INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Инновации в социально-экономических системах

Innovations in social and economic systems



УДК 316.422

15.05.13 15:10
1916

Выходные сведения: Дубик Е.А., Миронов А.В. Инновации в социально-экономических системах // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsii-v-sotsialno-ekonomichesk/

Авторы:

Елена Андреевна Дубик (кандидат экономических наук, доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

А.В. Миронов (ОАО «Труд»)



Authors:

Helena Dubik (PhD, Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseeva) 

A.V. Mironov (JSC "Trud")



Ключевые слова: инновации, социально-экономические системы, конкурентоспособность персонала, экономические условия

Keyword: innovation, social and economic systems, the competitiveness of the personnel, economic conditions

Аннотация: В настоящее время нельзя предугадать, какие требования работодатель предъявит работнику завтра, но возможно перечислить набор профессиональных навыков, которые нужны сегодня практически для любого предприятия. 

Annotation: At the present time it is impossible to predict what requirements the employer to the employee to show tomorrow, but may transfer a set of skills that are needed today for almost any company.

Инновации в социально-экономических системах

Развитие инновационных процессов в России связано с осознанием того обстоятельства, что конкурентоспособность человека является основным фактором успеха научно-технических нововведений, решающим условием выживания предприятий. Следует признать, что единственным стабильным фактором  их экономической безопасности и устойчивости развития является конкурентоспособность персонала [1].

В настоящее время нельзя предугадать, какие требования работодатель предъявит работнику завтра, но возможно перечислить набор профессиональных навыков, которые нужны сегодня практически для любого предприятия [2]. Специалист качественно нового уровня должен быть коммуникабельным, готовым к самостоятельной постановке задач и их оптимальному решению, быть мобильным в динамичной внешней среде [3].

Одной из «болевых точек» старейшего предприятия ОАО «Труд» р.п. Вача Нижегородской области является нехватки специалистов активного трудоспособного возраста. Молодые люди уезжают из сельской местности в «большой город» учиться в высших учебных заведениях, повышать свой статус путем «внедрения» в городскую жизнь, делать карьеру, оставляя предприятие без кадрового резерва. Следовательно, необходимо все меры направлять не столько на поиск рабочей силы, сколько на реализацию обучения, повышения квалификации, развитию персонала предприятия по корпоративным программам, разработанным совместно предприятием и учебными заведениями [4, 5]. Это означает, что в первую очередь, необходимо создать внутрирайонный учебный центр (филиал, представительство вуза), на основе которого совместно с местными органами власти сформировать механизм закрепления специалиста на предприятии.

Благодаря целевому заказу администрации и представителей промышленности (и других работодателей района) по подготовке специалистов в Вачском районе Нижегородской области специальный факультет Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева открыл представительство в р.п. Вача, где профессиональное обучение студентов проводится по востребованным специальностям:

·         проектирование технических и технологических комплексов;

·         экономика и управление на предприятии (машиностроение).

Известно, что подготовка специалистов по квалификации «инженер» и «экономист-менеджер» – трудный и длительный процесс, в котором профессиональное совершенствование тесно связано с воспитанием и становлением личности. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны стать обязательными сторонами процесса развития личности студента – будущего специалиста. Особое значение имеет формирование восприятия выпускником вуза корпоративных ценностей отрасли, предприятия, коллектива будущей работы [6].

Непосредственная ответственность за организацию, планирование и качественное проведение воспитательных, культурно-массовых, военно-патриотических и спортивных мероприятий на представительствах вуза, на наш взгляд, должна возлагаться на службы управления персоналом предприятий-заказчиков.

Успешному решению многих задач в системе воспитания будущего поколения способствует введение в штат предприятия специалиста, который непосредственно не связан с основной деятельностью производства, а поддерживает активную учебно-методическую и научную связь с вузами. Возможности соответствующих дополнительных подразделений должны быть достаточными для того, чтобы обеспечить «непроизводственный» потенциал студента-работника предприятия всех уровней и категорий.  К примеру, на ОАО «Труд» в состав неосновных подразделений входят учреждения здравоохранения (санаторий-профилакторий), физической культуры (спортивный клуб «Атлет»), редакция газеты (заводская газета «Труд»), учреждений культуры (хоровые кружки).

Практика показывает, что одним из важнейших условий развития современного (инновационного) специалиста, представляется формирование «непроизводственного» потенциала работника [7, 8] на основе активизации занятий по  физической культуре и спорту на предприятии. Физическое воспитание должно занимать важное место в осознании субъектом (работником) его идеалов, целей, планов. Они в конечном итоге определяют соответствие возможностей работника требованиям, предъявляемых к нему профессиональными нормами, принятыми в отрасли, а также готовность осуществлять относительно автономную жизнедеятельность в системе профессиональных и общественных отношений организации. Физкультурно-спортивная деятельность способствует более активному формированию и реализации возможностей и способностей личности, совершенствованию профессиональной подготовки за счет высокого функционально-физического состояния человека, гармоничного соотношения телесного и духовного.

Анализ целей предприятия, требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также нормативных документов по воспитательной работе НГТУ,  позволяет построить эффективную систему физической подготовки и развития специалиста.

Примером предлагаемого подхода является программа, разработанная специальным факультетом НГТУ совместно с администрацией и предприятиями Вачского района, сочетающая образовательный процесс (по заочной форме обучения без отрыва от производства) с воспитательной деятельностью студентов-работников на основе активного вовлечения в спортивно-оздоровительные и другие «непроизводственные» мероприятия.

Анализ целей предприятия и учет его кадровых проблем позволяет правильно построить систему подготовки физической подготовки и развития специалиста [9]. При ее реализации используются различные физкультурно-спортивные мероприятия:

·         спортивные спартакиады, соревнования по цехам, среди работников административно-управленческого персонала;

·         проведение всевозможных дней здоровья, спортивных праздников;

·         индивидуальные занятия.



Библиографический список


1. Марасанов А.С. Развитие персонала как основа современных управленческих инноваций // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8. С. 110-112.

2. Панфилов А.В. Внедрение управленческой инновации: роль лидера и мотивация персонала // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 75-78.

3. Марамохина Е.В. Риск дефицита кадров в инновационной сфере и методы его снижения // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №2 (11). URL: http://www.innov.ru/science/economy/risk-defitsita-kadrov-v-innovatsion/

4. Шмидинг П. Современные методы повышения квалификации персонала: ключ к инновациям конкурентоспособности // Черные металлы. 2011. № 1. С. 67-69.

5. Алексеева С., Квасов И. Инвестиции в человеческий капитал как фактор перестройки и модернизации экономики // Кадровик. 2011. № 9. С. 80-88.

6. Киселева Н.Е. Развитие кадрового потенциала компании и факторы, его определяющие // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 6. С. 11-19.

7. Мильчакова М.Л. Нематериальная мотивация: перспективы применения //
Управление человеческими ресурсами. 2012. № 1 (1). С. 28-31.

8. Усков С.В. Занятия физической культурой и спортом - основной системообразующий фактор влияния на здоровый образ жизни молодёжи // Физическое воспитание студентов. 2011. № 5. С. 86-90.

9. Галкина О.П., Самаргина С.Б. Инновационные ресурсы интернет // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №2 (7). URL: http://www.innov.ru/science/tech/innovatsionnye-resursy-internet/


References


1. Марасанов А.С. Развитие персонала как основа современных управленческих инноваций Альманах современной науки и образования. 2012. No 8. С. 110-112.

2. Панфилов А.В. Внедрение управленческой инновации: роль лидера и мотивация персонала Теория и практика общественного развития. 2012. No 1. С. 75-78.

3. Марамохина Е.В. Риск дефицита кадров в инновационной сфере и методы его снижения Иннов: электронный научный журнал, 2012. No 2 (11). URL: http: www.innov.ru.science.economy.risk-defitsita-kadrov-v-innovatsion.

4. Шмидинг П. Современные методы повышения квалификации персонала: ключ к инновациям конкурентоспособности Черные металлы. 2011. No 1. С. 67-69.

5. Алексеева С., Квасов И. Инвестиции в человеческий капитал как фактор перестройки и модернизации экономики Кадровик. 2011. No 9. С. 80-88.

6. Киселева Н.Е. Развитие кадрового потенциала компании и факторы, его определяющие Экономика. Налоги. Право. 2012. No 6. С. 11-19.

7. Мильчакова М.Л. Нематериальная мотивация: перспективы применения
Управление человеческими ресурсами. 2012. No 1 (1). С. 28-31.

8. Усков С.В. Занятия физической культурой и спортом - основной системообразующий фактор влияния на здоровый образ жизни молодёжи Физическое воспитание студентов. 2011. No 5. С. 86-90.

9. Галкина О.П., Самаргина С.Б. Инновационные ресурсы интернет Иннов: электронный научный журнал, 2011. No 2 (7). URL: http: www.innov.ru.science.tech.innovatsionnye-resursy-internet.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления