Health care is the most important branch of the economy, responsible for the basic state value - human capital, namely for the health and standard of living of the individual. Health financing, volumes, models, mechanisms are one of the most important components determining the effective functioning of the industry. The quality of services, the success of patient care, the life expectancy of a person and the quality of his life depend on him. The material and technical base of health care in the Russian Federation has significant moral and physical wear and tear, and for further comprehensive modernization of the industry also requires significant financial resources. Improvement of facilities is possible due to the introduction and use of innovative, high-tech resources. The increase in funding of health care should contribute to improving the quality of services through the introduction of new medical technologies and conduct necessary diagnostic examinations and preventive measures.
When health care financing schemes are changed, health facilities face the problems of a single-channel system, the main one being the lack of funds to cover recurrent costs. Currently, the sources of financing of health care are the Federal and regional budgets, the means of compulsory health insurance (CHI), funds of enterprises, personal funds of citizens and other legal sources. Taking into account the impossibility of raising the rate of insurance premiums for compulsory health insurance and budget deficit, the Russian Government seeks to seek and attract additional funds, including through the creation of an investment Fund and attracting investment.
Введение
Проблема организации финансирования медицинских учреждений является актуальной, так как в России идет реформирование отрасли здравоохранения и переход на одноканальную систему финансирования через систему ОМС. Вопросы финансирования в настоящее время стоят наиболее остро, так как средства бюджетов всех уровней ограничены [1-3]. Поэтому основной целью структурных изменений в отрасли является слияние финансовых потоков из различных источников и аккумулирование их в фондах ОМС. Данные изменения коренным образом повлияли на организацию деятельности лечебных учреждений, так как произошел переход от финансового обеспечения медицинских организаций по смете на оплату оказанного объема медицинской помощи, т.е. за непосредственные результаты деятельности.
Ввиду несовершенства организации проведения данной реформы лечебные учреждения сталкиваются с проблемами, которые несёт в себе одноканальная система. Как отмечает ряд ученых, она не учитывает различие качества медицинских услуг, стоимость используемого оборудования, квалификацию врачей [4-7]. Данная система может позволить лечебным учреждениям лишь окупать свою деятельность, но не позволяет развиваться. Для ЛПУ становится невыгодным внедрять новые технологии и проводить исследования по разработке новых методик оказания медицинской помощи, оптимизации времени на диагностику и лечение пациента [8].
Учеными и практиками выделяется ряд проблем финансирования сферы здравоохранения через систему ОМС. Одни отмечают, что переход на подушевое финансирование и оплату за объем оказанных услуг приводит к территориальному неравенству в финансировании здравоохранения в расчете на одного жителя. По их мнению, это существенно осложнит выполнение увеличения продолжительности жизни, доступ к бесплатной и качественной медицине и повышение оплаты труда медиков, что является основными задачами Государственной программы развития здравоохранения в Российской Федерации [9-11]. Также отмечается проблема несоответствия действующих тарифов ОМС реальной стоимости лечения многих заболеваний, например, в онкологии. При этом возможно сокращение объемов предоставления высокотехнологичной медицинской помощи в виду ее дороговизны, то есть снизится ее доступность для пациентов на бесплатной основе [12].
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе монографического анализа, согласно которому изучены социально-экономические процессы, определяющие использование механизмов финансирования в здравоохранении, а также тенденции модернизации отрасли.
Основные результаты исследования
Для государственных учреждений здравоохранения основной целью деятельности является оказание доступной и качественной медицинской помощи населению, в связи с чем коммерческая составляющая отступает на второй план и основывается на ведении эффективной деятельности на принципах самоокупаемости. Как отмечают специалисты, экономические интересы медицинских учреждений, их финансово-хозяйственная деятельность определяют степень достижения основных целей здравоохранения [13, 14].
Система одноканального финансирования учреждений здравоохранения в сравнении с бюджетно-страховой моделью обладает рядом стратегических преимуществ. Однако новая система финансирования также несовершенна и в ней можно выделить ряд назревших проблем. В связи с переходом к системе ОМС появился дисбаланс между обязательствами государства по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам и выделением финансовых средств [15]. Для решения этой проблемы была разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, которая определяет минимальные объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения. При этом необходимо учитывать сложности текущего социально-экономического развития отрасли и дефицит средств в бюджете и внебюджетных фондах. Для бесперебойного финансового обеспечения отрасли целесообразно прибегать также к негосударственным источникам финансового обеспечения здравоохранения.
К негосударственным источникам финансирования относят контрактные механизмы, включающие концессионные соглашения и государственные контракты [16]. Благодаря первому за счет средств инвестора стало возможным обновление материально-технической базы, в основе которой лежит строительство и реконструкция учреждений, а также последующее его обслуживание [17-19]. В свою очередь, государство предоставляет данному инвестору право пользования данным объектом в установленный срок. В период 2014-2016 гг. было заключено 436 концессионных соглашений, 75% которых было заключено на муниципальном уровне. На данный момент 23 проекта находятся в процессе реализации. Так, примерами завершенных проектов, реализованные по средствам концессионных соглашений сроком на 13 лет, является строительство второй очереди диагностического центра в Чебоксарах стоимостью 450 млн. рублей, строительство областного центра медицинской реабилитации в Ленинградской области общей стоимостью 5,2 млрд. рублей и ряд других.
Еще одним видом контрактного механизма является государственный контракт, при реализации которого частному бизнесу передается объект и оплачиваются услуги по его передаче во временное пользование, а также предоставляются различные льготы и гарантии. Однако существенным отличием от предыдущего метода является смешенный тип финансирования на основе нескольких договоров [20].
Также в качестве инвестора может выступать государство в лице Инвестиционного фонда [21]. Средства выделяются на проекты, которые прошли этапы отбора Инвестиционной и Правительственной комиссиями. Данное направление является разновидностью государственных источников финансирования, на которые приходится не более 48% в структуре всех источников финансирования здравоохранения.
Реализация всех механизмов финансирования направлена на создание благоприятных условий медицинскому персоналу для качественного оказания медицинской помощи пациентам. Это возможно посредством модернизации имеющихся лечебно-профилактических учреждений, обновления их материально-технической базы, строительства новых медицинских объектов, а также использования более квалифицированных кадров. Однако развивается это пока только в наиболее привлекательных направлениях для частного бизнеса – родовспоможение, высокотехнологическая медицинская помощь, диагностика и восстановительное лечение.
С помощью привлечения дополнительных средств частного сектора экономики снижется нагрузка на бюджеты всех уровней страны, а также происходит внедрение передовых медицинских технологий, современного оборудования, улучшение материальной базы и всей инфраструктуры здравоохранения, то есть обеспечивается инновационное развитие отрасти.
Заключение
Недостаточное финансирование, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения, моральное и физическое устаревание медицинской техники – это ряд проблем, которые возникают в здравоохранении в РФ. У бюджетов всех уровней разнообразные цели и задачи, поэтому проблема финансирования здравоохранения среди них не обязательно является первостепенной, что и приводит к недофинансированию отрасли и отдельных ее учреждений. Решение данной проблемы на основе перехода на одноканальное финансирование через систему ОМС не представляется возможным, поэтому целесообразно привлекать частных партнеров. Приток инвестиционных средств способствует модернизации государственных медицинских учреждений, повышению качества медицинских услуг населению, успешной реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления