INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Эффективный маркетинг и менеджмент качества как основа обеспечения образовательных услуг в работе с иностранными студентами

Effective marketing and quality management as a basis for providing educational services in work with foreign students



УДК 371

21.06.18 6:31
2683

Выходные сведения: Петрова Н.Э. Эффективный маркетинг и менеджмент качества как основа обеспечения образовательных услуг в работе с иностранными студентами // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-marketing-i-menedzhment/

Авторы:
Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»
Курский государственный медицинский университет
(305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru)

Authors:
Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department
of «Russian Language and Speech Culture»
Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail:na_tali68@mail.ru)

Ключевые слова: эффективные маркетинговые исследования, менеджмент качества, рынок образовательных услуг, глобализирующееся поликультурное мировое сообщество, исследование экономико-правовых и научно-методических аспектов, конкурентоспособность вуза, билингвы и мультилингвы, использование языка-посредника

Keyword: effective marketing research, quality management, educational services market, globalizing multicultural world community, research of economic, legal and scientific-methodical aspects, university competitiveness, bilinguals and multilinguals, use of the intermediate language

Аннотация: Эффективные маркетинговые исследования и менеджмент качества образовательных услуг, предлагаемых в настоящее время как российским, так и зарубежным учащимся, являются в условиях мировой конкуренции той базовой основой, которая способна обеспечить вузу высокие лидерские позиции. Эта деятельность направлена на исследование положительного опыта не только конкурентоспособных вузов медицинского профиля внутреннего образовательного рынка, но и зарубежных партнёров.

Маркетинговые исследования как повышения, так и понижения интереса к получению образования или прохождению специализации в советских, а позднее российских вузах, изучение потребностей иностранных студентов в ходе обучения медицинским специальностям в РФ находят отражение в большом количестве публикаций. Однако решение возникающих проблем не может быть однозначным в динамично меняющемся международном образовательном пространстве. Одно можно сказать с уверенностью, что ответы на многочисленные вопросы можно найти лишь в совместном исследовании экономико-правовых и научно-методических аспектов.

Интеграция образовательной системы РФ в мировую предполагает поэтапную унификацию Государственных образовательных стандартов, образовательных программ, рабочих учебных планов. В настоящее время подготовка по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» ведётся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и примерной основной образовательной программы (ООП). Система менеджмента качества обеспечивает освоение компетенций, знаний, умений и навыков в рамках конкретных дисциплин или элективных курсов.Учебно-методическое оснащение дисциплины (УМОД), состоящее из целого комплекса структурных компонентов, создаёт условия для прозрачного и эффективного взаимодействия студента и преподавателя. Интегрированные модульные курсы на русском языке, созданные совместно кафедрой русского языка и профильными клиническими кафедрами, обеспечивают оптимизацию образования с использованием языка посредника в русскоязычной среде.

Маркетинговые исследования требований иностранных студентов к условиям образования в КГМУ дают положительные результаты, обеспечивая его высокую конкурентоспособность.

Annotation: Effective marketing research and quality management of educational services offered by both Russian and foreign students are, under conditions of world competition, the basic basis that can provide the university with high leadership positions. This activity is aimed at researching the positive experience not only of competitive universities of the medical profile of the internal educational market, but also of foreign partners.

Marketing research of both the increase and decrease of interest in obtaining education or passing specialization in Soviet and later Russian universities, studying the needs of foreign students in the course of training in medical specialties in the Russian Federation are reflected in a large number of publications. However, the solution of emerging problems can not be unambiguous in a dynamically changing international educational space. One can say with certainty that the answers to numerous questions can only be found in a joint study of economic, legal and scientific-methodological aspects.

Integration of the educational system of the Russian Federation into the world presupposes a step-by-step unification of the state educational standards, educational programs, working curricula. Currently, training on specialty 31.05.01 "The medical case" is conducted in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education and an approximate basic educational program (OOP). The quality management system ensures the development of competences, knowledge, skills and skills within specific disciplines or elective courses. Teaching and methodological equipment of the discipline (UMD), consisting of a whole complex of structural components, creates conditions for a transparent and effective interaction between the student and the teacher. Integrated module courses in Russian, created jointly by the Russian language department and specialized clinical departments, provide for the optimization of education using the language of the mediator in the Russian-speaking environment.

Эффективный маркетинг и менеджмент качества  как основа обеспечения  образовательных услуг в работе с иностранными студентами

Введение

В современном глобализирующемся поликультурном мировом сообществе образование является той сферой деятельности и услуг, которые можно отнести к числу наиболее востребованных[1]. При этом следует отметить серьёзную конкуренцию как на внутреннем (вузы РФ), так и международном «рынке образовательных услуг». В силу этих обстоятельств   маркетинговые исследования и менеджмент качества являются важными составляющими, пронизывающими деятельность не только различных структурных подразделений, но и профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, изучение опыта зарубежных учебных заведений позволяет анализировать их успехи и положительные результаты в сфере образовательной политики и деятельности [2].

Как неоднократно отмечалось в различных исследованиях, медицинское образование представляет наибольший интерес для иностранных студентов и является чрезвычайно востребованным как в Российской Федерации, так и вузах ближнего зарубежья [3; 4]. Соответственно, достаточно большое количество вузов медицинского профиля предлагают аналогичные образовательные услуги, создавая конкуренцию и стимулируя маркетинговые исследования, а также усиление роли менеджмента качества   по всем направлениям деятельности учебного заведения, стремящегося выйти на лидирующие позиции. Таким образом, проблемой данной работы является выявление наиболее сложных аспектов обучения иностранных студентов с точки зрения освоения ими медицинских специальностей. Цель данного исследования – описание механизмов оптимизации обучения и их реализации в соответствии с требованиями административных структур менеджмента качества на примере КГМУ.

Материал и методы

Маркетинговые исследования интереса иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации имеют достаточно продолжительную историю, поскольку отсчёт следует начинать с 50-60 годов ХХ столетия, когда вузы СССР были весьма привлекательны для студентов из восточной Европы, стран Азии, Африки, Латинской Америки.. В работах ряда учёных даётся анализ причин как периодов увеличения, так и резкого сокращения притока иностранных учащихся в различного уровня учебные заведения РФ[5-8]. В настоящее время конкурентоспособность вузов и их выпускников является одним из наиболее актуальных направлений исследования в работах, созданных в результате интеграции экономико-правовых и научно-методических аспектов, например, в работах И.А. Ковыневой, О.И. Охотникова, Н.Э. Петровой, Д.Д. Дмитриевой, Е.С. Скляр, И.П. Степановой, Г.В. Исмагиловой, О.Г. Щемеровой, Н.Р. Кельчевской и других [9-14]. В ходе данного исследования по заявленной нами тематике были использованы методы анализа и синтеза, систематизации имеющихся научных материалов, сравнительно-сопоставительный.

Результаты и обсуждение

Вступление РФ в Болонский процесс (сентябрь 2003 г.) предполагает постепенную интеграцию её образовательной системы в мировую, в результате чего происходит поэтапная унификация Государственных образовательных стандартов, образовательных программ, рабочих учебных планов. В настоящее время работа осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО, стандарт). Подготовка по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» ведётсяс учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ООП) по соответствующему направлению подготовки и примерной (типовой) учебной программы дисциплины(модуля).

В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) в настоящее время обучается более 2500 иностранных студентов, причем количество стран мира, представители которых являются или были студентами КГМУ варьируется до 60. Исследования привели к заключению, что престиж вуза обусловлен целым рядом показателей, в том числе местом вуза в рейтинговых системах как российского, так и международного уровня. Кроме того, важным является тот факт, что КГМУ одним из первых медицинских вузов перешёл на обучение иностранцев с использованием языка-посредника. Безусловно, таковым является английский как язык, наиболее частотный у билингвов и мультилингвов.

В процессе обучения (в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности) студенты овладевают рядом компетенций, которые дифференцируются на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) [15].. Учитывая специфику обучения в российских вузах, необходимо сочетать использование языка-посредника и базовые знания русского как языка страны проживания.   Более того, русский язык играет немаловажную роль не только в социально-культурной адаптации, обеспечении социально-бытовых условий иностранных граждан, но и даёт возможность получить хорошую практическую подготовку в больницах, госпиталях и поликлиниках РФ, где в большинстве своем пациентами являются русскоговорящие монолингвы [16]. В связи с этим на протяжении первых четырёх лет, начиная с подготовительного факультета (1-2 семестры), а затем на кафедре русского языка и культуры речи (2-7 семестры) иностранные учащиеся изучают русский язык в его различных вариациях, чтобы успешно сформировать следующие компетенции:

·                   ОК-8: готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

·                   ОПК-2: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности ;

·                   ОПК-4: способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;

·                   ПК-5: готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.

Менеджмент качества – особая структура, в функциональные обязанности которой входит контроль не только качества образовательных услуг, но и всей учебно-организационной деятельности вуза. Соответственно, овладение компетенциями специальности «Лечебное дело» представляет собой чётко организованный и структурированный процесс. Рассмотрим его в аспекте овладения компетенциями, заявленными в программах по русскому языку (Таблица 1)

Таблица 1

Программы по русскому языку

 

дисциплина

элективный курс

курс, семестр

компетенции

Русский язык

 

 

1 курс, 2 семестр

ОК-8, ОПК-2

 

Русский язык в естествознании

1 курс, 2 семестр

ОПК-2

 

Русский язык как средство коммуникации: «врач-больной»

2 курс,3-4 семестр

ОПК-2, ОПК-4,

ПК-5

 

«Языковая подготовка к клинической практике»

2 курс, 4 семестр

ОПК-2,

ПК-5

 

Русский язык: актуальные ситуации общения врача и больного

3 курс, 5 семестр

ОК-8,

ПК-5

 

Русский язык в медицине

3 курс, 6 семестр

ОК-8, ОПК-4,

ПК-5

 

Этикет общения врача и больного

4 курс, 7 семестр

ОК-8, ПК-5

 

Осуществление целей и задач, заявленных в данных программах, возможно только в результате тесного сотрудничества кафедры русского языка и клинических кафедр профильных дисциплин. Что и было реализовано в виде модульных интегрированных курсов и совместных учебно-методических пособий [17-20]. При создании таких модулей необходимо соблюдать обязательные требования:

      - преемственность в изучении отдельных учебных дисциплин, каждая из которых опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;

     - согласованность и непрерывность в развитии понятий, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;

     - единообразие в интерпретации общенаучных понятий;

     - создание единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.

Кроме того, чтобы вся система взаимодействия студента и преподавателя была прозрачна и понятна, создается учебно-методическое обеспечение дисциплины (УМОД), включающее программу учебной дисциплины, учебно-методический комплекс как для преподавателя, так и студента для аудиторной и самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС) для текущего и итогового контроля. Студенты, желающие ознакомиться с требованиями, которые будут им предъявлены на зачёте или экзамене, могут в свободном доступе на сайте вуза просмотреть учебную программу дисциплины/электива, в которой представлены: 1) учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); 2) примерная тематика курсовых работ, докладов, рефератов, бесед; 3) вопросы для устной или письменной части зачёта; 4) банк типовых профессионально-ориентированных ситуационных задач для зачёта; 5) база типовых тестовых заданий для зачёта; 6) образец билета для зачёта.

Выводы

Таким образом, маркетинговые исследования особенно актуальны в условиях современной конкуренции на рынке образовательных услуг, чрезвычайно востребованных в условиях международной интеграции. В свою очередь деятельность структурных подразделений вуза, обеспечивающих менеджмент качества этих услуг, направлена на разработку и контроль качества как учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, так и самого процесса обучения, в результате которого должны быть сформированы знания, умения, навыки, необходимые для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.



Библиографический список


1. Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации: учебное пособие. Мурманск, 2012. 269 с.
2. Ковынева И.А. Россия и Беларусь в контексте межвузовской интеграции // Университетская наука: взгляд в будущее: Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах. Под редакцией В.А. Лазаренко. / И.А. Ковынева, Н.Э. Петрова, Е.П. Пустошило. Курск, 2018. С. 316-320
3. Ковынева И.А. Интеграционные процессы в педагогике и лингвистике // Историческая и социально-образовательная мысль / И.А. Ковынёва, О.И. Охотников, Н.Э. Петрова. 2015. Т. 7, № 5, ч. 2. С. 229-233. URL: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1715
4. Ковынева И.А., Петрова Н.Э. Междисциплинарная интеграция русского языка и профильных дисциплин в медицинском вузе при обучении иностранных студентов языку специальности (из опыта преподавания) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18541 (дата обращения: 18.05.2018).
5. Балыхина Т.М., Гарцов А.Д. Некоторые вопросы содержания и технологии обучения РКИ в контексте лингводидактической прогностики // Вестник РУДН. 2004. № 5. С. 67-73.
6. Балыхина Т.М. Миссия преподавателя-русиста в современном российском образовании // Вестник Московского государственного технического университета им. Баумана. М., 2005. С. 19-25.
7. Шаклеин В.М. Роль русского языка в развитии мировой культуры, укреплении межнационального и межкультурного взаимодействия и взаимопонимания // Русский язык и его место в современной мировой культуре: сборник научных трудов. Воронеж, 2003. С.7
8. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 1990. 219 с.
9. Петрова Н.Э. Исследования в области эффективного маркетинга образовательных услуг в работе с иностранными студентами // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/issledovaniya-v-oblasti-effektivnog/
10. Скляр Е.С. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования г. Курска (на примере Курского государственного медицинского университета) // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/eksport-obrazovatelnykh-uslug-v-sis/
11. Скляр Е.С. Влияние инновационного потенциала на повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vliyanie-innovatsionnogo-potentsial/
12. Дмитриева Д.Д. Роль воспитательной работы в формировании конкурентоспособности будущего выпускника вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-vospitatelnoy-raboty-v-formirov/
13. Степанова И.П. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации») / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов, 2014. 124 с.
14. Исмагилова Г. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Г.В. Исмагилова, О.Г. Щемерова, Н.Р. Кельчевская. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 175 с.
15. Ковынева И.А. Профессиональная компетентность как важнейший фактор в подготовке преподавателя высшей школы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию КГМУ. Курск, КГМУ, 2010. С.193-197.
16. Государственный образовательный стандарт по русскому как иностранному. Первый уровень. Второй уровень. Профессиональные модули / Н.П .Андрюшина и др. СПб., 2000.
17. Ковынева И.А. Русский язык и культура речи. Пособие по русскому языку для иностранных студентов. Этикет профессионального общения: раздел «Акушерство» / И.А. Ковынева, Н.Э. Петрова, М.Г. Газазян и др. Курск : КГМУ, 2015. 46,7 мb [Электронное издание] "ИНФОРМРЕГИСТР"
18. Ковынева И.А. Русский язык и культура речи. Пособие по русскому языку для иностранных студентов. Подготовка к клинической практике: раздел «Гинекология». / И.А. Ковынева, Н.Э. Петрова, М.Г. Газазян и др. Курск : КГМУ, 2015. 46,7 мb [Электронное издание] "ИНФОРМРЕГИСТР"
19. Добрым молодцам урок: учебно-методический комплекс по РКИ / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, Н.Э. Петрова и др. / под.науч. ред. Р.К. Боженковой. Ч. 2. Курск, 2003 . 500с.
20. Добрым молодцам урок: учебно-методический комплекс по РКИ / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, Н.Э. Петрова и др. / под.науч. ред. Р.К. Боженковой. Ч. 3. Курск, 2003.500с.


References


1. CHechurina M.N. Mezhdunarodnaya integraciya i mezhdunarodnye organizacii: uchebnoe posobie. Murmansk, 2012. 269 s.
2. Kovyneva I.A. Rossiya i Belarus' v kontekste mezhvuzovskoj integracii // Universitetskaya nauka: vzglyad v budushchee: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 83-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. V 2-h tomah. Pod redakciej V.A. Lazarenko. / I.A. Kovyneva, N.EH. Petrova, E.P. Pustoshilo. Kursk, 2018. S. 316-320
3. Kovyneva I.A. Integracionnye processy v pedagogike i lingvistike // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' / I.A. Kovynyova, O.I. Ohotnikov, N.EH. Petrova. 2015. T. 7, № 5, ch. 2. S. 229-233. URL: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1715
4. Kovyneva I.A., Petrova N.EH. Mezhdisciplinarnaya integraciya russkogo yazyka i profil'nyh disciplin v medicinskom vuze pri obuchenii inostrannyh studentov yazyku special'nosti (iz opyta prepodavaniya) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18541 (data obrashcheniya: 18.05.2018).
5. Balyhina T.M., Garcov A.D. Nekotorye voprosy soderzhaniya i tekhnologii obucheniya RKI v kontekste lingvodidakticheskoj prognostiki // Vestnik RUDN. 2004. № 5. – S. 67-73.
6. Balyhina T.M. Missiya prepodavatelya-rusista v sovremennom rossijskom obrazovanii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. Baumana. M., 2005. S. 19-25.
7. SHaklein V.M. Rol' russkogo yazyka v razvitii mirovoj kul'tury, ukreplenii mezhnacional'nogo i mezhkul'turnogo vzaimodejstviya i vzaimoponimaniya // Russkij yazyk i ego mesto v sovremennoj mirovoj kul'ture: sbornik nauchnyh trudov. Voronezh, 2003. S.7
8. SHCHukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. – M., 1990. – 219 s.
9. Petrova N.EH. Issledovaniya v oblasti ehffektivnogo marketinga obrazovatel'nyh uslug v rabote s inostrannymi studentami // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/issledovaniya-v-oblasti-effektivnog/
10. Sklyar E.S. EHksport obrazovatel'nyh uslug v sisteme vysshego obrazovaniya g. Kurska (na primere Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta) // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/eksport-obrazovatelnykh-uslug-v-sis/
11. Sklyar E.S. Vliyanie innovacionnogo potenciala na povyshenie konkurentosposobnosti vysshego uchebnogo zavedeniya // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vliyanie-innovatsionnogo-potentsial/
12. Dmitrieva D.D. Rol' vospitatel'noj raboty v formirovanii konkurentosposobnosti budushchego vypusknika vuza // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-vospitatelnoy-raboty-v-formirov/
13. Stepanova I.P. Innovacionnyj menedzhment: kurs lekcij dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 080200.62 «Menedzhment» (profil' «Menedzhment organizacii») / Saratovskij social'no-ehkonomicheskij institut (filial) FGBOU VPO «REHU im. G.V. Plekhanova». Saratov, 2014. 124 s.
14. Ismagilova G. V. Innovacionnyj menedzhment: uchebnoe posobie / G.V. Ismagilova, O.G. SHCHemerova, N.R. Kel'chevskaya. Ekaterinburg: UrFU, 2012. 175 s.
15. Kovyneva I.A. Professional'naya kompetentnost' kak vazhnejshij faktor v podgotovke prepodavatelya vysshej shkoly // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchyonnoj 75-letiyu KGMU. Kursk, KGMU, 2010. S.193-197.
16. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po russkomu kak inostrannomu. Pervyj uroven'. Vtoroj uroven'. Professional'nye moduli / N.P .Andryushina i dr. SPb., 2000.
17. Kovyneva I.A. Russkij yazyk i kul'tura rechi. Posobie po russkomu yazyku dlya inostrannyh studentov. EHtiket professional'nogo obshcheniya: razdel «Akusherstvo» / I.A. Kovyneva, N.EH. Petrova, M.G. Gazazyan i dr. Kursk : KGMU, 2015. 46,7 mb [EHlektronnoe izdanie] "INFORMREGISTR"
18. Kovyneva I.A. Russkij yazyk i kul'tura rechi. Posobie po russkomu yazyku dlya inostrannyh studentov. Podgotovka k klinicheskoj praktike: razdel «Ginekologiya». / I.A. Kovyneva, N.EH. Petrova, M.G. Gazazyan i dr. Kursk : KGMU, 2015. 46,7 mb [EHlektronnoe izdanie] "INFORMREGISTR"
19. Dobrym molodcam urok: uchebno-metodicheskij kompleks po RKI / R.K. Bozhenkova, N.A. Bozhenkova, N.EH. Petrova i dr. / pod.nauch. red. R.K. Bozhenkovoj. CH. 2. Kursk, 2003 . 500s.
20. Dobrym molodcam urok: uchebno-metodicheskij kompleks po RKI / R.K. Bozhenkova, N.A. Bozhenkova, N.EH. Petrova i dr. / pod.nauch. red. R.K. Bozhenkovoj. CH. 3. Kursk, 2003.500s.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления