Актуальность логико-методологического анализа бизнес-планирования обусловлена важностью этого явления как процесса для всех без исключения экономических систем в виде предприятий в условиях современной экономики, предъявляющей все новые требования к реалистичности расчетов хозяйственной деятельности фирм для поддержания их стабильного функционирования и дальнейшего развития.
Целью логико-методологическое анализа процесса бизнес-планирования является его обоснование как экономической категории.
Как отмечает в своей работе «Теория экономического развития» Йозеф Шумпетер, внутреннюю логику экономических явлений люди понимали еще задолго до формирования экономики как самостоятельной науки, на, так сказать, преднаучном, интуитивном уровне [13], хотя выделение экономической науки как самостоятельной принято ассоциировать с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» в 1776 году.
В свою очередь, в виду особенностей логического и исторического развития экономической теории, сформировались два разных предмета и методологии экономического исследования.
В связи с этим в современной экономической теории принято выделять две основные парадигмы, конкурирующие между собой: неоклассическая парадигма, являющаяся основным течением экономикса, или как его называют в зарубежной литературе mainstream economics и политическая экономия [11].
Что касается конкретной экономической категории, такой как бизнес-планирование, то с точки зрения политической экономии это действие не является научным само по себе.
При этом план является лишь знаково-символической конструкцией, которая, в свою очередь, стимулирует научное исследование вопросов и проблем, выявленных в ходе анализа недостатков и «узких мест», которые не дают сформироваться идеализированной картине функционирования хозяйствующего субъекта согласно разрабатываемому плану.
С точки зрения экономикса, чьим объектом, в отличие от политической экономии является экономическая деятельность, а не экономические отношения [1], бизнес-план, как раз таки может выступать как продукт научной деятельности.
Если придерживаться классического понимания науки и ее критериев, то более верным будет утверждение о процессе составления бизнес-плана в контексте классической политической экономии.
Планирование как таковое, являясь одним из важнейших достижений человеческого разума, представляет собой естественный и необходимый элемент поведения людей, как в повседневной жизни, так и в рамках экономической системы.
Человеческий труд подразумевает под собой целенаправленную деятельность по достижению требуемого результата, чей образ или план идеально сформирован на теоретическом уровне в самом начале трудовой деятельности.
Так же стоит отметить, что самоорганизация не является первичным свойством элементов, в отличие от дезорганизации или хаоса, вследствие чего требуется особый вид деятельности- управление, чья важнейшая функция состоит в планировании.
В данном контексте планирование можно рассматривать как моделирование процесса создания из беспорядочных элементов упорядоченной системы, которая снижает неопределенность или энтропию в данном случае экономической системы, в частности отдельно взятого предприятия.
Эффективная деятельность хозяйствующих субъектов в условиях современной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования [2].
Прогнозирование деятельности предприятий представляет собой оценку перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
В своих прогнозах хозяйствующие субъекты определяют основные пути достижения финансовой устойчивости, осуществляют расчет рентабельности согласно предполагаемым объемам производства, кадровую политику, маркетинговую политику в зависимости от конъюнктуры рынка и прочее.
Прогнозирование как вид деятельности предприятия носит постоянный характер [5]. Это означает, что компания должна уделять должное внимание данному процессу, так как во многом именно от качества прогноза зависит состояние компании в будущем [8].
Важнейшей составляющей инвестиционной части бизнес-планирования является финансовый анализ, представляющий собой анализ отдельных расчетных показателей и их совокупности, коэффициентов и динамики роста (падения) с целью увеличения чистой прибыли, финансовой устойчивости и финансовой независимости предприятия [4].
Помимо финансового анализа бизнес-план включает в себя ряд основополагающих элементов, на которых базируются структуры многочисленных методик бизнес-планирования.
Именно таким ядром всех методик составления бизнес-планов являются следующие разделы [9]:
− финансовый план, включающий в себя такие элементы, как расчет точки безубыточности, БДР, БДДС, основные источники финансирования и их структура, рентабельность производства, ликвидность выпускаемой продукции, порядок и пути распределения денежных средств, полученных в результате основной деятельности и прочее;
− план маркетинга, включающий в себя такие элементы, как порядок ценообразования, определение каналов сбыта продукции и поступления сырья, рекламная компания, позиционирование на рынке и прочее;
− система производства, либо план основного вида деятельности, если предприятие не производственное, включающий в себя такие элементы, как содержание технологических процессов производства продукции, выбор подрядных организаций, описание требуемых основных производственных фондов, планируемая к выпуску номенклатура, описание применяемых в производстве материалов и сырья и прочее.
Под методикой бизнес-планирования принято понимать совокупность приемов, расчетных методов и их последовательность, применяемых при разработке каждого из разделов бизнес-плана.
Последовательность мероприятий при разработке бизнес-плана, с учетом различий в методиках планирования в общем виде можно представить как [6]:
- сбор и анализ информации о продукции (услуге), первичный расчет себестоимости;
- сбор информации по планируемому рынку сбыта, в том числе анализ деятельности конкурентов;
- анализ финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта;
- анализ текущего состояния и прогноз развития отрасли;
- анализ потребности, а так же источников предполагаемого финансирования.
Все методики бизнес-планирования принято условно делить на три большие группы в соответствие с масштабами предполагаемого проекта и планируемыми источниками финансирования:
- международные;
- государственные;
- корпоративные.
Под международными принято понимать методики, соответствующие общемировым стандартам и требованиям международных организаций. К ним относятся такие популярные методики, как:
- UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)- методика организации по промышленному развитию при ООН, впервые опубликованная в 1978 году и являющуюся наиболее популярной, можно даже сказать образцовой методикой и на сегодняшний день;
- методика Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предполагающая такую структуру бизнес-плана, согласно которой уделяется большее внимание финансовому разделу – учету кредитных средств, SWOT-анализу, и являющаяся самой краткой и рамочной;
- методика компании KPMG, предполагающая структуру бизнес-плана более информативную в разрезе интересов руководства и сотрудников предприятия, нежели внешних кредиторов.
Под государственными принято понимать методики, соответствующие нормативным актам органов государственной власти всех уровней, а так же предполагающие целевое финансирование либо иное участие органов власти в финансировании бизнес-проекта.
Под корпоративными методиками обычно понимают правила составления бизнес-плана согласно требованиям конкретных банков и иных инвестиционных и финансовых институтов.
Особое внимание стоит остановить как раз таки на международных методиках, так как все прочие являются их интерпретацией, сформировавшимися с течением времени и конкретизации требований различных инвестиционных институтов.
С исторической точки зрения на становление процесса бизнес-планирования как экономической категории оказали следующие события:
1) В 1936 году В. Леонтьевым, основоположником метода «Затраты – выпуск», была составлена первая одноименная таблица, в основе которой была заложена модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, прежде всего, ее идея о линейной связи между затратами и выпуском с предпосылкой о независимости технологических коэффициентов от объема производства.
В. Леонтьевым была впервые разработана матричная модель и шахматная таблица «затраты – выпуск», отражающие взаимозависимости между объемами конечного спроса на продукцию в отраслевом сегменте и общим объемом и отраслевой структурой создаваемого запаса для насыщения спроса путем сведения к системе линейных уравнений, в которых параметрами являются коэффициенты затрат на единицу продукции [3].
В 50-60-х годах XX века система активно развивалась и дорабатывалась, получив широкое распространение не только в сфере анализа отраслей экономики, но и в стратегическом планировании отдельно взятых предприятий.
В 1978 году В.Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике за свои достижения.
2) Создание в начале 70-х годов XX века комплексной модели, применяемой для стратегического планирования и анализа в маркетинге, известной как матрица BCG, разработанной Бостонской консалтинговой группой для оценки положения продукции предприятия на конкурентном рынке [10]. С ее помощью можно определить конкурентные преимущества и явные недостатки исследуемого объекта, что поспособствует выработке эффективных стратегических решений.
3) В 80-х годах XX века М. Портер в своей работе «Конкурентные стратегии» предлагает конструктивный анализ основополагающих факторов конкуренции в отраслях, основанный на структурированной концепции конкурентного преимущества, выраженного через показатели затрат и дифференциации и связанного непосредственно с прибыльностью.
В работе представлен анализ конкурентной структуры отрасли, в основе которой лежать пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей [7]
4) В 90-х годах XX века в связи с активным ростом уровня и популярности применения информационных технологий свое развитие стремительно начинают методы экономико-математического моделирования, заалгоритмированные в виде моделей в программных продуктах таких разработчиков, как: Expert Systems, Siemens Nixdorf Informationssysteme, Microsoft, и других.
В настоящее время тенденция к алгоритмизации и формализации процесса бизнес-планирования путем развития программных продуктов продолжается, сейчас уже практически невозможно представить себе составление бизнес-плана без применения современных информационных технологий.
Бизнес-планирование, в определенном смысле, является формализацией методов системного подхода к процессу планирования, некоторой формой обоснования экономической целесообразности направлений деятельности, выбранных хозяйствующим субъектом.
Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и организации в целом в строгом соответствии с методом и средствами их достижения.
Одной из ключевых особенностей бизнес-планирования является тот факт, что сам процесс осуществляется в условиях неопределенности и изменчивости как внутренней, так и внешней среды хозяйствующего субъекта, что порождает неясность в оценке достоверности прогнозируемого результата, что, в свою очередь, способствует повышению вероятности наступления риска в виде непредвиденных потерь.
Стратегическое планирование развития экономических процессов в мире в целом, как и для конкретного объекта долгосрочного экономического процесса в частности, предусматривает учет влияния внешних и внутренних факторов воздействия на данный объект [12].
Этим обусловлено постоянное развитие и уточнение расчетных методов, применяемых при составлении различных разделов бизнес-плана. В большей степени это относится к финансовому плану, как основополагающему элементу данного документа [13, 14].
Бизнес-план, как продукт прогнозной деятельности предприятия, представляет собой одновременно руководство к определенному действию, а так же инструмент, определяющий критерии его исполнения .
Он используется не только для повышения эффективности управления хозяйствующим субъектом путем прогнозирования результатов деятельности, но и является инструментом для проверки и тестирования новых целей и идей без их реального воплощения в действительности, что позволяет заранее отсечь экономически нецелесообразные предложения [15].
Стоит отметить так же следующую особенность бизнес-планирования, что в зависимости от изменяющихся обстоятельств деятельности хозяйствующего субъекта, бизнес-план может уточняться путем проведения корректировок соответствующих расчетных показателей, что в совокупности с постоянным приведением плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практически достигнутых результатов деятельности предприятия.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления