Введение
В условиях замедления темпов экономического роста и увеличения дефицита региональных бюджетов возникает необходимость в оптимизации расходов бюджета. Существующий методический подход, предложенный Министерством финансов Российской Федерации, предполагает в качестве оптимизации расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации реализацию следующих направлений [1]:
1) оптимизация бюджетной сети и органов управления;
2) меры социальной поддержки;
3) меры в области жилищно-коммунального хозяйства;
4) субсидии юридическим лицам;
5) управление инвестициями и другие.
Для того, чтобы определить направления оптимизации необходимо предварительно провести анализ расходов. Предлагаемый автором методический подход — это применение метода ABC анализа расходов как этапа реализации направлений оптимизации.
Материал и методы
Различные трактовки определения оптимизация расходов бюджета рассматриваются в научных трудах экономистов – В.В. Гамукин [2], А.В. Ильин [3], С.С. Раков [4]. А.С. Рукавишникова [5] и другие. Так А.С. Рукавишникова, ссылаясь на критерий Парето, определяет оптимизацию расходов бюджета как «совокупность действий и мероприятий, направленных на изменение значений расходов бюджета без их увеличения при условии достижения заданных результатов». На законодательном уровне не закреплено определение данного понятия, поэтому в большинстве случаев результатом оптимизационных мероприятий является сокращение расходов бюджета. Однако, на наш взгляд, «сокращение» и «оптимизация» приводят к различным результатам и могут быть не равнозначны.
По нашему мнению, оптимизация расходов – это процесс в рамках решения среднесрочных задач, который может быть направлен на изменение объема расходов как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, а сокращение расходов – вынужденная мера по решению текущих проблем краткосрочного характера.
Так, к примеру, для оптимизации расходов на обеспечение деятельности сети государственных и муниципальных учреждений путем проведения реорганизационных мероприятий, на наш взгляд, не корректно указывать в качестве целевого показателя сокращение расходов на финансирование учреждений. Мероприятия по оптимизации расходов могут быть реализованы в случае реструктуризации сети образовательных учреждений, направленных на улучшение условий обучения, повышение эффективности использования имущественного комплекса, расширение спектра платных дополнительных услуг.
Предлагаем оценивать целесообразность и возможность оптимизации расходов с использованием метода АВС анализа.
Разработчики метода ABC-анализа Р. Купер и Р. Каплан [6] применяли его при построении систем управления затратами. Современные ученые применяют метод ABC-анализа как средство управления товарным ассортиментом [7], запасами [8], ассортиментом товаров продуктового магазина [9].
Некоторые авторы, такие как Михайлов Ю.И., Лаптев Н.В., Шляжко С.В.[10] выделяют дифференциальный метод ABC-анализа, который предполагает группировку элементов (автомобилей) по определенным признакам (характеристикам): по стоимости, стране-производителю, сроку эксплуатации. Аналогично предыдущим трактовкам авторов Перминова Н.А., Баженов Р.И. [11] приводят группировку ABC-анализ ассортимента обуви по товарным группам накопительным итогом.
Приведенный метод еще не применялся к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Авторы считают целесообразным рассмотреть применение данного метода и в сфере расходов бюджета. Так, анализ с помощью метода АВС – это первый шаг в оптимизации расходов бюджета, поскольку данный метод позволяет определить приоритетность расходов бюджета. В нашем случае дифференциальный метод АВС определяет относительную значимость статей расходов к общему объему расходов бюджета.
Дифференциальный метод проведения ABC анализа (правило 80/20) позволяет сгруппировать статьи расходов в общей системе расходов бюджета по следующей схеме:
Группа А – расходы, удельный вес которых составляет около 50%.
Группа В – расходы, удельный вес которых составляет около 30%.
Группа С – остальные расходы, около 20 %.
Если применить методологический подход, связанный с использованием дифференциального метода АВС, то перечень основных статей расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации согласно методу ABC-анализа может выглядеть следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Группирование расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
Статья |
Доля статьи расходов, % |
Принадлежность к группе АВС |
Итого, % |
Образование |
22 |
А |
62 |
Социальная политика |
20 |
А |
|
Здравоохранение |
20 |
A |
|
Национальная экономика |
13 |
B |
30 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
7 |
B |
|
Межбюджетные трансферты |
6 |
B |
|
Общегосударственные вопросы |
4 |
B |
|
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2 |
С |
8 |
Физическая культура и спорт |
1 |
С |
|
Национальная безопасность |
1 |
С |
|
Культура, кинематография |
1 |
С |
|
Охрана окружающей среды |
1 |
С |
|
Средства массовой информации |
1 |
С |
|
Национальная оборона |
1 |
С |
|
Итого |
100 |
Х |
100 |
Таким образом, в данном случае метод АВC – анализа предполагает определение для каждой группы расходов доли в общих бюджетных расходах и роли в формировании доходов бюджета. Однако, по нашему мнению, для обоснования оптимизации расходов бюджета недостаточно применения только лишь дифференциального метода АВС.
В вышеупомянутом контексте приведенный метод имеет множество недостатков и не позволяет в полной мере раскрыть принцип Парето. Методология проведения ABC-анализа основана на принципе Парето, который предусматривает, что для достижения 80% ожидаемого результата достаточно управление 20% факторами. Метод АВС позволяет сгруппировать статьи расходов в структуре расходов бюджета, исходя из принципа Парето по следующей схеме:
Группа А – наиболее важные расходы, удельный вес которых составляет около 20% приносят 80 % ожидаемого результата
Группа В – промежуточные расходы, удельный вес которых составляет около 30% приносят 15 % ожидаемого результата
Группа С – наименее ценные расходы, около 50 % приносят только лишь 5 % ожидаемого результата.
Сгруппируем статьи расходов по методу ABC-анализ расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на примере Еврейской автономной области (таблица 2).
Таблица 2
ABC-анализ расходов консолидированного бюджета Еврейской автономной области
в 2015 году
Наименование |
План, млн.руб. |
Факт, млн.руб. |
Отклонение от плана |
% отклонения |
% исполнения |
Доля факт. расходов |
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
5=4/итого |
6 |
7=3/итого |
Образование |
2349,25 |
2286,87 |
-62,38 |
-10,3% |
97,34 |
22,32% |
Социальная политика |
1893,4 |
2072,3 |
178,9 |
29,4% |
109,45 |
20,23% |
Здравоохранение |
1618,97 |
2071,11 |
452,14 |
74,4% |
127,93 |
20,21% |
Национальная экономика |
1324,98 |
1316,66 |
-8,32 |
-1,4% |
99,37 |
12,85% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
673,84 |
796,28 |
122,44 |
20,2% |
118,17 |
7,77% |
Межбюджетные трансферты |
647,01 |
625,63 |
-21,38 |
-3,5% |
96,70 |
6,11% |
Общегосударственные вопросы |
518,45 |
482,73 |
-35,72 |
-5,9% |
93,11 |
4,71% |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
229,74 |
225,71 |
-4,03 |
-0,7% |
98,25 |
2,20% |
Физическая культура и спорт |
135,25 |
131,01 |
-4,24 |
-0,7% |
96,87 |
1,28% |
Национальная безопасность |
125,65 |
120,02 |
-5,63 |
-0,9% |
95,52 |
1,17% |
Культура, кинематография |
70,85 |
68,39 |
-2,46 |
-0,4% |
96,53 |
0,67% |
Охрана окружающей среды |
31,38 |
30,31 |
-1,07 |
-0,2% |
96,59 |
0,30% |
Средства массовой информации |
14,71 |
13,83 |
-0,88 |
-0,1% |
94,02 |
0,13% |
Национальная оборона |
4,7 |
4,88 |
0,18 |
0,0% |
103,83 |
0,05% |
Итого |
9638,21 |
10245,73 |
607,52 |
Х |
101,69 |
Х |
Исходя из данных значений доли фактических расходов таблицы 2 видно, что крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются традиционные для консолидированных бюджетов субъектов РФ образование, здравоохранение и социальная политика. Расходы на социальную политику резко выросли в 2015 г. в связи с необходимостью предоставления мер социальной защиты. В 2015 г. также наблюдался резкий рост расходов на поддержку ЖКХ (на дорожное хозяйство) и на здравоохранение. Таким образом, только три статьи (социальная политика, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство) были перевыполнены по сравнению с планом на начало года. Если в качестве результата принять выполнение плана, то можно с большей долей вероятности в группу А отнести только здравоохранение, так его доля составила 20 % и принесло результата 75 %. В группу В необходимо отнести социальную политику и здравоохранение (доля 30%, результат – перевыполнение плана). А все остальные расходы в группу С, так как они приносят наименьший результат, хотя их доля 50%.
Однако и второй подход, по нашему мнению, является неоднозначным и ошибочным, так как основная отдача от расходов должна проявляться в увеличении доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Результаты и обсуждения
Группирование по отдельным статьям расходов позволит сопоставить их с доходными статьями бюджета и выявить те, которые приносят существенный вклад в формирование доходной части бюджета. К примеру, статья расходов «заработная плата и начисления на нее» приносит значительный вклад при формировании доходной статьи консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в виде отчислений по налогу на доходы физических лиц.
Необходимо в текущих условиях не сокращать финансирование расходных статей, которые приносят максимальную отдачу (группы А и В), по остальным (группа С) - не увеличивать темпы или сокращать те статьи расходов, которые приносят наименьший доход.
В таком контексте появляется возможность применить методику АВС – анализа и к расходам на заработную плату сети государственных и муниципальных учреждений при оптимизации расходов в сопоставлении с результатом и распределять доходы от оказания платных услуг в соответствии со следующей методикой:
Группа А – 20 % расходов на заработную плату приносят 80 % доходов от платных услуг;
Группа В – 30 % расходов на заработную плату приносят 15 % доходов от платных услуг;
Группа С – 50 % расходов на заработную плату приносят 5 % доходов от платных услуг.
Таким образом, методика АВС анализа к оптимизации расходов позволяет определить приоритетность оптимизации расходов не только консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, но и отдельного учреждения, в том числе бюджетного.
Выводы
Авторами был обоснован методический подход, которые позволил использовать метод АВС анализа в оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В частности, данный подход позволит определить не только значимость статей расходов с точки зрения стратегии и тактики бюджетной политики региона, но и роль отдельных статей расходов в формировании доходов бюджета. Аналогичный подход может применяться и для организаций любой формы хозяйствования.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления