INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Формирование навыков самомаркетинга в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами в вузе (на примере студенческого клуба профессиональной ориентации)

Formation of self-marketing skills in the process of extracurricular educational work with students in the university (on the example of student club of vocational guidance)



УДК 331.5

16.06.18 8:10
1002

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Формирование навыков самомаркетинга в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами в вузе (на примере студенческого клуба профессиональной ориентации) // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/formirovanie-navykov-samomarketinga/

Авторы:
Дмитриева Д.Д. к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: самомаркетинг, самопрезентация, самоимиджирование, воспитательная работа, студенческий клуб, индивидуальные конкурентные преимущества, конкурентоспособность

Keyword: self-marketing, self-presentation, self-branding, educational work, student club, individual competitive advantages, competitiveness

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования навыков самомаркетинга в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях.

Автором представлена одна из наиболее эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы – студенческий клуб профессиональной ориентации. В статье рассматриваются основные особенности функционирования данного клуба и процесс организации работы.

Основная цель студенческого клуба профессиональной ориентации заключается в формировании личности конкурентоспособного специалиста, владеющего навыками самомаркетинга. В процессе работы клуба решаются следующие задачи: развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей обучающихся; их знакомство с основами будущей специальности; формирование внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию; формирование здорового образа жизни; совершенствование коммуникативных способностей и навыков профессионального общения; формирование и совершенствование навыков самоимиджирования и самопрезентации. В статье представлены разнообразные формы работы клуба. Отмечается, что заседания клуба организуются в соответствии с утверждённым планом. Содержание тематического плана работы студенческого клуба профессиональной ориентации должно включать в себя знакомство с основными этапами самомаркетинга.

В результате исследования автор делает вывод, что студенческий клуб профессиональной ориентации предоставляет студентам возможность применять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в вузе.
По мнению автора, занятия в клубе способствуют формированию и развитию навыков самомаркетинга, а также индивидуальных конкурентных преимуществ у будущих выпускников.

Annotation: The article is devoted to the problem of formation of self-marketing skills in the process of extracurricular educational work with students in higher educational institutions.

The author presents one of the most effective forms of extracurricular educational work – student club of vocational guidance. The article examines the main features of this club functioning and the process of work organization.

The main purpose of the student club of vocational guidance is to form the competitive specialist’s personality with self-marketing skills. In the course of the club's work the following tasks are solved: development of organizational, intellectual, creative students` abilities; their acquaintance with the future specialty’s basics; formation of internal motivation for learning and self-improvement; healthy lifestyle formation; improvement of communication skills and professional communication skills; formation and improvement of self-branding and self-presentation skills. The article presents various forms of the club's work. It is noted that the club meetings are organized in accordance with the approved plan. The content of the thematic work plan of the student club of professional orientation should include an introduction to the main stages of self-marketing.

As a result of the research, the author concludes that the student club of professional orientation provides students with the opportunity to apply and improve the knowledge, skills and abilities obtained in the process of studying in the university.

Формирование навыков самомаркетинга в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами в вузе (на примере студенческого клуба профессиональной ориентации)

Введение

Современный рынок труда предъявляет выпускникам высших учебных заведений достаточно жёсткие требования. Данный факт обусловливает необходимость планирования студентами своего профессионального развития ещё в период обучения в университете. У будущих выпускников высших учебных заведений должна быть сформирована социально-психологическая готовность к трудоустройству, включающая владение навыками самомаркетинга. Таким образом, основной целью высшего профессионального образования является формирование и развитие у студентов не только знаний умений, навыков и компетенций, необходимых для будущей профессии, но и способностей представить их будущему работодателю.

Материалы и методы

Данное исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ по данной тематике. Широко применялись такие методы как системный анализ и синтез научных знаний, сравнение и обобщение.

Теоретическую основу данного исследования составляют научные труды по экономике (Котлер Ф., Кибанов А. Я., Дуракова И.Б.), теории и методике высшего профессионального образования (Платонов К.К.), а также публикации, посвящённые вопросам маркетинга, самомаркетинга (Ильина И.Ю., Орехова А.Ю., Семенова Л.М., Перерва П., Реутов Н.Н., Уварова Н.В., Зайцев Г. Г.) и формирования конкурентоспособности специалиста (Кузнецова Е.Ю., Сотникова С.И., Дмитриева Д.Д.) [1-14].

Результаты и обсуждение

Многие исследователи считают, что самомаркетинг является одним из средств успешного трудоустройства, конкурентоспособности и профессионального роста молодого специалиста.

Теоретические основы самомаркетинга, а также особенности его реализации нами подробно рассмотрены в статье «Самомаркетинг как средство успешного трудоустройства молодого специалиста» [15].

Самомаркетинг представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, объединяющий объективную оценку своих знаний, умений, навыков, личностных и деловых качеств относительно конкретного рабочего места, а также совокупность методов и средств для самосовершенствования и самопрезентации. Итак, владение навыками самомаркетинга помогает выпускникам высших учебных заведений ориентироваться на рынке труда и выгодно продать свой товар, а именно знания, умения и навыки.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В свою очередь воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося [16].

По нашему мнению в системе высшего профессионально образования основная роль при формировании у студентов навыков самомаркетинга принадлежит воспитательной работе. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях см.:[17-20]).

В настоящее время одной из эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы является студенческий клуб. Он представляет собой некоммерческую, добровольную, самоуправляемую организацию, основанную на объединении интересов студентов на принципах равноправия и гласности. Для формирования навыков самомаркетинга у будущих выпускников высших учебных заведений необходимо создание в вузе студенческого клуба профессиональной ориентации.

Рассмотрим особенности функционирования данного клуба. Деятельность студенческого клуба профессиональной ориентации должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и планом работы вуза, а также нормативно-правовыми и организационными основами работы куратора студенческой группы. Студенческий клуб профессиональной ориентации должен функционировать согласно программе, разработанной в соответствии с университетским Положением о клубах. Данный клуб может быть создан при любой кафедре гуманитарного профиля. Его состав должен быть сформирован из числа студентов старших курсов вуза.

Руководитель клуба и его участники определяют внутреннюю структуру, задачи, формы и методы деятельности. Основная цель студенческого клуба профессиональной ориентации заключается в формировании личности конкурентоспособного специалиста, владеющего навыками самомаркетинга.

Данная цель определяет следующие задачи клуба:

·        знакомство студентов с основами их будущей специальности посредством общения с профессионалами соответствующей сферы деятельности, объяснение специфики работы;

·        развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей обучающихся, объединение их для реализации творческих проектов;

·        формирование здорового образа жизни у студентов;

·        формирование внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию;

·        совершенствование коммуникативных способностей и навыков профессионального общения;

·        формирование и совершенствование навыков самоимиджирования и самопрезентации.

Следует отметить, что данные задачи студенческого клуба профессиональной ориентации определяются также с учётом индивидуальных конкурентных преимуществ, формирующих конкурентоспособность выпускника вуза.

Общее руководство клубом осуществляет преподаватель. Куратор оказывает членам клуба содействие при формировании плана работы, при организации и проведении мероприятий, а также организует отбор работ студентов в рамках различных проектов и осуществляет руководство при подготовке докладов, презентаций. Заседания клуба организуются в соответствии с утверждённым планом. Содержание тематического плана работы студенческого клуба ориентации в профессию должно соответствовать следующим основным этапам самомаркетинга:

·        анализ ситуации на рынке труда;

·        получение необходимой квалификации в процессе прохождения соответствующей подготовки, самосовершенствование;

·        самореклама, представление сведений о себе потенциальным работодателям;

·        грамотное собеседование с работодателями.

На заседаниях студенческого клуба профессиональной ориентации представляется достаточно эффективным использование следующих видов работы:

·        социально-психологические тренинги;

·        тренинг «time management»;

·        тренинги по самоимиджированию;

·        видеотренинги;

·        анкетирование;

·        анализ и самоанализ;

·        ролевые и деловые игры;

·        проблемные ситуации;

·        самопрезентация;

·        мастер-классы от специалистов соответствующей сферы деятельности.

Кроме перечисленных выше форм работы, направленной на формирование у будущих выпускников навыков самомаркетинга, необходимо также ознакомить студентов с особенностями грамотного составления резюме и портфолио.

Выводы

В результате занятий в клубе у студентов формируются и развиваются индивидуальные конкурентные преимущества, а также навыки самомаркетинга.

Подводя итоги, важно отметить, что студенческий клуб профессиональной ориентации представляет собой не только хорошую форму взаимодействия студентов, но и прекрасную возможность для них применять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в вузе.

По мнению автора, студенческий клуб профессиональной ориентации является одной из наиболее эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы со студентами по формированию и совершенствованию у них навыков самомаркетинга и социально-психологической готовности к трудоустройству.



Библиографический список


1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993.
2. Кибанов А. Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с.
4. Ильина И.Ю. Самомаркетинг как новая адаптационная стратегия преподавателя вуза//Экономика образования. – 2016. – № 2 (93). – С. 54-63.
5. Орехова А.Ю. Маркетинг личности как одно из средств успешного построения карьеры // Материалы VI Международной студенческой электронная научной конференции «Студенческий научный форум». 2014.
6. Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. – 2014. – №4. – С. 145-150.
7. Перерва П. "Самомаркетинг менеджера и бизнесмена". – Феникс, 2003.
8. Реутов Н.Н., Уварова Н.В. Самомаркетинг как фактор повышения эффективности трудоустройства выпускников // Материалы конференции Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. – 2012. – С. 235-241.
9. Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
10. Кузнецова Е.Ю. Рыночный подход к содержанию понятия «конкурентоспособность специалиста» // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2010. – № 1 (1), том II.
11. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №2.
12. Дмитриева Д.Д. Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
13. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
14. Дмитриева Д.Д. Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
15. Дмитриева Д.Д. Самомаркетинг как средство успешного трудоустройства молодого специалиста // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/samomarketing-kak-sredstvo-uspeshno/
16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 303, 31.12.2012.
17. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа,1991 – 117с.
18. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. – 108с.
19. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. – М., 2002. – С. 13-56.
20. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».–Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. – С. 222-227.


References


1. Kotler F. Osnovy marketinga. M.: Progress, 1993.
2. Kibanov A. YA. Durakova I.B. Upravlenie personalom organizacii: strategiya, marketing, internacionalizaciya: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2010.
3. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 255 p.
4. Il'ina I.YU. Samomarketing kak novaya adaptacionnaya strategiya prepodavatelya vuza. EHkonomika obrazovaniya. 2016. No 2 (93). Pp. 54-63.
5. Orekhova A.YU. Marketing lichnosti kak odno iz sredstv uspeshnogo postroeniya kar'ery. Materialy VI Mezhdunarodnoj studencheskoj ehlektronnaya nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». 2014.
6. Semenova L.M. Samomarketing i samobrending specialista v sfere kommunikacij kak uslovie povysheniya konkurentosposobnosti na rynke truda//Vestnik yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ehkonomika i menedzhment. 2014. No 4. Pp. 145-150.
7. Pererva P. "Samomarketing menedzhera i biznesmena". Feniks, 2003.
8. Reutov N.N., Uvarova N.V. Samomarketing kak faktor povysheniya ehffektivnosti trudoustrojstva vypusknikov. Materialy konferencii Sodejstvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh usloviyah. 2012. Pp. 235-241.
9. Zajcev G. G. Upravlenie delovoj kar'eroj: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedenij. G. G. Zajcev, G. V. CHerkasskaya. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.
10. Kuznecova E.YU. Rynochnyj podhod k soderzhaniyu ponyatiya «konkurentosposobnost' specialista». SHkola universitetskoj nauki: paradigma razvitiya. 2010. No (1), tom II.
11. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-ehkonomicheskogo soderzhaniya. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. No 2.
12. Dmitrieva D.D. Prakticheskie aspekty formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
13. Dmitrieva D.D. Modelirovanie processa formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
14. Dmitrieva D.D. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya konkurentnyh preimushchestv u budushchih vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij na osnove individualizacii obucheniya. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
15. Dmitrieva D.D. Samomarketing kak sredstvo uspeshnogo trudoustrojstva molodogo specialista. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No 6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/samomarketing-kak-sredstvo-uspeshno/
16. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". "Rossijskaya gazeta", N 303, 31.12.2012.
17. SHepeleva V.I. Principy organizacii vneklassnoj raboty. M.: Vysshaya shkola,1991. 117p.
18. SHajdenko N.A. Sistema vospitatel'noj raboty v uchrezhdeniyah srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya. N.A. SHajdenko [i dr.]. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. in-ta, 2000. 108p.
19. Kagerman'yan V.S., Bodenko L.I. Konceptual'nye osnovy formirovaniya sistemy vospitaniya social'no aktivnoj lichnosti studentov. Organizaciya vospitatel'noj deyatel'nosti v vuzah: vseros. konkurs modelej i proektov. M., 2002. Pp. 13-56.
20. Dmitrieva D.D. Modelirovanie vospitatel'nogo processa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sovremennyj prepodavatel' - doverennoe lico gosudarstva: Sb. nauchn. trudov uchastnikov mezhdun. konf. molodyh uchenyh svetskih i duhovnyh ucheb. zavedenij v ramkah Mezhdunarodnogo lagerya molodezhnogo aktiva «Slavyanskoe sodruzhestvo - 2016». Kursk: OOO «MedTestInfo», 2016. Pp. 222-227.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления