главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
декабрь 09, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Время "Барракуды" не прошло

ЦКБ "Лазурит", а это одно из трех российских центральных конструкторских бюро, занимающихся проектированием и обслуживанием эксплуатации подводных лодок, нынче не балует себя большими праздниками. Ему, как и другим оборонным предприятиям, не до них. И все же на сей раз без праздника было не обойтись. На него ЦКБ собрало в своих стенах не только ветеранов-конструкторов, но и представителей различных нижегородских НИИ, военных заводов, в том числе, естественно, и "Красного Сормова". Отмечали в ЦКБ две самые крупные даты.

Ровно 40 лет назад в "Лазурите" был разработан 633-й проект подводной субмаримы, при создании который впервые была применена особая высокопрочная легированная сталь. Подводная лодка была оснащена самыми современными системами и механизмами, что позволяло ей в несколько раз увеличить скорость движения, в 1,5 раза - глубину погружения и в 1,6 раза - дальность плавания. А главное - вдвое увеличилась глубина, с которой можно было наносить удары торпедами не только по кораблям, но и по базам. Тогда, без преувеличения, эта подводная субмарина считалась шедевром кораблестроения, самой передовой в своем классе. Недаром на нее положил глаз флот Китая, Сирии, Египта...

Даже спустя десятилетия семь государств сочли за честь пополнить свой военный флот этими типами подводных кораблей.

Второй уникальной подводной лодкой разработчики, судостроители и военные моряки считают знаменитую титановую "Барракуду". 15 лет назад был подписан акт о ее сдаче. В "Лазурите" ветераны хранят в памяти все, что связано с грозной субмариной. Главный конструктор Владимир Иноземцев вспоминает:

- Прошло пятнадцать лет, но этот день, 6 марта 1984 года, помнится, будто был вчера. Впервые корабль, в который был вложен труд и талант тысяч специалистов и рабочих, мягко разрезая воду Баренцова моря, шел своим ходом. Впервые судно, созданное умом и руками людей, стало как будто живым. Все механизмы работали, корабль вышел в море, где ему долгие годы предстояло нести службу на благо нашей Родины. А потом были многочисленные выходы в море на заводские и государственные испытания. За время испытаний подводная лодка совершила кругосветное путешествие. Такое не забывается.

Генеральный конструктор "Лазурита", Герой Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ Николай Иосифович Кваша половину своих лавров отдает специалистам "Красного Сормова", которые блестяще справились со всеми задачами. Не буду перечислять самые новейшие технологии, которые впервые обкатывались на строительстве "Барракуды", их не счесть. Одной из них - сваркой титана - американцы не овладели до сих пор. Пока "Барракуда" остаётся самым грозным оружием в мире. Равных ей не было и нет. Ее электромагнитное поле в несколько раз меньше, чем, например, на самой лучшей американской подводной лодке "Лос-Анджелес", больше глубина погружения, лучше акустика, меньше шумность (кстати, для её уменьшения на корабле было установлено 700 т. резины). В любой момент корабль мог нанести разящий удар с морских глубин. А предугадать, откуда он возникнет, очень трудно, подводная лодка постоянно меняла свои координаты.

Казалось бы, за "Барракудами" будущее, кому как не этим типам подводных кораблей нынче стоять на страже наших морских границ. К сожалению, на деле получается совсем иначе. По словам Николая Иосифовича сегодня в стране делается все, чтобы нарушить отработанную прежде "титановую цепочку". Куплены на корню заводы, некогда занимавшиеся производством сырья. Причем контрольными пакетами акций владеют иностранные фирмы. А уж они вряд ли заинтересованы в том, чтобы Россия обладала самым грозным оружием в мире. Нет денег не только на строительство новых кораблей, но даже на ремонт старых, еще вполне пригодных для эксплуатации. Неудивительно, если к 2025 году наша страна вообще останется без подводных лодок.

Вспомнили на торжествах и проект еще одной новой торпедной лодки, который отличался более мощными энергетическими и дизельными установками. Специалисты утверждали, что она дала бы фору американским аналогам. Но и этот проект был зарублен.

Но, пожалуй, самой большой бедой и на заводах, и в самом ЦКБ считают кадровую проблему. Ha "Красном Сормове", например, не осталось сварщиков титана. Говорят, что в кабинете генерального директора завода Николая Жаркова висит календарь, в котором черным фломастером заштриховано число, когда с предприятия ушел последний мастер-сварщик по титану. Кстати, в Германии после войны делали все, чтобы сохранить своих профессионалов. Мы же расстаемся с ними! Правда, в "Лазурите" стараются сохранять свой потенциал. Доказательство тому - выставка макетов судов, которыми занимается ЦКБ нынче. Тут и первый в мире спасательный подводный аппарат, который был построен на том же "Красном Сормове", и модель опытной научно-исследовательской лаборатории "Бентос-300", и целый подводный город по добыче газа с шельфа Северного Ледовитого океана. Кстати, последними разработками заинтересовались американцы. Сейчас для них ЦКБ проектирует корабль для подводного бурения. Но по-прежнему главным заказчиком остается "Газпром", для которого "Лазурит" разрабатывает новые электростанции... И все же хочется вернуться к подводным лодкам, к "Барракуде".

- Можно ли сказать, что "Лазурит" идет правильным путем?

- Вот тут нам не в чем себя упрекнуть, - говорит Н.И.Кваша. - И "Барракуда" тому доказательство, тут мы обогнали американцев. Наше ЦКБ не проиграло ни одного конкурса. А это свидетельствует о том, что мы шли правильным путем. По-прежнему наш корабль остается одним из лучших, но я боюсь, что со временем мы останемся без рабочего потенциала, а значит, и без флота...

...Как военный моряк могу заверить, что иностранным вооруженным силам с нашим флотом мы можем дать достойный отпор, - считает капитан I ранга А.Щурыгин. - Вот только хотелось бы, чтобы правительство выделяло нам больше денег на ремонт кораблей. Большая часть титановых подводных лодок сейчас находится в строю, лишь головной корабль на заводе ждет ремонта. Мы сейчас вместе с "Лазуритом" боремся за то, чтобы лодка была модернизирована и снова вышла в море. Вообще я считаю, что утилизировать надо старые, отслужившие свой срок стальные субмарины, а не те, которым можно дать вторую жизнь.

У нас сейчас служит много нижегородцев. Молодые моряки успели полюбить свой корабль и гордятся им. А вооружение у нас остается на самом высоком уровне, поэтому нужно немало знаний, чтобы овладеть им. Я считаю, что наш военный флот хоронить пока еще рано...

Источник: "Нижегородские новости"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика