главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
ноябрь 11, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Председателя РЭК никто не любит

После очередного повышения тарифов на энергоресурсы все хватаются за голову и начинают искать крайнего. А крайним, вернее, крайней в этой ситуации всегда оказывается РЭК. Региональная энергетическая комиссия. Ее председатель Феликс Верховодов. Именно от решений комиссии за его подписью зависит, сколько каждый из нас будет платить за газ, свет и тепло.

Наша справка:
Феликс Геннадьевич Верховодов, 33 года, нижегородец. Свое имя получил в честь легендарного чекиста Феликса Дзержинского, с которым родился в один день -- 9 сентября.
Закончил Горьковский политехнический институт, по образованию инженер-электрофизик.
Работал научным сотрудником в Институте прикладной физики РАН.
В 1990 году стал заместителем директора по экономическим вопросам в крупном строительном тресте.
Позже возглавил строительное предприятие "Волгостальконструкция".
Два года работал управляющим Нижегородским филиалом Русского национального банка. После того как филиал был ликвидирован, вернулся на прежнее место работы.
С июня 1998 года -- председатель региональной энергетической комиссии Нижегородской области (РЭК).
Увлечения -- спорт, бильярд. Любит строить свою дачу, занимается этим уже добрый десяток лет.
Женат, имеет сына.

-- Феликс Геннадьевич, до недавнего времени аббревиатура РЭК была мало кому известна. Когда появилась ваша структура?

-- Региональная энергетическая комиссия была всегда. Правда, раньше она существовала несколько в иной форме, чем сейчас. До появления Верховодова и до появления нас, как органа исполнительной власти, это было некое общественное вече с большим скоплением народа. Собирались руководители кремлевских департаментов, представители крупных промышленных предприятий и путем открытого голосования пытались принимать какие-то решения. Когда по приглашению губернатора я пришел на эту должность, то застал отголоски той кухни. На мой взгляд, эта практика была порочной: слишком много эмоций, каждый преследует свои интересы, грамотного экономического анализа нет, и как итог -- вопросы ценообразования решались излишне поверхностно.

-- Теперь РЭК все свои решения принимает в одиночку?

-- На сегодняшний день никакого согласования не требуется, мы в состоянии самостоятельно принимать решения. Но у нас есть определенные критерии и права. Как правило, мы согласовываем свои действия с заинтересованными организациями, департаментами областной администрации, с профсоюзами, депутатами Законодательного собрания.

-- А с ФЭК? Разве вы не подчиняетесь Федеральной энергетической комиссии?

-- Нет, у нас есть четкое разграничение полномочий. ФЭК в нашу епархию не вмешивается. Хотя утверждение на эту должность я проходил как через ОЗС, так и через заседание правления Федеральной энергетической комиссии.

-- Ну хорошо. Итак, вы занимаетесь тарифообразованием...

-- Это неправильно. Региональная энергетическая комиссия занимается государственным регулированием деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе Нижегородской области. Когда у вас в квартире есть одна газовая труба и принадлежит она "Нижегородоблгазу" (НОГ), и больше никому, вы, хотите или не хотите, обязаны покупать природный газ у него. Аналогичная ситуация с электроэнергией: хотите или нет, но обязаны покупать ее у "Нижновэнерго". Вот это и есть естественные монополии. Тарифообразование -- один из способов государственного регулирования их деятельности. Вот все шумят о тарифах, но мало кто представляет, что кроме себестоимости, в которую входят зарплата, топливо, прочие составляющие, тарифы включают в себя определенный объем инвестиций, которые сегодня энергоснабжающая или газораспределительная организации должны вложить, чтобы развивать свои системы. И только после анализа всех этих статей РЭК принимает решения, обязательные для исполнения организациями, включенными в реестр субъектов естественных монополий.

-- Вот оно как. Но есть еще антимонопольный комитет, областной департамент цен, департамент промышленности, которые также вращаются в этой сфере. Как разделены ваши полномочия?

-- Нижегородское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике действует на базе антимонопольного законодательства, в их поле зрения попадают в основном рыночные монополисты. Это люди, фирмы, которые владеют приличным сектором рынка. Например, "Нижегороднефтепродукт", которому принадлежат 140 АЗС, а 230 -- всем остальным. И поэтому его надо контролировать. Плюс есть определенная идеология развития рыночных отношений. Это все задачи антимонопольного комитета, и с деятельностью региональной энергетической комиссии они не соприкасаются.

-- Тогда почему председатель антимонопольного комитета Геннадий Гудков не раз публично высказывал недовольство политикой РЭК, а вас даже обвинял в том, что вы лоббируете интересы отдельных естественных монополистов, как-то: "Нижновэнерго", "Межрегионгаз"?

-- Мы с Геннадием Николаевичем имеем нормальные человеческие отношения. Другое дело, что раз уж мы пришли на государственную службу, то обязаны высказывать свою точку зрения. И эти точки зрения не всегда совпадают. Да, я слышал неоднократно, что я как бы ангажирован рядом естественных монополистов. Но так не бывает, чтобы один человек был ангажирован всем топливно-энергетическим комплексом области! На все эти выпады я говорю: РЭК занимает определенное место в структуре администрации Нижегородской области и отвечает за определенные вопросы государственного регулирования естественных монополий в ТЭК. У нас есть свои законодательно подтвержденные полномочия, которые позволяют нам не просто влиять, но и наказывать за неисполнение наших решений. И тогда, как это обычно бывает у номенклатурных работников, осуществлявших эти функции до нашего появления, начинаются выяснения отношений, рождаются сплетни.

-- То есть антимонопольный комитет без оснований полагает, что вы ущемляете права "Нижегородоблгаза"?

-- Он считает, что цены на природный газ мы подняли с опозданием и не так высоко, как это хотелось бы руководителю "Нижегородоблгаза" Карманову. Но на то есть реальный экономический расчет, и именно на основании его мы приняли оптимальное, с нашей точки зрения, решение. И я повторяю: вмешиваться в наши полномочия -- что касается регулирования цен на газ, на электрическую и тепловую энергию -- непозволительно никому. Наша задача -- это соблюдение баланса интересов производителей и потребителей энергоресурсов. Мы пытаемся его найти. Старушка, только что звонившая, недовольна, что цены на газ слишком высокие, -- Карманов недоволен, что слишком низкие.

-- А где же золотая середина?

-- А золотая середина -- это реальная экономическая ситуация. Сегодня уровень рентабельности Облгаза -- 19 процентов, есть определенный объем балансовой прибыли, которого хватает на проведение всех плановых мероприятий по подготовке к зиме, по приобретению топлива, по выплате заработной платы, по капитальному строительству. Все это с нами согласовано, и в конце года мы с "Нижегородоблгаза" спросим, потому что эта структура попадает в область четкого государственного регулирования.

-- Феликс Геннадьевич, а говорят, что ваша воинствующая позиция в отношении "Нижегородоблгаза" основана на личной неприязни к главному газовщику области г-ну Карманову. Или, может быть, на личных интересах?

-- Ни то и ни другое. Мы просто уже год анализируем реальную работу Облгаза, и я вам заявляю официально: то, как развивается предприятие, и итоги его экономической деятельности могли бы быть существенно лучше. Любой здравый человек может увидеть, что там дебиторская задолженность в сотни миллионов, общий объем платежей по итогам 1999 года -- десять процентов, то есть столько он заплатил от того газа, который потребляет, причем у них "живыми" деньгами -- только 1,5 процента. Отчасти благодаря такой позиции нашей крупнейшей газораспределительной организации область получила ограничение лимитов по газу, и пострадали, по сути, промышленные предприятия. Не секрет, что систематически обращаются с жалобами на перебои с поставками сжиженного газа. Не выполняются некоторые решения правления РЭК и постановления губернатора. У нас есть федеральный закон об инвалидах, где черным по белому прописано предоставление льгот по оплате за газ, а этот человек издает приказ: не исполнять федеральный закон. И почему РЭК должна с этим мириться?

-- Главного энергетика области г-на Санникова вы тоже не любите?

-- Знаете, я не претендую на любовь. Да, у нас непростые отношения с "Нижновэнерго", но меня устраивает положение дел с этим предприятием. Оно четко выполняет плановое задание РАО "ЕС", оно собирает реальными денежными средствами уже до 30 процентов, у него сокращается дебиторская задолженность. Да, у нас есть с ними проблемы -- в частности, по стоимости топлива, по объемам планируемого капитального строительства и реконструкции и по программе нормализации учета реализуемых энергоресурсов, -- но они четко выполняют все наши решения и в этом плане являются добропорядочным предприятием, в отличие от "Нижегородоблгаза".

-- Но вы ведь не будете отрицать, что "Нижегородоблгаз" находился в тяжелых экономических условиях, когда был допущен перекос между оптовой и розничной ценой на природный газ? Не РЭК ли в этом виновата?

-- Мы провели очень подробный экономический анализ состояния как "Нижегородоблгаза", так и "Нижновэнерго". Да, отчасти вина предыдущей РЭК была в том, что они вовремя не откорректировали цены по природному газу. Повторю: отчасти, потому что там было и много других причин. Для того чтобы этот дисбаланс понять и ликвидировать, нам потребовалось полгода работы. У меня принципы немного другие. В то, что говорят руководители курируемых нами организаций, я верю не сразу. Поэтому на предприятие едут мои люди, проверяют бухгалтерскую документацию, смотрят договоры, делают нормальный экономический отчет, и только после этого мы принимаем решения. Вы должны понимать, что для того, чтобы проверить таких монстров, как "Нижновэнерго", "Нижегородоблгаз", двух недель не хватит. В июле прошлого года мы начали проверку, она длилась полгода, сделали выводы и увязали повышение тарифов с 1 апреля, когда были увеличены пенсии и зарплаты бюджетников. Социальный фактор для нас тоже очень важен.

-- После апрельского повышения тарифов РЭК впала в немилость депутатов Законодательного собрания: народные избранники обвинили вас в том, что это решение не было согласовано с представительным органом власти. Это имело место быть?

-- Любые тарифы, включая апрельские, прошли слушания и обсуждения практически во всех комитетах ОЗС. Был высказан ряд замечаний, которые мы учли на 98 процентов. У нас есть официальные письма от комитетов по социальной политике, по промышленности, по бюджету, что надо учесть то-то, то-то и то-то. И мы дали официальные ответы. Просто дело в том, что тарифы, особенно для населения, -- вещь очень интересная, и в руках политиков она становится определенным инструментом.

-- Повысив осенью тарифы на тепло- и электроэнергию для предприятий и на газ для населения, вы подчеркивали, что это вынужденная мера. Кто или что вас вынудило?

-- Цены на энергоресурсы и изменение порядка платежей. Тарифы на тепло- и электроэнергию для промышленных предприятий не пересматривались с февраля 1998 года. И если тогда в тариф была заложена цена мазута в 642 рубля за тонну, то сейчас отпускная цена на "НОРСИ" превышает 1400 рублей за тонну. Есть разница? И потом, изменились условия оплаты топлива. Если раньше мазут давали вперед и с отсрочкой платежа на приличный срок, то теперь ситуация по углеводородному сырью такая: утром -- деньги, вечером -- стулья.

-- В свое время РЭК сделала послабление по тарифам для предприятий нефтехимического комплекса. Сейчас эти льготы отменены. В связи с чем?

-- На последних совещаниях декларируется приличный рост дзержинской нефтехимии. Я не претендую на какую-то исключительную роль, но считаю, что одним из слагаемых этого роста явилось и то, что она получила запас прочности с точки зрения цены на энергоресурсы. С 1 октября льготы отменены, потому что, во-первых, сегодня размер этой квоты крайне ограничен, а во-вторых, в моем понимании эти предприятия вышли на более или менее стабильный уровень работы. Конечно, они хотели бы иметь это послабление и дальше, но во всем должны быть разумные границы.

-- Как скоро нам ждать очередного повышения тарифов?

-- На основании законов принимаемые тарифы действуют как минимум три месяца. За это время может много чего измениться. Например, никто не планировал такого скачка экспортной цены на сжиженный газ. Это, кстати, является одной из причин его дефицита внутри страны, что не миновало и Нижегородскую область. Но есть закон, и РЭК не вправе сегодня откорректировать цены быстрее, чем через три месяца.

-- А доживем ли мы когда-нибудь до того времени, когда РЭК будет пересматривать тарифы в сторону понижения?

-- Думаю, это случится быстрее, чем вам кажется. Обратите внимание: сегодня искусственно спровоцирован рост цен на мазут. Насколько я знаю, на правительственном уровне принят ряд решений об ограничении экспорта сырья. Это значит, что большее количество нефтепродуктов будет оставаться внутри страны, следовательно, появится конкуренция в плане их реализации, и цены начнут падать. Если цены на мазут отойдут назад, соответственно мы откорректируем тарифы на электроэнергию.

-- Не так давно губернатор заявил, что его не устраивает положение дел в областном топливно-энергетическом комплексе: мол, нет там составляющей развития. Буквально полчаса назад вы били себя кулаком в грудь, что вы отвечаете за определенное развитие ТЭКа. Выходит, это упрек и в ваш адрес?

-- Губернатор упрекнул меня в том, что мы не занимаемся привлечением инвестиций в отрасль. Да, в тарифе заложена инвестиционная составляющая. Но мы должны понимать: для того чтобы она была в том объеме, в каком необходима "Нижновэнерго" или "Нижегородоблгазу", надо поднимать тарифы. Потянут наши предприятия этот тариф или не потянут, я не знаю. Я говорю: нет вопросов, все может и должно развиваться, но мы должны прийти к тому, когда эта инвестиционная составляющая будет посильной для наших предприятий. Сегодня она непосильна.

Что касается внешних инвестиций -- тут тоже есть проблемы. Мы разговаривали с теми же немцами и французами -- они предлагают зафиксировать в тарифах определенную валютную составляющую. Можно, но тогда в зависимости от роста курса доллара будут меняться наши тарифы. И РЭК, отвечающая за размер ваших личных платежей, не готова пойти на это.

-- Феликс Геннадьевич, губернатор вами недоволен, естественные монополии не любят, соседние департаменты в кремле и антимонопольный комитет косо смотрят в вашу сторону. Я уж не говорю о населении и промышленниках, которые вас просто ругают по матушке. Как вам работается в обстановке всеобщей нелюбви?

-- Я привык, хотя и испытываю некоторый комплекс по этому поводу. Но, по крайней мере, меня никто не упрекнет в том, что я отстаиваю чьи-то конкретные интересы, потому что меня не любят ни одни, ни другие, ни третьи. Когда я сюда шел работать, понимал, что меня ждет, и был к этому готов.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика