Введение
Фармацевтический рынок – один из наиболее важных секторов экономики страны, для которого свойственен большой спрос и предложение, многочисленность брендов, обобщенный рынок сбыта, в который входят все граждане страны [1-3]. Поддержание здоровья населения РФ является одним из главных приоритетов государства, так как оно выступает в качестве невозобновляемого ресурса. При этом фармацевтический рынок является сложным отраслевым рынком из-за своей организации, в степени регулирования государственными структурами данного рынка, высокого уровня конкуренции, социальной значимости [4-6]. В связи с этим актуальным является анализ состояния фармацевтического рынка России с целью дальнейшего определения тенденций и перспектив его развития.
Российский фармацевтический рынок в настоящее время активно развивается в силу увеличения регулирования рынка государством, наукоемкости и значимости данного рынка для населения страны. От современного состояния рынка лекарственных средств и его организации зависит здоровье российских граждан, их дальнейшее качество жизни [7, 8]. Фармацевтический рынок подразумевает всю сферу обращения лекарственных средств, включающую производство, регистрацию, стандартизацию, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и др. Обобщенно можно сказать, что рынок включает две составляющие – производство лекарств и продвижение их к потребителю [9].
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе анализа динамики объема продаж фармацевтических товаров и средневзвешенной цены на лекарственные препараты в Российской Федерации в 2016-2017гг. Для наглядного представления полученных данных был использован графический метод, также с помощью которого была представлена динамика объемов рецептурного и безрецептурного отпуска медикаментов на отечественном коммерческом фармрынке в 2016-2017 гг.
Основные результаты исследования
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного [10, 11]. Первый занимает наибольшую долю в структуре объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении, а также представляет собой наибольшее число предпринимателей, входящих в данный сектор. Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи медикаментов по Программе дополнительного лекарственного обеспечения, а также реализацию через ЛПУ. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов и парафармацевтики без учета продаж по Программе дополнительного лекарственного обеспечения (Рисунок 1) [12-16].
Рисунок 1 - Динамика объема продаж и средневзвешенной цены на лекарственные средства на коммерческом рынке России за 2017 год
Объем коммерческого рынка лекарственных средств в декабре 2017 г. составил 69135 млн. руб. с учетом с НДС. По сравнению с концом 2016 года объем продаж к декабрю 2017 года увеличился на 1420 млн. рублей или на 2,1%, что связно с ростом средневзвешенной цены на 2,75% или на 4 рубля. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в текущем месяце 2017 года с декабрем 2016 года, то следует отметить прирост цены на 2,7% или на 4 рубля. Структура коммерческого рынка ЛС в декабре 2017 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно декабря 2016 г. Доля дорогостоящих препаратов в декабре 2017 г. составила 32,1%.
Последний квартал имеет наибольший объем продаж в изучаемом периоде. По сравнению с ноябрем емкость рынка выросла на 7,5%. Фармацевтический рынок начал расти в августе, из-за раннего начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Но начиная с августа прирост аптечного рынка ЛС заметно снизился. Причиной такой динамики стали теплая погода осенью и зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не привели к росту спроса на сезонные препараты.
Традиционно зимой доля безрецептурных препаратов становится выше, чем рецептурных. Это связано с сезонностью продаж противовирусных и противопростудных препаратов, которые в основной своей массе отпускаются без рецепта. Декабрь 2017 года изменил динамику прошлых лет: доля продаж препаратов безрецептурного отпуска была ниже, чем доля рецептурных препаратов: 49,3% и 50,7% соответственно (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика объемов продаж рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом фармацевтическом рынке России 2016-2017 гг.
Данная долевая сегментация не типична для рассматриваемого периода, в декабре 2016 г. большую долю в стоимостном выражении занимали безрецептурные препараты 52,6%. Что касается натурального объема потребления, то распределение долей между лекарствами в зависимости от типа отпуска выросло в пользу рецептурных препаратов на 1,1%, в итоге они заняли 32,4% рынка, а ОТС-лекарства – 67,6% (без рецепта).
Продажи безрецептурных лекарств в декабре 2017 г. снизились по отношению к аналогичному периоду 2016 г. на 4,1% или 1,5 млрд. руб. и снизились на 2,1% или 6,6 млн. упаковок. Что же касается средней стоимости упаковки OTC-препаратов, то она снизилась относительно декабря 2016 г. на -2,1% и составила 109,3 руб.
Прирост продаж рецептурных лекарств в декабре 2017 г. по отношению к декабрю 2016 г. составил 9,6% или 3,1 млрд. руб. При этом объем реализованных упаковок увеличился на 3,4% (5 млн. упаковок). Средняя цена рецептурных препаратов более чем в 2 раза превосходит цену лекарств, продаваемых без рецепта: в декабре 2017 г. она составила 233,8 рублей за упаковку, увеличившись к декабрю 2016 г. на 5,9% (247,59 рублей за упаковку).
Основной объём продаж безрецептурных препаратов реализуется через аптеки (около 97% в рублях от объёма безрецептурных препаратов). В государственном сегменте реализуются в основном RX-препараты (по рецептам) — они занимают более 96% от объёма потребления в тендерных закупках. Однако по программе льготного лекарственного обеспечения значительный перевес как по стоимостному, так и по натуральному объёму приходится в пользу препаратов рецептурного отпуска — ведь все эти препараты выписываются врачом строго в соответствии с показаниями к применению.
С периодической регулярностью поднимается вопрос о разрешении продажи безрецептурных препаратов вне аптек [17-20]. Дискуссии о допуске безрецептурных лекарств в магазины идут с 2012 года [21]. В 2016 году активно обсуждался вопрос о легализации дистанционной торговли ЛП. Минздрав России разработал проект постановления Правительства РФ «О порядке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов) дистанционным способом». Онлайн-торговлю смогут вести только реально существующие аптечные организации на своём официальном сайте, причём за каждой аптекой может быть закреплён только один сайт, а контролировать их работу будет Росздравнадзор. Так, X5 Retail Group имеет уже богатый опыт сотрудничества с аптечными сетями в рамках открытия аптек в прикассовой зоне своих магазинов и в торговых залах универсамов в формате shop-in-shop. А розничная сеть «Магнит» планирует самостоятельно развивать собственную аптечную сеть.
Компания Takeda заключила с американской корпорацией Unipharm рамочное соглашение о приобретении нескольких безрецептурных лекарственных препаратов и пищевых добавок для их продвижения и реализации преимущественно в России. Стороны договорились о передаче прав на «Витрум» (БАД), «Артра» (хондропротектор) и «Мелаксен» (адаптоген и снотворные средства). Компания Takeda планирует завершить остальные этапы сделки в течение 2018 финансового года.
Заключение
В исследуемый период 2016-2017 год отмечается рост объема фармацевтического коммерческого рынка России. Данная тенденция обусловлена как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности лекарственных средств (разработаны Программы дополнительного лекарственного обеспечения, Программы льготного дополнительного лекарственного обеспечения, постановления Правительства РФ «О порядке розничной торговли лекарственными препаратами»), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией.
В 2017 г. в числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить: рост средневзвешенных цен на лекарственные средства, пот этом выявлено изменение объема продаж медикаментов в пользу увеличения продаж дорогостоящих лекарственных средств, увеличение объемов продаж безрецептурных препаратов по отношению к лекарственным средствам, отпускаемых по рецептам.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления