This article is devoted to topical problems of financial support for the education system in Russia. The author pays attention to the current finance system and the concept of education, which requires revision because curricular program becomes difficult for modern students.
In the article the author shows the results of the population survey on the quality of the modern education system and compares the current level of education with the education of the Soviets, which took the first place in the world because it was aimed at upbringing of students’ personal qualities. One of the problem solution is to improve the financing of this field of activity.
Taking into account the current situation, a new concept for the development of education of 2016-2020 years was developed. According to the new concept, which aims to build a competitive human potential, the sources of financing for the education system should be: the federal budget (to a greater extent), the municipal one and extra-budgetary organizations and private companies.
The result of the new concept is the qualitative human capital, which determines the level of society modernization because the higher the level of education of the citizens in the whole, the faster and more efficient the transition to an innovative economy goes.
Введение
Образование в жизни общества в целом, и в жизни каждого отдельно взятого
человека в частности, играет одну из самых важнейших ролей. Это связано с тем, что развитие любого государства напрямую зависит от того, какой уровень и качество образовательных услуг может предоставить это самое государство своим гражданам. К сожалению, в настоящее время в системе образования России чрезвычайно остро стоит вопрос о недостаточном обеспечении бюджетными средствами, выделяемых государством для полноценного функционирования данной сферы. К еще большему сожалению, на второй план или даже на третий автоматически отодвигаются такие вопросы как содержание и поддержание качества образования, всеобщая доступность высококачественного образования для всех слоёв населения, удовлетворение потребностей учащихся, развитие связей с рынком труда и многие другие. Проблемы финансирования образования в России образуются в связи с негативными тенденциями в развитии российской экономики, а также с неудовлетворительным состоянием системы образования в целом.
Материалы и методы
Исследование проводилось на основе наблюдения экономических процессов в их реальном виде, сбора фактов, оценки событий, происходящих в действительности, а также систематизации имеющихся научных исследований по данной проблематике, широко применялся такой метод как позитивный и нормативный анализ.
Проблема финансового обеспечения российского образования остается недостаточно разработанной, хотя в последнее десятилетие много научных исследований имело место в области как высшего профессионального образования [1, 2, 3, 4, 5, 6,7], так и образования в целом [8, 9, 10, 11, 12, 13]. Обоснования исследований заключались в основном в том, что механизм финансирования образования является несистемным, который требует существенной доработки и корректировки.
Результаты и обсуждение
Реальность российского общества сейчас такова, что важным производственным ресурсом становятся знания и образованные люди, которые двигают страну вперед. Однако эффективному процессу продвижения вперед мешает противоречие между действующей законодательной базой и системой финансирования. Из общего расхода консолидированного бюджета выделяется всего около 5% на содержание образовательных учреждений. Сфера образования в современной России не сможет выжить без мощной и постоянной финансовой поддержки со стороны государства. Даже тех средств, которые выделяются из государственного бюджета едва хватает на то, чтобы покрыть частично расходы на деятельность образовательных учреждений. Существующая система финансирования требует пересмотра, как и сама концепция образования, так как содержание учебных программ устаревает и становится слишком перегруженным для освоения их современными учащимися. Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Ключевой вопрос ее решения остается за уровнем финансирования всех ступеней образования. Экономический рост страны прямо пропорционально зависит от качества образования людей и от их способности овладевать знаниями и умениями. Если вспомнить уровень образования в СССР, то оно занимало одно из первых мест в мире. Удержание лидирующей позиции в течение долгого времени было связано с тем, что структура образования была непохожа ни на одну из педагогических мировых систем. Она была направлена на формирование и воспитание личностных качеств каждого ученика, развитие мышления, прививание навыков полезного труда, а в основе всего лежали моральные ценности.
По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 53% опрошенных считают, что доступность получения образования в настоящее время гораздо ниже, чем в советское время. 20 %
считают, что состояние системы образования сейчас «плохое» или «очень плохое». Однако возрос показатель опрошенных, считающих, что получение высшего образования является обязательным, их процент составил 83%. В то время как тот же опрос в 1991 году показал результат в 22%
Основная причина неэффективной и неполноценной работы системы образования главным образом зависит от недостаточного финансирования. Хотя в то же время за последние годы прослеживается тенденция, направленная на увеличение государственных расходов на образование. Недостаток финансирования имеет ряд отрицательных факторов, имеющие негативный эффект. Одним из факторов является снижение материально-технического обеспечения учреждений. Так, например, износ оборудования в технических вузах по среднему показателю составляет около 65 %, а около 38% школ требуют капитального ремонта. Низкий уровень оплаты труда педагогического состава ведет к снижению уровня квалифицированных специалистов и, следовательно, падает уровень образования подрастающего поколения. Выявлена тенденция старения преподавательского состава, общий стаж работы в среднем составляет более 25 лет у 64% школ. Прослеживается тенденция оттока талантливой и способной молодежи за рубеж, которые после прохождения практики и стажировок не возвращаются обратно в Россию. Существенный фактор, отрицательно влияющий на недофинансирование, заключается в том, что административный принцип финансирования образовательных учреждений вертикальный. Таким образом, из вышестоящих финансовых органов до нижестоящих доходят только лимиты финансирования. Тот минимум, который получают учреждения, не покрывает всех расходов и потребностей для полноценного функционирования.
Так как на сегодняшний день состояние системы образования России характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств, «то проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план» [14].
Для решения первоочередных экономических вопросов, касающихся развития и улучшения качества образования, разработана новая концепция развития образования на 2016-2020 годы, которая утверждена Правительством Российской Федерации и подписана Медведевым Д.А. 29 декабря 2014 года.
Это связано с тем, что срок действия предыдущей программы закончился.
Главной целью этой программы является эффективное развитие образования, и в основном формирование конкурентоспособного человеческого потенциала в рамках мирового масштаба. Это должно произойти в результате своевременного выявления одаренных детей и дальнейшей их поддержки в обучении. Также планируется создание устойчивой и надежной инфраструктуры для эффективной реализации программы развития образования.
На основе новой концепции развития образования источники финансирования будут представлены в виде: федерального бюджета, который возьмет на себя большую долю; также участие примут муниципальные и внебюджетные организации. Частные компании тоже будут предоставлять финансовую помощь, так как они являются заинтересованными лицами, которые имеют потребность в высококвалифицированных кадрах.
Выводы
Современные ученые [17,18,19, 20] всерьез озабочены всевозможными проблемами финансовых и экономических отношений, связанных с системой образования. Все исследователи сходятся во мнении, что образование является мощнейшей и
одной из самых крупных систем Российской Федерации, которая требует достаточно внушительных инвестиций для эффективного функционирования.
Однако, выделяемых средств из бюджетов совершенно недостаточно для обеспечения полноценной работы образовательной сферы.
Новая концепция финансирования образовательных услуг нацелена на формирование человеческого капитала, с целью увеличения числа конкурентно-способных работников в будущем.
От качественного человеческого капитала зависит и уровень модернизации общества, так как чем выше уровень образованности граждан страны в целом, тем быстрее и эффективнее происходит переход к инновационной экономике.
Высококвалифицированные специалисты и талантливые ученые являются движущей силой, без которой невозможна модернизация российского общества.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления