Введение
Современный рынок труда предъявляет выпускникам высших учебных заведений достаточно жёсткие требования. Данный факт обусловливает необходимость планирования студентами своего профессионального развития ещё в период обучения в университете. У будущих выпускников высших учебных заведений должна быть сформирована социально-психологическая готовность к трудоустройству, включающая владение навыками самомаркетинга. Таким образом, основной целью высшего профессионального образования является формирование и развитие у студентов не только знаний умений, навыков и компетенций, необходимых для будущей профессии, но и способностей представить их будущему работодателю.
Материалы и методы
Данное исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ по данной тематике. Широко применялись такие методы как системный анализ и синтез научных знаний, сравнение и обобщение.
Теоретическую основу данного исследования составляют научные труды по экономике (Котлер Ф., Кибанов А. Я., Дуракова И.Б.), теории и методике высшего профессионального образования (Платонов К.К.), а также публикации, посвящённые вопросам маркетинга, самомаркетинга (Ильина И.Ю., Орехова А.Ю., Семенова Л.М., Перерва П., Реутов Н.Н., Уварова Н.В., Зайцев Г. Г.) и формирования конкурентоспособности специалиста (Кузнецова Е.Ю., Сотникова С.И., Дмитриева Д.Д.) [1-14].
Результаты и обсуждение
Многие исследователи считают, что самомаркетинг является одним из средств успешного трудоустройства, конкурентоспособности и профессионального роста молодого специалиста.
Теоретические основы самомаркетинга, а также особенности его реализации нами подробно рассмотрены в статье «Самомаркетинг как средство успешного трудоустройства молодого специалиста» [15].
Самомаркетинг представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, объединяющий объективную оценку своих знаний, умений, навыков, личностных и деловых качеств относительно конкретного рабочего места, а также совокупность методов и средств для самосовершенствования и самопрезентации. Итак, владение навыками самомаркетинга помогает выпускникам высших учебных заведений ориентироваться на рынке труда и выгодно продать свой товар, а именно знания, умения и навыки.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В свою очередь воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося [16].
По нашему мнению в системе высшего профессионально образования основная роль при формировании у студентов навыков самомаркетинга принадлежит воспитательной работе. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях см.:[17-20]).
В настоящее время одной из эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы является студенческий клуб. Он представляет собой некоммерческую, добровольную, самоуправляемую организацию, основанную на объединении интересов студентов на принципах равноправия и гласности. Для формирования навыков самомаркетинга у будущих выпускников высших учебных заведений необходимо создание в вузе студенческого клуба профессиональной ориентации.
Рассмотрим особенности функционирования данного клуба. Деятельность студенческого клуба профессиональной ориентации должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и планом работы вуза, а также нормативно-правовыми и организационными основами работы куратора студенческой группы. Студенческий клуб профессиональной ориентации должен функционировать согласно программе, разработанной в соответствии с университетским Положением о клубах. Данный клуб может быть создан при любой кафедре гуманитарного профиля. Его состав должен быть сформирован из числа студентов старших курсов вуза.
Руководитель клуба и его участники определяют внутреннюю структуру, задачи, формы и методы деятельности. Основная цель студенческого клуба профессиональной ориентации заключается в формировании личности конкурентоспособного специалиста, владеющего навыками самомаркетинга.
Данная цель определяет следующие задачи клуба:
· знакомство студентов с основами их будущей специальности посредством общения с профессионалами соответствующей сферы деятельности, объяснение специфики работы;
· развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей обучающихся, объединение их для реализации творческих проектов;
· формирование здорового образа жизни у студентов;
· формирование внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию;
· совершенствование коммуникативных способностей и навыков профессионального общения;
· формирование и совершенствование навыков самоимиджирования и самопрезентации.
Следует отметить, что данные задачи студенческого клуба профессиональной ориентации определяются также с учётом индивидуальных конкурентных преимуществ, формирующих конкурентоспособность выпускника вуза.
Общее руководство клубом осуществляет преподаватель. Куратор оказывает членам клуба содействие при формировании плана работы, при организации и проведении мероприятий, а также организует отбор работ студентов в рамках различных проектов и осуществляет руководство при подготовке докладов, презентаций. Заседания клуба организуются в соответствии с утверждённым планом. Содержание тематического плана работы студенческого клуба ориентации в профессию должно соответствовать следующим основным этапам самомаркетинга:
· анализ ситуации на рынке труда;
· получение необходимой квалификации в процессе прохождения соответствующей подготовки, самосовершенствование;
· самореклама, представление сведений о себе потенциальным работодателям;
· грамотное собеседование с работодателями.
На заседаниях студенческого клуба профессиональной ориентации представляется достаточно эффективным использование следующих видов работы:
· социально-психологические тренинги;
· тренинг «time management»;
· тренинги по самоимиджированию;
· видеотренинги;
· анкетирование;
· анализ и самоанализ;
· ролевые и деловые игры;
· проблемные ситуации;
· самопрезентация;
· мастер-классы от специалистов соответствующей сферы деятельности.
Кроме перечисленных выше форм работы, направленной на формирование у будущих выпускников навыков самомаркетинга, необходимо также ознакомить студентов с особенностями грамотного составления резюме и портфолио.
Выводы
В результате занятий в клубе у студентов формируются и развиваются индивидуальные конкурентные преимущества, а также навыки самомаркетинга.
Подводя итоги, важно отметить, что студенческий клуб профессиональной ориентации представляет собой не только хорошую форму взаимодействия студентов, но и прекрасную возможность для них применять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в вузе.
По мнению автора, студенческий клуб профессиональной ориентации является одной из наиболее эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы со студентами по формированию и совершенствованию у них навыков самомаркетинга и социально-психологической готовности к трудоустройству.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления