Введение
Не смотря на продолжающуюся посткризисную рецессию мировой экономической системы, усугубляющуюся глобальным политическим противостоянием, Республика Узбекистан демонстрирует стабильную тенденцию динамичного и сбалансированного развития экономики. Достигнутые результаты позволяют ставить на текущий и последующие годы амбициозные, но вполне выполнимые планы экономического и социального роста, обозначенные в Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Однако, реализация масштабных задач, обозначенных в Стратегии, потребовала столь же значительных инвестиционных вложений.
Дальнейшая либерализация всех сторон жизни общества, поставленная Президентом Ш. Мирзиёевым в качестве краеугольного камня, проводимых в стране реформ, официальные визиты главы государства в Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Республику Корея и ряд других государств существенно расширили потенциал привлекаемых в республику иностранных инвестиций. Заметно активизировали свою деятельность на узбекском инвестиционном пространстве и международные финансовые институты, как бессменные для независимого Узбекистана: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, так и временно его покидавший Европейский банк реконструкции и развития.
Материалы и методы
Анализ структуры привлекаемых инвестиций в Узбекистан показывает, что, во-первых, основные финансовые вложения осуществляют институциональные инвесторы и, во-вторых, объем прямых инвестиций не превышает 30 процентов от общего объема привлекаемых в республику инвестиционных ресурсов. Признавая значимость любых видов инвестиций, необходимо заметить, что именно частные инвестиции, нацеленные на получение высоких доходов, как правило, направляются на модернизацию, диверсификацию и инновационное развитие экономики.
Рис. Динамика инвестиционных процессов в Республике Узбекистан[1]
Одним из основных направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в республику по-прежнему остается приватизация государственной собственности. Начатый в 1991 году, с первых дней обретения Независимости Республики Узбекистан, процесс разгосударствления создал, практически из всех ключевых предприятий базовых отраслей экономики, 606 акционерных обществ (АО). Не смотря на это, можно сказать, что процесс приватизации государственной собственности находится в самом начале, поскольку 82 процента активов АО находится в государственной собственности и еще 8 процентов в ведении отраслевых органов хозяйственного управления, практически 100 процентов акций которых также находится в собственности государства.[2]
При этом, именно реализация акций, являющихся документарным подтверждением внесения вклада инвестора в формирование уставного фонда предприятия, приносит прямые и фактически бессрочные инвестиции. Для инвестора привлекательность акции заключается в наличии стоимости и возможности приносить доход, что позволяет ей сохранять все достоинства капитала, титулом собственности на который она является. Эти две инвестиционные характеристики акции многократно мультиплицируются благодаря свойственным только этой ценной бумаге родовым преимуществам.
Неоклассическое направление активно пользуется этим принципом для того, чтобы представить экономическую систему во взаимосвязи двух ее секторов: реального и финансового. Первый производит товары и нефинансовые услуги. Второй имеет дело с финансово-кредитными и денежными инструментами, которые в современном мире чрезвычайно разнообразны. Пользуясь «методом аналогий», хозяйственная система стремится навязать предприятию новый организационный режим и новый способ финансирования инвестиционных расходов. Корпорация в этом смысле представляет собой уникальный образец «клонированной системы», финансовые возможности которой поистине безграничны [14, c.168].
В результате, в отличие от предшественников (предприятий других организационно-правовых форм хозяйствования), ориентированных главным образом на производство товаров и связи с товарными рынками, АО производит не только материальные, но и фондовые ценности, стремясь эффективно реализовать последние на специализированных рынках. Данную позицию, в частности, разделяет Т. Веблен, который прямо указывает на то, что «корпорация - это всегда предприятие бизнеса; она является средством делать деньги, а не производить товары» [3, c.46].
К сожалению, сегодня отечественный корпоративный сектор практически не использует всех преимуществ привлечения инвестиций, которые дает выпуск и размещение акций. Причины здесь и в высокой государственной доле в уставном фонде предприятий, отсутствии институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг и стейкхолдерской (stakeholders) модели корпоративного управления в АО базовых отраслей.
Проблема повышения инвестиционной привлекательности АО, а через них и экономики в целом, посредством создания прозрачных и надежных механизмов корпоративного управления, носит сегодня глобальный характер и, к сожалению, далека от разрешения. Корпоративные скандалы, возникающие практически во всех индустриально развитых странах, приводят к серьезным экономическим потерям, падению доверия к рынку ценных бумаг и снижению инвестиционной активности.
Вопросы корпоративного управления являются предметом постоянного внимания и в Республике Узбекистан. Показательным в этой связи является принятый 24.04.2015 года за № УП-4720 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» и прилагаемая к нему Программа мер по коренному совершенствованию системы корпоративного управления. Мероприятия, обозначенные в Указе и программе, носят комплексный характер и являются логическим продолжением целенаправленной работы по повышению эффективности корпоративного управления и развития рынка ценных бумаг.
Однако, отсутствие корпоративного контроля со стороны эффективных собственников приводит к тому, что решения, принимаемые государством в других областях регулирования хозяйственной деятельности, не только снижают инвестиционную привлекательность отечественных корпоративных предприятий, но и наносит ущерб государству, как главному их собственнику. Ограничиваясь рамками статьи авторы хотят привести несколько примеров несоответствия корпоративного и, в частности, бухгалтерского законодательств.
До 1995 года в промышленных предприятиях все расходы на материальное поощрение и благотворительность производились на принципах, заложенных еще советской школой бухгалтерского учета, из прибыли остающейся в распоряжении предприятия. После того, как в 1995 году в национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ) были приведены в соответствие с международными стандартами материальное поощрение и расходы на благотворительную деятельность стали учитываться в текущем периоде, как невычитаемые расходы при определении налогооблагаемой прибыли.
Результаты и обсуждение
По нашему мнению, отсутствие должного корпоративного контроля приводит к списанию львиной доли непроизводственных расходов на себестоимость готовой продукции. Попытки государства нормативно ограничить размер не производственных расходов не дают результатов, поскольку и государственные, и хозяйственные органы управления зачастую сами требуют от АО увеличения затрат на содержание социальной сферы, общественной инфраструктуры и благотворительность.
Снижению эффективности корпоративного контроля способствует и стандарт 21 НСБУ позволяющий списать со счета 8720 «Накопленная прибыль (непокрытый убыток)» убыток полученный в отчетном году, в том числе и для получения положительного результата баланса. При этом решения соответствующего органа корпоративного управления не требуется. Но, принцип «Соответствующей ответственности» базовых принципов корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития в 1999 году, предусматривает, что менеджмент АО, при определенном контроле со стороны Наблюдательного совета, распоряжается денежными средствами АО в течение финансового года, а именно с 1 января по 31 декабря, после чего прибыль отражается на соответствующем счета баланса и поступает в распоряжение акционеров, которые респределяют ее по своему усмотрению.
Часть прибыли, предназначенная для выплаты дивидендов переносится на счет 6610 «Дивиденды к оплате», а нераспределенная, реинвестированная сумма оседает на счете 8720 «Накопленная прибыль (непокрытый убыток)». В дальнейшем эти средства могут быть перераспределены между акционерами, направлены на увеличение уставного фонда с соответствующей бесплатной раздачей акционерам дополнительно выпущенных на сумму капитализации акций. Однако, это несомненное право может быть полностью перечернуто, предоставленным менеджменту АО правом распоряжаться данными средствами по своему усмотрению.
Не принятие во внимание природы корпоративной собственности делает неэффективными и стимулирующие нормы законодательства. В частности, статья 159 Налогового кодекса Республики Узбекистан позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли.
Утвержденная законом льгота фактически не работающая, поскольку для предприятий непроизводственной сферы она не применяется, а у предприятий производящих товары (работы, услуги) сумма амортизации, как правило, значительно превышает объемы привлекаемых на модернизацию средств, а тем более собственных, в условиях ведения бухгалтерского учета, описанных выше.
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, авторы хотели обратить внимание на следующее. Суть проблемы заключается в том, что в соответствие с традиционным взглядом, средневзвешенная цена капитала фирмы повышается при повышении гиринга[3] до соотношения 50:50, а затем начинает плавно снижаться. Это связано с тем, что с повышением уровня гиринга возрастает риск для акционеров в получении дивидендов, и они, как правило, соглашаются оставаться акционерами компании только при гарантии более высокой доходности, чем предлагается в среднем на рынке, а повышение размера дивидендов означает возрастание цены собственного капитала.
Общеизвестно, что АО с государственной долей в уставном капитале с большой неохотой выплачивают дивиденды, да и уровень прозрачности корпоративного управления оставляет желать лучшего. Отсюда идея в снижении или полном выведении государства из числа собственников АО. Реализация акций позволит в полной мере заработать отечественному рынку ценных бумаг, особенно его вторичному сегменту, благодаря чему оценка деятельности АО будет осуществляться эффективным собственником, через проверенный мировой практикой фондовый рынок.
[1] Составлено по данным Госкомстат РУз.
[2] По данным Государственного Центрального депозитария ценных бумаг Республики Узбекистан на 01.02.2018г. (www. deponet.uz)
[3]Гиринг-Коэффициент, суть которого состоит в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты, и акционерного капитала. Для определения гиринга нужно определить акционерный и заемный капиталы (Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001).. В нашем случае доля акционерной капитала и государственная доля.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления