Введение
В современном глобализирующемся поликультурном мировом сообществе образование является той сферой деятельности и услуг, которые можно отнести к числу наиболее востребованных[1]. При этом следует отметить серьёзную конкуренцию как на внутреннем (вузы РФ), так и международном «рынке образовательных услуг». В силу этих обстоятельств маркетинговые исследования и менеджмент качества являются важными составляющими, пронизывающими деятельность не только различных структурных подразделений, но и профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, изучение опыта зарубежных учебных заведений позволяет анализировать их успехи и положительные результаты в сфере образовательной политики и деятельности [2].
Как неоднократно отмечалось в различных исследованиях, медицинское образование представляет наибольший интерес для иностранных студентов и является чрезвычайно востребованным как в Российской Федерации, так и вузах ближнего зарубежья [3; 4]. Соответственно, достаточно большое количество вузов медицинского профиля предлагают аналогичные образовательные услуги, создавая конкуренцию и стимулируя маркетинговые исследования, а также усиление роли менеджмента качества по всем направлениям деятельности учебного заведения, стремящегося выйти на лидирующие позиции. Таким образом, проблемой данной работы является выявление наиболее сложных аспектов обучения иностранных студентов с точки зрения освоения ими медицинских специальностей. Цель данного исследования – описание механизмов оптимизации обучения и их реализации в соответствии с требованиями административных структур менеджмента качества на примере КГМУ.
Материал и методы
Маркетинговые исследования интереса иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации имеют достаточно продолжительную историю, поскольку отсчёт следует начинать с 50-60 годов ХХ столетия, когда вузы СССР были весьма привлекательны для студентов из восточной Европы, стран Азии, Африки, Латинской Америки.. В работах ряда учёных даётся анализ причин как периодов увеличения, так и резкого сокращения притока иностранных учащихся в различного уровня учебные заведения РФ[5-8]. В настоящее время конкурентоспособность вузов и их выпускников является одним из наиболее актуальных направлений исследования в работах, созданных в результате интеграции экономико-правовых и научно-методических аспектов, например, в работах И.А. Ковыневой, О.И. Охотникова, Н.Э. Петровой, Д.Д. Дмитриевой, Е.С. Скляр, И.П. Степановой, Г.В. Исмагиловой, О.Г. Щемеровой, Н.Р. Кельчевской и других [9-14]. В ходе данного исследования по заявленной нами тематике были использованы методы анализа и синтеза, систематизации имеющихся научных материалов, сравнительно-сопоставительный.
Результаты и обсуждение
Вступление РФ в Болонский процесс (сентябрь 2003 г.) предполагает постепенную интеграцию её образовательной системы в мировую, в результате чего происходит поэтапная унификация Государственных образовательных стандартов, образовательных программ, рабочих учебных планов. В настоящее время работа осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО, стандарт). Подготовка по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» ведётсяс учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ООП) по соответствующему направлению подготовки и примерной (типовой) учебной программы дисциплины(модуля).
В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) в настоящее время обучается более 2500 иностранных студентов, причем количество стран мира, представители которых являются или были студентами КГМУ варьируется до 60. Исследования привели к заключению, что престиж вуза обусловлен целым рядом показателей, в том числе местом вуза в рейтинговых системах как российского, так и международного уровня. Кроме того, важным является тот факт, что КГМУ одним из первых медицинских вузов перешёл на обучение иностранцев с использованием языка-посредника. Безусловно, таковым является английский как язык, наиболее частотный у билингвов и мультилингвов.
В процессе обучения (в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности) студенты овладевают рядом компетенций, которые дифференцируются на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) [15].. Учитывая специфику обучения в российских вузах, необходимо сочетать использование языка-посредника и базовые знания русского как языка страны проживания. Более того, русский язык играет немаловажную роль не только в социально-культурной адаптации, обеспечении социально-бытовых условий иностранных граждан, но и даёт возможность получить хорошую практическую подготовку в больницах, госпиталях и поликлиниках РФ, где в большинстве своем пациентами являются русскоговорящие монолингвы [16]. В связи с этим на протяжении первых четырёх лет, начиная с подготовительного факультета (1-2 семестры), а затем на кафедре русского языка и культуры речи (2-7 семестры) иностранные учащиеся изучают русский язык в его различных вариациях, чтобы успешно сформировать следующие компетенции:
· ОК-8: готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
· ОПК-2: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности ;
· ОПК-4: способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;
· ПК-5: готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
Менеджмент качества – особая структура, в функциональные обязанности которой входит контроль не только качества образовательных услуг, но и всей учебно-организационной деятельности вуза. Соответственно, овладение компетенциями специальности «Лечебное дело» представляет собой чётко организованный и структурированный процесс. Рассмотрим его в аспекте овладения компетенциями, заявленными в программах по русскому языку (Таблица 1)
Таблица 1
Программы по русскому языку
|
|||
дисциплина |
элективный курс |
курс, семестр |
компетенции |
Русский язык
|
|
1 курс, 2 семестр |
ОК-8, ОПК-2 |
|
Русский язык в естествознании |
1 курс, 2 семестр |
ОПК-2 |
|
Русский язык как средство коммуникации: «врач-больной» |
2 курс,3-4 семестр |
ОПК-2, ОПК-4, ПК-5 |
|
«Языковая подготовка к клинической практике» |
2 курс, 4 семестр |
ОПК-2, ПК-5 |
|
Русский язык: актуальные ситуации общения врача и больного |
3 курс, 5 семестр |
ОК-8, ПК-5 |
|
Русский язык в медицине |
3 курс, 6 семестр |
ОК-8, ОПК-4, ПК-5 |
|
Этикет общения врача и больного |
4 курс, 7 семестр |
ОК-8, ПК-5 |
Осуществление целей и задач, заявленных в данных программах, возможно только в результате тесного сотрудничества кафедры русского языка и клинических кафедр профильных дисциплин. Что и было реализовано в виде модульных интегрированных курсов и совместных учебно-методических пособий [17-20]. При создании таких модулей необходимо соблюдать обязательные требования:
- преемственность в изучении отдельных учебных дисциплин, каждая из которых опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;
- согласованность и непрерывность в развитии понятий, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;
- единообразие в интерпретации общенаучных понятий;
- создание единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.
Кроме того, чтобы вся система взаимодействия студента и преподавателя была прозрачна и понятна, создается учебно-методическое обеспечение дисциплины (УМОД), включающее программу учебной дисциплины, учебно-методический комплекс как для преподавателя, так и студента для аудиторной и самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС) для текущего и итогового контроля. Студенты, желающие ознакомиться с требованиями, которые будут им предъявлены на зачёте или экзамене, могут в свободном доступе на сайте вуза просмотреть учебную программу дисциплины/электива, в которой представлены: 1) учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); 2) примерная тематика курсовых работ, докладов, рефератов, бесед; 3) вопросы для устной или письменной части зачёта; 4) банк типовых профессионально-ориентированных ситуационных задач для зачёта; 5) база типовых тестовых заданий для зачёта; 6) образец билета для зачёта.
Выводы
Таким образом, маркетинговые исследования особенно актуальны в условиях современной конкуренции на рынке образовательных услуг, чрезвычайно востребованных в условиях международной интеграции. В свою очередь деятельность структурных подразделений вуза, обеспечивающих менеджмент качества этих услуг, направлена на разработку и контроль качества как учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, так и самого процесса обучения, в результате которого должны быть сформированы знания, умения, навыки, необходимые для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления