INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Финансовое обеспечение системы образования в России

Financial support of the education system in Russia



УДК 371

22.03.18 9:59
1800

Выходные сведения: Чиркова В.М. Финансовое обеспечение системы образования в России // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansovoe-obespechenie-sistemy-obr/

Авторы:
Чиркова В.М.
к. п. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск. Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса 3),
e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Authors:
Chirkova V.M.
candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Ключевые слова: система финансирования, концепция образования, уровень образования, человеческий капитал, конкурентоспособный человеческий капитал, учебные программы, качество образовательных услуг

Keyword: finance system, concept of education, level of education, human capital, competitive human potential, curricular programs, quality of educational services

Аннотация: Данная статья посвящена актуальным проблемам финансового обеспечения системы образования в России. Автор акцентирует внимание на том, что существующая система финансирования требует пересмотра, как и сама концепция образования, так как содержание учебных программ устаревает и становится слишком перегруженным для освоения их современными учащимися. В статье автор приводит данные опроса населения о качестве современной системы образования и проводит сравнительный анализ настоящего уровня образования, получаемого гражданами с советской системой образования, которая в свое время занимала одно из первых мест в мире, так как была направлена на воспитание личностных качеств учащихся. Одним из решений повышения качества образовательных услуг является улучшение финансирования этой сферы деятельности. Ввиду сложившегося положения в системе российского образования, была разработана новая концепция развития образования на 2016-2020гг. Согласно новой концепции, целью которой является формирование конкурентоспособного человеческого потенциала в рамках мирового масштаба, источниками финансирования системы образования должны быть: федеральный бюджет (в большей степени), муниципальные и внебюджетные организации, а также частные компании. Результат реализации новой концепции – это качественный человеческий капитал, от которого зависит уровень модернизации общества, так как чем выше уровень образованности граждан страны в целом, тем быстрее и эффективнее происходит переход к инновационной экономике.


Annotation: 

This article is devoted to topical problems of financial support for the education system in Russia. The author pays attention to the current finance system and the concept of education, which requires revision because curricular program becomes difficult for modern students.

In the article the author shows the results of the population survey on the quality of the modern education system and compares the current level of education with the education of the Soviets, which took the first place in the world because it was aimed at upbringing of students’ personal qualities. One of the problem solution is to improve the financing of this field of activity.

Taking into account the current situation, a new concept for the development of education of 2016-2020 years was developed. According to the new concept, which aims to build a competitive human potential, the sources of financing for the education system should be: the federal budget (to a greater extent), the municipal one and extra-budgetary organizations and private companies.

The result of the new concept is the qualitative human capital, which determines the level of society modernization because the higher the level of education of the citizens in the whole, the faster and more efficient the transition to an innovative economy goes.



Финансовое обеспечение системы образования в России

Введение

Образование в жизни общества в целом, и в жизни каждого отдельно взятого
человека в частности, играет одну из самых важнейших ролей. Это связано с тем, что развитие любого государства напрямую зависит от того, какой уровень и качество образовательных услуг может предоставить это самое государство своим гражданам. К сожалению, в настоящее время в системе образования России чрезвычайно остро стоит вопрос о недостаточном обеспечении бюджетными средствами, выделяемых государством для полноценного функционирования данной сферы. К еще большему сожалению, на второй план или даже на третий автоматически отодвигаются такие вопросы как содержание и поддержание качества образования, всеобщая доступность высококачественного образования для всех слоёв населения, удовлетворение потребностей учащихся, развитие связей с рынком труда и многие другие. Проблемы финансирования образования в России образуются в связи с негативными тенденциями в развитии российской экономики, а также с неудовлетворительным состоянием системы образования в целом.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе наблюдения экономических процессов в их реальном виде, сбора фактов, оценки событий, происходящих в действительности, а также систематизации имеющихся научных исследований по данной проблематике, широко применялся такой метод как позитивный и нормативный анализ.

Проблема финансового обеспечения российского образования остается недостаточно разработанной, хотя в последнее десятилетие много научных исследований имело место в области как высшего профессионального образования [1, 2, 3, 4, 5, 6,7], так и образования в целом [8, 9, 10, 11, 12, 13]. Обоснования исследований заключались в основном в том, что механизм финансирования образования является несистемным, который требует существенной доработки и корректировки.

Результаты и обсуждение

Реальность российского общества сейчас такова, что важным производственным ресурсом становятся знания и образованные люди, которые двигают страну вперед. Однако эффективному процессу продвижения вперед мешает противоречие между действующей законодательной базой и системой финансирования. Из общего расхода консолидированного бюджета выделяется всего около 5% на содержание образовательных учреждений. Сфера образования в современной России не сможет выжить без мощной и постоянной финансовой поддержки со стороны государства. Даже тех средств, которые выделяются из государственного бюджета едва хватает на то, чтобы покрыть частично расходы на деятельность образовательных учреждений. Существующая система финансирования требует пересмотра, как и сама концепция образования, так как содержание учебных программ устаревает и становится слишком перегруженным для освоения их современными учащимися. Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Ключевой вопрос ее решения остается за уровнем финансирования всех ступеней образования. Экономический рост страны прямо пропорционально зависит от качества образования людей и от их способности овладевать знаниями и умениями. Если вспомнить уровень образования в СССР, то оно занимало одно из первых мест в мире. Удержание лидирующей позиции в течение долгого времени было связано с тем, что структура образования была непохожа ни на одну из педагогических мировых систем. Она была направлена на формирование и воспитание личностных качеств каждого ученика, развитие мышления, прививание навыков полезного труда, а в основе всего лежали моральные ценности.

По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 53% опрошенных считают, что доступность получения образования в настоящее время гораздо ниже, чем в советское время. 20 %

считают, что состояние системы образования сейчас «плохое» или «очень плохое». Однако возрос показатель опрошенных, считающих, что получение высшего образования является обязательным, их процент составил 83%. В то время как тот же опрос в 1991 году показал результат в 22%

Основная причина неэффективной и неполноценной работы системы образования главным образом зависит от недостаточного финансирования. Хотя в то же время за последние годы прослеживается тенденция, направленная на увеличение государственных расходов на образование. Недостаток финансирования имеет ряд отрицательных факторов, имеющие негативный эффект. Одним из факторов является снижение материально-технического обеспечения учреждений. Так, например, износ оборудования в технических вузах по среднему показателю составляет около 65 %, а около 38% школ требуют капитального ремонта. Низкий уровень оплаты труда педагогического состава ведет к снижению уровня квалифицированных специалистов и, следовательно, падает уровень образования подрастающего поколения.­ Выявлена тенденция старения преподавательского состава, общий стаж работы в среднем составляет более 25 лет у 64% школ. Прослеживается тенденция оттока талантливой и способной молодежи за рубеж, которые после прохождения практики и стажировок не возвращаются обратно в Россию. Существенный фактор, отрицательно влияющий на недофинансирование, заключается в том, что административный принцип финансирования образовательных учреждений вертикальный. Таким образом, из вышестоящих финансовых органов до нижестоящих доходят только лимиты финансирования. Тот минимум, который получают учреждения, не покрывает всех расходов и потребностей для полноценного функционирования.

Так как на сегодняшний день состояние системы образования России характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств, «то проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план» [14].

Для решения первоочередных экономических вопросов, касающихся развития и улучшения качества образования, разработана новая концепция развития образования на 2016-2020 годы, которая утверждена Правительством Российской Федерации и подписана Медведевым Д.А. 29 декабря 2014 года.

Это связано с тем, что срок действия предыдущей программы закончился.

Главной целью этой программы является эффективное развитие образования, и в основном формирование конкурентоспособного человеческого потенциала в рамках мирового масштаба. Это должно произойти в результате своевременного выявления одаренных детей и дальнейшей их поддержки в обучении. Также планируется создание устойчивой и надежной инфраструктуры для эффективной реализации программы развития образования.

На основе новой концепции развития образования источники финансирования будут представлены в виде: федерального бюджета, который возьмет на себя большую долю; также участие примут муниципальные и внебюджетные организации. Частные компании тоже будут предоставлять финансовую помощь, так как они являются заинтересованными лицами, которые имеют потребность в высококвалифицированных кадрах. 

Выводы

Современные ученые [17,18,19, 20] всерьез озабочены всевозможными проблемами финансовых и экономических отношений, связанных с системой образования. Все исследователи сходятся во мнении, что образование является мощнейшей и

одной из самых крупных систем Российской Федерации, которая требует достаточно внушительных инвестиций для эффективного функционирования.

Однако, выделяемых средств из бюджетов совершенно недостаточно для обеспечения полноценной работы образовательной сферы.

Новая концепция финансирования образовательных услуг нацелена на формирование человеческого капитала, с целью увеличения числа конкурентно-способных работников в будущем.

От качественного человеческого капитала зависит и уровень модернизации общества, так как чем выше уровень образованности граждан страны в целом, тем быстрее и эффективнее происходит переход к инновационной экономике.

Высококвалифицированные специалисты и талантливые ученые являются движущей силой, без которой невозможна модернизация российского общества.



Библиографический список


1. Андреева А.Ф Организационно-экономический механизм непрерывного профессионального образования в сфере туризма Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.05 - СПб, 2012.- 18 с.
2. Шишкин А.Г. Шишкина А.Е. Финансирование системы профессионального образования / А.Г. Шишкин, А.Е. Шишкина // Финансы. 2007. -№ 8. - С.16-19.
3. Лунькин A.H. Возрождение концессии в профессиональном образовании / А.Н. Лунькин // Профессиональное образование. Столица. 2012. -№ 3. - С.30-32.
4. Гарифуллина Н.Ю., Гуртов В.А. Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования / Н.Ю. Гарифуллина, В.А. Гуртов//Финансы.-2010. -№ 11. -С.11-14.
5. Абанкина Т.В. Описание форм и механизмов частно-государственного партнерства. // Государственно-частное партнерство в образовании: сборник. М.: КДУ, 2009. - 242 с.
6. Шиянова JI.A. Управление спросом на образовательные услуги с учетом потребности экономики в квалифицированных кадрах (на примере Калининградской области) Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.05 - СПб, 2012.-21 с.
7. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация Российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. - Т, 2011. - 296 с.
8. Киринюк A.A. Финансовое обеспечение начального и среднего профессионального образования в России Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.10 - Саратов, 2009,- 16 с.
9. Бушмина Е.В., Арефьева Е.В. Независимая оценка качества профессионального образования / Е.В. Бушмина, Е.В. Арефьева // Профессиональное образование. Столица. 2012. - № 4. - С.34-35.
10. Балашев A.B. Теоретические аспекты трансформации образовательного сектора национальной экономики Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.01 - Москва, 2011.- 27 с.
11. Жилина H.H. Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях повышения их финансово-хозяйственнойсамостоятельности Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.10 - Йошкар-Ола,2010.- 20 с.
12. Капелюшников Р. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт /Экономическая политика, 2006.-№ 4.-С. 166-195
13. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Особенности бизнес-плана образовательных учреждений / М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко // Профессиональное образование. Столица. 2012. - № 1. - С.9-12.
14. Шубина Т.В. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях / Т.В. Шубина // Финансовый менеджмент. 2012. - № 3. - С. 103-111.
15. Скачкова Н. В. Проблемы модернизации российского образования // Философия образования. 2007. - № 2. - С. 32-38
16. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в россии // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550
17. Кузнецова А.Р., Саитова Р.З., Ахметьянова А.И. Основные тенденции развития системы образования в российской федерации // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 2. – С. 153-158
18. Гладилина И.П. Кадровое обеспечение сферы закупок на основе современного гуманитарного образования как фактор развития экономики страны // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 5. – С. 149-153
19. Астахов В.В., Астахова Е.В. Расширение конкурентных позиций образовательных учреждений в современных экономических условиях // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 1-1. – С. 94-98
20. Емельянова Е.А., Ерохина Е.А., Казаков В.В. Инновационно-предпринимательская деятельность и механизмы повышения конкурентоспособности вузов. Современные проблемы науки и образования. – 2015 . – № 4. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2013/1/140.pdf.


References


1. Andreeva A.F Organizatsionno-ekonomicheskiy mehanizm nepreryivnogo professionalnogo obrazovaniya v sfere turizma. Avtoref. dis.kand. ekon. nauk: 08.00.05 SPb, 2012.- 18 p.
2. Shishkin A.G. Shishkina A.E. Finansirovanie sistemyi professionalnogo obrazovaniya. A.G. Shishkin, A.E. Shishkina Finansyi. 2007. No 8. Pp.16-19.
3. Lunkin A.H. Vozrozhdenie kontsessii v professionalnom obrazovanii A.N. Lunkin Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa. 2012. No 3. Pp.30-32.
4. Garifullina N.Yu., Gurtov V.A. Obrazovatelnaya usluga v byudzhetnyih rashodah sistemyi vyisshego obrazovaniya. N.Yu. Garifullina, V.A. Gurtov//Finansyi. 2010. No 11. Pp.11-14.
5. Abankina T.V. Opisanie form i mehanizmov chastno-gosudarstvennogo partnerstva. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii: sbornik. M.: KDU, 2009. 242 p.
6. Shiyanova JI.A. Upravlenie sprosom na obrazovatelnyie uslugi s uchetom potrebnosti ekonomiki v kvalifitsirovannyih kadrah (na primere Kaliningradskoy oblasti). Avtoref. dis.kand. ekon. nauk: 08.00.05 SPb, 2012. 21 p.
7. Shafranov-Kutsev G.F. Modernizatsiya Rossiyskogo professionalnogo obrazovaniya: problemyi i perspektivyi: monografiya. Tyumen: Izdatelstvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. T, 2011. 296 p.
8. Kirinyuk A.A. Finansovoe obespechenie nachalnogo i srednego professionalnogo obrazovaniya v Rossii. Avtoref. dis.kand. ekon. nauk: 08.00.10 Saratov, 2009, 16 p.
9. Bushmina E.V., Arefeva E.V. Nezavisimaya otsenka kachestva professionalnogo obrazovaniya E.V. Bushmina, E.V. Arefeva Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa. 2012. No 4. Pp.34-35.
10. Balashev A.B. Teoreticheskie aspektyi transformatsii obrazovatelnogo sektora natsionalnoy ekonomiki Avtoref. dis.kand. ekon. nauk: 08.00.01 - Moskva, 2011. 27 p.
11. Zhilina H.H. Finansovoe obespechenie deyatelnosti obrazovatelnyih uchrezhdeniy v usloviyah povyisheniya ih finansovo-hozyaystvennoysamostoyatelnosti. Avtoref. dis.kand. ekon. nauk: 08.00.10 - Yoshkar-Ola, 2010. 20 p.
12. Kapelyushnikov R. Obrazovatelnyiy potentsial i ego svyaz s harakteristikami ryinka truda: rossiyskiy opyit. Ekonomicheskaya politika, 2006. No 4. Pp. 166-195
13. Levitskiy M.L., Shevchenko T.N. Osobennosti biznes-plana obrazovatelnyih uchrezhdeniy. M.L. Levitskiy, T.N. Shevchenko Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa. 2012. No 1. Pp. 9-12.
14. Shubina T.V. Finansovoe planirovanie v byudzhetnyih uchrezhdeniyah. T.V. Shubina Finansovyiy menedzhment. 2012. No 3. Pp. 103-111.
15. Skachkova N. V. Problemyi modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya Filosofiya obrazovaniya. 2007. No 2. Pp. 32-38
16. Batova B.Z., Aslanova L.O., Alikaeva M.V., Gubachikov A.M. Problemyi finansirovaniya obrazovaniya v rossii. Fundamentalnyie issledovaniya. – 2016. No 5-3. – Pp. 546-550
17. Kuznetsova A.R., Saitova R.Z., Ahmetyanova A.I. Osnovnyie tendentsii razvitiya sistemyi obrazovaniya v rossiyskoy federatsii. Fundamentalnyie issledovaniya. 2017. No 2. – Pp. 153-158
18. Gladilina I.P. Kadrovoe obespechenie sferyi zakupok na osnove sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya kak faktor razvitiya ekonomiki stranyi. Fundamentalnyie issledovaniya. 2017. No 5. – Pp. 149-153
19. Astahov V.V., Astahova E.V. Rasshirenie konkurentnyih pozitsiy obrazovatelnyih uchrezhdeniy v sovremennyih ekonomicheskih usloviyah Fundamentalnyie issledovaniya. 2016. No 1-1. – Pp. 94-98
20. Emelyanova E.A., Erohina E.A., Kazakov V.V. Innovatsionno-predprinimatelskaya deyatelnost i mehanizmyi povyisheniya konkurentosposobnosti vuzov. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2015 . No 4. Rezhim dostupa: http:www.science-education.ru.pdf.2013.1.140.pdf.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления