Введение
В Российской Федерации в 2015 г. завершилась Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [1], направленная на модернизацию спортивной сферы, обновление материально-технической базы и увеличение численности граждан, занимающихся спортом. После окончания действия программа получила продолжение в виде Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [2]. В целом по развитию сферы физической культуры и спорта удалось достичь хороших результатов – главным показателем является положительное изменение отношения среди российских граждан к спорту, что подтверждается увеличением доли граждан России, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 12,5% в 2006 г. до 31,7% в 2015 г. [3]. Увеличение доли населения, привлеченного к спортивным занятиям за период действия программы, подкрепляется ростом пропускной способности объектов спорта в 2,4 раза, обеспеченной созданием большого числа новых спортивных сооружений, предусмотренных целями и задачами программы. Необходимо оценить дифференциацию в объемах финансирования модернизации и поддержки сферы физической культуры и спорта по Федеральным округам Российской Федерации, поскольку сохраняется диспропорция в обеспеченности населения спортивными объектами по регионам [4].
Материал и методы
В работе использовались методы сбора данных, статистического наблюдения, табличный метод, метод сравнительного анализа, графический метод, линии трендов [5].
Результаты и обсуждение
Развитие массового спорта – одно из важнейших направлений Государственной программы по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации. Многие исследования подтверждают положительный эффект от занятий спортом для здоровья человека [6, 7]. Активная политика государства по популяризации занятий физической культурой и спортом выражается в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи через средства массовой информации, путем внедрения в воспитательный и образовательный процесс позитивного отношения к физическим упражнениям, проведение спортивно-массовых мероприятий, строительство новых спортивных сооружений и сопутствующей спортивной инфраструктуры, оснащение спортивных объектов современным оборудованием и инвентарем [8-14]. За период действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась с 12,5% в 2006 г. до 31,7% в 2015 г. (рисунок 1).
Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]
Рисунок 1 – Доля граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом , % 2006-2015 гг.
Положительная динамика в тренде обуславливается рядом факторов [15]: рост численности занимающихся происходит на фоне роста доходов населения, увеличения обеспеченности населения спортивными объектами, в том числе для занятий фитнес-аэробикой, ставшей в последние годы очень популярным направлением массового спорта [16], желания людей выглядеть более молодыми и здоровыми на фоне роста популярности индустрии красоты, ведущей активную рекламную политику для продвижения собственной продукции.
На линии тренда (рисунок 1) мы видим, что в динамике прирост численности граждан происходил в среднем по 1,5-2% в год вплоть до 2013 г., затем в 2014 г. произошел резкий прирост на 6,5%, что связано, вероятнее всего, с массовым эмоциональным подъемом в настроении российских граждан после проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, введением в эксплуатацию большого числа спортивных объектов, имеющих качественно новые, инновационные отличия от спортивных объектов, строившихся в СССР и Российской Федерации до взятия курса на техническое переоснащение спортивной сферы [17, 18]. Далее прирост численности происходит средними темпами, зафиксированными ранее – на 2,7%. Таким образом, за счет работы Федеральной целевой программы (ФЦП) удалось довести долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 31,7% , т.е. третья часть населения Российской Федерации привержена к занятиям спортом, стремится к укреплению состояния здоровья и здоровому образу жизни, подавая положительный пример подрастающим поколениям.
Вся территория Российской Федерации разделена на 8 федеральных округов: Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский (ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДФО).
Существует диспропорция в обеспеченности спортивными сооружениями регионов, зачастую обусловленной экономическим развитием региона. Подавляющее количество спортивных сооружений находится в крупных городах и региональных центрах, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Красноярск [19].
Проблемы финансирования и ресурсного обеспечения спорта существуют не только в России [20, 21], но и не являются исключением для развитых стран Европейского Союза [22].
Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]
Рисунок 2 – Объемы финансирования строительства спортивных объектов в разрезе федеральных округов РФ 2006-2015 гг., млн. руб.
Как говорилось ранее, существуют диспропорции в обеспеченности граждан спортивными объектами в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Согласно данным (рисунок 2), существует дифференциация в объемах финансирования по регионам, максимальный разрыв составляет 5,6 раз между ПФО и УФО, причем площадь территории и количество населения в УФО превышает показатели ПФО [23]. Разрыв в объемах финансирования ПФО, как лидера по количеству полученных на строительство средств из Федерального бюджета, с наиболее развитым и густонаселенным регионом ЦФО, составляет 1713,1 млн. руб. Это может быть связано с тем, что в ЦФО лучше, чем в других федеральных округах поддерживались в работоспособном состоянии старые объекты спорта и на высоком уровне развит частный бизнес, за счет инвестирования со стороны которого могли сократить объемы финансирования из Федерального бюджета. Остальные федеральные округа финансировались в более скромных объемах – на уровне 2,1 – 4,8 млрд.руб. Стоит отметить, что СКФО, где сильна коррупционная составляющая, несмотря на самую маленькую площадь занимаемой территории в РФ и количество населения, превышающее только показатель ДФО, получил больше средств, чем УФО, ДФО и ЮФО.
В количественном выражении число спортивных объектов, построенных за счет ФЦП (рисунок 3), не соответствует принципу «больше объем средств – больше объектов», поскольку стоимость строительства отдельных спортивных сооружений дорогостояща, либо была завышена, т.к. в Российской Федерации проблема коррупционных растрат пока еще находится на стадии решения.
Источник: данные представлены Министерством спорта РФ в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [3]
Рисунок 3 – Количество спортивных объектов, построенных за счет средств ФЦП по направлению «Массовый спорт», в разрезе федеральных округов РФ 2006-2015 гг.
В ПФО, как у лидера по полученным средствам на строительство спортивных объектов, было построено больше всего объектов спорта. На втором месте находится ЦФО, что также соответствует объемам полученного финансирования. Исходя из этой логики, на третьем месте должен был оказаться СЗФО, т.к. величина финансирования была третьей по размеру среди других регионов РФ, но по количеству построенных спортивных объектов на третьем месте СФО, на четвертом СКФО и только на пятом СЗФО. Такое положение объясняется крупным коррупционным скандалом, связанным со строительством стадиона «Зенит-арена», чья стоимость обошлась государству почти в 50 млрд. руб. На 1 спортивный объект меньше, чем СЗФО, построили в ЮФО, и на 10 объектов меньше в ДФО. Аутсайдером оказался УФО, где за время действия ФЦП было построено всего 29 спортивных объектов.
Выводы
Проанализировав результаты действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» мы увидели положительные тенденции развития физической культуры и спорта в России. Это выражается в увеличении доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 12,5% до 31,7%; увеличении числа новых спортивных объектов и развитии спортивной инфраструктуры, обеспечившей дополнительные рабочие места в экономике страны. Резкий рост числа занимающихся спортом отмечен в 2014 г. – в год проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, тенденция к увеличению числа занимающихся сохраняет положительный тренд и в настоящее время. Также стоит отметить сохраняющуюся диспропорцию в объемах финансирования и количества построенных спортивных объектов по федеральным округам РФ. Для дальнейшего развития в России были приняты новые ФЦП по развитию физической культуры и спорта, ведется активная работа по вовлечению населения в спортивную сферу, приобщение к здоровому образу жизни и модернизации материально-технической базы спортивной отрасли.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления