INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Интеллектуальные способности и их учёт в подготовке менеджеров

Intellectual abilities and taking them into account in the preparation of managers


14.12.15 16:05
3185

Выходные сведения: Вопилин В.В. Интеллектуальные способности и их учёт в подготовке менеджеров // Иннов: электронный научный журнал, 2015. № 4 (25). URL: http://www.innov.ru/science/economy/intellektualnye-sposobnosti-i-ikh-u/

Авторы:
Валерий Васильевич Вопилин (к.п.н., доцент кафедры менеджмента НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
Valeriy Vopilin (Ph.D., assistant professor of management NSTU named after R.E. Alekseev)

Ключевые слова: менеджмент, интеллектуальные способности, успешность деятельности, оценка компетенций

Keyword: management, intellectual ability, the success of activities, assessment of competence

Аннотация: Методологический подход позволил разработать модели компетенций, владение которыми определяло успешность топ-менеджера в этой компании.

Annotation: The methodological approach has allowed to develop a competency model, ownership of which is determined by successful managers in the company.

Интеллектуальные способности и их учёт в подготовке менеджеров

Вопрос о том, какие качества определяют успешность деятельности менеджера,  волнует исследователей до сих пор. Многочисленные перечни  личностных характеристик, которые предлагают исследователи, не вносят ясности в эту интересную проблему. Проблема усложняется и тем, что традиционно изучается наиболее сложная - теоретическая форма интеллекта [1, 2].  Интеллект же практический, связанный  с управленческой деятельностью, продолжает  оставаться вне сферы исследований [3]. Кроме того, практический интеллект гораздо труднее исследовать строгими науч­ными методами, поскольку они должны при этом применяться не в лабораторных, а в естественных условиях профессиональной деятельности (Карпов А.В.).

Интересно в этом направлении исследование Симоненко С.И. В рамках данного исследования бала сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между интеллектуальными способностями менеджера и его эффективностью.

Симоненко С.И. провела оценку лидерских компетенций топ-менеджеров ряда крупнейших российских холдингов из разных сфер бизнеса. Всего было оценено 211 человек. Оценка проводилась методом центра оценки. Также все участники заполняли тесты способностей.

Для определения того, какое поведение должен демонстрировать эффективный менеджер, в организации выявлялись стратегические задачи компании и определялись те действия, которые потребуются от руководителей для их достижении [4]. Такой методологический подход позволил разработать модели компетенций, владение которыми определяло успешность топ-менеджера в этой компании. Такие модели включали по шесть компетенций: стратегическое видение, готовность к изменениям, нацеленность на результат, управление людьми, ответственность, взаимодействие с другими [5].

Для оценки данных компетенций менеджеры участвовали в центре оценки. Упражнения для центров оценки подбирались таким образом, чтобы каждая компетенция могла быть оценена, как минимум, двумя разными способами [6, 7].

В применяемых упражнениях менеджеры должны были провести групповую дискуссию, имитировать беседу с подчиненным или с клиентом, провести анализ бизнес-ситуации на основе представленной информации и принять решение, собрать информацию по проблеме и принять решение в условиях ограниченного времени. В качестве тестов способностей автор использовала «Анализ числовой информации» и «Анализ вербальной информации».

Для определения того, какой вклад вносят интеллектуальные способности в эффективность деятельности менеджера, результаты тестов способностей были разделены на пять групп (низкая, ниже среднего, средняя, выше среднего, высокая). Было выявлено, что связь интеллекта и оценки компетенций усиливается, когда сопоставлялись группы со средними и низкими результатами тестов способностей, и исчезает, когда сопоставлялись группы со средними и высокими результатами [8].

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что взаимосвязь интеллекта менеджера и его эффективности существует. Однако она носит нелинейный характер. Полученные результаты хорошо согласуются с исследованиями Е. Гизелли, который показал, что наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптималь­ную степень его выраженности.

Низкие интеллектуальные способности негативно влияют на эффективность деятельности менеджера [9, 11, 12]. Это влияние настолько значимо, что по мнению Симоненко С.И., можно рассматривать результаты тестов способностей как индикатор наличия лидерского потенциала и строить прогнозы относительно успешности  подготовки того или иного менеджера.

Вместе с тем, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не оказывает влияния на повышение эффективности лидерства и не увеличивает шансы его обладателей на большую успешность по сравнению с теми менеджерами, которые имеют средние показатели уровня интеллекта.

Таким образом, можно утверждать, что интеллект вносит существенный вклад в эффективность деятельности и может быть признан универсальным качеством, необходимым успешному менеджеру.

Уровень интеллектуальных способностей является критичным для эффективности деятельности и может использоваться как индикатор для прогнозирования лидерского потенциала менеджера в том случае, если оцениваемые способности являются значимыми для выполнения той деятельности, в которой человек  реализует себя как лидер. Уровень этих способностей определяется в сравнении с уровнем способностей у тех людей, которые окружают данного человека. Стоит отметить, что использование данных исследования может быть учтено и в дальнейших разработках, например, для развития алгоритма совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности IT-предприятий [10].

 



Библиографический список


1. Волощук И.С., Рудик Я.М. Интеллект и другие составляющие психики человека // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 186-195.

2. Шевцова П.В. Взаимосвязь интеллектуальных способностей и мотивов выбора профессиональной деятельности // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 1. С. 71-86.

3. Корнилов, Д.А. Через корпоративную культуру к качеству и эффективному управлению / Д.А.Корнилов, И.И.Савельева // Сборник научных трудов. Инновационные технологии  управления организационной культурой / под ред. В.М.Матиашвили. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2006. - С. 224 - 227. (0,25/0,15 печ.л.)

4. Маркитанов М.Ю. О сводимости типов конфликтных ситуаций друг к другу // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/economy/o-svodimosti-tipov-konfliktnykh-situatsiy-drug-k-drugu/

5. Миронова Ю.С. Опыт японского менеджмента в системе управления затратами // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/economy/opyt-yaponskogo-menedzhmenta-v-sist/

6. Помелов А.Н., Галягин А.К. Подготовка и переподготовка кадров для малого инвестиционного бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №3 (16). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-i-perepodgotovka-kadrov-/

7. Челомбицкая М.П. Интеллект как мобильный ресурс современного общества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2013. № 1 (9). С. 182-190.

8. Анашкин Ю.И. Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа // ИТпортал, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/studencheskoe-samoupravlenie-kak-sr/

9. Беленова Н.Н. Особенности компетентностного анализа управленческого персонала организации // В сборнике: Апрельские научные чтения имени профессора Л.Т. Гиляровской Материалы II Международной научно-практической конференции. 2013. С. 30-33.

10. Луговая В.Н., Литовченко И.В. Обеспечение развития профессиональной компетентности управленческого персонала на основе программно-целевого подхода // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 2. № 9-10. С. 56-59.

11. Беляев М.К., Максимчук О.В., Навроцкий Б.А., Ильина Г.Н., Безнебеева А.М., Некрасова О.О. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала // учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Волжский институт строительства и технологий (филиал) ВолгГАСУ . Волгоград, 2014. (4-е издание, дополненное)

12. Зайцев Д.А., Корнилов Д.А. Разработка алгоритма совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности IT-предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6 (78). С. 79.


References


1. Voloshhuk I.S., Rudik Ja.M. Intellekt i drugie sostavljajushhie psihiki cheloveka // Nauka i Mir. 2014. T. 3. № 2 (6). pp. 186-195.

2. Shevcova P.V. Vzaimosvjaz' intellektual'nyh sposobnostej i motivov vybora professional'noj dejatel'nosti // Organizacionnaja psihologija. 2012. T. 2. № 1. pp. 71-86.

3. Kornilov, D.A. Cherez korporativnuju kul'turu k kachestvu i jeffektivnomu upravleniju / D.A.Kornilov, I.I.Savel'eva // Sbornik nauchnyh trudov. Innovacionnye tehnologii  upravlenija organizacionnoj kul'turoj / pod red. V.M.Matiashvili. – N.Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii, 2006. - pp. 224 - 227. (0,25/0,15 pech.l.)

4. Markitanov M.Ju. O svodimosti tipov konfliktnyh situacij drug k drugu // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/economy/o-svodimosti-tipov-konfliktnykh-situatsiy-drug-k-drugu/

5. Mironova Ju.S. Opyt japonskogo menedzhmenta v sisteme upravlenija zatratami // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/economy/opyt-yaponskogo-menedzhmenta-v-sist/

6. Pomelov A.N., Galjagin A.K. Podgotovka i perepodgotovka kadrov dlja malogo investicionnogo biznesa // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. №3 (16). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-i-perepodgotovka-kadrov-/

7. Chelombickaja M.P. Intellekt kak mobil'nyj resurs sovremennogo obshhestva // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. 2013. № 1 (9). pp. 182-190.

8. Anashkin Ju.I. Studencheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovanija i razvitija kompetencij vypusknikov VUZa // ITportal, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/studencheskoe-samoupravlenie-kak-sr/

9. Belenova N.N. Osobennosti kompetentnostnogo analiza upravlencheskogo personala organizacii // V sbornike: Aprel'skie nauchnye chtenija imeni professora L.T. Giljarovskoj Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. pp. 30-33.

10. Lugovaja V.N., Litovchenko I.V. Obespechenie razvitija professional'noj kompetentnosti upravlencheskogo personala na osnove programmno-celevogo podhoda // Ekonomichnij chasopis-XXI. 2014. T. 2. № 9-10. pp. 56-59.

11. Beljaev M.K., Maksimchuk O.V., Navrockij B.A., Il'ina G.N., Beznebeeva A.M., Nekrasova O.O. Upravlenie personalom na predprijatii: social'no-psihologicheskie problemy. Trening personala // uchebnoe posobie / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Volgogradskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, Volzhskij institut stroitel'stva i tehnologij (filial) VolgGASU . Volgograd, 2014. (4-e izdanie, dopolnennoe)

12. Zajcev D.A., Kornilov D.A. Razrabotka algoritma sovershenstvovanija informacionnogo obespechenija innovacionnoj dejatel'nosti IT-predprijatij // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 6 (78). pp. 79.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления