Введение
На развитии образовательных учреждений села в последнее время отрицательно сказывались различные негативные факторы: недостаточный уровень обеспечения социально-культурных потребностей населения; неполная трудовая занятость, нестабильная и невысокая оплата труда, отсутствие перспективы улучшения этих условий; отнесение ряда сельских населенных пунктов и районов к числу депрессивных; ухудшение демографической ситуации; трудности с исполнением бюджетов муниципальных образований и выделением необходимых средств на образование; сложности с укомплектованием школ квалифицированными педагогическими работниками.
В то же время возросли потребности в повышении качества образования, материально-технического и информационного переоснащения сельских образовательных учреждений; адаптации их выпускников к требованиям современного рынка труда; совершенствовании нормативно-правовой базы и государственного управления образованием.
Появилась необходимость в усилении государственной помощи и поддержки образовательных учреждений на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); расширении видов финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельской школы, включая инновационную деятельность и внебюджетные источники; снижении зависимости ее финансово-экономического обеспечения от наполняемости бюджетов местных муниципальных образований (это прежде всего касается заработной платы учителей, школьных автобусов, компьютеризации учебного процесса и подключения к интернету)[1].
Сельские школы составляют порядка двух третей от общего числа школ России, в них обучается до одной трети всех учащихся страны. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет реструктуризацию сельских школ. При этом идет процесс создания базовых школ, в которых концентрируются финансовые, материальные и кадровые ресурсы.
Материалы и методы
Проблема финансирования деятельности образовательных учреждений на селе волнует многих исследователей [2-12]. Её анализ имеет большое значение для оптимизации процесса реструктуризации сельских школ. Реструктуризация сельских школ - процесс весьма сложный, требующий тщательной подготовки, анализа ситуации, проведения экспериментов, мониторинга (наблюдения), научно обоснованного прогнозирования отдаленных последствий. На все эти обязательные подготовительные виды работ необходимы финансовые средства, которые следует отдельной строкой предусматривать при утверждении бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ, муниципальных образований) [13]. Важнейшими элементами процесса реструктуризации являются подготовка экспериментов, методическое их обеспечение, выбор регионов и конкретных объектов. Что касается финансового обеспечения реструктуризации, то надо иметь в виду, что финансирование - определение расходов на содержание школ - напрямую зависит от уровня реализуемых образовательных программ и численности учащихся.
Результаты и обсуждение
Анализ структуры образовательных учреждений на селе свидетельствует о том, что порядка 30% составляют начальные школы, несколько более 40% - школы основного общего образования, порядка 25% - школы среднего (полного) общего образования. Кроме того, функционируют школы для детей с недостатками физического и умственного развития, а также санаторно-лесные школы. Функционируют на селе и отдельные учреждения начального профессионального образования (профтехучилища).
Другой существенной особенностью образовательных учреждений на селе является малочисленность обучающихся. Например, менее 10 учеников обучаются в 5 тысячах сельских школ, от 10 до 100 детей учатся в 30 тысячах школ на селе. В связи с демографическим спадом и миграцией сельского населения в города (со своими детьми) фактически значительно сокращается количество школ в деревнях. Если в 1995 году их насчитывалось 47,5 тысячи, то в 2005 году - уже где-то 40 тысяч.
Эффективность проводимой реструктуризации зависит не от быстроты ее проведения и максимального охвата ею сельских образовательных учреждений, а от глубины проработки всех вариантов ее осуществления и наиболее широкого экспериментирования как по территории страны, так и по типам и видам образовательных учреждений.
Требуется при выборе территории для проведения экспериментов стремиться охватывать исследованиями объекты самые разнообразные по уровню экономического развития и трудовой занятости населения, социально-культурной обеспеченности, бюджетной стабильности, укомплектованности и квалификации педагогического состава [14]. О проблеме управления социально-экономическим развитием сельских территорий написано много работ различных исследователей [15-20].
Принятая в России национальная программа «Образование» предусматривает ряд финансовых мероприятий, затрагивающих и образовательные учреждения на селе.
В утвержденном федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено направить 1 млрд. рублей на централизованную закупку автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Однако нужно учитывать состояние российских дорог и то, что у региональных властей не всегда находятся средства на ремонт дорог, а также на профилактическое обслуживание школьных автобусов.
Поэтому к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» имеется приложение 41 «Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в том числе в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, а также связывающих населенные пункты сельских дорог с включением их в сеть дорог общего пользования, осуществляемых в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) в 2006 году».
Целесообразно проследить за тем, чтобы выделяемые из федерального бюджета средства на эти цели получались и в сельских школах. Необходимо не забывать поощрять авторские и инновационные школы на селе (в них всегда было мало учеников). Поощрять лучших учителей надо не только в крупных городских, но и в небольших сельских школах.
В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» предусмотрено, что для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
Однако в этом случае закон не является законом прямого действия. Во-первых, он не охватывает все сельские школы, поскольку среди них пять тысяч школ на селе имеет более ста учащихся. Во-вторых, не определен конкретный механизм расчета затрат независимо от количества обучающихся, в результате этот порядок практически не применяется. В-третьих, научно не разработан перечень необходимых затрат в сельских школах и их размеров, независимых от количества учащихся.
Все это не позволяет руководителям сельских школ и органов управления образованием законодательно обосновывать планируемые ими на очередной финансовый год размеры государственного финансирования и твердо защищать планируемые показатели в финансовых органах, находить поддержку в органах исполнительной и законодательной власти в процессе формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Законодательно не определен в полном объеме порядок государственного финансирования сельских школ за счет бюджетов муниципальных образований, виды целевой государственной поддержки (субсидий) из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета.
Выводы
Реорганизация сельской школы, существенное повышение качества оказываемых ею образовательных услуг замедляется во многом из-за слабости правовой базы ее развития. В законе РФ «Об образовании», несмотря на значительное количество сельских школ, их повсеместное расположение, практически не раскрыта специфика деятельности этих самых многочисленных образовательных учреждений.
Именно в сельских школах решается один из важнейших принципов государственной образовательной политики - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, поэтому так важно и необходимо содействие финансово-экономическому обеспечению деятельности образовательных учреждений на селе.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления