Функционирование рыночной экономики невозможно без развития транспортной структуры. Поэтому обеспечение финансово-экономической устойчивости транспортных фирм необходимо для развития отрасли и для поддержания стабильности всей национальной экономики на уровне, соответствующем привлекательному инвестиционному климату, способствующему выходу России из кризиса и экономическому росту.
Успешное функционирование транспортной фирмы в современных условиях требует эффективного использования всех имеющихся ресурсов, и тесно связано с различными рисками, присущими предпринимательской деятельности в условиях рынка (например, риском отсутствия или избытка спроса на транспортную услугу, риском отклонения от ожидаемых значений уровня доходности средств, вложенных в активы транспортной фирмы и т.д.) [1, 8, 9].
Для изучения и анализа основных факторов, влияющих на финансовую активность фирмы, производилось финансовое моделирование деятельности транспортной фирмы.
Финансовая модель создавалась как инструмент для прогнозирования финансового результата деятельности фирмы за три года. Модель реализована в MS Excel [2, 4].
Проблема прогнозирования финансовых потоков на транспорте, изучена недостаточно глубоко, поскольку имеет место разрозненность научных представлений о методах управления рисками, существующий инструментарий также не позволяет полностью охватить проблему управления рисками.
Рис.1 Процесс управления финансовыми рисками
На чистое изменение денежных средств (превышение потока над оттоком) влияют следующие причины:
-увеличение чистой прибыли за счёт расширения деятельности фирмы;
-накопление амортизационных отчислений;
-переоценка основных фондов и увеличение их балансовой стоимости;
-увеличение доходов будущих периодов;
-увеличение денежных средств фирмы.
Таким образом, транспортная фирма способна генерировать денежные средства в объёме, достаточном для осуществления необходимых расходов.
Динамика финансовых потоков показана на рис. 2.
Рис. 2. Динамика чистого денежного потока
Проанализируем некоторые риски в деятельности транспортной фирмы, исходными данными которых служат изменения денежных потоков [7,11,16]:
-кредитные риски, связаны с невыполнением своих обязательств перед клиентами;
-технико-экономические риски (колебания цен на ГСМ и энергоносители, изменения цен на основные и оборотные средства, изменение тарифов на транспортные услуги);
-производственные риски.
Проведенный анализ рисков фирмы позволил выявить их взаимосвязь с движением денежных потоков. На рис. 3 и 4 показано, как изменение чистой прибыли влияет на изменение чистого денежного потока в разной степени, что связано с проявлением рисков.
Рис. 3 Зависимость чистого денежного потока от чистой прибыли
Рис. 4. Предпринимательский риск
В результате расчета риска потерь чистого денежного потока были сделаны следующие выводы:
-при увеличении чистой прибыли риск потерь чистого денежного потока уменьшается;
-в начале анализируемого периода наблюдался самый высокий риск потерь денежного потока;
-самым благоприятным оказался конец анализируемого периода, когда фирма получила максимальную прибыль и самый низкий уровень риска потерь чистого денежного потока.
Оценка совокупного риска транспортной фирмы произведена методом экспертных оценок [5, 6]. Результаты проведённых оценок представлены в табл. 1, показывающей, что наиболее значимыми факторами риска являются производственные факторы.
Таблица 1
Наиболее существенные факторы риска для транспортной фирмы
Фактор риска |
Значимость фактора риска |
Вероятность возникновения, % |
Риск, (гр.2хгр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Кредитные риски |
0,1 |
10 |
1,0 |
1.1. Невыполнение своих обязательств клиентами |
0,03 |
3 |
0,09 |
1.2. Невыполнение своих обязательств поставщиками |
0,07 |
7 |
0,049 |
2. Технические риски |
0,2 |
30 |
6,0 |
2.1. Колебания цен на ГСМ и энергоресурсы |
0,05 |
10 |
0,5 |
2.2. Колебания цен на запчасти и автошины |
0,15 |
20 |
0,3 |
3. Производственные риски |
0,7 |
60 |
42,0 |
3.1. Поломки транспортных средств |
0,4 |
15 |
6,0 |
3.2. Дефицит материалов, запасных частей и ГСМ |
0,1 |
15 |
1,5 |
3.3. Отклонения от ожидаемого уровня значений времени простоя при техническом обслуживании |
0,05 |
5 |
0,25 |
3.4. Нарушение дисциплины труда и трудового распорядка работниками предприятия |
0,08 |
10 |
0,8 |
3.5. Отклонения от ожидаемого уровня значений расстояния перевозки |
0,02 |
5 |
0,1 |
3.6. Дорожно-транспортные происшествия |
0,05 |
10 |
0,5 |
Итого экономический риск |
|
|
49,0 |
Проведенный анализ движения финансовых потоков и рисков деятельности фирмы показал, что риск и доходы представляют собой две взаимосвязанные финансовые категории, основой управления которыми являются финансовое прогнозирование и планирование.
Для решения задачи прогнозирования денежных потоков с учетом рисков разработана экономико-математическая модель управления рисками, с применением имитационного моделирования [12, 14, 17] на примере транспортной фирмы, представленная на рис. 5.
Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных исходных величин на зависящие от них результаты.
Рис. 5 Табличная модель имитации
Основные виды рисков, которым подвержена транспортная фирма, имеют ярко выраженный случайный характер, наиболее эффективными методами для прогнозирования финансовых потоков в подобных условиях являются имитационные стохастические модели.
Проведенный имитационный эксперимент, представленный на рис. 6 и 7 показал, что шанс получения отрицательной средней величины NPV (чистая современная стоимость финансового потока), не превышает 5%. Общее число отрицательных значений NPV в выборке составляет 14 из 500. Следовательно с вероятностью около 97% можно утверждать, что экономический эффект будет положительным и составит около 3000 тыс. руб.
Рис. 6 Зависимость величины чистого потока платежей (NCF) и чистой современной стоимости проекта (NPV)
Имитационное моделирование является основой для создания новых перспективных технологий управления и принятия решений в сфере бизнеса. Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных исходных величин на зависящие от них результаты.
Рис. 7 Зависимость между поступлениями и чистым финансовым потоком
Для прогнозирования критерием эффективности была выбрана чистая современная стоимость проекта расширения сферы деятельности за счёт приобретения новых единиц транспорта для дополнительных транспортных услуг, которая рассчитывалась на основе имитационного эксперимента, так как имитационное моделирование позволяет учесть максимально возможное число факторов внешней среды для поддержки и принятия управленческих решений и является наиболее мощным средством анализа инвестиционных рисков. Результаты имитационного моделирования показали, что риск данного проекта достаточно мал, а вероятность того, что поступления от проекта будут положительными.
На практике одним из важнейших этапов анализа результата имитационного эксперимента является исследование зависимостей между ключевыми параметрами. Количественная оценка вариации напрямую зависит от степени корреляции между случайными величинами. Визуально исследуя графики зависимостей нетрудно заметить, что в целом вариация значений всех параметров носит случайный характер, что подтверждает принятую ранее гипотезу об их независимости. Сравнивая приведенный график распределений потока платежей NCF и величины NPV, можно отметить, что направления колебаний здесь практически в точности совпадают, а, следовательно, между этими величинами существует сильная корреляционная связь, близкая к функциональной.
Отметим, что в целом применение технологии проведения имитационных экспериментов среде EXCEL – достаточно эффективный, но трудоемкий процесс, который в данном случае ограничивается, случаем равномерного распределения исследуемых переменных.
В результате изучения теоретических и методологических аспектов прогнозирования финансовых потоков на основе анализа риска деятельности транспортной фирмы, а также исследования фактического движения денежных потоков в анализируемом периоде, факторов риска и их взаимосвязи с конечным финансовым результатом были разработаны способы снижения степени риска деятельности фирмы [19, 20, 21, 22].
Подводя итоги рассматриваемой проблемы, для снижения степени риска деятельности транспортной фирмы были предложены следующие способы:
- заключать различные договора страхования на всевозможные случаи, связанные с большим риском;
- создавать резервные производственные запасы, согласно нормативов;
- расширять коммерческую сферу деятельности транспортной фирмы, инвестируя свободные средства в новые проекты, эффективность которых можно оценить с помощью имитационного моделирования.
Таким образом, предложенная система мероприятий позволяет сократить риск за счёт увеличения финансового потока.
Проведённые исследования позволяют рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий, свидетельствующих о целесообразности их реализации и позволяющих сделать вывод, что разработанная система управления рисками позволит не только повысить качество прогнозирования и планирования финансовых потоков, но и обеспечить укрепление финансового положения транспортной фирмы.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы для решения задач по снижению потерь за счёт управления совокупным риском и повышения эффективности в экономической деятельности фирмы.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления