Введение
Льготное лекарственное обеспечение граждан – мера социальной поддержки граждан, относящихся к категории населения, имеющих право получать государственную помощь [1, 2]. Финансирование политики лекарственного обеспечения в расчете на одного жителя по сравнению с другими странами значительно меньше. В связи с этим проблема соотношения стоимости медикаментов и платежеспособности населения и размера ассигнований со стороны государства, направленные в систему здравоохранения, имеет особую актуальность.
Недостаточное финансирование на всех уровнях бюджетов является основной проблемой в организации льготного лекарственного обеспечения граждан. В виду нехватки выделяемых средств государство не может обеспечить поддержку в лекарственном обеспечении льготные категории граждан, что негативно сказывается на жизни и здоровье данной социальной группы населения. Другими факторами, влияющими на организацию лекарственного обеспечения, а также на показатели здоровья населения страны, являются увеличение ассортимента лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке, недостаток информации для населения о методах профилактики заболеваний, появлении новых медикаментов, а также преобразования, происходящие во всех сферах здравоохранения [3, 4]. Наиболее проблематичным остается организация лекарственного обеспечения граждан на всех этапах, где государством гарантируется обеспечение необходимыми медикаментами граждан РФ в соответствии с законодательством РФ.
Материалы и методы
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, определяющих структуру и динамику льготного лекарственного обеспечения, а также работу высших органов власти в вопросах финансирования, организации и контроля данной системы.
Основные результаты исследования
На сегодняшний день в России сложилась сложная демографическая ситуация, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения. Адекватное лекарственное обеспечение критически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения – сохранения и укрепления здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства.
Позликова А.В. и Романова М.М. придерживаются мнения [5], что изменения, коснувшиеся перечня лекарственных средств предназначенных для категории граждан, относящихся к федеральным слоям льготного населения, позволяют улучшить качество оказания медицинской помощи пациентам. Однако при этом у пациентов, получающих длительную терапию, могут возникать серьезные проблемы в виду исключения из перечня необходимых им препаратов. С этим также согласен ряд других ученых [6-9], которые отмечают ограничительный характер ассортимента в «Справочник лекарственных средств, возмещаемых по программе государственных гарантий и дополнительной программе обязательного медицинского страхования на амбулаторном уровне», а также отсутствие системы мониторинга получения льготных медикаментов пациентами.
Многие ученые рассматривают вопрос финансирования лекарственного обеспечения и отмечают негативные моменты [10-12]. Одним из них является то, что действующее законодательство РФ не учитывает факт финансирования лекарственного обеспечения льготной категории граждан за счет средств регионального бюджета, в виду отказа пациента, относящегося к федеральным льготникам, от получения социального пакета по программе ОНЛП.
Как отмечают некоторые авторы [13-16], небольшое число аптечных учреждений, работающих по ПГГ и ДПОМС, отпускающих медикаменты, относящиеся к категории психотропных и наркотических препаратам на фармацевтическом рынке, в отдельных районах могут выступать монополей по продаже данной номенклатуры товаров (например, морфин, диазепам, реланиум).
Не смотря на большую совокупность мнений, большинство ученых придерживаются позиции непрерывного анализа существующего положения, а также построения стратегических прогнозов совершенствования льготного лекарственного обеспечения населения РФ [17]. А в качестве сдерживающих факторов отмечают: недостаточную укомплектованность кадрами, недостатки в информационном обеспечении взаимодействия субъектов системы льготного лекарственного обеспечения, несовершенство законодательной базы, отсутствие программы обучения субъектов РФ организации и исполнению данной системы, а также низкий мониторинг качества при отсутствии единых показателей и критериев [18].
Для достижения социальной справедливости целесообразно освободить отдельные категории граждан по социальным признакам или по группам заболеваний. Программа льготного лекарственного обеспечения действует на протяжении 11 лет, на протяжении реализации которой претерпевала значительные изменения [19]. Так в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии (ВЗН или 7 нозологий), также льготное лекарственное обеспечение включает обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура и динамика льготного лекарственного обеспечения РФ 2014-2015 гг.
Наибольшую долю в структуре льготного лекарственного обеспечения играют 7 высокозатратных нозологий, однако за изучаемый период их объемы сократились на 1,4%, что сказывается на росте объема реализации ОНЛС.
Не смотря на это в натуральном выражении произошел рост потребления ВНЗ лекарственных препаратов (на 13% больше, чем в 2014 году). Минздрав России в конце 2014 провел активную работу по проведению аукционов, заключении государственных контрактов, а также организации работы с поставщиками, для обеспечения готовой потребности регионов в медикаментах, входящих в перечень ВНЗ. Однако политика централизованной покупки препаратов, относящихся к высокозатратным нозологиям, в 2014 году должна была завершиться. Согласно ФЗ №317-ФЗ с 1 января 2015 года полномочия по организации обеспечения лекарственными средствами, относящимися к «7 нозологиям» переходят к у органам государственной власти субъектов РФ. Однако данного перехода не произошло в виду указа Президента РФ об отсрочке передаче ответственности до 1 января 2018 года, которая обосновывалась неготовностью региональных бюджетов к увеличению числа торгов, приблизительно в 83 раза.
По данным рисунка 1 можно судить о том, что значительную долю в структуре льготного лекарственного обеспечения занимают ОНЛП, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ, противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, препараты для лечения заболеваний нервной системы и препараты для лечения заболеваний респираторной системы. Рост объема предоставления данных лекарственных средств обусловлен увеличением финансирования данной программы на 23%. Не смотря на позитивную динамику реализации препаратов в стоимостном выражении, в натуральном отмечается обратный процесс (в 2015 году было реализовано упаковок на 4% меньше, чем в 2014 году). Это привело к увеличению средневзвешенной стоимости одного рецепта (на 22% или на 146 руб.). К 2016 году произошли изменения в перечне ЛС по ОНЛС. Список пополнили 15 препаратов, 6 из которых отечественного производства. В 2016 году на данное направление лекарственного обеспечения правительство планирует сохранить бюджет на финансирование льготных категорий граждан. Так, на программу ОНЛС было аккумулировано средств в размере 33,7 млрд. руб., а на подпрограмму «7 нозологий» - 43,6 млрд. руб. (Таблица 1).
Таблица 1 – Динамика объема
Год |
Объем, млрд. руб. |
Численность льготников, тыс. чел. |
2005 |
38,7 |
14,7 |
2006 |
64,8 |
7,5 |
2007 |
50,2 |
7,6 |
2008 |
66,2 |
5,6 |
2009 |
76,7 |
5,5 |
2010 |
80,8 |
4,2 |
2011 |
84,7 |
4,7 |
2012 |
78,4 |
3,7 |
2013 |
84,3 |
3,8 |
2014 |
84,4 |
3,8 |
2015 |
101,0 |
3,7 |
В 2015 году на закупку лекарств для льготного лекарственного обеспечения был потрачен 101 млрд руб., что свидетельствует о приросте в сравнении с 2014 годом в 19%, что является существенным темпом роста с 2009 года. Однако в натуральном выражении сохраняется отрицательная тенденция - в 2015 году было закуплено на 3% медикаментов меньше, чем в 2014 году. Не смотря на рост финансирования, происходит сокращения численности граждан, относящихся к льготной категории населения. В 2015 году по отношению к 2005 году число льготников сократилось на 75%, что связанно с пересмотром списков категорий граждан, которые нуждаются в льготном обеспечении медикаментами. Это связано с тем, что зачастую сокращение происходило из-за отказа населения от социальной поддержки со стороны государства в пользу денежной компенсации, поэтому возникла необходимость в ограничении численности льготников [20].
Проблемы лекарственного обеспечения, вызванные экономическими кризисами, санкциями, а также изменениями курса валют, привели к росту цен на лекарственные препараты, который достиг в 2015 году более 15 % (при уровне инфляции – 4-5 %). Особенно остро данная ситуация ощутима в виду преобладания на фармацевтическом рынке импортных препаратов (80 %). При этом выделяемого объема финансирования недостаточно для лекарственного обеспечения наиболее затратных категорий граждан, например, больных сахарным диабетом, имеющих хроническую почечную недостаточность; онкологическими заболеваниями и другими. В зависимости от схемы лечения стоимость лекарственных средств в месяц может достигать от нескольких тысяч до нескольких десятков, а порой и сотен тысяч рублей. Поэтому страдает социальная политика государства, так как оно не в состоянии оказывать регулярную финансовую поддержку, и как следствие и лекарственную помощь, в виде лекарственного обеспечения льготной категории граждан, что негативно отражается на жизни и здоровье данной части населения. Данная проблема сложилась из-за несовершенства федерального законодательства. Одни законы устанавливают права граждан на льготное лекарственное обеспечение, другие определяют объемы финансирования, тем самым ограничивая права граждан [21].
Также законом регламентируются сроки осуществления закупок [22]. Оперативность в лекарственном обеспечении пациента необходимым препаратом находится на низком уровне, так как выполнение всех этапов, прописанных в нормативно-правовых актах, занимает около 1 месяца (в зависимости от суммы лота). Сдерживающим фактором является законодательное ограничение закупок (5 % для заключения контракта с единственным поставщиком и в 10 % путем запроса котировок от общего объема финансирования).
Заключение
Для борьбы с проблемами, сложившимися повсеместно на территории РФ в области лекарственного обеспечения, в целях обеспечения доступной медицинской помощи необходимо разработать пути повышения эффективности работы данной системы на государственном уровне. Для гарантированного исполнения государством социальных обязательств по своевременному и непрерывному обеспечению населения необходимыми медикаментами и создания условий для экономии бюджетных средств необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, направленных на стабилизацию системы льготного лекарственного обеспечения. В сложившейся экономическо-политической ситуации со стороны правительства РФ необходим контроль за расходованием бюджетных средств на разных уровнях и их целесообразным использованием.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления