INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Методические подходы к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и организаций

Methodical approaches to optimizing the expenditures of the consolidated budget of the subject of the Russian Federation and organizations



УДК 336.5.018

07.11.17 12:24
4090

Выходные сведения: Ольховик В. В., Михайлова Ю.А. Методические подходы к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и организаций // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/metodicheskie-podkhody-k-optimizats/

Авторы:
Ольховик В. В.1, Михайлова Ю.А.2

1к.э.н., старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений, Научно-исследовательский финансовый институт, доцент школы финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация, e-mail: olhovik@nifi.ru

2руководитель отдела управления проектами, Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), Москва, Российская Федерация, e-mail: ymikhaylova@mcfr.ru

Authors:
Olkhovik V.V.1, Mikhaylova J.A.2

1PhD (Economics), Senior Researcher of the Center for Intergovernmental Relations, Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation, e-mail: Olhovik@nifi.ru

2Head of Project Management Department, International Сentre of Finance and Economy Development (ICFED), Moscow, Russian Federation, e-mail: ymikhaylova@mcfr.ru

Ключевые слова: методические подходы, оптимизация расходов, региональный бюджет, ABC-анализ

Keyword: methodical approaches, cost optimization, regional budget, ABC-analysis

Аннотация: Предметом статьи является рассмотрение современных методических подходов к оптимизации расходов регионального бюджета. Современные методические подходы позволяют реализовать эффективные мероприятия по оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и организаций. Задачей является применение существующих методических подходов применительно к оптимизации расходов бюджета и организаций. В статье рассматривается существующий методический подход к оптимизации расходов бюджета. В дополнение к существующему представлен собственный методический подход к оптимизации расходов бюджета, который представляет собой использование метода ABC-анализа в оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В качестве рабочего определения используем следующее: оптимизация — это выбор наилучшего варианта из множества возможных при которых достигается оптимум системы.

Авторами обоснован собственный методический подход к оптимизации, который позволяет выявить приоритетность средств для решения первоочередных задач в управлении расходами консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и определить целесообразность оптимизации расходов организаций.

Annotation: The article considers the existing methodical approach to optimizing budget expenditures. In addition to the existing ABC analysis methodology in optimizing the costs of the consolidated budget of a constituent entity of the Russian Federation.
The subject of the article is the examination of modern methodological approaches to optimizing the expenditures of the regional budget. Modern methodological approaches allow effective measures to optimize the expenditures of the consolidated budget of the subject of the Russian Federation and organizations. The task is to apply methodological approaches to the optimization of budget and organization expenses. The article considers the existing methodical approach to optimizing budget expenditures. In addition to the existing ABC analysis methodology in optimizing the costs of the consolidated budget of a constituent entity of the Russian Federation. As a working quality we use the following: optimization is the choice of the best option from the set of possible applications.

The authors substantiate their own methodical approach to optimization, which allows to identify the priorities of funds for solving priority tasks in cost management.

Методические подходы к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и организаций

Введение

В условиях замедления темпов экономического роста и увеличения дефицита региональных бюджетов возникает необходимость в оптимизации расходов бюджета. Существующий методический подход, предложенный Министерством финансов Российской Федерации, предполагает в качестве оптимизации расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации реализацию следующих направлений [1]:

1)    оптимизация бюджетной сети и органов управления;

2)    меры социальной поддержки;

3)    меры в области жилищно-коммунального хозяйства;

4)    субсидии юридическим лицам;

5)    управление инвестициями и другие.

Для того, чтобы определить направления оптимизации необходимо предварительно провести анализ расходов. Предлагаемый автором методический подход — это применение метода ABC анализа расходов как этапа реализации направлений оптимизации.

Материал и методы

Различные трактовки определения оптимизация расходов бюджета рассматриваются в научных трудах экономистов – В.В. Гамукин [2], А.В. Ильин [3], С.С. Раков [4]. А.С. Рукавишникова [5] и другие. Так А.С. Рукавишникова, ссылаясь на критерий Парето, определяет оптимизацию расходов бюджета как «совокупность действий и мероприятий, направленных на изменение значений расходов бюджета без их увеличения при условии достижения заданных результатов».  На законодательном уровне не закреплено определение данного понятия, поэтому в большинстве случаев результатом оптимизационных мероприятий является сокращение расходов бюджета. Однако, на наш взгляд, «сокращение» и «оптимизация» приводят к различным результатам и могут быть не равнозначны.

 По нашему мнению, оптимизация расходов – это процесс в рамках решения среднесрочных задач, который может быть направлен на изменение объема расходов как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, а сокращение расходов – вынужденная мера по решению текущих проблем краткосрочного характера.

Так, к примеру, для оптимизации расходов на обеспечение деятельности сети государственных и муниципальных учреждений путем проведения реорганизационных мероприятий, на наш взгляд, не корректно указывать в качестве целевого показателя сокращение расходов на финансирование учреждений. Мероприятия по оптимизации расходов могут быть реализованы в случае реструктуризации сети образовательных учреждений, направленных на улучшение условий обучения, повышение эффективности использования имущественного комплекса, расширение спектра платных дополнительных услуг.

Предлагаем оценивать целесообразность и возможность оптимизации расходов с использованием метода АВС анализа.

Разработчики метода ABC-анализа Р. Купер и Р. Каплан [6] применяли его при построении систем управления затратами. Современные ученые применяют метод ABC-анализа как средство управления товарным ассортиментом [7], запасами [8], ассортиментом товаров продуктового магазина [9].

Некоторые авторы, такие как Михайлов Ю.И., Лаптев Н.В., Шляжко С.В.[10]   выделяют дифференциальный метод ABC-анализа, который предполагает группировку элементов (автомобилей) по определенным признакам (характеристикам): по стоимости, стране-производителю, сроку эксплуатации. Аналогично предыдущим трактовкам авторов Перминова Н.А., Баженов Р.И. [11] приводят группировку ABC-анализ ассортимента обуви по товарным группам накопительным итогом.

Приведенный метод еще не применялся к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Авторы считают целесообразным рассмотреть применение данного метода и в сфере расходов бюджета. Так, анализ с помощью метода АВС – это первый шаг в оптимизации расходов бюджета, поскольку данный метод позволяет определить приоритетность расходов бюджета. В нашем случае дифференциальный метод АВС определяет относительную значимость статей расходов к общему объему расходов бюджета.

Дифференциальный метод проведения ABC анализа (правило 80/20) позволяет сгруппировать статьи расходов в общей системе расходов бюджета по следующей схеме:

Группа А – расходы, удельный вес которых составляет около 50%.

Группа В – расходы, удельный вес которых составляет около 30%.

Группа С – остальные расходы, около 20 %.

Если применить методологический подход, связанный с использованием дифференциального метода АВС, то перечень основных статей расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации согласно методу ABC-анализа может выглядеть следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Группирование расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

Статья

Доля статьи расходов, %

Принадлежность к группе АВС

Итого, %

Образование

22

А

62

Социальная политика

20

А

Здравоохранение

20

A

Национальная экономика

13

B

30

Жилищно-коммунальное хозяйство

7

B

Межбюджетные трансферты

6

B

Общегосударственные вопросы

4

B

Обслуживание государственного и муниципального долга

2

С

8

Физическая культура и спорт

1

С

Национальная безопасность

1

С

Культура, кинематография

1

С

Охрана окружающей среды

1

С

Средства массовой информации

1

С

Национальная оборона

1

С

Итого

100

Х

100

 

Таким образом, в данном случае метод АВC – анализа предполагает определение для каждой группы расходов доли в общих бюджетных расходах и роли в формировании доходов бюджета. Однако, по нашему мнению, для обоснования оптимизации расходов бюджета недостаточно применения только лишь дифференциального метода АВС.

В вышеупомянутом контексте приведенный метод имеет множество недостатков и не позволяет в полной мере раскрыть принцип Парето. Методология проведения ABC-анализа основана на принципе Парето, который предусматривает, что для достижения 80% ожидаемого результата достаточно управление 20% факторами.  Метод АВС позволяет сгруппировать статьи расходов в структуре расходов бюджета, исходя из принципа Парето по следующей схеме:

Группа А – наиболее важные расходы, удельный вес которых составляет около 20% приносят 80 % ожидаемого результата

Группа В – промежуточные расходы, удельный вес которых составляет около 30% приносят 15 % ожидаемого результата

Группа С – наименее ценные расходы, около 50 % приносят только лишь 5 % ожидаемого результата.

Сгруппируем статьи расходов по методу ABC-анализ расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на примере Еврейской автономной области (таблица 2).

Таблица 2

ABC-анализ расходов консолидированного бюджета Еврейской автономной области  

в 2015 году

Наименование

План, млн.руб.

Факт, млн.руб.

Отклонение от плана

% отклонения

% исполнения

Доля факт. расходов

1

2

3

4=3-2

5=4/итого

6

7=3/итого

Образование

2349,25

2286,87

-62,38

-10,3%

97,34

22,32%

Социальная политика

1893,4

2072,3

178,9

29,4%

109,45

20,23%

Здравоохранение

1618,97

2071,11

452,14

74,4%

127,93

20,21%

Национальная экономика

1324,98

1316,66

-8,32

-1,4%

99,37

12,85%

Жилищно-коммунальное хозяйство

673,84

796,28

122,44

20,2%

118,17

7,77%

Межбюджетные трансферты

647,01

625,63

-21,38

-3,5%

96,70

6,11%

Общегосударственные вопросы

518,45

482,73

-35,72

-5,9%

93,11

4,71%

Обслуживание государственного и муниципального долга

229,74

225,71

-4,03

-0,7%

98,25

2,20%

Физическая культура и спорт

135,25

131,01

-4,24

-0,7%

96,87

1,28%

Национальная безопасность

125,65

120,02

-5,63

-0,9%

95,52

1,17%

Культура, кинематография

70,85

68,39

-2,46

-0,4%

96,53

0,67%

Охрана окружающей среды

31,38

30,31

-1,07

-0,2%

96,59

0,30%

Средства массовой информации

14,71

13,83

-0,88

-0,1%

94,02

0,13%

Национальная оборона

4,7

4,88

0,18

0,0%

103,83

0,05%

Итого

9638,21

10245,73

607,52

Х

101,69

Х

 




























Исходя из данных значений доли фактических расходов таблицы 2 видно, что крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются традиционные для консолидированных бюджетов субъектов РФ образование, здравоохранение и социальная политика. Расходы на социальную политику резко выросли в 2015 г. в связи с необходимостью предоставления мер социальной защиты. В 2015 г. также наблюдался резкий рост расходов на поддержку ЖКХ (на дорожное хозяйство) и на здравоохранение. Таким образом, только три статьи (социальная политика, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство) были перевыполнены по сравнению с планом на начало года. Если в качестве результата принять выполнение плана, то можно с большей долей вероятности в группу А отнести только здравоохранение, так его доля составила 20 % и принесло результата 75 %. В группу В необходимо отнести социальную политику и здравоохранение (доля 30%, результат – перевыполнение плана). А все остальные расходы в группу С, так как они приносят наименьший результат, хотя их доля 50%.

Однако и второй подход, по нашему мнению, является неоднозначным и ошибочным, так как основная отдача от расходов должна проявляться в увеличении доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.   

 

Результаты и обсуждения

 

Группирование по отдельным статьям расходов позволит сопоставить их с доходными статьями бюджета и выявить те, которые приносят существенный вклад в формирование доходной части бюджета. К примеру, статья расходов «заработная плата и начисления на нее» приносит значительный вклад при формировании доходной статьи консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в виде отчислений по налогу на доходы физических лиц.

Необходимо в текущих условиях не сокращать финансирование расходных статей, которые приносят максимальную отдачу (группы А и В), по остальным (группа С) - не увеличивать темпы или сокращать те статьи расходов, которые приносят наименьший доход.

В таком контексте появляется возможность применить методику АВС – анализа и к расходам на заработную плату сети государственных и муниципальных учреждений при оптимизации расходов в сопоставлении с результатом и распределять доходы от оказания платных услуг в соответствии со следующей методикой:

Группа А – 20 % расходов на заработную плату приносят 80 % доходов от платных услуг;

Группа В – 30 % расходов на заработную плату приносят 15 % доходов от платных услуг;

Группа С – 50 % расходов на заработную плату приносят 5 % доходов от платных услуг.

Таким образом, методика АВС анализа к оптимизации расходов позволяет определить приоритетность оптимизации расходов не только консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, но и отдельного учреждения, в том числе бюджетного.

Выводы

Авторами был обоснован методический подход, которые позволил использовать метод АВС анализа в оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В частности, данный подход позволит определить не только значимость статей расходов с точки зрения стратегии и тактики бюджетной политики региона, но и роль отдельных статей расходов в формировании доходов бюджета.  Аналогичный подход может применяться и для организаций любой формы хозяйствования.



Библиографический список


1 Рекомендации по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015-2017 годы. [Электронный ресурс] //Сайт Министерства финансов. – Режим доступа: old.minfin.ru/common/gen_html/index.php? id=23705&fld=HTML_MAIN
2 Гамукин В.В. Измерение бюджетных рисков/ В.В. Гамукин. – Экономический анализ: теория и практика. – N 18 (321), 2015. – с.21-25;
3 Ильин А.В. Правовые основы расходов бюджета [Электронный ресурс]/ Ильин А.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Статут, 2014. – 143 c.;
4 Ракова С.С. Местные бюджеты сельских поселений Вологодской области: тенденции формирования и методы оптимизации расходов/Муниципалитет: экономика и управление. – 2013. – № 1. – с.2-12;
5 Рукавишникова А.С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов/ А.С. Рукавишникова. Проблемы учета и финансов. 2013. – № 4. – С. 37-40.;
6 Каплан Р., Купер Р. Построение систем управления затратами / под ред. И.И. Баранова. – Экономическая школа, 2009. – 275 с.
7 Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ – анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия/ О.Л. Ксенофонтова, Н.А. Новосельская. 2013. – С. 70-76;
8 Федотова М.Ю., Тагирова О.А. Использование АВС- И XYZ-анализа в управлении запасами/ М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова. Управленческий учет. 2015. – № 5. – С. 67-75;
9 Трухов В.С., Баженов Р.И. Изучение ассортимента товаров продуктового магазина посредством ABC – анализа /В. С. Трухов, Баженов Р.И. Science Time. 2015. – № 6 (18). – С. 505-511;
10 Михайлов Ю.И., Лаптев Н.В. Анализ работы служебного автотранспорта с использованием дифференциального методы ABC-XYZ анализа/
Ю.И. Михайлов, Н.В. Лаптев, С.В. Шляжко. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2014. № 2 (20). С. 105-110
11 Перминова Н.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента обуви магазина продукции на основе ABC-XYZ анализа / Н.А. Перминова, Р.И. Баженов. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 (42). С. 68-80
12 Бодряков Р. Доржиева В.В., Баирова Э.В. Методические подходы к оценке эффективности и результативности деятельности учреждений культуры Республики Бурятия/ В.В. Доржиева, Э.В. Баирова// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2015. – № 2. – с. 15-20;
13 Дерюгин А.Н., Назаров В.С., Мамедов А.А. Формирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной перспективе: проблемы и решения // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2014. – № 3.
14 Афанасьев Р.С., Голованова Н.В. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и зако нодательство//Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 1 (29). С. 61-69.
15 Яшина Н.И. Некоторые теоретические и методические аспекты оценки рисков бюджетов/Н.И. Яшина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Сер.: Экономика и финансы. – 2004. – № 1. – С. 162-167.
16 Кущ А.А. Оптимизация расходов регионального бюджета с использованием методов комбинаторной оптимизации (на примере бюджета Новосибирской области). В книге: Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016 2016. С. 93-94.
17 Куликова Т.А., Лузгина О.А. Методический подход к оптимизации и применению нормо-фактора накладных расходов в качестве инструмента управления промышленным предприятием. Финансы и кредит. 2015. № 8 (632). С. 61-68.
18 Процек Е.С. Оптимизация расходов в виде налоговых платежей. В сборнике: Экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века Материалы II международной научно-практической конференции. 2015. С. 82-86.
19 Фарвоздинова А.А. Оптимизация расходов федерального бюджета. В сборнике: Эффективность государственных расходов на современном этапе развития. Сборник студенческого круглого стола. 2015. С. 86-93.
20 Халимбекова А.М., Маллаева М.И., Ниналалова Ф.И. Оптимизация бюджетных расходов как фактор развития социальной сферы. Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2 (76-2). С. 180-187.


References


1 Rekomendacii po napravleniyam rosta dohodov i optimizacii raskhodov pri formirovanii byudzhetov sub"ektov Rossijskoj Federacii na 2015-2017 gody. [Elektronnyj resurs] //Sajt Ministerstva finansov. – Rezhim dostupa: old.minfin.ru/common/gen_html/index.php? id=23705&fld=HTML_MAIN
2 Gamukin V.V. Izmerenie byudzhetnyh riskov/ V.V. Gamukin. – Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. – N 18 (321), 2015. – s.21-25;
3 Il'in A.V. Pravovye osnovy raskhodov byudzheta [Elektronnyj resurs]/ Il'in A.V. – Ehlektron. tekstovye dannye. – M.: Statut, 2014. – 143 c.;
4 Rakova S.S. Mestnye byudzhety sel'skih poselenij Vologodskoj oblasti: tendencii formirovaniya i metody optimizacii raskhodov/Municipalitet: ehkonomika i upravlenie. – 2013. – № 1. – s.2-12;
5 Rukavishnikova A.S. Mekhanizmy optimizacii raskhodov mestnyh byudzhetov/ A.S. Rukavishnikova. Problemy ucheta i finansov. 2013. – № 4. – S. 37-40.;
6 Kaplan R., Kuper R. Postroenie sistem upravleniya zatratami / pod red. I.I. Baranova. – EHkonomicheskaya shkola, 2009. – 275 s.
7 Ksenofontova O.L., Novosel'skaya N.A. AVS-XYZ – analiz kak sredstvo upravleniya tovarnym assortimentom torgovogo predpriyatiya/ O.L. Ksenofontova, N.A. Novosel'skaya. 2013. – S. 70-76;
8 Fedotova M.YU., Tagirova O.A. Ispol'zovanie AVS-I XYZ-analiza v upravlenii zapasami/ M.YU. Fedotova, O.A. Tagirova. Upravlencheskij uchet. 2015. – № 5. – S. 67-75;
9 Truhov V.S., Bazhenov R.I. Izuchenie assortimenta tovarov produktovogo magazina posredstvom ABC – analiza /V. S. Truhov, Bazhenov R.I. Science Time. 2015. – № 6 (18). – S. 505-511;
10 Mihajlov Y.I., Laptev N.V. Analiz raboty sluzhebnogo avtotransporta s ispol'zovaniem differencial'nogo metody ABC-XYZ analiza/
11 Y.I. Mihajlov, N.V. Laptev, S.V. SHlyazhko. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: EHkonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. 2014. № 2 (20). S. 105-110
12 Perminova N.A., Bazhenov R.I. Sovershenstvovanie assortimenta obuvi magazina produkcii na osnove ABC-XYZ analiza / N.A. Perminova, R.I. Bazhenov. EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij. 2015. № 3 (42). S. 68-80
13 Bodryakov R. Dorzhieva V.V., Bairova EH.V. Metodicheskie podhody k ocenke ehffektivnosti i rezul'tativnosti deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury Respubliki Buryatiya/ V.V. Dorzhieva, EH.V. Bairova// Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika i menedzhment. – 2015. – № 2. – s. 15-20;
14 Deryugin A.N., Nazarov V.S., Mamedov A.A. Formirovanie konsolidirovannyh byudzhetov sub"ektov Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive: problemy i resheniya // Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. – 2014. – № 3.
15 Afanas'ev R.S., Golovanova N.V. Ponyatie ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov: teoriya i zakonodatel'stvo//Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2016. № 1 (29). S. 61-69.
16 YAshina N.I. Nekotorye teoreticheskie i metodicheskie aspekty ocenki riskov byudzhetov/N.I. YAshina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. – Ser.: EHkonomika i finansy. – 2004. – № 1. – S. 162-167.
17 Kushch A.A. Optimizatsiya raskhodov regional'nogo byudzheta s ispol'zovaniyem metodov kombinirovannoy optimizatsii (na primere byudzheta Novosibirskoy oblasti). V knige: Materialy 54-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii MNSK-2016 2016. S. 93-94.
18 Kulikova T.A., Luzgina O.A. Metodicheskiy podkhod k optimizatsii i ispol'zovaniyu normo-faktorov nakladnykh raskhodov v kachestve instrumenta upravleniya promyshlennym predpriyatiyem. Finansy i kredit. 2015. № 8 (632). S. 61-68.
19 Protsek Ye.S. Optimizatsiya raskhodov v vide nalogovykh platezhey. V sbornike: Ekonomika. Teoriya i praktika. Perspektivy XXI veka Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. S. 82-86.
20 Farvozdinova A.A. Optimizatsiya raskhodov federal'nogo byudzheta. V sbornike: Effektivnost' gosudarstvennykh raskhodov na sovremennom etape razvitiya. Sbornik studencheskogo kruglogo stola. 2015. S. 86-93.
21 Khalimbekova A.M., Mallayeva M.I., Ninalalova F.I. Optimizatsiya byudzhetnykh raskhodov kak faktor razvitiya sotsial'noy sfery. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 11-2 (76-2). S. 180-187.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления