Башкортостана и Татарстана.

Директор консалтинговой группы РАО "Консалтинг" (Москва) Александра СлавянскАЯ утверждает, что "в последние полгода Россия пережила "тихую розничную революцию", рынок практически переродился". Это обусловлено отчасти приходом западных торговых сетей ("Метро", "Ашан" и т. д.): московские сети стали активнее развивать бизнес в регионах. В торговый бизнес пришли инвестиции крупных нефтяных, газовых и металлургических компаний. На сегодняшний день собственную розницу, не связанную с основным производством, развивают "Роснефть", "Сибнефть", "ЮКОС", "Синара". К тому же изменилась потребительская среда: за последние годы в России увеличился слой граждан с относительно высокими доходами. Согласно исследованиям спроса, более 75% данной категории покупателей считают неудовлетворительным ассортимент розничной торговли и уровень оказываемых услуг: объем неудовлетворенного спроса в Центральной России оценивается в $ 3 млрд. в год. С ростом доходов покупатели стали требовательнее - теперь они оценивают не только ассортимент, цены и качество продукции, но и дизайн упаковки, оформление магазина, уровень обслуживания. Около 20% потребителей вообще ходят в магазин за положительными эмоциями, чтобы снять стресс. Если год назад покупатель нарывался на грубость продавца в дорогом магазине, он воспринимал это как случайность. Теперь же он считает это просчетом менеджмента и не желает делать покупки в этой торговой точке.

Александра Славянская выделила восемь типов потребителей. Первый охарактеризован как "выживающий". Это наименее доходная группа, основу которой составляют женщины, средний возраст - 66 лет, а уровень дохода - $ 50-80 на человека в месяц. Ее представители плохо относятся к "брендованному" товару, к рекламе, к новшествам, предпочитают товары местных производителей. Таким людям необходимо общение с продавцом, поэтому для них подходит прилавочный тип магазина. Второй тип - "поддерживающие существование". Это чуть более доходная группа ($ 80-$ 120 ), ее основа - женщины 32-36 лет, со средним или средниспециальным образованием, работающие, имеющие детей. Третий тип - "принадлежащие к определенному классу". Средний возраст - 43 года, основа - женщины, часто не работающие, имеющие детей, доход - $120-150. Представительницы этого типа определяют критерии качества товара по его внешнему виду. Так, в Краснодаре женщины не приемлют товар, упакованный в полиэтиленовую пленку, считая его заведомо низкокачественным. Четвертый тип - "подражатели", мужчины 25-30 лет с высшим образованием, стремящиеся изменить свой жизненный статус. Это основные покупатели супермаркетов, предпочитающие "брендованный" товар в красочной упаковке. Пятый тип, "достигшие успеха", - мужчины около 42 лет с высшим образованием и доходом $150-300 в месяц. У них мало времени, они не могут долго блуждать по магазину в поисках необходимого товара, поэтому покупают то, что находится в первом зале, рядом с кассой. Шестой тип, "самоориентированные", представлен мужчинами и женщинаим 18-23 лет с различным уровнем дохода и явной внутренней направленностью выбора товара. Им важно, чтобы субкультура магазина соответствовала системе их ценностей. Седьмой тип - "эмпирики" - женщины около 28 лет, с доходом от $150, неработающие. Они также ориентируются на внутренний выбор, но при этом уделяют значительное внимание новинкам и собственному здоровью. Восьмой тип - "целостные" - работающие мужчины и женщины с доходом от $500 в месяц. Они редко ходят в магазины, зато покупают самые дорогие товары. Чем выше уровень доходов покупателя, тем большее значение для него имеют дисконтные карты, скидки при покупки крупных партий и т. д. Для небогатых покупателей важнее низкая цена и внимание продавца.

Технический директор ООО FIT Владимир Новиков рассказал о возможности выживания "отдельно стоящих" магазинов в конкурентной борьбе с сетевыми. В большинстве сетевых магазинов нет эффективного менеджмента, следовательно, они не могут в полной мере использовать свои конкурентные преимущества, к числу которых относятся низкие закупочные цены и небольшие расходы на управленческий персонал. Также торговые сети практически не используют информационные технологии, а их развитие идет "по экстенсивному пути, и это их слабое место".

Источник: "Закон. Финансы. Налоги"

Закрыть окно

Copyrigth © 2002 Волго-Вятский филиал РГУИТП
az@ic.sci-nnov.ru

Яндекс.Метрика