Введение
Проблемы финансирования российского спорта не теряет актуальности и сам вопрос финансирования физической культуры и спорта в настоящий момент занимает приоритетное положение в политике российского правительства. Российская Федерация идет в ногу с общемировыми тенденциями, где в последние годы идет активная пропаганда здорового образа жизни, в котором стимулируется отказ от курения и наркотиков. Также все большую популярность набирает увлечение населения ведущих мировых стран индустрией красоты, которая, в свою очередь, так или иначе, взаимосвязана со спортивной отраслью посредством фитнес-индустрии. Получается, что становится актуальным тренд достижения гармоничного развития тела человека, где предусматривается наличие физических тренировок: а это посещение плавательных бассейнов, тренажерных залов, оборудованных для бега стадионов и спортивных площадок, находящихся в непосредственной близости к местам проживания граждан.
В Российской Федерации была реализована Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) [1], успехи которой поспособствовали принятию Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [2], которая выступает продолжением реализованной программы с некоторыми дополнениями и изменениями. В новой ФЦП на 2016-2020 гг. предполагается снижение объемов финансирования: общий объем составит 94,33 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 73,98 млрд. руб., за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ – 15,85 млрд. руб. и внебюджетных источников – 4,50 млрд. руб. Объемы финансирования для уже реализованной ФЦП на 2006-2015 гг. закладывались совсем иные: общий объем – 158,95 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 97,36 млрд. руб., за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ – 55,28 млрд. руб. и внебюджетных источников – 6,32 млрд. руб. Получается достаточно существенная разница в объемах финансирования. С другой стороны, следует заметить, что большая часть проектов, предполагающих масштабное капитальное строительство, реконструкцию имеющихся объектов, создание спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий уже состоялись. Это Зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи, Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани 2015 г., Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016 г., Кубок Конфедераций 2017 г. и ряд других. К тому же уже реализованы полностью или в значительной степени проекты, по которым соревнования будут проводиться в будущем.
Увеличение числа спортивных объектов, отработанная система пропаганды здорового образа жизни и занятий спортом, активная поддержка проведения спортивно-массовых мероприятий со стороны административного управления регионов будут только способствовать закреплению полученных результатов и необходимо теперь наладить эффективную систему менеджмента для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Центральный федеральный округ (ЦФО) – крупнейшая единица территориального деления Российской Федерации, с позиции промышленного развития, финансового обеспечения и густонаселенности [3]. На долю этого округа в инвестиционных вложениях, направленных на развитие физической культуры и спорта в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» пришлось более 23%. Это вторая по величине сумма. Вместе с лидером, которым является Приволжский федеральный округ инвестиционное обеспечение составило более половины на эти два округа. Это предопределяет диспропорции в развитии других округов, на долю которых приходится, соответственно, менее 50% распределения федеральных целевых средств [4]. Это еще более определяет обоснованность такого распределения, поэтому необходимо осуществлять оценку насколько эффективно были использованы федеральные целевые средства в регионах ЦФО. Одним из способов осуществления такой оценки, по нашему мнению, является сопоставление изменения доли населения, систематически занимающегося спортом, с объемом выделенных средств.
и оценив с помощью ранговой корреляции положение регионов ЦФО относительно друг друга.
Материал и методы
Статья написана с использованием метода статистического наблюдения, метода сбора данных, табличного метод, метода статистического ранжирования, и метода сравнительного анализа. Основным методом, позволяющим дать оценку эффективности выделяемых средств в контексте роста доли населения, которое систематически занимается спортом, является анализ ранговой корреляции [5]. Статистическая информация для анализа представлена на сайте Министерства Спорта Российской Федерации [6] и данные Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [7].
Результаты и обсуждение
Финансирование физической культуры и спорта в России осуществляется по Европейскому типу, основываясь на сочетании бюджетного финансирования с комплексом налоговых послаблений для инвесторов [8]. Это отличается от американского типа, где отсутствует бюджетная составляющая. Причем, финансирование спорта высших достижений – это функция федерального бюджета, а развитие физической культуры и массового спорта возлагается на субъекты Российской Федерации [9]. Несмотря на снижение объемов финансирования в ныне действующей ФЦП, в России будет продолжаться строительство спортивных объектов, и к 2020 г. планируется увеличить долю населения, систематически занимающегося спортом, до 47% [10]. Для достижения максимальной эффективности от использования спортивных объектов необходимо, чтобы государственный контроль в сфере финансирования физической культуры и спорта должен носил комплексный характер [11], иначе в использовании средств государственного финансирования [12, 13] могут быть получить место коррупционные составляющие, требующие дополнительных затрат на противодействие этому фактору российской экономики [14].
Экономическая ситуация в стране такова, что встает необходимость диверсификации источников финансирования не только в крупнейших проектах государственного значения, но и в спорте, прибегая к частно-государственному партнерству [15, 16]. Изменение социально-экономической среды и снижение бюджетного финансирования спорта в России еще до принятия Федеральных целевых программ привели к необходимости развивать спортивный маркетинг, популярный в зарубежной практике, главным образом за счет использования рекламных технологий [17].
Целесообразно заранее оценивать, насколько эффективно используются средства целевого финансирования на развитие физической культуры и спорта [18], чтобы по возможности корректировать и перераспределять инвестиционные вложения по регионам. Это необходимо для уменьшения диспропорций в обеспеченности населения спортивными объектами, что напрямую будет влиять на возможности населения заниматься спортом [19, 20], а также позволит повысить эффективность исполнения целей, определенных Стратегией развития физической культуры и спорта в России [1].
Оценить насколько эффективно были использованы средства целевого финансирования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» в Центральном федеральном округе (ЦФО), мы можем с помощью анализа изменения доли населения, систематически занимающегося спортом, по областям ЦФО. Также при анализе следует учесть объемы финансирования, полученные каждой областью в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) по двум направлениям: создание спортивных объектов и создание спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий, влияющих на популяризацию физической культуры и спорта и развитие массового спорта [21]. Используя метод статистического ранжирования и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, определим значимость связи между положением региона по величине финансирования и приросту доли занимающихся (таблица 1).
Таблица 1 – Ранжирование регионов Центрального федерального округа по объемам полученного финансирования на создание спортивных объектов в 2006-2015 гг.
Области |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Ранг |
Изменение доли граждан, систематически занимающихся спортом, % |
Ранг |
Московская |
7127,5 |
1 |
16,7 |
12 |
Рязанская |
4459,7 |
2 |
23,8 |
6 |
Ярославская |
3874,1 |
3 |
21,1 |
10 |
Тверская |
3514,6 |
4 |
21,1 |
9 |
Воронежская |
3502,0 |
5 |
30,4 |
1 |
Тамбовская |
3400,3 |
6 |
28,9 |
2 |
Смоленская |
3008,7 |
7 |
15,4 |
15 |
Калужская |
2742,5 |
8 |
15,8 |
14 |
Белгородская |
2614,0 |
9 |
24,1 |
4 |
Курская |
2506,0 |
10 |
25,2 |
3 |
Владимирская |
1950,1 |
11 |
23,6 |
7 |
Ивановская |
1511,5 |
12 |
15,0 |
16 |
Орловская |
1497,5 |
13 |
8,8 |
18 |
Тульская |
1323,7 |
14 |
16,4 |
13 |
Липецкая |
991,7 |
15 |
20,5 |
11 |
Брянская |
823,7 |
16 |
9,3 |
17 |
Костромская |
628,8 |
17 |
23,9 |
5 |
г. Москва |
562,4 |
18 |
23,0 |
8 |
* Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [6, 7]
Лидером по объемам полученного финансирования на создание спортивных объектов является Московская область. На втором месте Рязанская область. Пять регионов, в том числе лидеры по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, - Воронежская и Тамбовская области, получили более 3 млрд. руб. инвестиционных вложений. Три области, в том числе Курская, входящая в тройку лидеров по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, получили от 2 до 3 млрд. руб. инвестиций. Четыре области, в том числе один из аутсайдеров по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, - Орловская область, получили от 1 до 2 млрд. руб. инвестиционных средств. Менее 1 млрд. руб. получили четыре субъекта федерации, в том числе г. Москва, на долю которого пришлось меньше всего целевых средств. Коэффициент ранговой корреляции показал отсутствие значимой связи между положением региона по величине финансирования и приросту доли населения, систематически занимающегося спортом (таблица 2).
Таблица 2 – Ранжирование регионов Центрального федерального округа по объемам полученного финансирования на создание спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий в 2006-2015 гг.
Области |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Ранг |
Изменение доли граждан, систематически занимающихся спортом, % |
Ранг |
Владимирская |
6407,7 |
1 |
23,6 |
7 |
Воронежская |
6170,0 |
2 |
30,4 |
1 |
Московская |
4372,1 |
3 |
16,7 |
12 |
г. Москва |
4161,1 |
4 |
23,0 |
8 |
Калужская |
2861,5 |
5 |
15,8 |
14 |
Белгородская |
1854,6 |
6 |
24,1 |
4 |
Тульская |
1753,6 |
7 |
16,4 |
13 |
Рязанская |
1736,7 |
8 |
23,8 |
6 |
Брянская |
1585,1 |
9 |
9,3 |
17 |
Липецкая |
1534,3 |
10 |
20,5 |
11 |
Смоленская |
1428,9 |
11 |
15,4 |
15 |
Тверская |
1104,8 |
12 |
21,1 |
9 |
Ярославская |
1002,2 |
13 |
21,1 |
10 |
Тамбовская |
800,1 |
14 |
28,9 |
2 |
Курская |
448,1 |
15 |
25,2 |
3 |
Ивановская |
444,1 |
16 |
15,0 |
16 |
Орловская |
236,0 |
17 |
8,8 |
18 |
Костромская |
149,5 |
18 |
23,9 |
5 |
* Источник: данные предоставлены Министерством спорта РФ [6, 7]
Анализ финансирования по направлению создания спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий показал иное распределение мест регионов в ранговой таблице. Здесь в числе явных лидеров по объемам финансирования – Владимирская и Воронежская области. Вторым кластером, значительно отличающимся по объемам финансирования являются г. Москва и Московская область, получившие более 4 млрд. целевых средств. Около 3 млрд. руб. досталось Калужской области, семь регионов получили от 1 до 2 млрд. руб. инвестиционных средств. Менее 500 млн. руб. получили Курская и Тамбовская области, которые находятся в тройке лидеров по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом. Костромская область получила меньше всего средств – 149 млн. руб. по данному направлению, но по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, занимает 5 позицию. Аутсайдер по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, - Орловская область, по направлению создания спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий также находится в конце ранговой таблицы. Коэффициент ранговой корреляции, как и в первой таблице, показал отсутствие значимой связи между положением региона по величине финансирования и приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, и даже оказался ниже, чем в предыдущем случае, т.е. связь между двумя этими факторами еще слабее.
Полученный результат в рамках ранговой корреляции Спирмена говорит о том, что необходимо повышать эффективность использования средств, с одной стороны, но при этом следует учитывать специфику и долгосрочность окупаемость инвестиций, которые, несмотря на незначимость связи, все равно необходимо осуществлять, так как их результат может скажется позже в силу временной специфики.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется по Европейскому типу – за счет бюджетных средств и использованием налоговых послаблений для инвесторов. В современной экономической ситуации финансирование спорта в России требует привлечения дополнительных инвестиций за счет частного бизнеса или частно-государственного партнерства, а также существует необходимость комплексного государственного контроля за исполнением бюджетов, чтобы избежать коррупционных составляющих и повысить эффективность использования целевых инвестиционных средств и управления созданными спортивными объектами.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» происходило по двум направлениям: создание спортивных объектов и создание спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий. Лидерами по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, являются Воронежская, Тамбовская и Курская области. Но по объемам финансирования только Воронежская область получила значительные суммы в рамках ФЦП по направлению создания спортивных объектов, приближаясь к тройке лидеров по объемам инвестирования. Парадоксальность Курской области в том, что, несмотря на небольшие суммы финансирования, здесь был обеспечен высокий процент прироста доли населения, систематически занимающегося спортом, что оценивает с положительной стороны работу административных органов и частного бизнеса, занимающегося развитием фитнес-индустрии, также способствующей вовлечению населения в спорт. Низкие объемы финансирования в Костромской области все же позволили ей подняться на 5 место по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, что также положительно оценивает работу административных органов по части пропаганды здорового образа жизни и занятий спортом.
Полученный результат в рамках ранговой корреляции Спирмена говорит об отсутствии значимого уровня связи между положением области по объемам финансирования и изменением доли прироста населения, систематически занимающегося спортом. Это обосновывает необходимость повышения эффективности использования целевых инвестиционных средств и необходимость дальнейшего их осуществления в силу временного фактора, который предполагает долгосрочность отдачи от этих инвестиций. Но при неправильном их использовании может сказаться негативно на достигнутых результатах ФЦП и не позволить осуществить цели, определенные Стратегией развития физической культуры и спорта в России.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления