RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Среда, 07 декабря 2016 г. 11:40
Иннов: электронный научный журнал

Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ

The concept of innovation-economic approach to training in NSTU


02.11.10 0:00
494

Выходные сведения: Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ // «Иннов: электронный научный журнал», 2010. №4 (5). URL: http://www.innov.ru/science/economy/kontseptsiya-innovatsionno-ekonomicheskogo/

Авторы:
А.Н. Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева), Н.М. Сухова (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
A.N. Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev) N.M. Sukhova (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev)

Ключевые слова: стратегия, инновационно-экономический подход, подготовка кадров, тренинги

Keyword: strategy, innovation and economic approach, training, training

Аннотация: Относительно недавно в среде чиновников от образования появилась тенденция оценки нужности или ненужности осуществления экономического образования в зависимости от профиля высшего учебного заведения. По существующим фор-мальным требованиям специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации» не входят в укрупненные группы технических специ-альностей и направлений в политехническом вузе. Некоторые считают, что экономи-стов и управленцев могут готовить только экономические вузы.

Annotation: More recently, in an environment of education bureaucrats there was a tendency assessment is needed or not the implementation of economic education, depending on the profile of the higher education institution. According to the existing Fort mal requirements of the specialty "Economics and Management" and "Management of the organization" are not included in the enlarged group of technical spec-majoring directions and the Polytechnic university. Some believe that the economic-ists and managers can prepare only economic universities.

Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ

Без своей стратегии попадёшь под влияние чужой тактики
Г. Александров


Относительно недавно в среде чиновников от образования появилась тенденция оценки нужности или ненужности осуществления экономического образования в зависимости от профиля высшего учебного заведения. По существующим фор-мальным требованиям специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации» не входят в укрупненные группы технических специ-альностей и направлений в политехническом вузе. Некоторые считают, что экономи-стов и управленцев могут готовить только экономические вузы.

Но улучшит ли такой радикальный и слабо обоснованный подход экономическую ситуацию в стране? В статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!»
от 10.09.09 г. отмечает: «…Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят не самым лучшим образом… Отечественный бизнес не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии… Эффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки». Каков же выход, по мнению президента РФ, из такой ситуации? В той же статье: «Изобретатель, новатор, ученый, учитель, предприниматель, внедряющие новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе… Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан».

В последние десять лет высшим руководством страны регулярно обозначается приоритет развития России: формирование инновационной экономики в противовес существующей сырьевой [1, 2]. Соответственно и вузы должны готовить квалифицированные кадры для работы в инновационной среде на предприятиях любых размеров и любых форм собственности, знающих практические условия будущей работы и современные технологии производства. Очевидно, что решить такую задачу наиболее эффективно сможет профессорско-преподавательский коллектив политехнического вуза, который знаком со всеми особенностями проектирования и производства наукоемкой продукции, начиная от идеи, создания прототипов до серийного выпуска, активно осуществляет научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и инновационную деятельность в области техники и технологий.

При таком рассмотрении существующей ситуации ясно, что отказ от экономического направления подготовки специалистов в техническом вузе является ошибкой. Любая НИР, инновация, новая технология или новый продукт всегда проходит обязательную экономическую экспертизу. Такая практика ни у кого не вызывает сомнения. Все дипломные проекты студентов технических специальностей имеют организационно-экономическую часть. В результате экономических расчетов делается вывод о целесообразности реализации любого инновационного проекта [3]. Будущие инженеры, конструкторы, технологи обязательно должны знать азы экономики, будущие руководители разных уровней – не только основы менеджмента, управления персоналом, но и особенности производства, которым они руководят.

Однако для эффективного продвижения по пути создания инновацион-ной экономики страны и региона этого недостаточно. Об этом говорит и ре-альное состояние российской экономики, и «топтание на месте» в течение десяти лет [4]. В современных условиях промышленным предприятиям, НИИ и КБ необходимы современные молодые кадры:

1. Экономисты, ориентированные на работу в реальном секторе эконо-мики, знающие специфику промышленного производства (машиностроение, электроэнергетика и др.), а не общие законы спроса и предложения.
2. Руководители (менеджеры), способные эффективно управлять промышленным предприятием или его подразделениями и не боящиеся использовать технические термины при общении с технологами, инженерами, конструкторами.
3. Специалисты по управлению подготовкой и реализацией инновационных проектов, умеющие оценить техническую и экономическую целесообразность внедрения инноваций.
4. Менеджеры со знаниями современных информационных технологий и информационных систем, способные эффективно работать с резко возросшим объемом информации в экономико-управленческой деятельности.

Именно таких конкурентоспособных специалистов, адаптированных к требованиям быстро изменяющегося рынка, конкретным пожеланиям работодателей, готовит факультет экономики, менеджмента и инноваций НГТУ им. Р.Е Алексеева. Подготовка высококвалифицированных бакалавров, специалистов и магистров стала возможной только благодаря межфакультетскому взаимодействию. Экономисты и менеджеры получают в НГТУ хорошую техническую подготовку именно благодаря наличию технических факультетов. И это не односторонний процесс. Выпускники технических факультетов получают квалифицированные консультации по экономическим вопросам. Их дипломные проекты основаны на реальных технических и экономических данных [6].

Такая же картина наблюдается и в других технических вузах России. Например, Саратовский государственный технический университет (СГТУ) имеет в своем составе Институт социального и производственного менеджмента, объединяющий четыре социально-экономических факультета и Институт развития бизнеса и стратегий, также имеющий выпускающие экономические и управленческие кафедры. Целесообразность нахождения этих институтов в составе СГТУ обоснована в стратегии его развития и ни у кого не вызывает сомнения.

Факультеты и институты экономико-управленческого профиля есть и в других технических вузах, которые адекватно воспринимают приоритетные направления развития экономики страны. Для них понятие «профильность» не является формальным. Главное в оценке образовательной деятельности в данном направлении – целесообразность и эффективность.

Подобная проблема профильности или непрофильности, нужности или ненужности уже возникала в системе высшего образования. Например, во времена СССР существовала концепция ЦК КПСС, предусматривавшая запрет на поступление в философскую аспирантуру без соответствующего базового образования. Однако вузы не послушались. Если учесть, что философских факультетов было слишком мало, в аспирантуру поступило бы слишком незначительное количество выпускников и страна не досчиталась бы целой плеяды философов с мировым именем, не имевших базового философского диплома, но внесших огромный вклад в развитие философской мысли. А многие из них десятилетия стояли у руля Института философии АН СССР и не имели профильного базового образования. Как видно из примера, такой прецедент был, но он был решен разумно.

Таким образом, очевидно, что НГТУ им Р.Е. Алексеева готовит сейчас и должен готовить в будущем квалифицированных инноваторов, экономистов и менеджеров для формирования инновационной экономики страны, способных вывести российские промышленные предприятия на качественно новый уровень.

Востребованность специальностей экономического и управленческого направления со специализациями по конкретным техническим направлениям подтверждает и высокий конкурс на бюджетные и внебюджетные места в тех-нических вузах, а также большое количество выпускников, имеющих техническую специальность и желающих получить второе высшее экономическое образование.

Закон рыночной экономики прост: спрос рождает предложение. Если у населения есть спрос на такую услугу и количество желающих стать экономистами не снижается, никакие принудительные меры не заставят абитуриентов становиться инженерами. Да и нужны ли стране такие инженеры, получившие образование только потому, что туда «разрешили» поступать?

Большинство из них и не воспользуется этим «разрешением». Они будут поступать не на технические специальности в государственные вузы, а на экономические, но в негосударственные, число которых выросло за последние годы в несколько раз. Качество подготовки специалистов в таких вузах значительно ниже, чем в государственных. И дело не в самом статусе этих вузов. Они имеют слабо развитую материальную базу, малую долю штатных преподавателей. В основном в них работают по совместительству штатные преподаватели государственных вузов.

Причина проста и ясна всем. Сложившаяся система оплаты труда, характеризующаяся низкими заработками профессорско-преподавательского состава, вынуждает их искать дополнительные заработки в других местах, увеличивая учебную нагрузку в ущерб качеству преподавания и методической работе. О научной деятельности преподавателей, занятых вопросами зарабатывания денег, при такой постановке вопроса речь вообще не идет. Вот мы и получаем, с одной стороны, плохо подготовленных экономистов, слабо знающих свою будущую профессию и, как следствие, не способных трудоустроиться, с другой, – снижение научного потенциала преподавателей вузов и ухудшение качества преподавания [7].

Плохо подготовленные экономисты не могут трудоустроиться по специальности [8]. Именно эти цифры и озвучивает официальная статистика. По выпускникам, получившим качественное образование, картина прямо противоположная. Уже с 4-го курса они работают по специальности. Многие выпускники ФЭМИ НГТУ по окончании вуза имеют трудовой стаж не менее года и хорошо оплачиваемую работу.

Подобные наблюдения позволяют сделать вывод, что проблема не в ко-личестве «экономистов и юристов» в стране, а в качестве их подготовки. Ре-шение вопроса радикальными методами не только не улучшит, но и ухудшит ситуацию. Необходима проверка знаний выпускников, изучение мнений работодателей, неформализованная проверка качества преподавания, то есть проведение всестороннего анализа проблемы, а не просто констатация факта: «экономика и управление – непрофильные для технического вуза».

Многие выпускники технических специальностей получают второе выс-шее экономическое образование в стенах «родного» вуза. Получение второго образования экономико-управленческого профиля позволяет повысить конкурентоспособность на рынке труда, найти высокооплачиваемую работу и открыть собственное предпринимательское дело, то есть активно включиться в бизнес, в том числе и малый. О роли малого бизнеса в экономике говорится уже давно. Он призван вывести экономику на инновационный путь развития. Но реальная ситуация далека от желаемой и провозглашаемой. Данные о снижении доли малых инновационных предприятий, низкой отдаче от инноваций приводятся практически во всех специализированных изданиях.

По оценке самих предприятий, инновациям мешают: недостаток соб-ственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны региональной и государственной власти, высокая стоимость инноваций, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений. Среди факторов производственного характера наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта и возможностях кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. В совокупности, из-за указанных причин, ежегодно приостанавливаются тысячи инновационных проектов. Возникает замкнутый круг: и предприятия, и предприниматели не пытаются внедрять инновации, называя эти причины и не делая попыток просчитать реальную эффективность инноваций.

Подобные проблемы внедрения инноваций существуют не только в России. Новое – это всегда риск. Инноваторы развитых стран привлекают инвесторов, доказывают им прибыльность нового проекта и не списывают все на недостатки системы. Именно грамотно составленное технико-экономическое обоснование нового проекта и грамотный бизнес-план позволяют рассматривать инновации с позиции их коммерциализации и привлечь необходимые инвестиции. И составить такое обоснование способен предприниматель, обладающий как техническими, так и экономическими знаниями, способный обсуждать перспективность разработки как на языке техники и технологии производства, так и на языке доходности и срока окупаемости инвестиций.

Подготовить таких специалистов могут преподаватели экономического факультета технического вуза и, в основном, за счет знаний междисциплинарного характера. Синтетическое мышление предполагает не узкую специализацию в какой-либо области знаний, а целостное представление о предприятии и особенностях технологии. Нельзя преподавать экономику без реального приложения ее к конкретному виду деятельности человека. Оторванные от реальности экономические знания являются не только бесполезными, но и опасными. Об этом свидетельствуют проблемы в российской экономике в последние 20 лет.

Инновационное образование включает в себя изучение любого предмета с точки зрения синтеза научных представлений и нравственно-духовных ценностей. Именно разнообразие методов подготовки управленческих кадров сможет вывести экономику России на качественно новый уровень. А позволит осуществить этот процесс обоснованный и взвешенный подход к подготовке квалифицированных экономистов и управленцев как в специализированных экономических, так и в технических вузах, обучающих кадры для реального сектора экономики.

Библиографический список


1. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров // монография / Н. М. Назарова. Москва, 2009.

2. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // статистический сборник / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. учреждение "Центр исследований и статистики науки" ; [подгот.: Рыбак О. П. (рук.) и др.]. Москва, 2008.

3. Писарева С.А. Подготовка научных кадров высшей квалификации: обновление содержания и технологий образования // учебно-методические материалы для подготовки аспирантов и соискателей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008. Сер. Инновационная образовательная программа Герценовского университета

4. Мазур З.Ф. Инновационно-информационная подготовка научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности // монография / З. Ф. Мазур, Е. М. Чертакова. Тольятти, 2008.

5. Корнилов, Д.А Болонская система образования / П.В.Еремин, Д.А. Корнилов // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров». – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2009. - С.98-100

6. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций // коллективная монография / [О. В. Ракитина и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского". Ярославль, 2009.

7. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании: сборник научных трудов // Междунар. пед. акад., Московский гос. обл. ун-т, Фак. повышения квалификации преподавателей ; под ред. Симонова В. П.. Москва, 2009. Том Вып. 3 (№3-09)

8. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №2 (3). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/

9. Дворецкий С.И. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров // монография / С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, И. В. Федоров ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Тамбовский гос. технический ун-т". Тамбов, 2009.





  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления