INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Метод проектов в системе высшего профессионального образования как средство формирования конкурентоспособности будущего выпускника

The method of projects in the higher professional education system as a means of the future graduate`s competitiveness formation



УДК 331.5

20.06.18 6:27
2381

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Метод проектов в системе высшего профессионального образования как средство формирования конкурентоспособности будущего выпускника // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/metod-proektov-v-sisteme-vysshego-p/

Авторы:
Дмитриева Д.Д. к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: конкурентоспособность, метод проектов, высшее профессиональное образование, конкурентные преимущества, проектная деятельность

Keyword: competitiveness, project method, higher professional education, competitive advantages, project activity

Аннотация: Статья посвящена проблеме совершенствования системы высшего профессионального образования, одной из основных задач которой является формирование конкурентоспособности будущего специалиста. По мнению автора, решение данной проблемы заключается в применении в образовательном процессе наиболее эффективных методов обучения, направленных на формирование и развитие индивидуальных конкурентных преимуществ будущих выпускников высших учебных заведений. В статье рассматриваются следующие методы обучения: информационные технологии, игровые и коммуникативные методы, метод обучения как учебного исследования, Case-study, а также метод проектов. Данные методы способствуют приобретению опыта самостоятельного решения различных задач: личностного и профессионального характера.

Автор подробно рассматривает возможности применения проектной методики в образовательном процессе высших учебных заведений. В статье выделены и подробно изучены основные признаки и принципы проектно-ориентированного обучения. Автором представлены теоретические и практические основы работы над проектами, а также рассмотрены её основные этапы.

В результате исследования автор делает вывод, что применение проектной методики в процессе обучения предоставляет студентам возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, а также активность и самостоятельность. Работа над проектами стимулирует формирование у студентов внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию, а также развитие индивидуальных конкурентных преимуществ. Таким образом, метод проектов является одним из наиболее эффективных средств формирования конкурентоспособности будущего выпускника вуза.

Annotation: The article is devoted to the problem of improving the system of higher professional education, one of the main tasks of which is the future specialist`s competitiveness formation. According to the author, the solution to this problem is to use the most effective teaching methods in the educational process aimed at the formation and development of the future university graduates` individual competitive advantages. The article discusses the following methods of training: information technology, game and communicative methods, the method of training as a study, Case-study, as well as the method of projects. These methods contribute to the acquisition of experience in the independent solution of various tasks: personal and professional.

The author examines in detail the possibilities of using the project methodology in the educational process of higher educational institutions.

The main features and principles of project-based learning are highlighted and studied in detail in the article. The author presents theoretical and practical bases of work on projects, as well as its main stages.

As a result of the research, the author concludes that the use of project methodology in the learning process provides students with the opportunity to reveal their creative potential, to show research abilities, as well as activity and independence. Work on projects stimulates the students ' internal motivation formation to learn and self-improvement, as well as the development of individual competitive advantages. Thus, the project method is one of the most effective means of the future university graduate`s competitiveness formation.

Метод проектов в системе высшего профессионального образования как средство формирования конкурентоспособности будущего выпускника

Введение

Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют совершенствования системы высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения должны не только обеспечить усвоение будущим выпускником совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформировать его как конкурентоспособную личность на рынке труда. Следовательно, основная задача высших учебных заведений заключается в поиске совершенных способов передачи знаний, а также эффективных методов и приёмов, повышающих качество обучения и ускоряющих данный процесс.

Материалы и методы

Теоретическую основу данного исследования составляют научные работы по проблемам формирования конкурентоспособности специалиста (Вирина И.В., Максимова Е. В., Шатохин А. Г., Андреев В. И., Степусь А.Ф., Дмитриева Д.Д.) [1-10]; научные труды по вопросам теории и методики высшего профессионального образования (Платонов К.К., Пассов Е.И., Кудрявая Н.В.) [11,12]; а также исследования, посвящённые вопросам применения метода проектов в образовательном процессе и осуществления проектной деятельности (Полат Е.С., Зимняя И.А., Сахарова Т.Е., Душеина Т.В., Пахомова Н.Ю.) [13-18].

Методологической базой исследования являются методы сравнения, изучения источников, анализа и синтеза.

Результаты и обсуждение

Отметим, что для формирования конкурентоспособности будущих выпускников высших учебных заведений необходимо использовать в образовательном процессе наиболее эффективные методы обучения, способствующие приобретению опыта самостоятельного решения различных задач. По нашему мнению к ним относятся коммуникативные методы, метод обучения как учебного исследования, информационные технологии, игровые методы, метод Case-study и метод проектов [19].

Рассмотрим каждый из этих методов и особенности их применения в образовательном процессе, направленном на формирование конкурентоспособности молодого специалиста. Итак, информационные технологии предполагают использование компьютерных средств в процессе обучения не только на занятии, но и при выполнении студентами самостоятельной работы.

В процессе применения игровых методов учащиеся участвуют в деловых, ролевых и имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи. Во время игры студенты исполняют роли и осуществляют функции, которые адекватны социальному контексту их будущей профессиональной деятельности. В результате этого будущие специалисты приобретают опыт решения профессиональных, социальных и личностных задач [20].

Под коммуникативными методами подразумевают активные формы деятельности и методы, направленные на организацию работы в группе и эффективное сотрудничество. Данные методы формируют у будущих специалистов универсальные умения, которые связаны с принятием решения и осмыслением, самопрезентацией, культурой доказательства собственных суждений, оценкой разных точек зрения и т. д. К таким методам можно отнести пресс-конференцию, дискуссию, учебные дебаты, спор-диалог, мозговой штурм и т. д.        

В рамках применения метода обучения как учебного исследования студенты осуществляют различные виды деятельности. Их можно представить в виде следующей цепочки: постановка проблемы, сбор имеющихся данных, их «верификация», экспериментирование, составление плана исследования, формулировка выводов, рефлексия результатов.

Метод Case-study заключается в анализе определённых ситуаций, которые соответствуют будущей профессиональной деятельности студентов.

В современной системе высшего профессионального образования достаточно актуальным и наиболее эффективным представляется метод проектов. Он заключается в выполнении студентами в процессе обучения в университете проектной деятельности. Необходимо отметить, что проекты должны носить прикладной, междисциплинарный характер. Таким образом, содержание и способы их выполнения должны соответствовать содержанию и технологиям профессиональной деятельности будущих специалистов определённой сферы деятельности [21].

По нашему мнению метод проектов является одним из эффективных средств формирования конкурентоспособности будущего выпускника вуза.

Обратимся к подробному рассмотрению данного метода и особенностей его применения в образовательном процессе высших учебных заведений.

Известно, что любая деятельность человека, в том числе профессиональная, заключается в выполнении ряда проектов. Понятия «проект» и «проектирование», то есть процесс создания проекта, определяются как поиск аргументированных и доказательных решений применительно к конкретным условиям и определённым целям. Выбор целей часто является важной частью проекта. Таким образом, проектирование представляет собой неотъемлемую составляющую любой сферы деятельности людей. Следует отметить, что проектирование основывается на ряде требований, предъявляемых к данному процессу с научной и практической точки зрения.

Рассмотрим данные требования:

·        анализ всех элементов проблемы, ситуации перед принятием решения (при этом метод «проб и ошибок» не является рациональным);

·        разделение каждого вопроса на части для облегчения его решения;

·        установление закономерностей (даже в тех случаях, когда последовательность не очевидна);

·        системный и разносторонний подход к решению любого вопроса или проблемы.

При проектировании следует находить решения определённого вопроса в большей степени соответствующие конкретным условиям, функциям и назначению объекта [13]. Применение проектной деятельности в высших учебных заведениях позволяет сделать учебный процесс личностно значимым для студента. Отметим, что работа над проектами может осуществляться как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время. Например, на заседаниях студенческого клуба профессиональной ориентации или студенческого научного кружка [14,15,16]. При выполнении проектов студенты получают возможность применить на практике знания, полученные в процессе обучения, а также раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, активность, креативность и самостоятельность. В процессе проектной работы студенты самостоятельно планируют и реализуют свою деятельность [17,18]. Таким образом, развиваются индивидуальные конкурентные преимущества, а также навыки самомаркетинга будущих выпускников.

Проектная деятельность может выполняться не только отдельными студентами, но и совместно несколькими обучающимися, образующими проектную группу. В обоих случаях ответственным за обучение является студент как индивид или как участник проектной группы. Несмотря на это, на успешность проекта большое влияние оказывает личность преподавателя, создающего определённые условия для осуществления проектной деятельности. Важно, чтобы данные условия стимулировали формирование и развитие индивидуальных конкурентных преимуществ будущих специалистов, в том числе их организаторских, интеллектуальных, креативных, коммуникативных умений, а также навыков профессионального общения.

Изучив теоретические основы проектной деятельности студентов в процессе обучения в вузе, перейдём к рассмотрению её практической реализации. Следует отметить, что в общем виде работа над проектом включает в себя подготовительный, основной и завершающий этапы.

Рассмотрим детально этапы работы над проектами:

·        анализ имеющихся данных и постановка проблемы;

·        составление плана деятельности по разрешению поставленной проблемы;

·        реализация проектной деятельности;

·        рефлексия промежуточных результатов;

·        коррекция средств и способов достижения поставленных целей и получения результатов;

·        рефлексия, проверка, оценка результатов [14].

На завершающем этапе работы над проектами студентами осуществляется их оформление (в виде плаката, стенгазеты, презентации и т.д.), а также защита.

Выводы

В результате нашего исследования можно сделать вывод, что применение проектной методики в образовательном процессе высших учебных заведений является достаточно эффективным. Работа над проектами стимулирует формирование у студентов внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию. В процессе создания и презентации проектов, у студентов развиваются индивидуальные конкурентные преимущества и формируются навыки самомаркетинга. Таким образом, метод проектов является одним из наиболее эффективных средств формирования конкурентоспособности будущего выпускника вуза.



Библиографический список


1. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс… к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
2. Максимова Е. В. Развитие дис. конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург : ОГУ, 2005. – 19 с.
3. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: дисс. к. экон. н. – Ярославль, 2000. –149 с.
4. Андреев В. И. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
5. Степусь А.Ф. Формирование конкурентоспособности работника: автореф. дисс…. к. экон. н. – Ижевск, 2007. – 30 с.
6. Дмитриева Д.Д. Педагогическая технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
7. Дмитриева Д.Д. Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
8. Дмитриева Д.Д. Основные подходы к формированию конкурентоспособности специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-formirovaniyu-k/
9. Дмитриева Д.Д. Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
10. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с.
12. Пассов Е.И., Кудрявая Н.В. и др. Сорок лет спустя или 101 методическая идея. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. – №2-3. – С. 18-27.
14. Метод проектов / Центр проблем развития образования. Вып. 2. – Минск: БГУ, 2003. – 240 с.
15. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. – 1991. – №3. – С. 21-27.
16. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2003. – №5. – С. 15-21.
17. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение –что это? // Методист. – 2004. – №1. – С. 42.
18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005 г.
19. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учеб.-методическое пособие. 2-е изд. – Минск, 2004. – 336 с.
20. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. № 3(20). – С. 78-80.
21. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. …канд. пед. наук. – Курск, 2012. – 26 с.



References


1. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss… k. ehkon. n. M., 2007. 46 p.
2. Maksimova E. V. Razvitie dis. konkurentosposobnosti studenta v obrazovatel'nom processe universiteta: avtoref. diss. … kand. ped. nauk. Orenburg : OGU, 2005. 19 p.
3. SHatohin A. G. Konkurentosposobnost' rabotnikov na rynke truda: diss. k. ehkon. n. YAroslavl', 2000.149 p.
4. Andreev V. I. Konkurentologiya: Ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2004. 468 p.
5. Stepus' A.F. Formirovanie konkurentosposobnosti rabotnika: avtoref. diss…. k. ehkon. n. Izhevsk, 2007. 30 p.
6. Dmitrieva D.D. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya konkurentnyh preimushchestv u budushchih vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij na osnove individualizacii obucheniya. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018.No5(38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formi/
7. Dmitrieva D.D. Prakticheskie aspekty formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/
8. Dmitrieva D.D. Osnovnye podhody k formirovaniyu konkurentosposobnosti specialista v processe individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/osnovnye-podkhody-k-formirovaniyu-k/
9. Dmitrieva D.D. Teoreticheskie osnovy formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizacii obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL:http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
10. Dmitrieva D.D. Modelirovanie processa formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizirovannogo obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018.No5 (38). URL:http://www.innov.ru/science/economy/modelirovanie-protsessa-formirovani/
11. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 255 p.
12. Passov E.I., Kudryavaya N.V. i dr. Sorok let spustya ili 101 metodicheskaya ideya. M.: Akademiya, 2006. 320 p.
13. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka. Inostr. yazyki v shkole. 2000. No2-3. Pp. 18-27.
14. Metod proektov. Centr problem razvitiya obrazovaniya. Vyp. 2. Minsk: BGU, 2003. 240 p.
15. Zimnyaya I.A., Saharova T.E. Proektnaya metodika obucheniya anglijskomu yazyku. Inostr. yazyki v shkole. 1991. No3. Pp. 21-27.
16. Dusheina T.V. Proektnaya metodika na urokah inostrannogo yazyka. Inostr. yazyki v shkole. 2003. No5. Pp. 15-21.
17. Pahomova N.YU. Proektnoe obuchenie –chto ehto? Metodist. 2004. No1. Pp. 42.
18. Pahomova N.YU. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. M.: ARKTI, 2005 g.
19. ZHuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov: Ucheb.-metodicheskoe posobie. 2-e izd. Minsk, 2004. 336 p.
20. CHirkova V.M., Rubcova E.V. Medicinskaya delovaya igra kak interaktivnyj metod obucheniya inostrannyh studentov professional'nomu obshcheniyu na russkom yazyke. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2017. T. 6. No3(20). Pp. 78-80.
21. Dmitrieva D.D. Individualizaciya professional'noj podgotovki studentov-medikov na osnove integrativno-modul'nogo podhoda k izucheniyu russkogo yazyka kak inostrannogo: avtoref. …kand. ped. nauk. Kursk, 2012. 26 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления