RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Суббота, 10 декабря 2016 г. 08:12
Иннов: электронный научный журнал

Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа?

An innovative approach to education. What we bring reform?


15.04.10 14:49
358

Выходные сведения: Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №2 (3). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/

Авторы:

О.В.Каменская, Н.М.Сухова (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)



Authors:

O.V.Kamenskaya, N.M.Sukhova (NSTU named after R.E. Alekseeva)



Ключевые слова: инновационный подход, реформа образования, профессиональное образование, качество знаний, болонская реформа.

Keyword: an innovative approach, the reform of education, vocational training, the quality of knowledge, the Bologna reform.

Аннотация: Введение многоуровневой системы высшего профессионального образования  может решить задачу вхождения нашего высшего образования  в систему образования, принятую во многих странах мира.

Annotation: The introduction of a multi-level system of higher education can solve the problem of entering higher education in our educational system adopted in many countries.

Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа?
Введение многоуровневой системы высшего профессионального образования может решить задачу вхождения нашего высшего образования в систему образования, принятую во многих странах мира. До недавнего времени наши вузы выпускали только дипломированных специалистов со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: бакалавр-магистр. Следует отметить, что полного единства в соответствии степени «бакалавра» и «магистра» в разных государствах нет – бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр – это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как известно, большинство европейских стран стали реформировать свою систему из-за доминирования американских высших учебных заведений на международном рынке. Все возрастающий престиж образования, полученного в США, наносил ощутимый конкурентный удар европейской высшей школе. Для того чтобы сделать европейское образование привлекательным для потенциального абитуриента и работодателя и  был создан комплекс мероприятий по реформированию, рассчитанный  на десять лет. Кроме того, современный рынок труда быстро меняется [1]. Пока студент проучится пять лет, спрос на специалиста выбранной им специальности может вообще исчезнуть и ему придется начинать обучение «с нуля». Новая система организации учебного процесса в университетах позволяет упростить процесс переквалификации, сократить его во времени. Диплом  бакалавра, выдаваемый после трех лет успешного обучения, предусматривает, что студент получил необходимые базовые знания в том или ином направлении: в медицине, инженерии или педагогике. Так  закладывается фундамент для получения узкой специализации, которую приобретают уже на четвертом году обучения в магистратуре. Согласно такой схеме, переучиваться по надобности следует только год. Практика и опыт показывают, что получать одно образование на всю жизнь практически нереально, всем приходится переквалифицироваться, иногда даже кардинально.  Задача высшей школы – создавать для этого оптимальные условия [2].

Исходя из этих выводов и началась реформа образования в нашей стране. Каковы первые итоги? На наш взгляд, существуют две проблемы, которые ощутимо тормозят процессы реформирования образования. Во-первых,  мы до сих пор не можем преодолеть консерватизм в самой системе высшего образования. А во-вторых, если это система, то нужно точно определить место каждого образовательного звена в этой системе. С каким статусом будут заканчивать студенты колледжи и техникумы. Смогут ли они потом без потери для себя времени и денег  тоже получить высшее образование? Не будут ли повторяться программы и студенты будут просто дублировать для себя ранее изученный материл [3].

Недавно по стране прокатилась волна студенческого недовольства. И настоящая причина её не в том, что университеты ввели вступительные экзамены в магистратуру. Это произошло в определённой мере из-за консерватизма, потому что во многих вузах двухступенчатая (бакалавр-магистр) система ещё не отработана. В других учебных заведениях, начавших реформироваться ещё пять лет тому назад, указанных проблем сегодня нет, так как у них этот механизм уже эффективно действует. И не у кого не возникает вопросов при распределении бюджетных мест, студенты работают, набирают баллы в рейтинге, конкурируют на честных основаниях. Однако у болонских реформ остаётся еще много противников среди профессорско-преподавательских коллективов, даже ведущих вузов. Основной аргумент – возможное ухудшение качества знаний. Но эти опасения часто безосновательны. Это, скорее, необъяснимый страх перед «западной модой», которая в постсоветском сознании довольно часто имеет негативный оттенок. Но на самом деле болонский процесс никак не касается содержания образования, структуры университетов и методик преподавания [4, 5]. Другое дело, что эта система рассчитана на активного преподавателя и не менее активного и самостоятельного студента, на тех, кто стремится к результатам, кто напряженно и плодотворно работает.  Студент должен быть легко и быстро обучаем, а не обученным. Он должен уметь давать себе правильную самооценку, уметь себя презентовать правильно перед будущими работодателями .

Абсолютно закономерно возникает проблема: требования к преподавателю увеличились, работать приходится на много больше, а заработная плата остаётся неизменной [6]. Государство требует изменений, но эти требования не подкреплены финансово, поэтому, если мы хотим провести эти реформы качественно и эффективно, необходимо заложить под них отдельно, целевое финансирование. Высшее образование требует более кардинальных изменений, чем те, что реализованы на данный момент.

Другим должен стать и подход  к научной деятельности. Финансирование науки в нашей стране проходит через Академию наук. Только 3% всех затрат на науку принадлежит сегодня университетам . А  в развитых странах именно в вузах сконцентрирована основная научная деятельность [7]. Это логично, так как университету легче всего выбирать из студенческой массы самых талантливых и способных, формировать кадровый ресурс. Это залог инновационного развития страны.

Другим должен стать и подход к распределению выпускников. Здесь можно учесть опыт США.  В этой стране создан единый реестр выпускников всех университетов. За выпускников, которые возглавляют эти рейтинги, идет «борьба» между работодателями. За них соревнуются,  а у нас талантливые специалисты выходят из стен высших заведений и теряются на должностях менеджеров.  Грамотный и осмысленный подход к реформе даст  России шанс занять достойное место среди лидеров науки и образования.

 

 



Библиографический список


1. Зайцев Д.А. Президентская программа против кризиса // Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2009. С. 359-361.

2. Дудко В.Н., Назаров А.С. Инновационный маркетинг как современный подход к управлению рынком труда // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 2. С. 28-32.

3. Корнилов Д.А.Подготовка специалистов в области защиты интеллектуальной собственности в сфере инновационной деятельности вуза / Д.А. Корнилов, И.Н. Соловьёва, Г.Н. Гаврилова, О.М. Власова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции: Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля. - Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2002. – С.124-127.

4. Борисова О.В. Инновационный подход к исследованию рынка образовательных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 1. С. 352-356.

5. Кандрокова М.М. Инновационный подход к формированию кадрового потенциала апк региона // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 3-3. С. 285-287.

6. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // статистический сборник / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. учреждение "Центр исследований и статистики науки" ; [подгот.: Рыбак О. П. (рук.) и др.]. Москва, 2008. 

7. Матвеева Т.В., Картавченко И.В. Инновационный подход к созданию автоматизированной системы обработки данныхв сфере образовательных услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3 (25). С. 176-181.

8. Корнилов Д.А Болонская система образования в России / П.В.Еремин, Д.А. Корнилов // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров». – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2009. - С.100-102



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления