INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Анализ заработных плат спортивных тренеров в различных по видам организациях

The analysis of sports coaches wages in different types of organization



УДК 338.49:796

21.03.18 6:49
2440

Выходные сведения: Ширков Ю.А. Анализ заработных плат спортивных тренеров в различных по видам организациях // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-zarabotnykh-plat-sportivnykh/

Авторы:
Ширков Ю.А. 1
1 преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия, buzuluk315588@gmail.ru

Authors:
Shirkov Y.A. 1
1 lecturer of department of physical education, Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation , buzuluk315588@gmail.ru

Ключевые слова: физическая культура и спорт, финансирование, тренерский состав, оплата труда

Keyword: physical culture and sport, financing, coaching staff, wages

Аннотация: В статье проводится анализ заработных плат спортивных тренеров по видам спортивных организаций, которых в Российской Федерации достаточно много: Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), Специали-зированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР/СДЮСШОР), Училища олимпийского резерва (УОР), Центры спортивной подготовки (ЦСП), Спортивные школы (СШ), Спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и Центры олимпийской подготовки спортсменов (ЦОП). В ходе исследования было установлено, что наименьший уровень заработных плат среди анализируемых видов спортивных организаций зафиксирован в ДЮСШ, причем, этот уровень ниже, чем в среднем по стране в анализируемом периоде 2014-206 гг. Отмечается снижение общего числа спортивных тренеров, несмотря на активную политику государства по развитию массового спорта. Наиболее выгодным с точки зрения оплаты труда является труд спортивных тренеров в СДЮСШОР И СШОР, так как он почти в 2,5 раза превышает уровень оплаты труда в ДЮСШ. В статье проводится сравнительный анализ оплаты труда спортивных тренеров и спортсменов-инструкторов за участие в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах, где по всем видам спортивных организаций труд спортсменов-инструкторов оплачивается минимум вдвое выше (не считая ДЮСШ, где превышение менее двух раз), чем труд спортивных тренеров. В целом оплата труда спортивных тренеров в спортивных организациях, кроме ДЮСШ, выросла за анализируемый период.

Annotation: The analysis of salaries of sports coaches by types of sports organizations is carried out in the article. There are quite a lot of similar organizations in the Russian Federation: Children's and youth sports schools (CYSS), Specialized children's and youth sports schools of the Olympic reserve (SCYSSOR), schools of the Olympic reserve (SOR), sports training Centers, Sports schools, sports schools of the Olympic reserve and centers of Olympic training of athletes. The lowest level of wages among the analyzed types of sports organizations recorded in the youth. This level is lower than the national average in the analyzed period 2014-2016 years. There is a decrease in the total number of sports coaches, despite the active policy of the state to develop mass sports. The most profitable from the point of view of remuneration is the work of sports coaches in SCYSSOR and SOR, as it is almost 2.5 times higher than the level of wages in the CYSS. The comparative analysis of remuneration of sports coaches and sportsmen-instructors for participation in sports competitions and training fees is carried out in the article. The work of athletes-instructors is paid at least twice as high as the work of sports coaches in all kinds of sports organizations (except CYSS, where the excess is less than two times). Sports coaches wages in sport organizations (except CYSS) have increased over the analyzed period.

Анализ заработных плат спортивных тренеров в различных по видам организациях

Введение

Оплата труда напрямую влияет на привлекательность той или иной профессии. В спорте, как и в других отраслях, зависящих от размеров бюджетного финансирования, заработные платы тренерского персонала, спортсменов-инструкторов, методического и медицинского персонала зависят от объемов выделенных средств для финансирования расходов спортивных организаций. Основными видами спортивных организаций в России, занимающихся подготовкой спортсменов различного уровня являются: Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР/СДЮСШОР), Училища олимпийского резерва (УОР), Центры спортивной подготовки (ЦСП), а с 2016 г. стали выделять в отдельные категории Спортивные школы (СШ), Спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и Центры олимпийской подготовки спортсменов (ЦОП).

Выделение дополнительных видов спортивных организаций, занимающихся подготовкой спортсменов, говорит о том, что в последние годы улучшилось состояние массового спорта и стало уделяться больше внимания развитию профессионального спорта. Известно также, что качество подготовки спортивных тренеров с каждым годом растет, проявляясь в росте числа тренеров с высшим образованием и имеющих научную степень, что, безусловно, важно для подготовки спортсменов, поскольку от квалификации тренера зависит как раскрытие потенциала спортсмена, так и состояние его здоровья.

Было бы логичным, если бы ключевым стимулом для развития тренеров как профессионалов был уровень заработной платы, и чем выше квалификация тренерских кадров, тем выше должен быть уровень оплаты труда. Поскольку градация спортивно-подготовительных организаций по качеству подготовки спортсменов предполагает, что, например, в ДЮСШ и СДЮСШОР или в УОР и ЦОП должны работать тренерские кадры разной квалификации. Учитывая это важно анализировать, как изменялся уровень оплаты труда тренеров в период 2014-2016 гг., а также проводить сравнение между размером оплаты труда тренеров и спортсменов-инструкторов при участии в соревнованиях и тренировочных сборах.

Материал и методы

Работа написана с использованием статистической информации, представленной на сайте Министерства спорта Российской Федерации [1], анализ данных производился с помощью статистико-экономических и аналитических методов [2].

Результаты и обсуждение

О необходимости развития массового спорта в Российской Федерации на правительственном уровне задумались в начале 2000-х годов, когда началось устойчивое ухудшение результатов в спорте высших достижений [3, 4]. После чего была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [5], действие которой привело к увеличению доли населения, систематически занимающегося спортом с 12,5% до 31,7%, к модернизации и увеличению числа спортивных сооружений [6], что положительно сказалось на изменении численности тренерского состава, поскольку потребность в квалифицированных спортивных кадрах возросла.

Ряд ученых посвятили свои работы вопросам оплаты труда персонала, занятого в спортивной отрасли [7-10] и спортивных тренеров [11-13], в том числе со стороны правового регулирования [14], сходясь в едином мнении о несовершенстве системы оплаты труда спортивных кадров и предлагая привязать размеры оплаты труда тренеров к результативности тренируемых спортсменов на соревнованиях, а также изменить методику начисления заработных плат спортивным тренерам [15].

Как известно, в бюджетной сфере на формирование оплаты труда влияет размер выделенных средств из бюджетов различных уровней на осуществление бюджетными организациями своей деятельности, в данном случае спортивной. Причем, привлечение финансовых средств из внебюджетных источников в России пока слабо распространено. Как отмечают некоторые ученые, финансирования, выделяемого на развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, недостаточно [16-21]. При этом следует заметить, что эти объемы больше объемов, выделяемых до начала активных действий со стороны российского правительства, направленных на популяризацию массового спорта и формирование конкурентоспособного олимпийского резерва, т.е. после принятия Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [22].

В России действуют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку, при этом размеры среднемесячной оплаты труда тренерского персонала по видам организаций весьма значительно отличаются. В динамике за 2014-2016 гг. отмечается снижение численности спортивных тренеров по организациям, осуществляющим спортивную подготовку (таблица 1), хотя в целом по стране присутствует рост числа спортивных кадров. Минимальным среди всех видов спортивных организаций является уровень оплат труда спортивных тренеров в ДЮСШ и в динамике развивается тенденция к ее дальнейшему снижению. В то же время оплата труда спортивных тренеров в СДЮШОР выросла на 40%, и по всем остальным видам организаций наблюдается положительная динамика развития заработных плат.

 

Таблица 1 – Размер заработной платы тренеров по видам организаций, осуществляющих спортивную деятельность за 2014 -2016 гг.

Виды

организаций

Численность тренеров, чел.

Расходы на заработную плату, тыс. руб.

Средний уровень ежемесячной заработной платы, руб.

Отношение заработной платы к минимальной среди организаций

2014 г.

ДЮСШ

67460

16167727

19972

1,0

СДЮШОР

25559

9914909

32327

1,6

УОР

1143

472911

34479

1,7

ЦСП

3629

1373466

31539

1,6

2015 г.

ДЮСШ

73797

15852865

17901

1,0

СДЮШОР

16774

9955087

49457

2,8

УОР

1180

495244

34975

2,0

ЦСП

3585

1488478

34600

1,9

2016 г.

ДЮСШ

65688

14704334

18654

1,0

СДЮСШОР

12090

6585739

45394

2,4

УОР

1133

525373

38642

2,1

ЦСП

2919

1126828

32169

1,7

СШ

5555

1409559

21145

1,1

СШОР

4840

3316000

57094

3,1

ЦОП

204

64662

26414

1,4

Источник: рассчитано автором на основе данных Министерства спорта РФ [1]

 

В 2016 г. были выделены дополнительные виды спортивных организаций, и, согласно данным таблицы 1, самые высокие заработные платы тренеров зафиксированы в СШОР. Они превышают уровень ДЮСШ в 3,1 раза, хотя в 2015 г. максимальное превышение было зафиксировано в СДЮШОР, очевидно, из которого и были отделены СШОР, снизив в 2016 г. уровень средних заработных плат в СДЮШОР на 4 тыс. рублей. Средний уровень заработной платы по стране составил в 2014 г. 32495 руб., в 2015 г. – 34030 руб., в 2016 г. – 36709 руб. [23]. В ДЮСШ, СШ и ЦОП уровень заработной платы спортивных тренеров гораздо ниже, чем средний по стране. Это может негативно отражаться на привлекательности труда в этих видах спортивных организациях, а также снижать уровень квалификации тренеров ввиду отсутствия стимула к профессиональному росту.

Спортивные тренеры и спортсмены-инструкторы, участвуя в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах, также получают оплату своего труда. Причем, уровень оплаты труда спортсменов-инструкторов превышает уровень оплаты труда спортивных тренеров (рисунок 1). В 2014 г. только в ДЮСШ анализируемое соотношение было ниже, во всех остальных годах и видах спортивных организаций соотношение было в пользу заработных плат спортсменов-инструкторов.

 

Источник: составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [1]

Рисунок 1 – Превышение уровня оплаты труда спортсменов-инструкторов над уровнем оплаты труда спортивных тренеров за участие в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах по видам спортивных организаций, 2014-2016 гг.

 

В 2014 г. максимальный разрыв в оплате труда был между спортсменами-инструкторами и тренерами в УОР, а в 2016 г. в ЦОП. В связи со сложившейся тенденцией по формированию оплаты труда в момент участия в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах, очевидно преимущественное положение спортсменов-инструкторов, что опять же делает труд спортивных тренеров менее выгодным с экономической точки зрения.

Выводы

В ходе исследования было установлено, что в России действуют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку, при этом размеры среднемесячной оплаты труда тренерского персонала по видам организаций значительно различаются. Наименее выгодно трудиться на должности спортивного тренера в ДЮСШ и СШ, поскольку уровень оплаты труда здесь гораздо ниже не только среднего по стране, но и внутри между видами спортивных организаций. Выгоднее всего работать в СДЮШОР/СДЮСШОР И СШОР, поскольку в этих организациях уровень средней месячной заработной платы спортивных тренеров самый высокий. Более того, этот уровень выше, чем в среднем уровень заработной платы по стране. Также было установлено, что в момент участия в спортивных соревнованиях и тренировочных сборах труд тренеров и спортсменов-инструкторов оплачивается не равнозначно со значительным преимуществом в пользу спортсменов-инструкторов.

Согласно результатам исследования труд спортивных тренеров, особенно в ДЮСШ, является низкооплачиваемым. Это негативно отражается на престижности профессии, вызывая отток высококвалифицированных кадров из этого вида спортивных организаций, хотя работа с детьми и юношами (потенциальными резервом профессионального спорта) очень важна, потому что влияет не только на воспитание будущих профессиональных спортсменов, но и определяет приверженность поколения к здоровому образу жизни. Сложившаяся ситуация в оплате труда спортивных тренеров нуждается в корректировке с ориентацией на современные социально-экономические условия, чтобы не допустить дальнейшей кадровой деградации и не привести к ухудшению достигнутых в рамках действия Федеральных целевых программ результатов в развитии массового спорта.



Библиографический список


1. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/par-i-surd-skrytaya-/28346/?sphrase_id=541070 (дата обращения 15.03.2018 г.)
2. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. – Курск: КГМУ, 2017. 164 с.
3. OLYMPTEKA. Медальный зачет по итогам летних Олимпийских игр. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://olympteka.ru/olymp/different/medals/summer.html (дата обращения 15.03.2018 г.)
4. OLYMPTEKA. Медальный зачет по итогам зимних Олимпийских игр. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://olympteka.ru/olymp/different/medals/winter.html (дата обращения 15.03.2018 г.)
5. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 15.03.2018 г.).
6. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (дата обращения 15.03.2018 г.).
7. Бондаренко М.П. Оценка уровня оплаты труда в спортивных организациях // Философия социальных коммуникаций. 2014. № 4 (29). С. 73-80.
8. Малкин Е.С. Направления совершенствования организации оплаты труда работников спорта, требующие научных и методических разработок // Интернет-журнал науковедение. №1 (20). С. 22-31.
9. Воронина В.Т., Корчагина Н.Л. Анализ изменения размера заработной платы административного персонала в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. № 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-izmeneniya-razmera-zarabotno-1/
10. Петрова Е.Н. Особенности бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2017. №3 (3). С. 158-164.
11. Соломахина Т.Р., Бобровский Е.А. Анализ изменения размера заработной платы спортивных тренеров // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-izmeneniya-razmera-zarabotno/
12. Бондаренко М.П. Разработка новой системы оплаты труда спортивных тренеров // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-4. С. 788-793.
13. Ковтун О.Г., Ковтун Р.П., Аксентьев А.Л. К вопросу информационно-аналитического сопровождения тренерской деятельности // Физическая культура, спорт и здоровье. 2014. № 23. С. 163-165.
14. Самсонов И.И. Особенности трудовых правоотношений тренерских кадров, осуществляющих подготовку спортивного резерва // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 2. С. 31-34.
15. Малкин Е.С. Анализ методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников физкультурно-спортивных организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64-1). С. 663-667.
16. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
17. Черноног А.Н. Приоритеты государственной экономической политики и виды финансирования в физической культуре и спорте высоких достижений в России // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2017. №3. С. 185-190.
18. Вертушкина Е.В., Кормилицын Ю.В. К вопросу о государственном финансировании спорта // В сборнике ХIII Державинские чтения в республике Мордовия. 2017. С. 271-273.
19. Аксентьев А.Л. Финансирование массового спорта в рамках Цен-трально-Черноземного экономического района // Иннов: электронный науч-ный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-massovogo-sporta-v-r/
20. Русу И.В. Особенности и проблемы финансирования спорта в Российской Федерации // В сборнике Актуальные вопросы развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. 2016. С. 232-234.
21. Курочкин В.В. Финансирование физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 137-140.
22. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата об-ращения 15.03.2018 г.).
23. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.


References


1. Ministerstvo sporta RF. Statisticheskaya informatsiya. [Elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/par-i-surd-skrytaya-/28346/?sphrase_id=541070 (data obrascheniya 15.03.2018 g.)
2. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Belyaev S.A., Bobrovskiy E.A. i dr.Primenenie metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoe posobie – Kursk: KGMU, 2017. 164 p.
3. OLYMPTEKA. Medalnyiy zachet po itogam letnih Olimpiyskih igr. [El-ektronnyiy resurs]: – Rezhim dostupa: http://olympteka.ru/olymp/different/medals/summer.html (data obrascheniya 15.03.2018 g.)
4. OLYMPTEKA. Medalnyiy zachet po itogam zimnih Olimpiyskih igr. [Elektronnyiy resurs]: – Rezhim dostupa: http://olympteka.ru/olymp/different/medals/winter.html (data obrascheniya 15.03.2018 g.)
5. Federalnyie tselevyie programmyi Rossii. Ofitsialnyiy sayt. Federalnaya tselevaya programma «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostu-pa:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (data obrascheniya 15.03.2018 g.).
6. Otchet o realizatsii Federalnoy tselevoy programmyi «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs]: – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (data obrascheniya 15.03.2018 g.).
7. Bondarenko M.P. Otsenka urovnya oplatyi truda v sportivnyih organizatsiyah. Filosofiya sotsialnyih kommunikatsiy. 2014. No 4 (29). Pp. 73-80.
8. Malkin E.S. Napravleniya sovershenstvovaniya organizatsii oplatyi truda rabotnikov sporta, trebuyuschie nauchnyih i metodicheskih razrabotok. Internet-zhurnal naukovedenie. No 1 (20). Pp. 22-31.
9. Voronina V.T., Korchagina N.L. Analiz izmeneniya razmera zarabotnoy platyi administrativnogo personala v sfere fizicheskoy kulturyi i sporta Rossiyskoy Federatsii. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-izmeneniya-razmera-zarabotno-1/
10. Petrova E.N. Osobennosti buhgalterskogo ucheta raschetov s personalom po oplate truda v byudzhetnyih uchrezhdeniyah. Finansovyie aspektyi strukturnyih preobrazovaniy ekonomiki. 2017. No 3 (3). Pp. 158-164.
11. Solomahina T.R., Bobrovskiy E.A. Analiz izmeneniya razmera zar-abotnoy platyi sportivnyih trenerov. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-izmeneniya-razmera-zarabotno/
12. Bondarenko M.P. Razrabotka novoy sistemyi oplatyi truda sportivnyih trenerov. Fundamentalnyie issledovaniya. 2014. No 12-4. Pp. 788-793.
13. Kovtun O.G., Kovtun R.P., Aksentev A.L. K voprosu informatsionno-analiticheskogo soprovozhdeniya trenerskoy deyatelnosti. Fizicheskaya kultura, sport i zdorove. 2014. No 23. Pp. 163-165.
14. Samsonov I.I. Osobennosti trudovyih pravootnosheniy trenerskih kadrov, osuschestvlyayuschih podgotovku sportivnogo rezerva. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. 2014. No 2. Pp. 31-34.
15. Malkin E.S. Analiz metodicheskih rekomendatsiy po formirovaniyu sistemyi oplatyi truda rabotnikov fizkulturno-sportivnyih organizatsiy. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2015. No 11-1 (64-1). Pp. 663-667.
16. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Organizatsionno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
17. Chernonog A.N. Prioritetyi gosudarstvennoy ekonomicheskoy politiki i vidyi finansirovaniya v fizicheskoy kulture i sporte vyisokih dostizheniy v Rossii. Novaya nauka: opyit, traditsii, innovatsii. 2017. No 3. Pp. 185-190.
18. Vertushkina E.V., Kormilitsyin Yu.V. K voprosu o gosudarstvennom finansirovanii sporta. V sbornike HIII Derzhavinskie chteniya v respublike Mordoviya. 2017. Pp. 271-273.
19. Aksentev A.L. Finansirovanie massovogo sporta v ramkah Tsentralno-Chernozemnogo ekonomicheskogo rayona. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2018. No 3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-massovogo-sporta-v-r/
20. Rusu I.V. Osobennosti i problemyi finansirovaniya sporta v Rossiyskoy Federatsii. V sbornike Aktualnyie voprosyi razvitiya Rossii v issledovaniyah studentov: upravlencheskiy, pravovoy i sotsialno-ekonomicheskiy aspektyi. 2016. Pp. 232-234.
21. Kurochkin V.V. Finansirovanie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossii. Interaktivnaya nauka. 2016. No 10. Pp. 137-140.
22. Strategiya razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. Ofitsialnyiy sayt Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (data ob-rascheniya 15.03.2018 g.).
23. Rossiya v tsifrah. 2017: Krat.stat.sb./Rosstat - M., 2017 - 511 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления