INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации

The effectiveness of the sports infrastructure development in Russian Federation federal districts



УДК 338.49:796

17.12.17 13:10
4108

Выходные сведения: Перькова Е.Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-razvitiya-sportivnoy-i/

Авторы:
Перькова Е.Ю. 1
1 старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, t9051583595@gmail.com

Authors:
Perkova E.Yu. 1
1 senior lecturer of the Department of Economics and Management of the Federal State Educational Establishment of Higher Education of the Russian Federation «Kursk State Medical University», Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation, t9051583595@gmail.com

Ключевые слова: физическая культура и спорт, финансирование, спортивные сооружения, Федеральная целевая программа

Keyword: physical education and sports funding, sports facilities, Federal target program

Аннотация: В статье рассматриваются результаты действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», отражающиеся в увеличении доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 12,5% в 2006 г. до 31,7% в 2015 г.; увеличении числа новых спортивных объектов, и развитии спортивной инфраструктуры, обеспечивающей дополнительные рабочие места в экономике страны. Резкий рост числа занимающихся спортом отмечен в 2014 г. – в год проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, тенденция к увеличению числа занимающихся сохраняет положительный тренд и в настоящее время. Также стоит отметить сохраняющуюся диспропорцию в объемах финансирования и количества построенных спортивных объектов по федеральным округам Российской Федерации. Максимальный разрыв составляет 5,6 раз между объемами финансирования строительства спортивных объектов в Приволжском федеральном округе, получившем наибольший объем средств Федерального бюджета, и Уральском федеральном округе, причем площадь территории и количество населения в Уральском федеральном округе превышает по-казатели Приволжского федерального округа. Диспропорция между объемами полученных средств и количеством построенных спортивных объектов больше всего заметна при сравнении показателей Северо-Западного федерального округа, известного своим коррупционным скандалом вокруг строительства стадиона «Зенит-арена». Также стоит отметить ситуацию, касающуюся Северо-Кавказского федерального округа, где также сильна коррупционная составляющая, и являющегося самым маленьким по площади территории и предпоследним по численности населения федеральным округом России, но получившим на строительство спортивных объектов больше средств, чем Уральский, Дальневосточный и Южный федеральный округа.

Annotation: The article discusses the effect of Federal-term target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015", reflected in the increase in the share of the population, systematically engaged in physical culture and sports, from 12.5% in 2006 to 31.7% in 2015; increase the number of new sports facilities and developing sports infrastructure, providing more jobs in the economy. A sharp increase in the number involved in sports marked in 2014 – the year of the XXII Olympic games in Sochi, the tendency to increase the number of working maintains a positive trend and currently. It is also worth noting the continuing imbalance in funding and the number of constructed sports facilities by Federal districts of the Russian Federation. The maximum gap is 5.6 times between the volumes of financing the construction of sports facilities in the Volga Federal district received the largest volume of Federal budget funds and the Urals Federal district, and the area of the territory and population in the Ural Federal district exceeds the indicators of the Volga Federal district. The disparity between the amount of received funds and the amount of built sports facilities is most noticeable when comparing indicators North-West Federal district, known for its corruption scandal around the construction of the stadium "Zenit arena". Also worth noting is the situation concerning the North Caucasus Federal district, where there is also a strong component of corruption, and is the smallest in land area and is the penultimate populous Federal district of Russia, but received on the construction of sports facilities more than the Ural, far Eastern and southern Federal district.

Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации

Введение

В Российской Федерации в 2015 г. завершилась Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [1], направленная на модернизацию спортивной сферы, обновление материально-технической базы и увеличение численности граждан, занимающихся спортом. После окончания действия программа получила продолжение в виде Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [2]. В целом по развитию сферы физической культуры и спорта удалось достичь хороших результатов – главным показателем является положительное изменение отношения среди российских граждан к спорту, что подтверждается увеличением доли граждан России, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 12,5% в 2006 г. до 31,7% в 2015 г. [3]. Увеличение доли населения, привлеченного к спортивным занятиям за период действия программы, подкрепляется ростом пропускной способности объектов спорта в 2,4 раза, обеспеченной созданием большого числа новых спортивных сооружений, предусмотренных целями и задачами программы. Необходимо оценить дифференциацию в объемах финансирования модернизации и поддержки сферы физической культуры и спорта по Федеральным округам Российской Федерации, поскольку сохраняется диспропорция в обеспеченности населения спортивными объектами по регионам [4].

Материал и методы

В работе использовались методы сбора данных, статистического наблюдения, табличный метод, метод сравнительного анализа, графический метод, линии трендов [5].

Результаты и обсуждение

Развитие массового спорта – одно из важнейших направлений Государственной программы по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации. Многие исследования подтверждают положительный эффект от занятий спортом для здоровья человека [6, 7]. Активная политика государства по популяризации занятий физической культурой и спортом выражается в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи через средства массовой информации, путем внедрения в воспитательный и образовательный процесс позитивного отношения к физическим упражнениям, проведение спортивно-массовых мероприятий, строительство новых спортивных сооружений и сопутствующей спортивной инфраструктуры, оснащение спортивных объектов современным оборудованием и инвентарем [8-14]. За период действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась с 12,5% в 2006 г. до 31,7% в 2015 г. (рисунок 1).

 

Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]

Рисунок 1 – Доля граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом , % 2006-2015 гг.

Положительная динамика в тренде обуславливается рядом факторов [15]: рост численности занимающихся происходит на фоне роста доходов населения, увеличения обеспеченности населения спортивными объектами, в том числе для занятий фитнес-аэробикой, ставшей в последние годы очень популярным направлением массового спорта [16], желания людей выглядеть более молодыми и здоровыми на фоне роста популярности индустрии красоты, ведущей активную рекламную политику для продвижения собственной продукции.

На линии тренда (рисунок 1) мы видим, что в динамике прирост численности граждан происходил в среднем по 1,5-2% в год вплоть до 2013 г., затем в 2014 г. произошел резкий прирост на 6,5%, что связано, вероятнее всего, с массовым эмоциональным подъемом в настроении российских граждан после проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, введением в эксплуатацию большого числа спортивных объектов, имеющих качественно новые, инновационные отличия от спортивных объектов, строившихся в СССР и Российской Федерации до взятия курса на техническое переоснащение спортивной сферы [17, 18]. Далее прирост численности происходит средними темпами, зафиксированными ранее – на 2,7%. Таким образом, за счет работы Федеральной целевой программы (ФЦП) удалось довести долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 31,7% , т.е. третья часть населения Российской Федерации привержена к занятиям спортом, стремится к укреплению состояния здоровья и здоровому образу жизни, подавая положительный пример подрастающим поколениям.

Вся территория Российской Федерации разделена на 8 федеральных округов: Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский (ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДФО).

Существует диспропорция в обеспеченности спортивными сооружениями регионов, зачастую обусловленной экономическим развитием региона. Подавляющее количество спортивных сооружений находится в крупных городах и региональных центрах, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Красноярск [19].

Проблемы финансирования и ресурсного обеспечения спорта существуют не только в России [20, 21], но и не являются исключением для развитых стран Европейского Союза [22].

 

Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]

Рисунок 2 – Объемы финансирования строительства спортивных объектов в разрезе федеральных округов РФ 2006-2015 гг., млн. руб.

 

Как говорилось ранее, существуют диспропорции в обеспеченности граждан спортивными объектами в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Согласно данным (рисунок 2), существует дифференциация в объемах финансирования по регионам, максимальный разрыв составляет 5,6 раз между ПФО и УФО, причем площадь территории и количество населения в УФО превышает показатели ПФО [23]. Разрыв в объемах финансирования ПФО, как лидера по количеству полученных на строительство средств из Федерального бюджета, с наиболее развитым и густонаселенным регионом ЦФО, составляет 1713,1 млн. руб. Это может быть связано с тем, что в ЦФО лучше, чем в других федеральных округах поддерживались в работоспособном состоянии старые объекты спорта и на высоком уровне развит частный бизнес, за счет инвестирования со стороны которого могли сократить объемы финансирования из Федерального бюджета. Остальные федеральные округа финансировались в более скромных объемах – на уровне 2,1 – 4,8 млрд.руб. Стоит отметить, что СКФО, где сильна коррупционная составляющая, несмотря на самую маленькую площадь занимаемой территории в РФ и количество населения, превышающее только показатель ДФО, получил больше средств, чем УФО, ДФО и ЮФО.

В количественном выражении число спортивных объектов, построенных за счет ФЦП (рисунок 3), не соответствует принципу «больше объем средств – больше объектов», поскольку стоимость строительства отдельных спортивных сооружений дорогостояща, либо была завышена, т.к. в Российской Федерации проблема коррупционных растрат пока еще находится на стадии решения.

   

Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]

Рисунок 3 – Количество спортивных объектов, построенных за счет средств ФЦП по направлению «Массовый спорт», в разрезе федеральных округов РФ 2006-2015 гг.

 

В ПФО, как у лидера по полученным средствам на строительство спортивных объектов, было построено больше всего объектов спорта. На втором месте находится ЦФО, что также соответствует объемам полученного финансирования. Исходя из этой логики, на третьем месте должен был оказаться СЗФО, т.к. величина финансирования была третьей по размеру среди других регионов РФ, но по количеству построенных спортивных объектов на третьем месте СФО, на четвертом СКФО и только на пятом СЗФО. Такое положение объясняется крупным коррупционным скандалом, связанным со строительством стадиона «Зенит-арена», чья стоимость обошлась государству почти в 50 млрд. руб. На 1 спортивный объект меньше, чем СЗФО, построили в ЮФО, и на 10 объектов меньше в ДФО. Аутсайдером оказался УФО, где за время действия ФЦП было построено всего 29 спортивных объектов.

Выводы

Проанализировав результаты действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» мы увидели положительные тенденции развития физической культуры и спорта в России. Это выражается в увеличении доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 12,5% до 31,7%; увеличении числа новых спортивных объектов и развитии спортивной инфраструктуры, обеспечившей дополнительные рабочие места в экономике страны. Резкий рост числа занимающихся спортом отмечен в 2014 г. – в год проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, тенденция к увеличению числа занимающихся сохраняет положительный тренд и в настоящее время. Также стоит отметить сохраняющуюся диспропорцию в объемах финансирования и количества построенных спортивных объектов по федеральным округам РФ. Для дальнейшего развития в России были приняты новые ФЦП по развитию физической культуры и спорта, ведется активная работа по вовлечению населения в спортивную сферу, приобщение к здоровому образу жизни и модернизации материально-технической базы спортивной отрасли.



Библиографический список


1. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 15.12.2017 г.).
2. Развитие физической культуры и спорта. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/(дата обращения 15.12.2017 г.).
3. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (дата обращения 15.12.2017г.).
4. Юманова Ю.В., Викторова А.В. Географическая оценка обеспеченности регионов России спортивными сооружениями // В сборнике Науки о земле: от теории к практике (Арчиковские чтения-2017). 2017. С. 211-215.
5. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. – Курск: КГМУ, 2017. 164 с.
6. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.
7. Закирьянов К.К. Здоровье нации: роль и место физической культуры и спорта // Наука и спорт: современные тенденции. 2013. № 1(1). С. 6-11.
8. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Орга-низационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
9. Оценка полезности физических упражнений / О.П. Головченко, Т.Е. Заборская, Р.В., Литвинов, И.Л. Ляликов // В сборнике: Физическая культура в системе личностного и индивидуального развития сборник научных трудов. 2014. С. 151-160.
10. Кузнецова Е.В., Шутов Р.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // В сборнике: социально-экономические аспекты развития современного общества. 2014. С. 132-137.
11. Соловьева Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом // Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). С. 119-136.
12. Панина О.В., Шишкина Т.Г., Тарасов В.А. Технология формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // В сборнике Развитие сельского и агротуризма. 2016. С.51-56.
13. Кузнецова Е.В., Шутов Р.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // В сборнике: социально-экономические аспекты развития современного общества. 2014. С. 132-137.
14. Бадардинов И.К., Рыкова Н.Ф. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Наука через призму времени. 2017. №3(3). С. 166-168.
15. Дорохова В.А. Исследование уровня влияния факторов на динамику численности, занимающихся физической культурой и спортом // Региональный вестник. 2016. №2 (3). С. 19-20.
16. Дегтярева Д.И., Турчина Е.В. Современные фитнес-программы: тенденции и перспективы Российской фитнес-индустрии // Физическое воспи-тание и спортивная тренировка. 2015. №3(13). С. 91-95.
17. Субботин О.С. Инновационные материалы и технологии в Олим-пийских стадионах Сочи // Жилищное строительство. 2016. №8. С. 19-25.
18. Акульшина Ю.В., Панарина Е.А., Сороколетова Е.В. Инвестиционный проект по реализации горнолыжного курорта «РОЗА ХУТОР» в г. Сочи // Региональный вестник. 2016. №4 (5). С. 36-37.
19. Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ре-сурс] – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 15.12.2017 г.).
20. Вертушкина Е.В., Кормилицын Ю.В. К вопросу о государственном финансировании спорта // В сборнике ХIII Державинские чтения в республике Мордовия. 2017. С. 271-273.
21. Зозуля С.Н., Кузьмичева Е.В. Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2015.№8. С. 46-49.
22. Мичуда Ю.П., Жуляев В.Н. Особенности финансирования массового спорта в Европе в начале XXI века // Физическое воспитание студентов. 2013. №1. С. 40-44.
23. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения 12.12.2017).


References


1. Federalnyie tselevyie programmyi Rossii. Ofitsialnyiy sayt. Federalnaya tselevaya programma «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostu-pa:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (data obrascheniya 15.12.2017 g.).
2. Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta. Ofitsialnyiy sayt Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostu-pa:https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/(data obrascheniya 15.12.2017 g.).
3. Otchet o realizatsii Federalnoy tselevoy programmyi «Razvitie fizi-cheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs]: – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (data obrascheniya 15.12.2017g.).
4. Yumanova Yu.V., Viktorova A.V. Geograficheskaya otsenka obespechennosti regionov Rossii sportivnyimi sooruzheniyami. V sbornike Nauki o zemle: ot teorii k praktike (Archikovskie chteniya-2017). 2017. Pp. 211-215.
5. Primenenie metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoe posobie / D.A. Zyukin, O.V. Svyatova, S.A. Belyaev, E.A. Bobrovskiy i dr. – Kursk: KGMU, 2017. 164 p.
6. Saharova A.A. Fizicheskaya kultura i sport kak vazhneyshie sotsialnyie faktoryi, sposobstvuyuschie ozdorovleniyu naseleniya. Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy. 2016. No 6-4. Pp. 139-141.
7. Zakiryanov K.K. Zdorove natsii: rol i mesto fizicheskoy kulturyi i sporta. Nauka i sport: sovremennyie tendentsii. 2013. No 1(1). Pp. 6-11.
8. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Orga-nizatsionno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
9. Otsenka poleznosti fizicheskih uprazhneniy / O.P. Golovchenko, T.E. Zaborskaya, R.V., Litvinov, I.L. Lyalikov. V sbornike: Fizicheskaya kultura v sisteme lichnostnogo i individualnogo razvitiya sbornik nauchnyih trudov. 2014. Pp. 151-160.
10. Kuznetsova E.V., Shutov R.V. Problemyi populyarizatsii fizicheskoy kulturyi i massovogo sporta sredi molodezhi. V sbornike: sotsialno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya sovremennogo obschestva. 2014. Pp. 132-137.
11. Soloveva T.S. Uroven fizicheskoy aktivnosti i motivirovannosti go-rodskogo naseleniya k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom. Problemyi razvitiya territorii. 2016. No 3 (83). Pp. 119-136.
12. Panina O.V., Shishkina T.G., Tarasov V.A. Tehnologiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi. V sbornike Razvitie selskogo i agroturizma. 2016. Pp. 51-56.
13. Kuznetsova E.V., Shutov R.V. Problemyi populyarizatsii fizicheskoy kulturyi i massovogo sporta sredi molodezhi. V sbornike: sotsialno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya sovremennogo obschestva. 2014. Pp. 132-137.
14. Badardinov I.K., Ryikova N.F. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom. Nauka cherez prizmu vremeni. 2017. No 3(3). Pp. 166-168.
15. Dorohova V.A. Issledovanie urovnya vliyaniya faktorov na dinamiku chislennosti, zanimayuschihsya fizicheskoy kulturoy i sportom. Regionalnyiy vestnik. 2016. No 2 (3). Pp. 19-20.
16. Degtyareva D.I., Turchina E.V. Sovremennyie fitnes-programmyi: ten-dentsii i perspektivyi Rossiyskoy fitnes-industrii. Fizicheskoe vospi-tanie i sportivnaya trenirovka. 2015. No 3(13). Pp. 91-95.
17. Subbotin O.S. Innovatsionnyie materialyi i tehnologii v Olim-piyskih stadionah Sochi. Zhilischnoe stroitelstvo. 2016. No 8. Pp. 19-25.
18. Akulshina Yu.V., Panarina E.A., Sorokoletova E.V. Investitsionnyiy proekt po realizatsii gornolyizhnogo kurorta «ROZA HUTOR» v g. Sochi. Regionalnyiy vestnik. 2016. No 4 (5). Pp. 36-37.
19. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federatsii. [Elektronnyiy re-surs] – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (data obrascheniya 15.12.2017 g.).
20. Vertushkina E.V., Kormilitsyin Yu.V. K voprosu o gosudarstvennom finansirovanii sporta. V sbornike HIII Derzhavinskie chteniya v respublike Mordoviya. 2017. Pp. 271-273.
21. Zozulya S.N., Kuzmicheva E.V. Problemyi resursnogo obespecheniya razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi. 2015. No 8. Pp. 46-49.
22. Michuda Yu.P., Zhulyaev V.N. Osobennosti finansirovaniya massovogo sporta v Evrope v nachale XXI veka. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2013. No 1. Pp. 40-44.
23. Sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (data obrascheniya 12.12.2017).


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления