INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Изменение в налоговой политике регулирования малого бизнеса

The change in tax policy regulation of small business



УДК 333.221.26

08.11.16 11:35
1916

Выходные сведения: Старкова О.Я., Бухаринова И.А. Изменение в налоговой политике регулирования малого бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/economy/izmenenie-v-nalogovoy-politike-regu/

Авторы:
Старкова О.Я., к. э. н., доцент кафедры «Финансов, кредита и экономического анализа», ФГБОУ ВО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермь, Российская Федерация (14990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23) e-mail:klimova377@mail.ru

Бухаринова И.А., студентка факультета «Экономика финансов и коммерции», направление «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермь, Российская Федерация (14990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23) e-mail: bukharinova2015@mail.ru

Authors:
Starkova O. Y., Professor of the Department "Finance, credit and economic analysis", FSBEI Perm state agricultural Academy named after academician D. N. Pryanishnikova, Perm, Russian Federation (14990, Russia, Perm, Petropavlovskaya str., 23)e-mail:klimova377@mail.ru

Bojarinova I. A., student of the faculty "Economics Finance and Commerce", direction: "Accounting, analysis and auditing", FSBEI Perm state agricultural Academy named after academician D. N. Pryanishnikova, Perm, Russian Federation (14990, Russia, Perm, Petropavlovskaya str., 23) e-mail: bukharinova2015@mail.ru

Ключевые слова: A special tax regime, tax burden, tax incentives, tax benefits, small enterprise

Keyword: Специальный налоговый режим, налоговая нагрузка, налоговое стимулирование, налоговые льготы, малое предприятие

Аннотация: В статье обосновываются причины, по которым возникла необходимость корректировки размера государственной поддержки, оказываемой национальной экономике. Сделан вывод об увеличении количества малых предприятий в Российской Федерации. Определены виды государственной поддержки малого предпринимательства, традиционные для современного этапа развития. Рассмотрены цели программы Минэкономразвития, реализуемой с 2005 года, по предоставлению субсидий их Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Дано понятие субсидии в соответствии с Бюджетным кодексом и рассмотрены виды субсидий, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям. Проведен анализ субсидирования малого сельскохозяйственного предприятия и сделан вывод о влиянии государственной поддержки на прибыльность хозяйствования. Уточняется преимущество использования специального налогового режима по сравнению с обычной системой налогообложения.

Проведен анализ налоговой нагрузки малого сельскохозяйственного предприятия. Определены причины, по которым правительство РФ разработало дополнительные меры налоговой поддержки малого бизнеса на 2016 год. Названы условия, в соответствии с которыми использовать специальный налоговый режим сможет большее количество предприятий. Определены полномочие региональных органов власти по снижению ставки при использовании упрощенной системы налогообложения.

Рассмотрены условия использования патентной системы налогообложения, касающиеся видов деятельности, количества работников и объема производства. Определены дополнительные меры по более широкому использованию налоговых каникул. Проведен анализ количественного состава индивидуальных предпринимателей в РФ, сделан вывод о существенном преобладании в их числе микропредприятий. Дана оценка новациям в налогообложении малого бизнеса, высказано предположение об их стимулирующем воздействии на развитие предпринимательства.

Annotation: The aim of this work is the analysis of changes in tax policy regulation of small business. Tasks solved in work 1) review the existing system of state support of small business; 2) determine the impact of this support on the example of agricultural enterprises; 3) to consider innovations in the tax stimulation of small business. The study is based on the use of monographic and abstract-logical methods. In work the reasons which necessitated the adjustment of the amount of state support provided to the national economy. The conclusion about the increase in the number of small enterprises in the Russian Federation. Identify the types of state support of small business, traditional for the current stage of development. The aims of the programme the Ministry of economic development, implemented since 2005, on granting subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation. This concept grants in accordance with the Budget code and the types of subsidies provided to agricultural enterprises. The analysis of subsidizing small agricultural enterprises and concluded that the impact of state support on the profitability of the business. Clarifies the advantage of using the special tax regime in comparison with the conventional system of taxation. The analysis of the tax burden of small agricultural enterprises. Identified the reasons why the government has developed additional measures of tax support for small businesses in 2016. Named the conditions under which the use of special tax regime will more and more enterprises. Defined authority of regional authorities to reduce rates, when you use the simplified taxation system. The conditions of use of the patent system of taxation relating to the types of activity, number of employees and production volume. Identified additional measures to increase the use of tax holidays. The analysis of the quantitative composition of individual entrepreneurs in the Russian Federation, the conclusion is made about significant predominance of one of them microenterprises. The estimation innovations in the taxation of small business, suggested their stimulating influence on the development of entrepreneurship.

Изменение в налоговой политике регулирования малого бизнеса

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации введена в действие с 2010 года [3]. Ее реализация должна была обеспечить постепенное снижение доли импортного продовольствия  и сельскохозяйственного сырья [6,с. 67]. Для решения этой задачи предполагалось использовать меры государственной поддержки, которые были весьма ограничены в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию[5,с.69]. Экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация в настоящее время, привели к существенному снижению налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, что вызывает необходимость корректирования объемов финансирования бюджетных расходов. В этих условиях снижаются возможности государственной поддержки малого бизнеса как одного из приоритетных направлений развития экономики страны и сельского хозяйства в частности.

Целью данного исследования является анализ изменений налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации в условиях  ограниченности бюджетных ресурсов. Для реализации поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач: 1) рассмотреть существующую систему государственной поддержи малого бизнеса; 2) определить результативность такой поддержки на примере сельскохозяйственных предприятий; 3) рассмотреть новации в налоговом стимулировании малого бизнеса на современном этапе. Исследование базируется на использовании монографического и абстрактно-логического методов, позволяющих проводить сопоставление экономических категорий, абстрагируясь от несущественных деталей.

Малый бизнес в Российской Федерации развивается, что подтверждает увеличение количества малых предприятий, отраженное на рис.1.


Рисунок 1 - Число малых предприятий, 2010-2014 гг, тыс.

Поддержка малого бизнеса осуществляется в виде льготного налогообложения и бюджетного субсидирования.

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В соответствии с Бюджетным кодексом, субсидия  - это средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целенных расходов [1].Традиционно субсидируется часть ставки по банковским кредитам, но в сельском хозяйстве предоставляются субсидии и на иные цели (на развитие растениеводства и животноводства).

Рассмотрим размеры государственной поддержки на примере ООО «Сельское», которое находится в Соликамском муниципальном районе Пермского края и является малым предприятием.  ООО «Сельское»  в 2014 году получило  государственных субсидий на сумму 620 тыс. руб.  Большая часть этих средств поддержки была предоставлена за счет средств регионального бюджета(58%), из Федерального бюджета поступило 27% и из местного бюджета – 15%. Средства не большие, однако, за счет субсидий  предприятие увеличило размер чистой прибыли в 1, 6 раза [7,c.87].

Налоговое стимулирование предполагает использование специальных налоговых режимов, обеспечивающих уплату единого налога вместо всей совокупности налогов [2]. В соответствии с методикой Минфина России, налоговая нагрузка ООО «Сельское» составила в 2011 году - 8,4%; в 2012 году – 10,45; в 2013 году - 14,6%. Таким образом, налоговое бремя малого сельскохозяйственного предприятия действительно не велико, но имеет тенденцию к росту [8,с. 75].

Как бы ни были оригинальны оригинальны идеи малого бизнеса с минимальными вложениями, высокие налоги могут сделать любое предприятие не выгодным. Особенно сложным может стать положение в условиях экономического кризиса. Учитывая данное обстоятельство, правительство РФ разработало и реализует меры налоговой поддержки малого бизнеса  в 2016 году, заключающиеся в следующем:

-снижение ставки налогов;

-расширение области применения налоговых льгот.

Для реализации поставленных целей предполагается использование  налоговых каникул и применение  патентной системы налогообложения.

Воспользоваться специальными налоговыми режимами смогли не все представители малого бизнеса, так как  это зависит от конкретного дохода, количества наемных работников и других обстоятельств [11, 13].

Для  облегчения  налогового бремени в 2016 году предусмотрено снижение  налоговых ставок. Органы власти в регионах имеют официальные полномочия снижать ставку по упрощенной системе налогообложения (УСНО) с шести до одного процента  от оборота. Для тех представителей малого бизнеса, которые выбрали в качестве объекта налогообложения прибыль, никаких изменений не предусматривается. Ставку в шесть процентов обычно выбирают те представители бизнеса, деятельность которых не связана с затратами на приобретение товара либо сырья.

Усовершенствованная система при соблюдении перечисленных условий подразумевает и уменьшение в половину налога от суммы взносов в государственные внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели, у которых нет наемных работников, могут сократить платежи на все сто процентов.

Еще одним нововведением стало увеличение перечня сфер бизнеса, где можно будет использовать патент, как основание для легальной работы. Власти на местах уже имеют полномочия по своему усмотрению добавлять в данный федеральный перечень дополнительные позиции, а вот сокращать перечень права не имеют. В совокупности государственный список  сегодня охватывает все существующие  отрасли народного хозяйствования.

Патент может использовать только индивидуальный предприниматель (ИП), который  ведет деятельность, предусмотренную  патентным законодательством. Например, в 2015 году этот был список из 47 видов деятельности.   С 2016 года этот список увеличился до 63 видов деятельности. Данный  список приведен в статье 346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации (вступил в силу с 01.01.2016). Важное дополнение: региональные власти могут самостоятельно дополнять этот список видами бытовых услуг, которые оказываются населению (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Помимо ограничений по видам деятельности ИП должен выполнить еще несколько условий: среднее количество сотрудников не должно превышать 15 человек, выручка в течение календарного года не должна превышать 60 миллионов рублей

Расширена возможность использования налоговых каникул. Перечень законов, который был представлен Министерством финансов, предусматривает расширение круга индивидуальных предпринимателей. Федеральным Законом N 477-ФЗ установлено, что с 10.01.2015 года до 2020 года вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель может воспользоваться налоговыми каникулами  в двухлетний срок после регистрации. В первую очередь, это постановление относится к производственной, научной и социальной сферам деятельности [4, с. 10].

В таблице  представлено количество индивидуальных предпринимателей Российской Федерации на 1.08.2016 года.

Таблица  - Количество индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 01.08.2016 г., шт.

Российская Федерация

Индивидуальные предприниматели

Всего

Микро предприятия

Малое предприятия

Среднее предприятие

2929410

2900065

26953

372

Анализирую данные таблицы можно сделать вывод от том, что среди индивидуальных предпринимателей преобладают представители микропредприятий, что составляет 99 %, малые предприятия занимаю менее 1%, а средние представлены только  количеством 372 единиц.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что 2016 стал периодом преобразования условий деятельности  малого бизнеса. Несмотря на то, что налоговое законодательство требует совершенствования, все же намеченную тенденцию многие эксперты оценивают положительно – налоговое бремя реально снижено за счет ряда льгот, а это немаловажно в условиях кризиса. Налоговая  поддержка со стороны государство будет мотивировать население страны заниматься предпринимательством, что окажет положительное влияние на развитие экономики, обеспечит снижение безработицы и увеличение реальных доходов граждан. 



Библиографический список


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 20 февраля 2012 г. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 352-ФЗ, от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ. – Москва : Проспект, 2012. – 272 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : по состоянию на 1 мая 2014 г. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ. – Москва : Проспект: Кнорус, 2014. – 973 с.
3.Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.
4.Малис Н. Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы [Текст]/ Н. Малис// Налоговый вестник. - №5 (34). - 2016.- С. 10-15.
5. Старкова О.Я. ВТО и регулирование сельскохозяйственного производства [Текст]/О.Я. Старкова//Пермский аграрный вестник.-№1(5).-2014.-С.68-73.
6.Старкова О.Я. Государственное регулирование инновационного развития сельскохозяйственного производства [Текст]/О.Я. Старкова//Пермский аграрный вестник.-№3(11).-2015.-С.65-69.
7. Старкова О.Я. Конкуренция и государственная поддержка как условия развития аграрного сектора экономики [Текст]/О.Я. Старкова//Пермский аграрный вестник.-№1(9).-2015.-С.86-91.
8. Старкова О.Я. Налоговое бремя сельскохозяйственных предприятий[Текст]/О.Я. Старкова//Пермский аграрный вестник.-№3(7).-2014.-С.70-77.
9.Федеральная служба государственной статистики. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/
10.Ресурсный центр малого предпринимательства — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rcsme.ru/
11.Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития Российской Федерации. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://smb.gov.ru/
12.Юридическая и налоговая консультация онлайн. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/
13. Шамин Е.А. Вопросы теории кооперации и конкурентоспособности кооперативных организаций // Вестник НГИЭИ. 2010. Т. 1. № 1. С. 86-97.


References


1. The budget code of the Russian Federation as at 20 February 2012 With the changes introduced by the Federal laws dated 30 November 2011 № 352-FZ of December 3, 2011 № 378-FZ. – Moscow : Prospekt, 2012. – 272.
2. The tax code of the Russian Federation. Parts one and two : as of may 1, 2014 to reflect changes made to Federal law of 2 April 2014 № 52-FZ. – Moscow : Prospekt: KnoRus, 2014. – 973 p.
3.The food security doctrine of the Russian Federation, approved. Decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010 № 120.
4.Malis N. Small business: tax incentives, expands the boundaries [Text]/ N. Malis// Tax Bulletin. - №5 (34). - 2016.- P. 10-15.
5. Starkova O. Y. WTO and the regulation of agricultural production [Text]/O. Y. Starkov//Vestnik of the Perm agricultural.-№1(5).-2014.-P. 68-73.
6.Starkova O. Y. State regulation of innovation development of agricultural production [Text]/O. Y. Starkov// Vestnik of the Perm agricultural.-№3(11).-2015.-P. 65-69.
7. Starkova O. Y. Competition and state support as a condition of development of agrarian sector of economy [Text]/O. Y. Starkov//Vestnik of the Perm agricultural.-№1(9).-2015.-P. 86-91.
8. Starkova O. Y. Tax burden of agricultural enterprises[Text]/O. Y. Starkov//Vestnik of the Perm agricultural.-№3(7).-2014.-P. 70-77.
9.Federal state statistics service. — [Electronic resource] — access Mode. — URL: http://www.gks.ru/
10.Resource center of small business [Electronic resource] — access Mode. — URL: http://rcsme.ru/
11.Federal portal of small and average business. The Ministry of economic development of the Russian Federation. — [Electronic resource] — access Mode. — URL: http://smb.gov.ru/
12.Legal and tax advice online. — [Electronic resource] — access Mode. — URL:http://yuridicheskaya-konsultaciya.EN/
13. Shamin E.A. Voprosy teorii kooperacii i konkurentosposobnosti kooperativnyh organizacij // Vestnik NGIJeI. 2010. T. 1. № 1. S. 86-97.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления