INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Магистерские программы в России: теория и практика

Master's programs in Russia: theory and practice



УДК 378.018.43

12.09.17 12:19
3222

Выходные сведения: Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/magisterskie-programmy-v-rossii-teo/

Авторы:
Баринова Наталья Владимировна, к.э.н., заместитель начальника отдела инноваций и научных мероприятий ФГОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, г. Москва, Российская Федерация (115054, г. Москва, Стремянный пер.28),
е-mail: barinova23@mail.ru

Authors:
Barinova Natalya Vladimirovna, Ph.D., deputy head of the department of innovations and scientific events of the Federal State Educational Establishment of the Russian Economic University n. a. G. V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation (115054, Moscow, Stremyanniy per.28)
e-mail: barinova23@mail.ru

Ключевые слова: Университет, магистерская программа, образование, международная программа, международное сотрудничество, образование

Keyword: University, the master's program, education, international program, international cooperation, education

Аннотация: На современном этапе развития экономики получение магистерского образования становится все более актуальным и востребованным. Магистерские программы в системе уровневого образования занимают особое место. Содержание магистерских программ позволяет слушателям получить дополнительные знания в выбранной профессиональной области, что обеспечивает более глубокий уровень владения профессией. Кроме того, в процессе изучения магистерской программы слушатели получают практические навыки в изучаемой области, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Формирование и реализация магистерских программ в России и за рубежом имеют значительные отличия. В данной статье проведён сравнительный анализ российского и зарубежного опыта в исследуемой области. Основной целью данной статьи является изучение реализации магистерских программ в России. Данная статья посвящена рассмотрению и анализу основных проблем в этой области. В тексте статьи рассматриваются практические вопросы подготовки современных магистерских программ, указываются ключевые проблемы, которые оказывают значительное влияние на их развитие. Автором предлагаются меры по улучшению ситуации и рассматриваются дальнейшие перспективы развития магистерских программ в России, а также продвижения магистерских программ на международный рынок образовательных услуг.

Annotation: Master's programs in the system of tertiary education occupy a special place. The content of master's programs allows students to gain additional knowledge in the chosen professional field, which provides a deeper level of proficiency in the profession. In addition, in the process of studying the master's program students receive practical skills in the studied area, which significantly increases their competitiveness in the labor market. Formation and implementation of master's programs in Russia and abroad have significant differences. In this article, a comparative analysis of Russian and foreign experience in the study area is carried out. The main purpose of this article is to study the implementation of master's programs in Russia. This article is devoted to the analysis and analysis of the main problems in this field. The text of the article examines the practical issues of the preparation of modern master's programs, identifies key problems that have a significant impact on their development. The author suggests measures to improve the situation and considers further prospects for the development of master's programs in Russia, as well as the promotion of master's programs to the international market of educational services.

Магистерские программы в России: теория и практика

Введение

Современный этап развития экономических отношений обусловливает необходимость подготовки специалистов, вооружённых новыми знаниями и способных применять их в практической деятельности. Процессы глобализации и интеграции России в общемировое пространство открывают перед выпускниками ВУЗов широкие перспективы для получения дополнительного образования, в первую очередь, магистерской подготовки.

Несмотря на то, что присоединение России к Болонской декларации произошло в 2003 году, во многих российских ВУЗах по-прежнему сохраняются проблемы с реализацией магистерских программ. Этим вопросам посвящены работы многих отечественных авторов [5, 6, 7, 8, 14, 19, 20, 21, 22, 23]. Исследователями рассмотрен широкий круг вопросов  по проблемам и перспективам развития магистерских программ.

В данной статье автором проведён обзор научных материалов по проблемам реализации магистерских программ в России, указаны основные проблемы и предложены меры по улучшению данной ситуации.

Материал и методы

Методологическую основу исследования составили научные статьи отечественных авторов и материалы из сети Интернет по изучаемому вопросу. Научный материал был исследован с помощью методов сравнительного и системного анализа, а также  логического подхода.

Результаты и обсуждения

Современная система высшего образования предполагает обучение по трём ступеням – бакалавриат, магистратура, аспирантура. В России каждый из перечисленных уровней образования предполагает изучение определённого объёма знаний и приобретения необходимых компетенций, которые регулируются федеральными образовательными стандартами.

При этом разница между специалистом, имеющим диплом бакалавра и получившим диплом магистра, оказывается весьма существенной. Как справедливо указывает в своей статье Колобов А.Н., бакалавриат предоставляет только багаж определённых знаний, а обучение в магистратуре позволяет приобрести узкопрофильную подготовку и опробовать многие из приобретённых знаний на практике. Кроме того, выпускники магистратуры в перспективе могут рассчитывать на более высокие должности, т.к. имеют максимально полные и обширные знания в выбранной специальности [9]. Кроме того, это хорошая возможность сменить направление обучения [10].

Динамичность развития внешней среды обусловливает развитие так называемой системы обучения в течение всей жизни (lifelong learning) , на которую ориентированы многие магистерские программы [13].

В рамках реализации магистерской подготовки в ВУЗе обеспечивается выполнение следующих основных условий:

·        преемственность академического образования;

·        практико-ориентированный подход к подготовке программ магистратуры;

·        специализация программ магистерской подготовки в соответствии с профильной направленностью ВУЗа.

В последние годы выпускниками достаточно активно используется практика получения диплома магистра в иностранных ВУЗах, либо в отечественных, имеющих партнёров в других странах и предоставляющих возможность получения двойного диплома. Такие программы разрабатываются в рамках международного сотрудничества, что не только позволяет выпускникам получить престижный диплом, но способствует интеграции магистерских программ в мировую образовательную среду [19].

Так, например, несколько таких магистерских программ подготовки реализуется в Хабаровской государственной академии экономики и права, что не только способствует повышению конкурентоспособности  выпускников, а также повышению качества предоставляемых образовательных услуг [7].

Основными преимуществами зарубежных магистерских программ считаются следующие:

·        получение двойного диплома;

·        изучение теоретического и практического опыта в выбранном направлении в другой стране;

·        обучение в международных группах;

·        получение навыков практической работы в соответствующей сфере деятельности (на период прохождения практики);

·        возможность использования информационных источников других стран;

·        углублённое изучение иностранного языка [7].

Проведём сравнительный анализ показателей обучения в магистратуре российских и зарубежных ВУЗов [3, 17, 20].

Таблица1. Сравнительный анализ российских и зарубежных магистерских программ.

Показатели

Россия

Зарубежные страны

Организация приёма в магистратуру

Наличие диплома о высшем образовании. Письменный экзамен, собеседование по портфолио. Требуется личное присутствие абитуриента.

С помощью он-лайн регистрации на сайте Университета. Наличие сертификата о владении иностранным языком IELTS, TOEFL, TestDaF. При выборе математических или экономических дисциплин требуется прохождение тестов GRE, GMAT. Также требуются рекомендательные и мотивационные письма.

Самостоятельная работа

обучающихся

Достаточно большой объём аудиторной работы по очной форме обучения  с преподавателем, объём аудиторной нагрузки регламентирован ФГОС

Максимизация самостоятельной работы студентов и уменьшение объёмов аудиторных занятий с преподавателем.

Выбор дисциплин обучающимися по программе магистратуры

Регламентирован ФГОС, студент может выбирать только дисциплины из вариативной части

Полностью выбираются слушателем

Подбор преподавателей в ВУЗе для преподавания магистерской программы

Преимущественно бывшие выпускники, частично практики на условиях совместительства

Преподаватели имеют опыт работы на внешнем рынке труда, выбираются в результате конкурсного отбора

Пересечение дисциплин бакалавриата и магистратуры по одному направлению подготовки

Дисциплины часто дублируются, программа магистратуры привязана к выпускающей кафедре

Конкуренция на рынке образовательных услуг способствует созданию востребованных и качественных уникальных программ

Функции преподавателей, осуществляющих подготовку магистров

Преподаватели наряду с преподаванием должны проводить научные исследования, публиковать статьи, осуществлять учебно-методическую и воспитательную работу

Преподаватели оцениваются только по критериям качества преподавания, и могут не вести научную и методическую работу

Система оценки знаний обучающихся

Традиционная. При выставлении оценок учитывается работа студента в семестре

Письменные работы в формате эссе. Работы слушателей зашифрованы. Преподаватель проводит анонимную оценку работ. Не учитывается работа студента в семестре. Для получения диплома необходимо набрать определённое количество баллов за весь срок обучения.

        

         На основании анализа таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

·        российские магистерские программы в большей части регламентированы ФГОС, чем зарубежные. Это является одной из ключевых причин медленного внедрения нового учебного материала.

·        российские программы магистратуры более фундаментальные, чем практикоориентированные;

·         российские преподаватели имеют много дополнительных видов работ, не связанных с преподаванием программы, что отрицательно сказывается на их подготовке к занятиям и качестве разрабатываемого материала;

·        зарубежные студенты получают узкопрофильную подготовку, российские студенты более академическую.

Однако стоит отметить, что для существенной части российских студентов обучение в зарубежной магистратуре невозможно из-за высокой стоимости образовательных услуг. В тоже время многие российские магистерские программы адаптированы к российским условиям. Кроме того, зарубежные магистерские программы рассчитаны на западных потребителей и систему их ценностей, которые не рассчитаны на российский менталитет [3]. Поэтому, на наш взгляд, тем слушателям, которые рассчитывают продолжить обучение в аспирантуре, либо получить работу в российской организации, логичнее закончить профильную магистратуру в нашей стране.

     При обучении в магистратуре  российского ВУЗа студенты изучают не только узкопрофильные предметы, но и дисциплины, определённые стандартом высшего образования. Многие из них не имеют непосредственного отношения к будущей специальности, но значительно расширяют кругозор слушателя. Поэтому  российские студенты более эрудированны, способны быстро осваивать смежные работы, находить решения нестандартных задач. Такая система обучения имеет свои плюсы для выпускников из России, поскольку согласно исследованиям, только 20% выпускников работают по своей специальности [10]. Стоит согласиться с исследователями Абрамовой С.В. и Бояровым Е.Н., Пираловой О.Ф. которые справедливо указывают на тот факт, что обучение в магистратуре позволяет обучающемуся подготовиться к решению сложных профессиональных задач, а при необходимости освоить новую профессию или скорректировать свои жизненные планы [1, 15].

Многие исследователи отмечают тот факт, что нынешняя система образования страдает излишним консерватизмом, что в свою очередь отражается на образе мышления российских выпускников. Следует развивать в слушателях способности к самостоятельному мышлению, принятию самостоятельных решений и отстаиванию личностной позиции [16]. В то же время реализация магистерских программ за рубежом предполагает максимальное количество времени на творческую активность и самообразование слушателя, в то время как преподаватель только направляет студента. При таком подходе к обучению у студента формируются навыки по работе с информацией: способности к её переработке, систематизации и анализу. Основным преимуществом такого подхода является то, что студент приобретает навык формулировать собственные выводы.

В последние годы в России начинается поворот в сторону проблемно-деятельностного обучения [2]. Безусловно, такой тип обучения требует и от преподавателя, и от студентов  высокой работоспособности, высокой мотивации к обучению и постоянному совершенствованию [4]. Но в дальнейшем это окупается потенциальным карьерным ростом, так как  такие работники умеют работать в команде, решать неформальные задачи и способны находить оптимальные решения в короткие сроки.

В процессе образовательной деятельности при обучении в магистратуре реализуется постоянное общение слушателей с ведущими специалистами в изучаемой области, что позволяет сформировать у них высокую мотивацию [12]. В ведущих ВУЗах освоение слушателями практических навыков проводится за счёт новых форм учебной деятельности: проектной деятельности, деловых игр, case study, взаимодействия в инфосреде, создании электронных продуктов [5].

         Как указывают в своих работах Манжосов В.К и Новикова И.А.,  для успешной реализации магистерской программы важное значение имеет создание качественных продуктов, ориентированных на практическое применение, спроектированных по принципу модульности, завершенности, технологичности и оптимальности [11].

         По ФГОС соотношение обязательных дисциплин и дисциплин по выбору в учебном плане магистерской программы установлено в размере 70% и 30%. Государственный компонент (70%) включает в себя большой блок обязательных фундаментальных, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин, а вузовский компонент (30%) может быть сформирован учреждением самостоятельно в пределах определённого контента. Стоит отметить, что такое распределение дисциплин часто идёт не в пользу слушателей, которых интересуют вопросы практической деятельности, на которое выделено лишь 30% учебных часов. В этом, как справедливо указывает Кабулов А.А., состоит основная проблема создания качественных магистерских программ - разрыв между потребностями рынка и нормативными требованиями [8].

         Большой проблемой реализации современных магистерских программ является также уровень владения иностранным языком как среди преподавателей, так и у магистрантов. А именно данный компонент является основным при реализации международных программ, так и возможностей экспорта российских образовательных программ в иностранные ВУЗы. Кроме того, при реализации магистерской программы иностранный язык должен отражать информационное содержание профессиональной программы, а не просто дальнейшее обучение иностранному языку студентов бакалавриата. Для этого, преподаватели, преподающие магистерские программы, должны не просто свободно владеть иностранным языком, а иметь высокую компетенцию именно в профессиональной области [18].

Таковы, по мнению автора данной статьи, основные проблемы реализации магистерских программ в России.

Выводы:

На современном этапе развития образовательных услуг активно развиваются магистерские программы.

 Другими словами, магистратура является современной формой получения профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы слушателя и его специализацию.

Для успешного развития магистерского образования в России необходимо решить вышеперечисленные проблемы:

·        изучить положительный опыт зарубежных стран в реализации магистерских программ;

·        подготовить предложения по внедрению элементов зарубежных магистерских программ в российские;

·        подготовить предложения по внесению корректировок в нормативную базу в части распределения государственного и вузовского компонента программ магистратуры;

·        создать условия к привлечению преподавания магистерских программ практиков данного направления и ведущих учёных;

·        провести мероприятия по повышению уровня владения иностранным языком у преподавателей и студентов за счёт дополнительных программ, преподаваемых на иностранных языках;

·        определить формы и размеры стимулирования деятельности  научно-педагогических работников ВУЗов по созданию дисциплин для реализации магистерских программ (в том числе по созданию электронных учебных пособий);

·        провести необходимые мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических кадров.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что использование зарубежного положительного опыта будет способствовать повышению качества преподавания магистерских программ в российских ВУЗах и повышению конкурентоспособности российских образовательных программ.



Библиографический список


1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Условия эффективной реализации магистерской подготовки в университете. Успехи современной науки и образования. 2017. Т.2. № 4 с.191-195
2. Алехин И.А.Технологические основы совершенствования образовательного образовательного процесса в высшей школе / И.А. Алехин, С.А.Ларионов //Мир образования – образование в мире. -2010.- №1.- с.118-128.
3. Богомолова Е.П., Ратникова Т.А., Ратникова Э.Р. Практика обучения по магистерским программам в российских и западных университетах. //Мир образования - образование в мире. 2015. №2. С.73-82.
4. Бордовская Н.В. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию/ Н.В. Бордовская, С.Н.Костромина //Высшее образование в Россиии. -2013- № 10. -с.125-133.
5. Буянова И.Б., Приходченко Т.Н., Спиренкова Н.Г. Профессионально-ориентированная подготовка педагогов в процессе реализации магистерских программ. Гуманитарные науки и образование.2016. № 3(27). с.20-23.
6. Галкин В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия/ В.В. Галкин, Д.С. Зуева, А.Е.Волков, А.А. Климов, Д.С.Конанчук, П.Б. Мрдуляш. М. : РАНХиГС, 2015.104с.
7. Исханова Т.П. Особенности реализации магистерских программ в России и за рубежом.//Вестник Хабаровской государственной академии экономии и права.2016.№3.с.44-49.
8. Кабулов А.А. Влияние магистерских программ на повышение качества образования предпринимателей. Электронный научный журнал.2016. № 10-3(13) с.66-69
9. Колобов А.Н. Магистерские программы в образовании. Научный альманах.2017. №2-2(28) .с.133-136.
10. Колобов А.Н. Перспективы программы магистратуры//Наука и образование третьего тысячелетия.Ч.II. М., 2015. № 2.с.157-159.
11. Манжоносов В.К., Новикова И.А. Дистанционные образовательные технологии в реализации магистерских программ. Электронное обучение в непрерывном образовании.2016. № 1(3). С 773-778.
12. Немыкина И.Н. Новые подходы к построению содержания магистерских программ. Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С.144-152.
13. Рыхтикова Н.А., Погудаева М.Ю. Концептуальные основы реализации магистерских программ экономического профиля. Экономический журнал.2014. Т33, №1. С.139-143.
14. Олейникова И.Н. Практика формирования педагогических компетенций в рамках магистерских программ по экономике и управлению. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т.1. №3(4). с. 201-205.
15. Пиралова О.Ф.Особенности обучения в магистратуре современных ВУЗов. //Успехи современного естествознания.2010. № 5.с.78-80.
16. Поздняков O.Г.Реализация проблемного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений / O.Г.Поздняков // Высшее образование в России. -2014 - №2. - с.270- 273.
17. Солдаткин С.Н. Реализация магистерских программ двойного диплома: преимущества для обучающихся и образовательной организации. Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 1.с.39-43.
18. Сухова Л.В. Учебная дисциплина «Иностранный язык» в магистерских программах неязыкового профиля: проблемы организации. Актуальные проблемы лингвистики, правоведения и педагогики. 2014.№1. с.169-176
19. Фененко Н.А. Магистерская программа подготовки преподавателя иностранных языков: концепция и технологии обучения. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.2016. №1. с.109-113.
20. Черников А.С. Особенности требований британских образовательных стандартов к магистратуре. Высшее образование сегодня.2017. №3. С.43-48
21. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 73-78.
22. Марамохина Е.В. Основные проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/osnovnye-problemy-kadrovogo-obespech/
23. Юдкевич М., Кузьминов Я. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций / М.Юдкевич, Я.Кузьминов // Вопросы образования, 2014. № 4. С.141-158


References


1. Abramova S.V., Boyarov E.N. Usloviya ehffektivnoj realizacii magisterskoj podgotovki v universitete. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017. T.2. No 4. Pp.191-195
2. Alekhin I.A.Tekhnologicheskie osnovy sovershenstvovaniya obrazovatel'nogo obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. I.A. Alekhin, S.A.Larionov //Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire.-2010.- No -Pp.118-128.
3. Bogomolova E.P., Ratnikova T.A., Ratnikova EH.R. Praktika obucheniya po magisterskim programmam v rossijskih i zapadnyh universitetah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015. No2. Pp.73-82.
4. Bordovskaya N.V. Potencial'naya i real'naya gotovnost' studenta k issledovaniyu. N.V. Bordovskaya, S.N.Kostromina.Vysshee obrazovanie v Rossiii. 2013. No 10. Pp.125-133.
5. Buyanova I.B., Prihodchenko T.N., Spirenkova N.G. Professional'no-orientirovannaya podgotovka pedagogov v processe realizacii magisterskih programm. Gumanitarnye nauki i obrazovanie.2016. No № 3(27).Pp.20-23.
6. Galkin V.V. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: vyzovy novogo desyatiletiya.V.V. Galkin, D.S. Zueva, A.E.Volkov, A.A. Klimov, D.S.Konanchuk, P.B. Mrdulyash. M. :RANHiGS, 2015.104p.
7. Iskhanova T.P. Osobennosti realizacii magisterskih programm v Rossii i za rubezhom.Vestnik Habarovskoj gosudarstvennoj akademii ehkonomii i prava. 2016. No 3.Pp.44-49.
8. Kabulov A.A. Vliyanie magisterskih programm na povyshenie kachestva obrazovaniya predprinimatelej. EHlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016. No10-3(13) Pp.66-69
9. Kolobov A.N. Magisterskie programmy v obrazovanii .Nauchnyj al'manah.2017. №2-2(28).Pp.133-136.
10. Kolobov A.N. Perspektivy programmy magistratury//Nauka i obrazovanie tret'ego tysyacheletiya.CH.II. M.,2015. No 2.Pp.157-159.
11. Manzhonosov V.K., Novikova I.A. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii v realizacii magisterskih programm. EHlektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2016. No 1(3). Pp 773-778.
12. Nemykina I.N. Novye podhody k postroeniyu soderzhaniya magisterskih programm. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No 2. Pp.144-152.
13. Ryhtikova N.A., Pogudaeva M.YU. Konceptual'nye osnovy realizacii magisterskih programm ehkonomicheskogo profilya. EHkonomicheskij zhurnal.2014. T33, No 1. Pp.139-143.
14. Olejnikova I.N. Praktika formirovaniya pedagogicheskih kompetencij v ramkah magisterskih programm po ehkonomike i upravleniyu. Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika. 2015. T.1. No 3(4).Pp.201-205.
15. Piralova O.F.Osobennosti obucheniya v magistrature sovremennyh VUZov.Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya.2010. No 5.Pp.78-80.
16. Pozdnyakov O.G.Realizaciya problemnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe vysshih uchebnyh zavedenij. O.G.Pozdnyakov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. №2.Pp.270- 273.
17. Soldatkin S.N. Realizaciya magisterskih programm dvojnogo diploma: preimushchestva dlya obuchayushchihsya i obrazovatel'noj organizacii. Vestnik Habarovskoj gosudarstvennoj akademii ehkonomiki i prava. 2015. No 1.Pp.39-43.
18. Suhova L.V.Uchebnaya disciplina «Inostrannyj yazyk» v magisterskih programmah neyazykovogo profilya: problemy organizacii. Aktual'nye problemy lingvistiki, pravovedeniya i pedagogiki. 2014. No 1.Pp.169-176
19. Fenenko N.A. Magisterskaya programma podgotovki prepodavatelya inostrannyh yazykov: koncepciya i tekhnologii obucheniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya.2016. No 1.Pp.109-113.
20. CHernikov A.S. Osobennosti trebovanij britanskih obrazovatel'nyh standartov k magistrature. Vysshee obrazovanie segodnya.2017. No 3. Pp.43-48
21. Sibirjaev A.S., Filimonov D.A. Vozmozhnye napravlenija profilaktiki jekstremizma v molodezhnoj srede // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2012. No 4. P. 73-78.
22. Maramohina E.V. Osnovnye problemy kadrovogo obespechenija sel'skogo hozjajstva. Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2015. No 2 (6) URL: http:aeconomy.ru/science/economy/osnovnye-problemy-kadrovogo-obespech/
23. YUdkevich M., Kuz'minov YA.Universitety v Rossii i Amerike: razlichiya akademicheskih konvencij. M.YUdkevich, YA.Kuz'minov. Voprosy obrazovaniya, 2014. No 4. Pp.141-158


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления