Введение
Оплата труда напрямую влияет на привлекательность той или иной профессии. В спорте, как и в других отраслях, зависящих от размеров бюджетного финансирования, заработные платы тренерского персонала, спортсменов-инструкторов, методического и медицинского персонала зависят от объемов выделенных средств для финансирования расходов спортивных организаций. Основными видами спортивных организаций в России, занимающихся подготовкой спортсменов различного уровня являются: Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР/СДЮСШОР), Училища олимпийского резерва (УОР), Центры спортивной подготовки (ЦСП), а с 2016 г. стали выделять в отдельные категории Спортивные школы (СШ), Спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и Центры олимпийской подготовки спортсменов (ЦОП).
Выделение дополнительных видов спортивных организаций, занимающихся подготовкой спортсменов, говорит о том, что в последние годы улучшилось состояние массового спорта и стало уделяться больше внимания развитию профессионального спорта. Известно также, что качество подготовки спортивных тренеров с каждым годом растет, проявляясь в росте числа тренеров с высшим образованием и имеющих научную степень, что, безусловно, важно для подготовки спортсменов, поскольку от квалификации тренера зависит как раскрытие потенциала спортсмена, так и состояние его здоровья.
Было бы логичным, если бы ключевым стимулом для развития тренеров как профессионалов был уровень заработной платы, и чем выше квалификация тренерских кадров, тем выше должен быть уровень оплаты труда. Поскольку градация спортивно-подготовительных организаций по качеству подготовки спортсменов предполагает, что, например, в ДЮСШ и СДЮСШОР или в УОР и ЦОП должны работать тренерские кадры разной квалификации. Учитывая это важно анализировать, как изменялся уровень оплаты труда тренеров в период 2014-2016 гг., а также проводить сравнение между размером оплаты труда тренеров и спортсменов-инструкторов при участии в соревнованиях и тренировочных сборах.
Материал и методы
Работа написана с использованием статистической информации, представленной на сайте Министерства спорта Российской Федерации [1], анализ данных производился с помощью статистико-экономических и аналитических методов [2].
Результаты и обсуждение
О необходимости развития массового спорта в Российской Федерации на правительственном уровне задумались в начале 2000-х годов, когда началось устойчивое ухудшение результатов в спорте высших достижений [3, 4]. После чего была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [5], действие которой привело к увеличению доли населения, систематически занимающегося спортом с 12,5% до 31,7%, к модернизации и увеличению числа спортивных сооружений [6], что положительно сказалось на изменении численности тренерского состава, поскольку потребность в квалифицированных спортивных кадрах возросла.
Ряд ученых посвятили свои работы вопросам оплаты труда персонала, занятого в спортивной отрасли [7-10] и спортивных тренеров [11-13], в том числе со стороны правового регулирования [14], сходясь в едином мнении о несовершенстве системы оплаты труда спортивных кадров и предлагая привязать размеры оплаты труда тренеров к результативности тренируемых спортсменов на соревнованиях, а также изменить методику начисления заработных плат спортивным тренерам [15].
Как известно, в бюджетной сфере на формирование оплаты труда влияет размер выделенных средств из бюджетов различных уровней на осуществление бюджетными организациями своей деятельности, в данном случае спортивной. Причем, привлечение финансовых средств из внебюджетных источников в России пока слабо распространено. Как отмечают некоторые ученые, финансирования, выделяемого на развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, недостаточно [16-21]. При этом следует заметить, что эти объемы больше объемов, выделяемых до начала активных действий со стороны российского правительства, направленных на популяризацию массового спорта и формирование конкурентоспособного олимпийского резерва, т.е. после принятия Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [22].
В России действуют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку, при этом размеры среднемесячной оплаты труда тренерского персонала по видам организаций весьма значительно отличаются. В динамике за 2014-2016 гг. отмечается снижение численности спортивных тренеров по организациям, осуществляющим спортивную подготовку (таблица 1), хотя в целом по стране присутствует рост числа спортивных кадров. Минимальным среди всех видов спортивных организаций является уровень оплат труда спортивных тренеров в ДЮСШ и в динамике развивается тенденция к ее дальнейшему снижению. В то же время оплата труда спортивных тренеров в СДЮШОР выросла на 40%, и по всем остальным видам организаций наблюдается положительная динамика развития заработных плат.
Таблица 1 – Размер заработной платы тренеров по видам организаций, осуществляющих спортивную деятельность за 2014 -2016 гг.
Виды организаций |
Численность тренеров, чел. |
Расходы на заработную плату, тыс. руб. |
Средний уровень ежемесячной заработной платы, руб. |
Отношение заработной платы к минимальной среди организаций |
2014 г. |
||||
ДЮСШ |
67460 |
16167727 |
19972 |
1,0 |
СДЮШОР |
25559 |
9914909 |
32327 |
1,6 |
УОР |
1143 |
472911 |
34479 |
1,7 |
ЦСП |
3629 |
1373466 |
31539 |
1,6 |
2015 г. |
||||
ДЮСШ |
73797 |
15852865 |
17901 |
1,0 |
СДЮШОР |
16774 |
9955087 |
49457 |
2,8 |
УОР |
1180 |
495244 |
34975 |
2,0 |
ЦСП |
3585 |
1488478 |
34600 |
1,9 |
2016 г. |
||||
ДЮСШ |
65688 |
14704334 |
18654 |
1,0 |
СДЮСШОР |
12090 |
6585739 |
45394 |
2,4 |
УОР |
1133 |
525373 |
38642 |
2,1 |
ЦСП |
2919 |
1126828 |
32169 |
1,7 |
СШ |
5555 |
1409559 |
21145 |
1,1 |
СШОР |
4840 |
3316000 |
57094 |
3,1 |
ЦОП |
204 |
64662 |
26414 |
1,4 |
Источник: рассчитано автором на основе данных Министерства спорта РФ [1]
В 2016 г. были выделены дополнительные виды спортивных организаций, и, согласно данным таблицы 1, самые высокие заработные платы тренеров зафиксированы в СШОР. Они превышают уровень ДЮСШ в 3,1 раза, хотя в 2015 г. максимальное превышение было зафиксировано в СДЮШОР, очевидно, из которого и были отделены СШОР, снизив в 2016 г. уровень средних заработных плат в СДЮШОР на 4 тыс. рублей. Средний уровень заработной платы по стране составил в 2014 г. 32495 руб., в 2015 г. – 34030 руб., в 2016 г. – 36709 руб. [23]. В ДЮСШ, СШ и ЦОП уровень заработной платы спортивных тренеров гораздо ниже, чем средний по стране. Это может негативно отражаться на привлекательности труда в этих видах спортивных организациях, а также снижать уровень квалификации тренеров ввиду отсутствия стимула к профессиональному росту.
Спортивные тренеры и спортсмены-инструкторы, участвуя в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах, также получают оплату своего труда. Причем, уровень оплаты труда спортсменов-инструкторов превышает уровень оплаты труда спортивных тренеров (рисунок 1). В 2014 г. только в ДЮСШ анализируемое соотношение было ниже, во всех остальных годах и видах спортивных организаций соотношение было в пользу заработных плат спортсменов-инструкторов.
Источник: составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [1]
Рисунок 1 – Превышение уровня оплаты труда спортсменов-инструкторов над уровнем оплаты труда спортивных тренеров за участие в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах по видам спортивных организаций, 2014-2016 гг.
В 2014 г. максимальный разрыв в оплате труда был между спортсменами-инструкторами и тренерами в УОР, а в 2016 г. в ЦОП. В связи со сложившейся тенденцией по формированию оплаты труда в момент участия в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах, очевидно преимущественное положение спортсменов-инструкторов, что опять же делает труд спортивных тренеров менее выгодным с экономической точки зрения.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что в России действуют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку, при этом размеры среднемесячной оплаты труда тренерского персонала по видам организаций значительно различаются. Наименее выгодно трудиться на должности спортивного тренера в ДЮСШ и СШ, поскольку уровень оплаты труда здесь гораздо ниже не только среднего по стране, но и внутри между видами спортивных организаций. Выгоднее всего работать в СДЮШОР/СДЮСШОР И СШОР, поскольку в этих организациях уровень средней месячной заработной платы спортивных тренеров самый высокий. Более того, этот уровень выше, чем в среднем уровень заработной платы по стране. Также было установлено, что в момент участия в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах труд тренеров и спортсменов-инструкторов оплачивается не равнозначно со значительным преимуществом в пользу спортсменов-инструкторов.
Согласно результатам исследования труд спортивных тренеров, особенно в ДЮСШ, является низкооплачиваемым. Это негативно отражается на престижности профессии, вызывая отток высококвалифицированных кадров из этого вида спортивных организаций, хотя работа с детьми и юношами (потенциальными резервом профессионального спорта) очень важна, потому что влияет не только на воспитание будущих профессиональных спортсменов, но и определяет приверженность поколения к здоровому образу жизни. Сложившаяся ситуация в оплате труда спортивных тренеров нуждается в корректировке с ориентацией на современные социально-экономические условия, чтобы не допустить дальнейшей кадровой деградации и не привести к ухудшению достигнутых в рамках действия Федеральных целевых программ результатов в развитии массового спорта.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления