INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике

Small innovation business in a modern market economy



УДК 334.72

12.12.12 18:24
6138

Выходные сведения: Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike/

Авторы:
Александр Николаевич Зайцев, доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева Харламова Наталья Сергеевна, юрист ООО «ВолгаСтальПроект»

Authors:
Alexander Nikolaevich Zaitsev, associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev Kharlamova Natalia Sergeevna, lawyer LLC "VolgaStalProject"

Ключевые слова: экономика России, инновационное развитие, роль инноваций в развитии России, малые инновационные предприятия, переоснащение экономики, современная рыночная экономика

Keyword: Russia's economy, innovative development, the role of innovation in the development of Russia's small innovative businesses, re-economy, modern market economy

Аннотация: Толчком к инновационному переоснащению экономики страны в сложившейся экономической ситуации могло бы стать проведение эффективной государственной политики в области поддержки развития малого инновационного бизнеса

Annotation: The impetus for the innovative re-equipment of the national economy in the current economic situation would be to conduct effective public policies to support the development of small innovative businesses

Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике
В итоге экономических преобразований, проведенных в России за последние 20 лет, никакого технического перевооружения промышленного производства не произошло. Износ оборудования практически во всех отраслях превысил 70 - 80%. Многие виды выпускаемой сейчас продукции неконкурентоспособны не только на внешнем, но и на внутреннем рынках, включая продукцию военно-промышленного комплекса (ВПК) – главного экспортера машиностроительной отрасли. Пока говорить о качественно новом, инновационном развитии реального сектора российской экономики, в частности, обрабатывающей промышленности и, особенно, машиностроения не приходится [1, 2, 3].

Толчком к инновационному переоснащению экономики страны в сложившейся экономической ситуации могло бы стать проведение эффективной государственной политики в области поддержки развития малого инновационного бизнеса (МИБ). Как показывает опыт экономически развитых стран, малые инновационные предприятия (МИП), потребляя менее 3% общих инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР), на мировом рынке осуществляют почти половину крупнейших нововведений [4, 5].

У малого инновационного бизнеса значительно короче период внедрения изобретений, они получают больше патентов на единицу затрат и т.д. В то же время, учитывая, что для малого инновационного предпринимательства высок риск потери первоначально вложенного капитала, многие правительства стран с развитой рыночной экономикой рассматривают этот сектор бизнеса не только как неотъемлемый элемент инновационного механизма, но и как важнейший объект инвестирования в будущее.

Ориентированный на разработку, создание и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда является генератором развития экономики. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: генерацию идеи, разработку, производство и продажу нового товара и, конечно же, менеджмент, маркетинг и логистику.

По разным статистическим данным, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего лишь 2-3% от общего оборота, по мнению авторов – даже меньше. При этом постоянно обсуждается в позитивном плане мощный научный потенциал страны. Однако даже по официальным данным только менее 10% действующих предприятий считаются инновационными. Они как бы постоянно проводят научные исследования, охраняют свою интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Эта оценка является весьма завышенной.

Малый инновационный бизнес вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для будущего превращения экономики России по-настоящему в инновационную, конкурентоспособную и, желательно, совсем «несырьевую».

Ключ к экономической мощи современного государства дают новые высокие и конкурентоспособные технологии. Но дело не столько в самих новых технологиях и не только в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении быстро и качественно передавать их на рынок в виде новых товаров и услуг, востребованных потребителями.
Многие товары, определяющие лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу. Основное его преимущество заключается в повышенной творческой инициативности собственников и работников МИП, способности к быстрым переменам, восприятию новшеств различного характера, самостоятельности в принятии стратегических решений [6].

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции и услуг, порождает спрос на новые разработки, новые технологии и продукты, обеспечивая непрерывный прогресс в производстве и потреблении.

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок в принципе открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров из многочисленных вузов и НИИ. В США 55% новых товаров создано на малых инновационных предприятиях. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей быстро реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений науки и техники, «ноу-хау», изобретений и открытий. Это особый и еще малоразвитый сегодня в России бизнес.

Совсем недавно после десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей, Россия, вместе со всем миром, столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис обострил и главную проблему российской экономики – высокую зависимость от экспорта природных ресурсов [7]. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. И вот в этой непростой ситуации приоритетным направлением развития экономики страны был провозглашен инновационный бизнес.

В Программе антикризисных мер, предложенной Правительством РФ в середине 2009 года, записано: «Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства РФ - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств».

Весьма значимую роль в экономическом развитии многих государств играют субъекты малого предпринимательства, разрабатывающие новые научно-технические решения и технологии, осваивающие выпуск качественно новой продукции или способов оказания новых услуг. Важно, что многие из инновационных разработок, созданных в МИП, произвели качественный прорыв на важных направлениях научно-технического прогресса (НТП) и принесли авторам идей и собственникам МИП значительные прибыли. Однако большинство МИП не имеют необходимых финансовых ресурсов для организации крупносерийного производства. Подобная ситуация существенным образом ограничивает возможности ускоренного развития экономики России без специальной государственной поддержки такого вида предпринимательской деятельности. В этой связи, целесообразно рассмотреть опыт развитых стран в сфере поддержки инновационной деятельности малых предприятий.

Малое предпринимательство (МП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность общества.

Сектор МП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест [8]. Быстрый и устойчивый рост МП в Европейских странах объясняется заинтересованностью правительств государств ЕС в развитии этого сектора экономики путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. Известно, что любой инновационный бизнес проходит несколько стадий своего развития, на которых ему необходима поддержка, как в области финансирования, так и в области создания необходимой организационной инфраструктуры. Такая поддержка может быть государственной, частной или государственно-частной.

Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах:
- динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что именно считать инновациями, какие виды достижений научно-технического и технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период времени;
- весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
- автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям независимо от воли государственных чиновников.

К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, проектно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и формирование целевых программ и др.

Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью.

Малый бизнес играет важную роль во всем мире. В последние десятилетия в странах Западной Европы, в США и Японии он приобрел большое значение. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основано на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

В Швеции действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это предприятие с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн. долларов и годовой прибылью не свыше 2 млн. долларов.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, однако, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в агропромышленном комплексе Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

За рубежом инновационный бизнес давно провозглашен как приоритетный. Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 видов макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. долл.

В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39 % - это продукция США, 30 % - Япония, 16 % - Германии. Доля же России составляет всего 0,3 %!

По данным исследований Европейской Комиссии и Европейского Инвестиционного Фонда, проведённых в 29 государствах установлено, что малые предприятия, в большинстве стран начиная с 4-го квартала 2008 г. претерпевают значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом . Во всех странах «Организации экономического сотрудничества и развития» (Organisation for EconomicCo-operation and Development – ОЕСD), начиная с 4-го квартала 2008 г., наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов со стороны крупных, средних и малых предприятий, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов.

Самое большое падение, достигающее 75-80%, было отмечено во Франции. В среднем по странам Еврозоны такое падение превысило 40%. Это вызвано тем, что в условиях кризиса и возрастающей неуверенности в перспективах будущего развития, все предприятия значительно сократили программы капиталовложений, привлекаемых на основе банковских кредитов. Одновременно уменьшились требования в получении оборотных средств при резком сокращении инвестиционных капиталовложений. В условиях кризиса, во всех странах произошло ужесточение банковской кредитной политики по отношению ко всем заёмщикам, включая и МП, в части гарантийных обязательств, обеспечения кредитов и сокращения размера кредитов при общем снижении процентных ставок за пользование кредитом. Таким образом, в большинстве обследованных стран значительно ухудшились условия кредитования для предприятий сектора МП.

Библиографический список


1. Кавелина П.Н. Развитие предпринимательства в условиях экономических преобразований // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 44-45.

2. Разумовская Е.А. Влияние финансовой политики на эффективность социально-экономических преобразований в российском обществе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 4 (151). С. 168-175.

3. Суховей А.Ф., Голова И.М. Инновационные возможности как ресурс социально- экономических преобразований в РФ // Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 35a-47.

4. Дорошенко Ю.А., Комиссаров С.А. Источники финансирования инвестиционных процессов в малых предприятиях // Белгородский экономический вестник. 2012. № 2 (66). С. 3-7.

5. Мандрощенко Ольга Валентиновна Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий // монография / О. В. Мандрощенко. Москва, 2010.

6. Зюзин О.В. Роль стратегического инвестиционного анализа в процессе упpавления инвестиционной деятельностью на малом предприятии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 128-132.

7. Фияксель Р.Э. Малые инновационные предприятия на ранних стадиях развития: инвестиционная привлекательность и возможности взаимодействия с региональными институтами // Экономические науки. 2011. № 81. С. 82-85.

8. Гижгиева З.И. Роль бизнес-образования в системе подготовки кадров для инновационной сферы экономики // Экономические науки. 2009. № 57. С. 383-384.


References


1. Kavelina P.N. Razvitie predprinimatel'stva v uslovijah jekonomicheskih preobrazovanij Innovacionnoe razvitie jekonomiki. 2012. No 2 (8). P. 44-45.

2. Razumovskaja E.A. Vlijanie finansovoj politiki na jeffektivnost' social'no-jekonomicheskih preobrazovanij v rossijskom obshhestve Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Jekonomicheskie nauki. 2012. No 4 (151). P. 168-175.

3. Suhovej A.F., Golova I.M. Innovacionnye vozmozhnosti kak resurs social'no- jekonomicheskih preobrazovanij v RF Zhurnal jekonomicheskoj teorii. 2012. No 2. P. 35a-47.

4. Doroshenko Ju.A., Komissarov P.A. Istochniki finansirovanija investicionnyh processov v malyh predprijatijah Belgorodskij jekonomicheskij vestnik. 2012. No 2 (66). P. 3-7.

5. Mandroshhenko Ol'ga Valentinovna Vlijanie nalogovoj politiki na jeffektivnost' investicionnoj dejatel'nosti malyh predprijatij monografija . O. V. Mandroshhenko. Moskva, 2010.

6. Zjuzin O.V. Rol' strategicheskogo investicionnogo analiza v processe upavlenija investicionnoj dejatel'nost'ju na malom predprijatii Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. No 1. P. 128-132.

7. Fijaksel' R.Je. Malye innovacionnye predprijatija na rannih stadijah razvitija: investicionnaja privlekatel'nost' i vozmozhnosti vzaimodejstvija s regional'nymi institutami Jekonomicheskie nauki. 2011. No 81. P. 82-85.

8. Gizhgieva Z.I. Rol' biznes-obrazovanija v sisteme podgotovki kadrov dlja innovacionnoj sfery jekonomiki Jekonomicheskie nauki. 2009. No 57. P. 383-384.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления