Введение
Одной из основных тенденций современного этапа развития российской системы здравоохранения является постоянный рост числа частных лечебно-профилактических учреждений как альтернативы государственным учреждениям здравоохранения. Этот фактор определяет высокий уровень конкуренции на рынке медицинских услуг, что в совокупности с введением обязательного и добровольного медицинского страхования, появлением платных медицинских услуг и постоянным повышением их стоимости при одновременном снижении государственного финансирования, вызывает необходимость широкого использования в практической деятельности медицинских организаций новых инструментов формирования конкурентных преимуществ, основанных на непрерывном совершенствовании эффективности собственной деятельности и повышении качества предоставляемых медицинских услуг [6, 8, 11].
Одним из таких инструментов, широко используемым в практике предприятий других сфер деятельности и недооцененным в здравоохранении, является, по нашему мнению, бенчмаркинг, который сегодня большинством ученых и практиков [2, 4, 9, 13, 17, 19] рассматривается как наиболее доступный способ повышения эффективности и конкурентоспособности организации за счет изучения лучших практик успешных предприятий и их адаптации в собственной деятельности. Успех такой работы достигается посредством не только изучения лучшей практики, но и всестороннего анализа и сравнительной оценки методов, применяемых для достижения высоких результатов, с последующей их адаптацией под условия работы конкретной организации.
Неоспоримым достоинством бенчмаркинга как метода повышения эффективности и конкурентоспособности организации является его относительная универсальность и адаптивность применительно к уже существующей в организации системе совершенствования работы, он может быть идеально вписан в нее как один из элементов или шагов [10]. Именно это обстоятельство определяет возможность широкого использования данного механизма применительно к любой организации любой сферы деятельности. Более того, использование бенчмаркинга в компаниях различных сфер деятельности позволяет изучать, анализировать и сравнивать лучшие практики между совершенно несвязанными между собой организациями. Эти два факта создают большие перспективы и возможности применения бенчмаркинга в медицинских организациях, в которых его можно применять практически в любом направлении работы, начиная с решения экономических вопросов управления и заканчивая вопросами повышения качества медицинского обслуживания, а также уровня удовлетворенности потребителей представляемыми медицинскими услугами.
Материалы и методы
Для решения поставленной в исследовании проблемы был использован ряд общенаучных и специальных методов: абстрактно-логический, сравнительный анализ, синтез, а также системный подход для изучения вопросов развития бенчмаркинга на современном этапе. Информационную базу составили аналитические обзоры и научно-практические разработки российских и зарубежных ученых, изложенные в периодических изданиях.
Основные результаты исследования
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что в большинстве медицинских организаций до сих пор преобладают традиционные методы управления эффективностью и конкурентоспособностью. Основной причиной сложившейся ситуации, по нашему мнению, является определенный консерватизм со стороны руководства в выборе применяемых на практике способов и методов управления развитием медицинской организации. Чаще всего выбор делается в пользу уже проведенных временем подходов, ясных и понятных для большинства работников процедур. Мы не отрицаем их значимости и эффективности с позиции опыта предшествующей работы, но полагаем, что для повышения эффективности и конкурентоспособности современной медицинской организации необходимо перейти на качественно новый уровень, максимально использовать не только современные достижения медицинской науки и техники, но и активно внедрять инновационные подходы в управлении, осваивать новые инструменты улучшения собственной работы. Сегодня недостаточно просто спонтанно закупать новое оборудование и осуществлять ремонт помещений, нужно, прежде всего, обращать внимание на сам процесс организации данной работы с учетом целей и задач стратегического развития, повышения эффективности, конкурентоспособности, качества медицинских услуг и обслуживания населения в медицинских организациях [1, 21]. Такая многозадачность и многоаспектность текущей деятельности медицинской организации порождает определенные трудности в организации процесса управления, преодолеть которые возможно, на наш взгляд, в том числе и за счет активного использования такого инструмента как бенчмаркинг. Его применение в западных компаниях и ряде российских [3, 12] уже показало свою высокую эффективность, в тоже время в системе российского здравоохранения данный инструмент управления, по-прежнему, остается недооцененным.
Во многом это связано с его недостаточной теоретической и методологической изученностью, большинство руководителей или вообще ни разу не слышали о подобном термине, а если и слышали, то не всегда могут определить, что он точно означает [5]. Еще большие трудности вызывает сам процесс организации работы над бенчмаркинг-проектом, традиционно возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда удается найти: с чего начать, как организовать процесс, сколько времени и ресурсов понадобится, какова будет эффективность и окупятся ли вложения? Сегодня отсутствуют единые методические подходы, которые могли бы дать ответы на эти и многие другие вопросы. Именно поэтому организации, в том числе и медицинские, не всегда готовы тратить время и силы на реализацию подобных новаций. И даже те из них, которые решились на реализацию на практике данного инструмента, сталкиваются с множеством проблем. В частности, определенные сложности вызывает поиск партнеров по бенчмаркинг-проекту - не всегда компании открыты для сотрудничества и готовы обсуждать собственные результаты работы, делиться опытом успешной работы с потенциальными конкурентами [16, 18].
Тем не менее, не смотря на определенную неясность в вопросах организации и сложности поиска партнеров, все же известны компании, которые, активно используют данный инструмент управления. И именно этот факт во многом определил их лидерство на рынке. К сожалению, в большинстве своем, эти компании работают не в системе здравоохранения, однако их положительный опыт и общие методические вопросы организации проведения, можно успешно адаптировать применительно к деятельности медицинских организаций с учетом специфики показателей их работы.
В частности, большие резервы открывает сотрудничество по вопросам повышения эффективности использовании активов, сбалансированности источников финансирования, оптимизации затрат и калькулирования себестоимости, обеспечения платежеспособности, организации рациональной политики снабжения материальными ресурсами, совершенствования ассортиментной и ценовой политики и т.д. Кроме того существует множество примеров в различных сферах деятельности, особенно в сфере торговли и оказания услуг, по созданию систем мотивации и стимулирования персонала, которые можно успешно внедрять в работу медицинской организации. И здесь следует отметить, что определенные положительные практики уже начинают переходить в здравоохранение из других сфер. Так, в ряде ЛПУ уже внедрены системы электронной очереди, которые успешно используются в банковской и других сферах экономической деятельности. Начинают работать сайты, а в текущей работе активно используются современные информационные технологии.
Однако, говоря о данных примерах, не стоит все же их отождествлять с бенчмаркингом, так как они в большинстве своем носят бессистемный и фрагментарный характер, в то время как бенчмаркинг все же не сводится простому копированию идей конкурентов или организаций-партнеров [14, 15]. Он предполагает активное взаимодействие между бенчмаркинг-партнерами в форме конструктивного сотрудничества по вопросам обмена информацией, необходимой для совершенствования собственной деятельности, и включает в себя следующие этапы проведения [7, 20]:
1) определение целей бенчмаркинга;
2) выбор объекта и предмета бенчмаркинга;
3) подготовка детального плана проведения бенчмаркинга;
4) сбор, анализ и сравнение информации;
5) адаптация полученных результатов деятельности к деятельности собственной организации;
6) разработка и внедрение мероприятий;
7) оценка эффективности проведенных мероприятий.
Его характерной чертой как метода анализа и сравнительной оценки является непрерывность во времени. Это означает, что медицинская организация, выбравшая стратегию своего развития на основе использования бенчмаркинга, должна быть готова к тому, что ей нужно будет регулярно проверять эффективность полученных ранее достижений и развивать способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия. Следовательно, бенчмаркинг представляет собой определенным образом организованный процесс системной работы по выявлению эталонных предприятий, достигших успехов в своих сферах деятельности, изучении их бизнес-процессов и адаптации полученных сведений к условиям собственной организации.
Заключение
Таким образом, мы полагаем, что широкое использование методики бенчмаркинга, позволит медицинским организациям не только повысить собственную эффективность и конкурентоспособность, но и решить многочисленные проблемы в сфере повышения качества медицинского обслуживания, уровня удовлетворенности потребителей представляемыми медицинскими услугами, а также сформирует предпосылки для развития всей системы здравоохранения по наиболее успешной траектории.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления