RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Воскресенье, 04 декабря 2016 г. 23:27
Иннов: электронный научный журнал

Локализация производства как способ инновационного развития предприятия

Localization of production as a way of innovative development of enterprise


16.10.14 10:26
839

Выходные сведения: Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

Авторы:
Альберт Мерзадзянович Вазьянский, кандидат экономических наук, доцент Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Светлана Юрьевна Обыденнова, начальник Управления перспективного планирования и организации финансирования Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Authors:
Vazyansky Albert, PhD, associate professor of Volga State Engineering and Pedagogical University

Svetlana Obydennova, head of long-term planning and financing of the NSTU named after R.E. Alekseeva

Ключевые слова: локализация производства, инновационное развитие, предприятие, мировые бренды, уникальные права собственности

Keyword: localization of production, innovative development, enterprise, global brands, unique property rights

Аннотация: В последнее время в российской управленческой практике стал активно использоваться термин «локализация», который имеет несколько смысловых значений. Авторы определяют локализацию производства как процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения.

Annotation: Recently, Russian management practice has been actively used the term "localization", which has several meanings. The authors define as the localization of the manufacturing process on the territory of the other country's products originally of foreign origin.

Локализация производства как способ инновационного развития предприятия

В последнее время в российской управленческой практике стал активно использоваться термин  «локализация», который имеет несколько смысловых значений. В самом общем смысле он обозначает некое ограничение массива или процесса, например, локализация пожара или болезни. Несколько иначе, но также широко применяется этот термин в среде программистов: таким образом они определяют адаптацию компьютерных программ и операционных систем к условиям той страны, где внедряются последние [1]. При этом специалисты по компьютерной локализации не ставят знак равенства между упомянутым процессом и простым переводом, поскольку существуют значительные системные различия, характерные для разнообразных стран и культур (например, принятая в некоторых странах практика написания справа налево или применение различных календарных систем).

Не менее сложным представляется процесс организации производств, основанных на зарубежных технологиях и менталитете исполнителей, но в иных географических и социальных условиях, например, отрасли телекоммуникаций [2].  Авторы определяют локализацию производства как  процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения [3].

На своем базовом уровне это определение соответствует широко известному пониманию: например, россияне пьют напитки "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" местного производства, потребляют отечественную продукцию "Нестле", "Данон" и "Макдоналдс", ездят на автомобилях "Форд", "Рено" и "Хюндай" локальной сборки.

Все вышеупомянутые мировые брэнды пришли в Россию, уже имея опыт размещения производства своей продукции в других странах. Этот опыт помог им освоиться в российском экономическом пространстве значительно быстрее [4, 5]. Многие схемы и шаблоны, отработанные транснациональными компаниями в других странах, не всегда прямо копируются в российских национальных условиях - имеют место «особенности национальной локализации», которые необходимо учитывать при оценке их эффективности [6]. Тем не менее, мировой опыт показывает, что локализация выгодна приходящей компании при следующих условиях:

1. Компания обладает уникальными правами собственности на продукт, технологию, репутацию или секрет.

2. Произведены расчеты, что на основе локализации производить дешевле, чем изготавливать в стране-метрополии, а затем транспортировать продукцию в страну реализации.

3. У компании имеется очевидное преимущество по окупаемости  инвестиций на основе локализации по сравнению с обычной продажей лицензии на свое уникальное право собственности.

Войдя в местный рынок, иностранные фирмы никогда не работают в изоляции. Как правило, они начинают с использования рабочей силы [7]. Затем идут закупки местных сырья и компонентов, далее постепенно устанавливаются многочисленные связи между пришедшей фирмой и местной экономикой.

Мировая практика наработала два эффективных способа государственного регулирования проникновения иностранной продукции в местный экономический оборот: таможенные пошлины и требования по уровню локализации. Первый способ подразумевает определенное обременение зарубежных товаров при пересечении ими границы суверенного государства. Второй имеет в виду введение законодательно установленных норм по обязательному размещению производства на территории суверенного государства (как правило, он указывается в процентах от себестоимости производства в денежном выражении). Авторы хотели бы привести три аргумента, подтверждающих, по их мнению, прогрессивную роль установления требований по локализации.

Во-первых, в стране пребывания образуется добавленная стоимость, которая участвует в формировании внутреннего валового продукта [8, 10].

Во-вторых, иностранная фирма, обязанная обеспечить хотя бы часть производства в стране пребывания, будет обучать местных работников передовым, ранее незнакомым методам труда и технологиям. Естественно, что часть обученных работников будет по разным причинам увольняться. Инофирма будет нанимать и обучать новых специалистов. И даже если для  конкретной фирмы обучение персонала станет постоянной производственной издержкой, в целом для страны пребывания подобная динамика приведет к повышению профессионального уровня трудоспособного населения и, соответственно, росту привлекательности для следующих инвесторов.

Наконец, в стране пребывания формируется новая, как правило, передовая культура производства, основанная на использовании лучшего зарубежного опыта [9].

По известным данным, около 80% всех автомобилестроительных проектов, связанных с трансграничным перемещением производства, обязательно регламентируется соглашениями об уровне локализации [11, 12]. Подобная ситуация имеет место в электронной и химической промышленности. Прежде чем утвердить и законодательно закрепить уровень локализации той или иной продукции, он обсуждается и согласовывается в 58% случаев. Это очень большой показатель, свидетельствующий о гибкости как частного капитала (желающего инвестировать средства в экономику другой страны и планирующего получение прибыли), так и государственных органов принимающей страны.

Следует отметить, что участие в проектах по локализации иностранного производства может и должно стать одним из способов инновационного развития российских предприятий, поскольку именно таким образом происходит направленное на рыночный успех совершенствование как управленческих структур, так и технологических процессов.          



Библиографический список


1. Зайцев А.Н., Зайцев Д.А., Борисов С.А. Рынок интернет-проектов для бизнеса: состояние, динамика и перспективы // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 2 (99). С. 282-288.

2. Проскура Д.В., Проскура Н.В., Мурашова Н.А., Зайцев Д.А. Становление информационного общества в условиях инновационного развития телекоммуникационных услуг // Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева – Н. Новгород, 2013. – 177 с.

3. Зайцев Д.А. Функционально-стоимостной анализ для малой инновационной компании // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №3 (12). URL: http://www.innov.ru/science/economy/statya-investitsii-i-finansy-1/

4. Волкова И.О., Шувалова Д.Г., Смирнов Д.А.Методы локализации производства оборудования и технологий в системе стратегического управления электросетевой компанией // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. С. 2.

5. Таммам Дибо. Преобразование предприятий: эффективный подход к внедрению изменений // ИТпортал, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/preobrazovanie-predpriyatiy-effekti/

6. Корнилов, Д.А. Инновационное развитие промышленных предприятий / И.И. Савельева, Д.А. Корнилов // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии интернет – на службу обществу (актуальные проблемы использования и развития интернет/интранет технологий)». – Саратов: Изд-во СГТУ, 2006. - С.40-44.

7. Корнилов Д.А., Зайцев Д.А. Применение метода анализа иерархий при оценке эффективности использования системы информационного обеспечения деятельности предприятия // Управление большими системами УБС'2014 материалы XI всероссийской школы-конференции молодых ученых. Москва, 2014. с. 625-635.

8. Аглицкий И.С., Кулагин Д.Е., Остапенко Д.В. Принятие инвестиционных решений в условиях неопределенности и риска // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 10. С. 167-170.

9. Таммам Дибо. Роль промышленных кластеров в индустриальном развитии // ИТпортал, 2014. №1 (1). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-promyshlennykh-klasterov-v-indu/

10. Савельева И.И. Система внутреннего контроля как инструмент минимизации риска на инновационном предприятии // Иннов: электронный научный журнал, 2013 №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sistema-vnutrennego-kontrolya-kak-i/

11. Корнилов, Д.А. Коммерциализация технологий и оценка объектов промышленной собственности // Сборник научных трудов. Инновационные технологии в менеджменте организации. – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т., 2002. - С. 187-189.

12. Клочков В.В., Критская С.С., Молчанова Е.В. Локализация высокотехнологичных производств и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 21-29.



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления