Введение
В настоящее время на всех уровнях государственного, муниципального и внутрифирменного управления все большее внимание уделяется инновационному развитию предприятий, поскольку по результатам мировой практики до 30% прироста ВВП обеспечивается именно научно-техническим развитием. Ключевым элементом современной государственной политики России является развитие инновационной деятельности предприятий страны. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. переход экономики страны на инновационную социально-ориентированную модель развития является единственным способом достижения мирового уровня конкурентоспособности.
Россия является одним из лидеров в следующих направлениях: разработка катализаторов, каталитических мембран, новых конструкционных материалов; создание светодиодов и новых источников света на их основе, технологического и диагностического оборудования, биочипов для экспресс-анализа и диагностики опасных инфекций и заболеваний.
К приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники относятся: информационно-телекоммуникационные системы, энергетика и энергосбережение, развитие нанотехнологий, рациональное природопользование, живые системы, безопасность и противодействие терроризму, перспективные вооружения, военная и спецтехника, транспортные системы [1].
Материал и методы
Для анализа инновационной активности организаций РФ использовались данные Федеральной службы государственной статистики относительно числа организаций, осуществлявших инновационную деятельность в РФ за период 2010 - 2016 гг. [2]. Для обработки результатов и построения прогнозных значений показателей использовались инструменты программы Microsoft Excel. Расчет средних показателей и показателя среднего квадратического отклонения проводился по следующим формулам:
,
где - средняя арифметическая;
x - значения величин, для которых необходимо рассчитать среднее значение;
n - число единиц в изучаемой совокупности.
,
где - среднее квадратическое отклонение.
Результаты и обсуждение.
На основе имеющихся данных были исследованы тенденции и построен прогноз инновационной активности предприятий РФ до 2019 г. Прогнозные значения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Прогноз инновационной активности организаций РФ до 2019 г.
Год |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе организаций в РФ, % |
2010 |
9,5 |
2011 |
10,4 |
2012 |
10,3 |
2013 |
10,1 |
2014 |
9,9 |
2015 |
9,3 |
2016 |
8,4 |
2017 (прогноз) |
8,9 |
2018(прогноз) |
8,6 |
2019(прогноз) |
8,4 |
Для наглядного отображения тенденций инновационного развития страны построена диаграмма, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 - Прогноз инновационной активности организаций РФ до 2019 г.
Согласно полученному прогнозу, доля инновационно-активных предприятий РФ в 2019 г. не изменится по сравнению с 2016 г. и составит 8,4 %. Полученный прогноз подтверждает стабильность инновационного развития РФ.
Имеющиеся данные по округам представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций по округам РФ в 2016 г. (ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО - Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ)
Из рисунка 2 видно, что по уровню инновационной активности предприятий в 2016 г. лидирующее положение занимал Центральный федеральный округ (далее ЦФО). ПФО занял второе место с незначительным отставанием (0,9 % в абсолютном выражении). Прогноз инновационной активности предприятий ПФО до 2019 г. представлен в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2 - Прогноз инновационной активности организаций ПФО до 2019 г.
Год |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе организаций ПФО, % |
2010 |
12,3 |
2011 |
12,7 |
2012 |
11,9 |
2013 |
11,7 |
2014 |
11,4 |
2015 |
10,6 |
2016 |
9,4 |
2017 (прогноз) |
9,5 |
2018(прогноз) |
9,0 |
2019(прогноз) |
8,6 |
Рисунок 3 - Прогноз инновационной активности организаций ПФО до 2019 г.
Согласно полученному прогнозу доля инновационно-активных предприятий ПФО уменьшится в 2019 г. на 0,8 % по сравнению с 2016 г. и составит 8,6 %.
На основе данных Федеральной службы государственной статистики, с использованием метода средних величин произведена группировка регионов РФ на регионы с низким, средним, высоким удельным весом организаций, осуществлявших инновационную деятельность в 2016 г. Результаты группировки представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Группировка регионов РФ в зависимости от удельного веса организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций в 2016 г.
Большее число регионов входят в группу со средним удельным весом организаций, осуществлявших инновационную деятельность.
Худшее положение по показателю инновационной активности занимают Республика Ингушетия и Чеченская Республика.
Лидирующие позиции принадлежат Чувашской Республике (24,5 %), Республике Татарстан (21,3 %), Пензенской области (20,1 %), Липецкой области (19,2 %), г. Москве (16,1 %), г. Санкт-Петербургу (14,8 %), Белгородской области (14,1 %), Республики Мордовии (13,4 %), Тюменской области (12,9 %), Нижегородской области (12,8 %), Камчатскому краю (12,7 %), Алтайскому краю (12,4 %), Рязанской области (12,3 %).
Нижегородская область традиционно входит в группу с высоким уровнем инновационной активности предприятий [3]. Прогноз инновационной активности предприятий Нижегородской области до 2019 г. представлен в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4 - Прогноз инновационной активности организаций Нижегородской области до 2019 г.
Год |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе организаций Нижегородской области, % |
2010 |
17,7 |
2011 |
17,7 |
2012 |
14,7 |
2013 |
15,4 |
2014 |
14,3 |
2015 |
13,5 |
2016 |
12,8 |
2017 (прогноз) |
11,8 |
2018(прогноз) |
11,0 |
2019(прогноз) |
10,1 |
Рисунок 4 - Прогноз инновационной активности организаций Нижегородской области до 2019 г.
Согласно имеющейся информации о числе организаций, осуществлявших инновационную деятельность в Нижегородской области, доля инновационно-активных организаций области в 2019 г. уменьшится до 10,1 %, что на 2,7 % меньше уровня 2016 г.
Наиболее значимыми документами, направленными на поддержку инновационной деятельности Нижегородской области, являются: «Cтратегия развития Нижегородской области до 2020 года», Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области». В Cтратегии развития Нижегородской области до 2020 г. приведены три группы отраслевых приоритетов [4].
Первая группа: информационные технологии; научно-образовательный комплекс, новая экономика; автомобилестроение; приборостроение; пищевая, радиоэлектронная, химико-фармацевтическая промышленность.
Вторая группа: топливная, химическая, нефтехимическая, стекольная промышленность; туризм; черная металлургия; авиастроение.
Третья группа: медицинская, целлюлозно-бумажная, легкая промышленность; лесопромышленный комплекс; сельское хозяйство; промышленность строительных материалов; судостроение.
В соответствии с законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» инновационные предприятия имеют право на: получение налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, преимущественного права на выкуп государственной доли области в объекте недвижимости, льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности области; предоставление государственных гарантий в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности; установление минимальных ставок арендной платы при аренде земельных участков на территории области; частичное финансирование из государственных источников [5].
Выводы
На основании данных Федеральной службы государственной статистики относительно числа организаций, осуществлявших инновационную деятельность за период 2010 – 2016 гг. были исследованы тенденции и построены прогнозы инновационной активности организаций страны до 2019 г. Исследование показало достаточно устойчивое инновационное развитие РФ. Колебания показателей незначительные. В статье также рассмотрен уровень инновационной активности федеральных округов. Лидирующее положение в 2016 г. занимал Центральный федеральный округ. Значительный вклад внесли Липецкая область и г. Москва. Второе место в списке занял Приволжский федеральный округ, традиционно являющийся одним из лучших по уровню инновационного развития. Согласно построенному прогнозу значение исследуемого показателя по ПФО уменьшится незначительно относительно уровня 2016 г. С использованием метода средних величин регионы РФ были разделены на три группы: регионы с низким, средним, высоким удельным весом организаций, осуществлявших инновационную деятельность в 2016 г. Нижегородская область вошла в третью группу. Согласно построенному прогнозу к 2019 г. инновационная активность предприятий области также снизится незначительно. Полученные результаты исследования говорят о стабильности инновационного развития страны.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления