Введение
Руководителю предприятия, в основном, приходится принимать решение по следующему алгоритму управленческого процесса:
- формулирование имеющейся проблемы;
- формирование массива информации относительно сформулированной проблемы через накопление информации и/или выборку информации из имеющегося массива информации;
- выбор методов обработки сформированного массива информации;
- формирование вариантов управленческого решения;
- выбор наиболее оптимального управленческого решения;
- осуществление наиболее оптимального управленческого решения;
- контроль и корректировка указанных стадий управленческого процесса. Особо стоит отметить, что контроль и корректировка должны осуществляться на каждой стадии управленческого процесса для своевременной корректировки возникающих искажений и отклонений управления.
На каждой стадии возникают искажения и отклонения управленческого процесса.
В рамках данной статьи рассмотрим возникающие искажения и отклонения управленческого процесса на стадиях формулирования имеющейся проблемы и формирования массива информации относительно сформулированной проблемы через накопление информации и/или выборка из имеющегося массива информации.
Деформация формулирования имеющейся проблемы
Предприятие постоянно сталкивается с проблемами в своей деятельности, которые в современном мире усилились и усложнились, причем, в первую, очередь, за счет увеличения скорости изменений внешней среды.
Поэтому умение формулировать возникающие проблемы, имеет большое значение для достижения поставленных целей.
Для правильной идентификации возникшей проблемы необходимо:
- умение понимать, что возникла или может возникнуть ситуация, которая негативно скажется на состоянии организации. Для чего необходимы навыки системного мышления и владение соответствующим инструментарием. Например, с возникновением и развитием технологий 3D-печати можно с уверенностью говорить, что произойдет закрытие многих отраслей экономики (строительство, машиностроение, трансплантология, сельское хозяйство и т. д.), что в свою очередь, если учесть и иные технологии, такие как «Интернет вещей» повлечет за собой, по оценкам, автора, 94-98% безработицу. Следовательно, речь идет о переходе на новый технологический уклад, возможность которого на уровне страны и уровне отдельных предприятий не просчитывается. Поэтому, когда Д. А. Медведев заявляет о возрождении и инновационном развитии машиностроения [1], он совершает фундаментальную ошибку управления, т. к. машиностроение в существующем виде в ближайшее время закроется 3D-печатью.
Таким образом, возникает деформация «видения» проблемы.
В свою очередь, «видение» проблемы» (как и на весь управленческий процесс, в целом) деформируется по ряду причин:
- системное ограничение адекватного отражения (восприятия) системы внутрисистемным субъектом, которое в свою очередь означает, что субъект управленческого процесса не может адекватно воспринимать управленческие процессы, в которых он участвует. Для решения данной проблемы нужен взгляд со стороны, причем взгляд эксперта абсолютно не зависимого от субъекта управленческого процесса. Таким примером могут служить российские государи, советовавшиеся на постоянной основе со старцами и прочими религиозными деятелями.
К данной группе деформаций менеджмента можно отнести и профессиональную «замыленность» взгляда, выраженную в том, что нередко профессионал в своей области на основе имеющихся у него знаний не может увидеть и решить возникшую проблему. Нередки случаи, когда определенную профессиональную проблему решали профаны в данной области знаний, например принцип двойной записи в бухгалтерском учете, решившей проблему поиска бухгалтерской ошибки, ввел математик Лука Пачоли [2]. Следовательно, для адекватного понимания реальной ситуации необходим механизм абсолютно независимого эксперта, а так же привлечение людей, не имеющих профессионального опыта в данной сфере.
- несоответствие существующих систем прогнозирования. В современном мире, выраженном в концепции VUCA-мира, достаточно сложно опираться на имеющиеся системы прогнозирования, основанные на предыдущем опыте, т. е. на прошлом, тогда как назрела необходимость создавать системы прогнозирования, опирающиеся на «будущее». Ближайшим аналогом может служить прогнозирование, основанное на творческом видении будущего [3], с оговоркой, что интуиция – это не до конца понятая технология прогнозирования.
Соответственно, ориентация на старые методы прогнозирования влекут за собой глобальную ошибку российской экономики, в целом, и на отдельном предприятии, в частности.
Способом решения деформации прогнозирования является разработка новых методов прогнозирования, например, основанных на идеях автора статьи [4].
Деформации формирования массива информации
После того, как проблема сформулирована, чаще всего после сложившегося явного несоответствия предприятия внешней среде, возникает вопрос формирования необходимого массива информации, относительно данной проблемы.
На данной стадии управленческого процесса возможны следующие деформации (которые так же характерны и для других стадий управленческого процесса):
- деформация восприятия управляющего субъекта, возникающая по причине:
- профессионального фильтра, когда определенная информация отсекается по причине наличия определенного шаблона восприятия мира, сформированного в рамках полученных знаний. Фактически любой общественный институт (школа, вуз, армия и т. д.) формирует определенные шаблоны мышления и поведенческих реакций у прошедших через данные структуры. Данную закономерность необходимо учитывать в управлении предприятием, в частности, использовать в конкурентной борьбе, для чего необходимо разрабатывать библиотеки типовых профилей участников, соответствующих общественных институтов по причине того, что у данных людей возникает ограниченная легко просчитываемая вариативность в принятии управленческих решений и управленческих реакций;
- смысловых деформаций (аберраций) [5], возникающих из-за несоответствия понятийного аппарата воспринимающего информацию понятийному аппарату передающего информацию, в частности из-за языковых различий [6]. Данный вид деформаций можно преодолеть разработкой стандартизированных управленческих шаблонов, имеющих одинаковое смысловое наполнение;
- деформация отторжения, возникающая из-за врожденной предрасположенности неприятия человеком негативной информации, что влечет боязнь сообщать плохие новости руководителю, и, следовательно ведущее к искажению информационной картины субъекта управленческого процесса.
- деформация, возникающие по причине фильтра окружения субъекта управленческого процесса, когда окружение субъекта управленческого процесса искажает и/или отсекает информацию, транслируемую субъекту управленческого процесса. Основной причиной таких искажений является корыстный личный интерес участников ближайшего окружения, которые могут просчитать реакцию субъекта управленческого процесса на ту или иную комбинацию информации, и, следовательно, могущих манипулировать управленческим решением субъекта управленческого процесса. Однако выгодное для участника окружения субъекта управленческого процесса управленческое решение, скорее всего, окажется негативным для предприятия;
- деформация, возникающая из-за иерархического фильтра. Данная деформация выявлена в процессе дальнейшей разработки авторской концепции полимодельной неформальной иерархии [7] и предполагает наличие альтернативных, неформальных, управленческих процессов, приоритетных для членов неформальной иерархии и, направленных на достижение цели определенной неформальной иерархии, что, в частности, вызывает искажение информации, транслируемым членом неформальной иерархии для субъекта официального управленческого процесса. Деформации фильтра окружения и иерархического фильтра купируются созданием параллельных каналов информации, в т. ч. входящих из внешних источников, когда за счет их дублирования выявляются несостыковки, а следовательно формируется близкая к реальной информационная картина происходящих процессов. Таким способом пользовались, например, в дореволюционной России, когда существовал институт «блаженных», имеющих моральное право говорить царю достаточно нелицеприятную для него правду, что позволяло нивелировать искажения и отклонения управленческие решения;
- деформации внешних источников, возникающие из-за наличия в них деформационных процессов и вызывающие в свою очередь ошибочные управленческие решения. Например, Д. А. Медведев на основании данных Росстата и ФТС заявил о производстве в 2015 г. 81, 2 млн. тн. молока и молокопродуктов [9, с. 6] , что, вроде бы, на 73, 8% (81,2 млн. тн.*90 млн. тн./100%) обеспечивает продовольственную безопасность по молоку.
Однако с учетом заявления А. Даниленко о 30% доле «бумажных» надоев (наличие приписок подтверждается в т. ч. [10], а так же частными исследованиями автора в Удмуртской Республике) необходимо корректировать, указанные Д. А. Медведевым данные по молоку. С учетом корректировки на «бумажные» надои получаем 56,8 млн. тн. (81,2 млн. тн*70%/100%) произведенных молока и молочной продукции, т. е продовольственная безопасность по молоку составляет 51,12% (56,8 млн. тн.*90 млн. тн./100%). Далее необходимо скорректировать 56,8 млн. тн. молока и молочных продуктов, полученных расчетным путем на сфальсифицированную продукцию, доля которой составляет 24% [11] (стоит отметить, что доля фальсификата молочных продуктов увеличивается по степени переработки, но в данном примере автор статьи показывает алгоритм приведения информации внешних источников к реальным данным), т. е. получаем 43,17 млн. тн. (56,8 млн. тн.*76%/100%) молока и молочных продуктов, что составляет 38, 85% (43,17 млн. тн.*90млн.тн./100%) от порога продовольственной безопасности по молоку и молочным продуктам.
На основании приведенных расчетов имеем два варианта порога безопасности по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко):
- официальный, относительно, которого государственная власть принимает управленческие решения по вопросам, касающихся, как сельского хозяйства, так и безопасности страны - 73,8% ;
- реальный (приближенный к реальной), которым, скорее всего, оперируют цивилизационные конкуренты России - 38,85%.
Предприятию при принятии управленческого решения, зависимого от рынка молока необходимо учитывать оба варианта:
- официальный вариант, в случае присчитывания государственной стратегии, являющейся эффектом внешней средой предприятия;
- реальный вариант, в случае разработки стратегии взаимодействия, например, с потребителями.
- деформации формализации и верификации управленческих процессов, возникающие в процессе фиксации тех или иных явлений и процессов, касающихся предприятия, например, хозяйственных операций.
Информационной базой управленческих процессов предприятия является система бухгалтерского учета, которая уже несет системную деформацию управленческого процесса, т. к. формируется только на основании задокументированной информации (п. 2. ст. 1 [12]) об объектах бухгалтерского учета (ст. 5 [12]), что уже исключает из массива информации явления и процессы, которые не задокументированы и/или не являются объектами бухгалтерского учета.
Другим системным ограничением бухгалтерского учета является его обращенность в прошлое, в то время как в современном VUCA-мире необходимо исходить из будущего, следовательно, управленческие процессы, основанные на бухгалтерском учете искажены во временном аспекте.
Кроме того, на данные деформации накладываются субъективные искажения формирования отчетности [13, с. 248].
Способ преодоления данной деформации - создание системы формализации и верификации явлений и процессов предприятия, составной частью, которой является система бухгалтерского учета.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-12-18001.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления