Введение
Современный этап развития производительных сил и производственных отношений предполагает серьёзные трансформации в кадровом потенциале России. Мировой уровень развития науки и техники ставит вопрос о подготовке кадров высшей квалификации, способных к решению сложнейших задач в различных областях экономики.
Цель данной статьи: проанализировать структуру работников по профессиональным группам, провести оценку потребности в кадрах высшей квалификации и возможностей получения дополнительного образования. С этой целью необходимо обобщить опыт по реализации российских магистерских программ, акцентировать внимание на проблемах их функционирования, а также внести предложения по совершенствованию методических подходов в правилах приема с целью выпуска кадров высшей квалификации.
Материал и методы
Методологическую основу исследования составили научные статьи отечественных авторов и материалы из сети Интернет по изучаемому вопросу. Научный материал был исследован с помощью методов сравнительного и системного анализа, а также логического подхода.
Результаты и обсуждения
С целью изучения потребности организаций в работниках различных профессиональных групп Федеральная служба государственной статистики не реже одного раза в два года проводит регулярные обследования организаций.
Предметом обследования являются организации различных форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности. На основе их результатов можно провести анализ кадрового состава работников в разрезе профессионально-квалификационной структуры и ситуацию с дефицитом кадров по профессиональным группам [23].
Последнее обследование было проведено данной службой по состоянию на 31 октября 2016 года и охватило 68 тыс. организаций, т.е. 26 % от общего объёма организаций, включенных в основу выборки.
По данным этого исследования, общая численность работников списочного состава составила 27,8 млн. человек. Распределение работников по укрупнённым профессиональным группам выявило следующую тенденцию:
· специалисты высшего уровня квалификации (7,3 млн.чел.)
· квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий (4,2 млн.чел.)
· операторы производственных установок и машин, сборщики и водители (3,5 млн.чел.)
· неквалифицированные рабочие (3,2 млн.чел.)
· специалисты среднего уровня квалификации (3,1 млн. чел.).
Таким образом, численность высококвалифицированных специалистов составляет 11,5 млн.чел., т.е. 41,37% от списочного состава. Можно сделать вывод о том, что большую часть работников составляют специалисты высокой квалификации.
Так как целью написания данной статьи является подготовка кадров высшей квалификации в условиях магистратуры, сосредоточимся на изучении структуры сотрудников высокой квалификации по видам деятельности, а также потребности в работниках для замещения вакантных мест по данным видам деятельности, используя данные Росстата (таб.1).
Таб.1.
Списочная численность работников и потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам на 31 октября 2016 года
|
Списочная численность работников, чел. |
Удельный вес |
Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, чел. |
Удельный вес |
Специалисты высшего уровня квалификации, всего
|
7300526 |
- |
173984 |
- |
Специалисты в области науки и техники
|
1798124 |
24,7 |
39665 |
22,8 |
Специалисты в области здравоохранения
|
679534 |
9,3 |
58475 |
33,7 |
Специалисты в области образования
|
2818000 |
38,6 |
30866 |
17,7 |
Специалисты в сфере бизнеса и администрирования
|
1016655 |
13,9 |
18152 |
10,4 |
Специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)
|
287713 |
3,9 |
9447 |
5,4 |
Специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры
|
700500 |
9,6 |
17379 |
10 |
На основании анализа таб.1 можно сделать вывод, что наибольшая численность специалистов высшего уровня квалификации работает в области науки и техники (24,7%), а также в области образования (38,6%), т.е. в наукоёмких областях. Там же наблюдается высокая потребность в новых кадрах 22,8% и 17,7% соответственно. Кадры высшей квалификации необходимы в области здравоохранения (33,7%), что обусловлено внедрением в медицинские учреждения современного высокотехнологичного оборудования.
Федеральной службой государственной статистики в апреле-сентябре 2016г. было проведено выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших в 2010-2015гг. среднее профессиональное и высшее образование [21, 22]. Единицами наблюдения считались лица, имеющие следующие уровни образования: высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации), среднее профессиональное образование и окончившие образовательные организации в период 2010-2015гг. Выборочная совокупность выпускников составила 36 тыс. чел., или 0,3% от общей численности выпускников 2010-2015гг. Объём выборочного массива при проведении наблюдения составил более 100 тыс. домашних хозяйств, которые посещали интервьюеры. В результате обработки анкет были получены данные доля аналитического отчёта по регионам РФ, позволяющие оценить степень трудоустройства выпускников не позднее года после выпуска.
На основании аналитических данных были определены 4 интервала, характеризующие степень трудоустройства выпускников:
· 22,7-59,9% (8 регионов)
· 60,0-79,9% (34 региона)
· 80,0-89,9% (36 регионов)
· 90,0-95,4% (7 регионов).
Как видно из представленной информации, первый интервал (22,7-59,9%) и четвёртый интервал (90,0-95,4%) характеризуют наиболее низкую и наиболее высокую степень трудоустройства выпускников. Наиболее низкие показатели трудоустройства выпускников наблюдаются в следующих субъектах РФ:
· Магаданская область
· Республика Тыва
· Астраханская область
· Республика Дагестан
· Кабардино-Балкарская Республика
· Карачаево-Черкесская Республика
· Чеченская Республика
· Республика Калмыкия.
Данные показатели можно объяснить неразвитостью инфраструктуры регионов вследствие различных факторов, к которым можно отнести: климатические особенности региона, особенности религий и ведения хозяйства некоторых национальностей и т.д.
В тоже время наиболее высокий удельный вес трудоустройства выпускников (90,0-95,4%) зарегистрирован в следующих субъектах РФ:
· Костромской области
· Калужской области
· Новгородской области
· Ленинградской области
· Тульской области
· г. Москве
· г.Санкт-Петербурге.
Данные субъекты традиционно характеризуются наличием инновационных производств, развитой сетью образовательных и научных центров, широкими возможностями для трудоустройства.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что проблема подготовки высококвалифицированных кадров считается одной из наиболее актуальных. Большая часть выпускников российских школ поступает в ВУЗ, чтобы в дальнейшем продолжить своё обучение в магистратуре, представляющей собой вторую ступень высшего профессионального образования [17].
Обучение в магистратуре – это качественно новый уровень образования, что позволяет слушателю приобрести компетенции, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Существует большое количество российских и зарубежных магистерских программ. Каждый слушатель выбирает программу обучения индивидуально в соответствии со своими предпочтениями и финансовыми возможностями.
Однако, реализация магистерских программ часто связана с определёнными проблемами от решения которых зависит качество подготовки слушателей и повышение конкурентоспособности российских магистерских программ с целью их продвижения на мировой рынок.
Проблемы, возникающие в магистратуре, можно условно разделить на две группы: проблемы, свойственные магистратуре как ступени высшего образования и проблемы, связанные с тем, что магистратура – это относительно новая форма для российской системы обучения.
К числу проблем первого ряда относятся: смешанный по возрасту и уровню подготовки состав поступающих и обучающихся в магистратуре, разнородность выбора мотивов поступления в магистратуру, масштабность задач, стоящих перед магистрантами при освоении большого количества видов профессиональной деятельности. К числу проблем второго ряда относят отбор кандидатов на обучение в магистратуре и организацию их эффективной деятельности в магистратуре [9, 19].
Обучение в магистратуре значительно отличается от обучения в бакалавриате и предполагает большой объём индивидуальной работы слушателя с целью написания магистерской диссертации. Большинство магистрантов работают на условиях полной занятости, а вечером обучаются в магистратуре [3]. Очевидно, что сосредоточенность на работе отрицательно сказывается на научно-исследовательской и образовательной составляющих процесса обучения в магистратуре.
Определённые проблемы создаёт неоднородный состав слушателей. Состав обучающихся состоит из двух категорий абитуриентов: слушатели, продолжающие обучение по данному направлению подготовки и слушатели, получающее новое направление подготовки на базе другого образования. Однако, часто в магистратуре оказываются слушатели, которые не могут успешно обучаться в ней ни по своим способностям, ни по уровню своей подготовки. Данную категорию обучающихся мы не будем рассматривать в этом материале, так как чаще всего они отчисляются. В тоже время слушатели, осознанно выбирающие магистратуру - это ответственные участники процесса обучения. У многих из них имеется определённый жизненный опыт, они испытывают желание применить получаемые знания в профессиональной деятельности и поэтому активно участвуют в образовательном процессе [3, 4].
Серьёзной проблемой являются неопределённые перспективы карьерного роста среди выпускников магистратуры. Большинство работодателей не видят существенной разницы между выпускниками бакалавриата и магистратуры, в то время, на наш взгляд, она значительна. Выпускники магистратуры - это кадры высшей квалификации, обладающие высоким уровнем компетенций и способных к решению профессиональных задач высокого уровня сложности [7, 18, 20].
Таким образом, чтобы обеспечить выпуск квалифицированных магистров, необходимо создать условия для устойчивого развития магистратуры.
Одним из наиболее важных аспектов развития магистратуры является организация приема студентов, имеющих высокие достижения в учебной, методической и научной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает стимулирование научно-исследовательской работы студентов во время их обучения в бакалавриате [1, 2, 5, 6].
Рассмотрим подробнее, каким образом осуществляется приём слушателей в магистратуру в данный момент.
При приёме в магистратуру выпускающие кафедры ВУЗа в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом разрабатывают для абитуриентов контрольно-измерительные материалы (КИМы), позволяющие оценить качество подготовки поступающих [14]. Как отмечает Смородова О.В., этот этап является наиболее существенным, так как от качества подготовки магистрантов зависит качество подготовки персонала для экономики России [16, 10].
В данный момент в ВУЗах России отсутствует единый подход к формированию КИМов. Каждый ВУЗ самостоятельно определяет перечень, форму и процедуру, с помощью которых проводится оценка знаний абитуриентов. Большинство ВУЗов в настоящее время активно используют электронные методы оценки знаний абитуриентов. По мнению Овчинкина О.В., использование электронного ресурса I-EXAM.RU при приёме в магистратуру существенно снижает финансовые и трудовые затраты на проведение вступительных испытаний [12]. Однако, на наш взгляд, использование только электронного тестирования значительно увеличивает риск отсева одарённых абитуриентов, так как такая форма проведения экзамена не сможет в полной мере оценить их уникальные способности. Безусловно, для обработки электронных заявлений, результатов испытаний и другой типовой документации использование технических средств является необходимым, но для оценки интеллектуального уровня поступающих необходимо личное собеседование с руководителем магистерской программы либо выпускающей кафедры.
Считается, что ключевыми позициями при поступлении в магистратуру для абитуриентов являются мотивационная готовность, высокий средний балл диплома, солидное портфолио, грамотная речь и умение производить впечатление [13, 15].
Однако, по нашему мнению, на собеседовании стоит обратить особое внимание на готовность абитуриента к научно-исследовательской работе. При этом необходимо скорректировать программы вступительных экзаменов в магистратуру таким образом, чтобы иметь возможность оценить способности поступающих к постановке проблемы, анализу ситуации, рассуждениям. Как справедливо отмечает О.С. Задорина, надо осуществлять не набор на обучение по магистерской программе, а производить отбор тех поступающих, кто сможет проявить во время обучения свои творческие способности и личностную позицию [9]. Ошибочно считать, что если способности к научно-исследовательской работе не проявились ранее, то они появятся во время обучения. Объём аудиторной работы в магистратуре составляет всего 30% от общего времени обучения, в то время как основное время должно быть посвящено научно-исследовательской работе.
На основе изучения перечня и содержания магистерских программ в ВУЗах можно сделать вывод о наличии двух видов программ: академических и практико-ориентированных. В этом состоит основное отличие российских программ обучения от зарубежных. Как известно, зарубежные магистерские программы предполагают узкую направленность в определённой области. В российских ВУЗах часто встречаются магистратуры, представляющие собой программы, содержание которых было составлено из имеющихся программ специалитета путем деления на бакалавриат и магистратуру. При этом такие программы не содержат практического опыта и не могут считаться конкурентоспособными.
На наш взгляд, деление на академическую и практико-ориентированную магистратуру не должно быть столь радикальным. Формирование навыка научно-исследовательской работы необходимо слушателям обоих типов. Обучение в бакалавриате чаще всего не формирует навыков научно-исследовательской деятельности. Более того, весь процесс обучения в бакалавриате предполагает, в основном, изучение учебной литературы, а не участие в исследованиях. Впрочем, участие студентов в научной работе является скорее желательным, чем обязательным условием обучения [11]. Как показывает практика, несмотря на то, что студенты за время обучения пишут большое количество работ, у большинства из них отсутствует навык исследовательской деятельности, который является главным при обучении в магистратуре, так как работа с диссертацией занимает большую часть времени обучения [2]. Более того, обучение в магистратуре предполагает не просто освоение слушателями определённого набора дисциплин, а вовлеченность студентов и преподавателей в прикладные и фундаментальные исследования.
Поэтому начало обучения в магистратуре часто связано со значительными трудностями, связанными с ознакомлением слушателей методике научно-исследовательской работы, которая им необходима для написания выпускной квалификационной работы и опубликования научных результатов.
В этом контексте, на наш взгляд, интересен опыт Е.А. Ермака по развитию навыков научно-исследовательской работы слушателей. Суть метода состоит в том, что магистрант получает от научного руководителя научную статью по направлению, максимально приближённому к теме его будущей диссертации. Слушатель должен выступить рецензентом данной статьи, указав в рецензии основные научные составляющие: цель, методы, результаты исследования, выводы [8]. После обсуждения результатов данной рецензии со своим научным руководителем, у слушателя формируется представление не только о структуре научной статьи, но и о способах, формах и методах научных исследований. Безусловно, данный приём следует применять несколько раз, но, на наш взгляд, данный способ весьма эффективен, так как позволяет магистранту усвоить ключевые моменты научной работы.
Если первые трудности преодолены, то дальнейшая адаптация не вызывает у обучающихся особых осложнений. Некоторую сложность представляет выбор темы диссертации. При этом у слушателей, имеющих опыт практической деятельности, данный этап проходит более благоприятно, поскольку связан с решением непосредственной профессиональной задачи. У обучающихся, не имеющих практического опыта, выбор темы происходит с помощью научного руководителя, либо заведующего кафедрой. При этом очень большое значение имеет активность слушателя. Как показывает практика, значительных результатов в работе с диссертацией добиваются слушатели с высокой мотивацией вне зависимости, имели ли они опыт практической работы или нет. В дальнейшем, работа над диссертацией происходит более уверенно.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что несмотря на многие проблемы с функционированием магистратуры в России, можно сделать основной вывод: российская магистратура состоялась.
Однако, пройдёт ещё не один год, когда в российском менталитете произойдут изменения в понимании роли магистерского образования не только для целей развития личности, но и для общества в целом. Общество должно признать истину, что диплом магистра предпочтительнее диплома специалиста. Работодателям предстоит понять, что выпускники магистратуры имеют больший потенциал и перспективы карьерного роста, чем бакалавры, но при условии их применения на предприятиях с современными технологиями управления. Стоит учесть, что и сами магистры могут являться катализаторами возникновения и развития новых технологий и идей управления.
Выводы
С целью дальнейшего развития и совершенствования организационно-методического, учебного и социального обеспечения магистерских программ необходимо решить ряд ключевых задач:
· Разработать методические рекомендации по внести изменения в нормативные акты, регулирующие процесс приема в магистратуру;
· расширить перечень социальных гарантий для магистрантов, не совмещающих обучение с работой, с целью повышения привлекательности академической магистратуры;
· создавать льготные условия для трудоустройства выпускников магистратуры с помощью просветительной деятельности среди работодателей.
Реализация этих задач имеет высокую социальную значимость, так как магистратура обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации для экономики России.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления