Вопрос о том, какие качества определяют успешность деятельности менеджера, волнует исследователей до сих пор. Многочисленные перечни личностных характеристик, которые предлагают исследователи, не вносят ясности в эту интересную проблему. Проблема усложняется и тем, что традиционно изучается наиболее сложная - теоретическая форма интеллекта [1, 2]. Интеллект же практический, связанный с управленческой деятельностью, продолжает оставаться вне сферы исследований [3]. Кроме того, практический интеллект гораздо труднее исследовать строгими научными методами, поскольку они должны при этом применяться не в лабораторных, а в естественных условиях профессиональной деятельности (Карпов А.В.).
Интересно в этом направлении исследование Симоненко С.И. В рамках данного исследования бала сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между интеллектуальными способностями менеджера и его эффективностью.
Симоненко С.И. провела оценку лидерских компетенций топ-менеджеров ряда крупнейших российских холдингов из разных сфер бизнеса. Всего было оценено 211 человек. Оценка проводилась методом центра оценки. Также все участники заполняли тесты способностей.
Для определения того, какое поведение должен демонстрировать эффективный менеджер, в организации выявлялись стратегические задачи компании и определялись те действия, которые потребуются от руководителей для их достижении [4]. Такой методологический подход позволил разработать модели компетенций, владение которыми определяло успешность топ-менеджера в этой компании. Такие модели включали по шесть компетенций: стратегическое видение, готовность к изменениям, нацеленность на результат, управление людьми, ответственность, взаимодействие с другими [5].
Для оценки данных компетенций менеджеры участвовали в центре оценки. Упражнения для центров оценки подбирались таким образом, чтобы каждая компетенция могла быть оценена, как минимум, двумя разными способами [6, 7].
В применяемых упражнениях менеджеры должны были провести групповую дискуссию, имитировать беседу с подчиненным или с клиентом, провести анализ бизнес-ситуации на основе представленной информации и принять решение, собрать информацию по проблеме и принять решение в условиях ограниченного времени. В качестве тестов способностей автор использовала «Анализ числовой информации» и «Анализ вербальной информации».
Для определения того, какой вклад вносят интеллектуальные способности в эффективность деятельности менеджера, результаты тестов способностей были разделены на пять групп (низкая, ниже среднего, средняя, выше среднего, высокая). Было выявлено, что связь интеллекта и оценки компетенций усиливается, когда сопоставлялись группы со средними и низкими результатами тестов способностей, и исчезает, когда сопоставлялись группы со средними и высокими результатами [8].
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что взаимосвязь интеллекта менеджера и его эффективности существует. Однако она носит нелинейный характер. Полученные результаты хорошо согласуются с исследованиями Е. Гизелли, который показал, что наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности.
Низкие интеллектуальные способности негативно влияют на эффективность деятельности менеджера [9, 11, 12]. Это влияние настолько значимо, что по мнению Симоненко С.И., можно рассматривать результаты тестов способностей как индикатор наличия лидерского потенциала и строить прогнозы относительно успешности подготовки того или иного менеджера.
Вместе с тем, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не оказывает влияния на повышение эффективности лидерства и не увеличивает шансы его обладателей на большую успешность по сравнению с теми менеджерами, которые имеют средние показатели уровня интеллекта.
Таким образом, можно утверждать, что интеллект вносит существенный вклад в эффективность деятельности и может быть признан универсальным качеством, необходимым успешному менеджеру.
Уровень интеллектуальных способностей является критичным для эффективности деятельности и может использоваться как индикатор для прогнозирования лидерского потенциала менеджера в том случае, если оцениваемые способности являются значимыми для выполнения той деятельности, в которой человек реализует себя как лидер. Уровень этих способностей определяется в сравнении с уровнем способностей у тех людей, которые окружают данного человека. Стоит отметить, что использование данных исследования может быть учтено и в дальнейших разработках, например, для развития алгоритма совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности IT-предприятий [10].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления