INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Налоговый потенциал территории и его оценка

Тerritorial tax potential and its evaluation



УДК 336.22:332

09.10.17 11:35
4953

Выходные сведения: Литвинова В. В. Налоговый потенциал территории и его оценка // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/nalogovyy-potentsial-territorii-i-e/

Авторы:
Литвинова В. В., младший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация, e-mail: w_litvinova@mail.ru

Authors:
Litvinova V. V., assistant researcher of the Research Financial Institute, Moscow, Russian Federation, e-mail: w_litvinova@mail.ru

Ключевые слова: налог; ВРП; налоговый потенциал; оценка налогового потенциала; собираемость налогов; налоговая база; налоговая ставка; НДС; НДПИ; НДФЛ; налог на прибыль; налог на имущество; акцизы

Keyword: tax; GRP; tах сарасitу; tax collection; tax base; tax rate; VAT; MET; PIT; income tax; property tax; excise tax

Аннотация: Показатель налогового потенциала имеет важное практическое значение, так как используется при расчете уровня бюджетной обеспеченности для предоставления дотаций регионам со стороны федерального бюджета и муниципальным образованиям со стороны регионального бюджета. Налоговый потенциал – это эталонное значение, которое необходимо учитывать при формировании стратегии развития территории. Кроме того, этот показатель имеет информационно-аналитическое значение и может использоваться для сравнения территорий между собой.

Цель статьи – предложить наглядную, основанную на открытых данных методику оценки налогового потенциала территории и апробировать ее на Северо-Западном федеральном округе. Для этого в статье решаются следующие задачи. Рассматриваются два определения налогового потенциала – как ресурсная база, подлежащая налогообложению, и как возможный доход, получаемый в процессе налогообложения. Приводится классификация налогового потенциала: по уровням бюджетной и налоговой системы, отраслям экономики, видам экономический деятельности, группам налогов, видам налогов, видам субъектов хозяйствования, временному горизонту и по способу расчета. Рассматриваются методики оценки налогового потенциала, их достоинства и недостатки.

В заключение в статье представлена авторская методика оценки налогового потенциала территории, которая апробирована на Северо-Западном федеральном округе. По итогам расчетов налоговый потенциал равен этого федерального округа равен 13,92%. У Северо-Западного федерального округа крайне низкий потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых и огромный потенциал по прочим налогам, в частности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Кроме того, у Северо-Западного федерального округа значительный налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц.

Annotation: The indicator of tax potential is of great practical importance, as it is used in calculating the level of budgetary provision for granting subsidies to regions from the federal budget and municipal entities from the regional budget. The tax potential is a reference value that should be taken into account when forming a strategy for the development of the territory. In addition, this indicator is of information-analytical importance and can be used to compare the territories among themselves.

The purpose of the article is to offer a visual, based on open data assessment of the territorial tax potential and to test it in the North-West Federal District. For this purpose, the following problems are solved in the article. Two definitions of tax potential are considered - tax potential as a resource base subject to taxation, and tax potential as a possible income received in the process of taxation. The classification of the tax potential is described: according to the levels of the budgetary and tax system, branches of the economy, types of economic activity, groups of taxes, types of taxes, types of business entities, time horizon and calculation experiment. Methods of assessing the tax potential, their advantages and disadvantages are considered.

In conclusion, the author presents the author's methodology for assessing the tax potential of the territory, which has been tested in the North-West Federal District. Based on the results of calculations, the tax potential of this federal district is equal to 13.92%. The North-West Federal District has extremely low potential for mining tax and a huge potential for other taxes, in particular for transport tax and personal property tax. In addition, the North-West Federal District has a significant tax potential for personal income tax.

Налоговый потенциал территории и его оценка
Введение

Изучение и измерение налогового потенциала территории приобретает большую важность в условиях дефицитных бюджетов и роста дотационности регионов. Налоговый потенциал территории также важен с точки зрения ее инвестиционной привлекательности, потому что он определяет богатство территории, ее финансовую устойчивость. Однако необходимо иметь в виду, что высокий налоговый потенциал территории может означать и чрезмерную налоговую нагрузку, что снижает уровень инвестиционной привлекательности.

Принятая идеология налоговой политики предусматривает стимулирование развития как отдельных регионов, так и отдельных видов деятельности, что должно значительно увеличить налоговый потенциал государства в целом и территорий в частности [11, с. 90].

Материалы и методы

Несмотря на то, что такие понятия, как налог, налоговая база и налоговая ставка, однозначно определены в налоговом законодательстве, понятие налогового потенциала допускает множество вариантов толкования. Все определения можно разделить на две группы: налоговый потенциал как ресурсная база, подлежащая налогообложению, и как возможный доход, получаемый в процессе налогообложения.

1.     Налоговый потенциал как ресурсная база, подлежащая налогообложению.

Налоговый потенциал – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории [20, с. 31]. Налоговый потенциал – объекты обложения, сгруппированные по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку [1, с. 17].

2.     Налоговый потенциал как возможный доход, получаемый в процессе налогообложения.

Под налоговым потенциалом территории (по какому-либо налогу) обычно подразумеваются максимальные налоговые поступления, которые могут быть собраны на данной территории при условии применения единых условий взимания налога (ставка, база, льготы и т. д.) и единых (средних или максимальных) усилиях налоговой администрации [16, с. 10]. Налоговый потенциал – совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения [2].

Количественная оценка налогового потенциала может быть представлена как в абсолютных (максимально возможный объем собираемых на территории налогов), так и относительных величинах. Налоговый потенциал территории может быть рассчитан как в комплексе по всем собранным налогам либо по каждому виду налога в отдельности [13, с. 45].

Близкое к налоговому потенциалу понятие – собираемость налогов [12, с. 50]. В профессиональной налоговой среде под собираемостью принято понимать соотношение фактически уплаченного объема налоговых платежей к начисленному объему налогов [7, с. 22]. Таким образом, если собираемость налогов – это реальное значение поступлений налогов, то налоговый потенциал – максимально возможное.

Можно выделить следующие виды налогового потенциала (см. табл. 1):

Таблица 1

Классификация налогового потенциала

Критерий

Классификация

По уровням бюджетной и налоговой системы

·         налоговый потенциал страны;

·         налоговый потенциал федерального округа;

·         налоговый потенциал субъекта РФ (региональный налоговый потенциал);

·         налоговый потенциал муниципального образования

По отраслям экономики, видам экономической деятельности

·         налоговый потенциал нефтяного, газового секторов экономики;

·         налоговый потенциал обрабатывающих производств;

·         налоговый потенциал финансового сектора экономики и др.

По группам налогов

·         налоговый потенциал федеральных налогов;

·         налоговый потенциал региональных налогов;

·         налоговый потенциал местных налогов;

·         налоговый потенциал специальных налоговых режимов

По видам налогов

налоговый потенциал по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, страховым взносам, НДФЛ, налогу на имущество и др.

По видам субъектов хозяйствования

·         налоговый потенциал крупнейших налогоплательщиков;

·         налоговый потенциал субъектов среднего бизнеса

·         налоговый потенциал субъектов малого бизнеса

По временному горизонту

·         текущий налоговый потенциал;

·         стратегический налоговый потенциал

По способу расчета

·         абсолютный

·         индексный

Источник: составлено автором с использованием [4].

Примечание: малым предприятием является компания с ежегодным доходом от предпринимательской деятельности до 800 млн руб. и среднесписочной численностью до 100 человек. Показатели для среднего бизнеса – соответственно 2 млрд руб. и 101–250 человек.

Налоговый потенциал делится на стратегический налоговый потенциал и тактический (текущий) налоговый потенциал. Текущий налоговый потенциал – это потенциал, рассчитанный за текущий налоговый период, тогда как стратегический налоговый потенциал рассчитывается за будущие периоды в качестве планируемого.

Существует множество методик оценки налогового потенциала территории, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (см. табл. 2).

Таблица 2

Методики оценки налогового потенциала территории

Методы

Преимущества

Недостатки

Методы, основывающиеся на показателях формирования налоговых доходов (прямые)

Фактический метод

Простота расчетов

Завышает уровень налогового потенциала, не учитывает уровень собираемости налогов

Метод прямого счета по видам налогов

Точность и полнота

Высокая длительность расчетов, существенные требования к качеству и сопоставимости информации

Метод построения репрезентативной налоговой системы

Позволяет объективно оценить налоговый потенциал территории, учитывает особенности отдельных налогов

Большое количество данных, трудоемкость их сбора, временной лаг при публикации статистической информации

Метод корректировки фактических налоговых поступлений прошлых лет

Простота расчетов, доступность данных

Недостаточная достоверность результатов, обусловленная использованием информационной базы прошлых периодов

Методы, основывающиеся на показателях экономической активности (косвенные)

На основе показателя среднедушевых доходов населения

Простота расчетов и доступность данных, учет зависимости бюджета региона от уровня доходов проживающего в нем населения

Не учитывает доходы нерезидентов, теневые доходы, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России

На основе показателя валового регионального продукта (ВРП)

Простота расчетов, доступность статистических данных, учет совокупного дохода, произведенного в регионе, в том числе доходов нерезидентов

Не учитывает особенности налоговых баз и ставок отдельных налогов, неравенство ставок налогообложения в различных регионах. Нет строгой прямой зависимости между налоговым потенциалом и ВРП, нереально достичь высоких значений налогового потенциала

 

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, какой подход и какие показатели необходимо применять для расчета налогового потенциала.

При расчете налогового потенциала важной функцией является простота и доступность расчетов, являющиеся преимуществом фактического метода. Формула расчета налогового потенциала фактическим методом:

НПР = Ф + З + Л,                                                        (1)

где НПР — налоговый потенциал территории; Ф – фактическое поступление налогов; З – прирост задолженности за отчетный период; Л – сумма налога, приходящегося на региональные и местные льготы.

 

Метод прямого счета заключается в расчете суммы потенциалов каждого из налогов. При этом налоговый потенциал каждого налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на предельную ставку.

Метод репрезентативной налоговой системы имеет вид:

,                                                                   (2)

где:

 – налоговый потенциал i-го региона страны (объем возможных налоговых доходов, которые получил был субъект федерации, если бы он применял на своей территории типичную налоговую систему);

НБk – налоговая база k-го налога i-го региона страны;

НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му налоговому доходу (%).

Приведем пример косвенного метода расчета. Показатель ВРП более полно отражает экономическую ситуацию в регионе, чем показатель среднедушевого дохода. Среднедушевой доход не учитывает доходы нерезидентов, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России.

В соответствии методом оценки на основе ВРП налоговый потенциал территории можно рассчитать по формуле:

                                          


Результаты и обсуждение

Многообразие подходов делает актуальной разработку универсальной методики оценки налогового потенциала территории. Разработанная автором методика использует широко доступные данные официальной статистики и наглядна в использовании.

Для расчета налогового потенциала территории необходимо составить лепестковую диаграмму, отложив на осях каждый из показателей (рис. 1). Затем вычисляется площадь полученной фигуры и относится к площади фигуры при максимально возможных значениях всех составляющих элементов (то есть реальная территория сравнивается с некой эталонной территорией). Полученная доля, выраженная в процентах, и будет являться налоговым потенциалом:


Таблица 3

Показатели для расчета налогового потенциала

 

Северо-Западный ФО

Максимальный размер

НДС

 

 

Валовой региональный продукт

6 790 200

22 713 900

Налог на прибыль организаций

 

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций

832 722

2 895 720

Налог на имущество организаций

 

 

Стоимость основных фондов

17 400 366

50 049 197

Акцизы

 

 

Добыча нефти, включая газовый конденсат

30 324

299 370

Производство водки

7,8

20,8

Производство коньяка

1618

3223

Производство вин

14 691

26 952

Производство вин игристых и газированных

4237

4500

Производство пива, кроме отходов пивоварения

62,7

228

НДПИ

 

 

Добыча угля

14 681

311 964

Добыча нефти, включая газовый конденсат

30 324

299 370

Добыча природного и попутного газа

4862

534 514

НДФЛ

 

 

Среднегодовая численность занятых

6702,4

18 962,6

Среднедушевые денежные доходы населения

32 388

38 776

Земельный налог

 

 

Площадь территории

1 686 972

6 216 000

Прочие налоги и сборы

 

 

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения

307,4

322,6

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

25,7

26,1



Рисунок 1. Налоговый потенциал Северо-Западного федерального округа

 

В нашем случае налоговый потенциал равен 13,92%. У Северо-Западного федерального округа крайне низкий потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых и огромный потенциал по прочим налогам, в частности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Кроме того, у Северо-Западного федерального округа значительный налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц.

Выводы

Таким образом, существует множество методик оценки налогового потенциала. Какую из них выбрать, решает сам исследователь, сравнивая достоинства и недостатки методик. Автором статьи предложена еще одна методика оценки, более наглядная, благодаря тому, что сильные и слабые стороны территории видны на лепестковой диаграмме. Кроме того, в авторской методике используются только данные Росстата, что облегчает процесс расчета налогового потенциала. 



Библиографический список


1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. 591 с.
2. Архипцева Л. М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 7. C. 39–46.
3. Балаева Д. А. Экономическое развитие региона: современный аспект (на примере Республики Северная Осетия – Алания) // Право и инвестиции. 2013. № 3-4. С. 26–28.
4. Вачугов И. В. Теоретические основы и пути повышения налогового потенциала региона: Автореф. дис. ... к. э. н. Нижний Новгород, 2003.
5. Гацаев А. И., Каменсков С. А. Налоговый потенциал в системе планирования налоговых поступлений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56). С. 28-31.
6. Горшкова Н. В., Шаманин В. И. Методические подходы к оценке налогового потенциала региона на примере Волгоградской и Ростовской областей // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экон. Экол. 2016. № 2 (35). С. 90–102.
7. Гурвич Е. Т., Суслина А. Л. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 22–33.
8. Игонина Л. Л., Кусраева Д. Э. О методиках оценки налогового потенциала региона – субъекта РФ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Том 7. № 4 (часть 2). C. 197–201.
9. Исрапилов Х. А., Сулейманов М. М. Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 860–873.
10. Лазарян С. С., Черноталова М. А. Влияние налоговой политики на уровень инвестиций частного сектора // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 3. С. 71–84.
11. Малис Н. И. Налоговая политика на среднесрочный период: оптимизация льгот и стимулирование инвестиций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 89–95.
12. Нигматуллин И. Г. Современное состояние теоретических исследований по вопросу государственной финансовой политики // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 43–54.
13. Попова Г. Л. Классификация формализованных методов оценки налогового потенциала // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 34 (385). С. 44–55.
14. Пугачев А. А. Совершенствование налогового администрирования как элемент развития налогового потенциала региона // Социальные и гуманитарные знания. 2015. Т. 1. № 3(3). С. 180–189.
15. Симонов А. Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. 2014. №1. С. 423-425.
16. Синельников-Мурылев С. Г., Кадочников П., Идрисов Г. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. М.: Институт Гайдара, 2011. 180 с.
17. Cугарова И. В. Экономический потенциал – основа формирования налогового потенциала региона // Право и инвестиции. 2013. № 3-4. С. 29–32.
18. Токаева С. К. Экономическое развитие региона и пути укрепления налогового потенциала (на примере Республики Северная Осетия – Алания) // Право и инвестиции. 2013. № 3-4. С. 33–36.
19. Ферзилаева Р. Н. Исследование основных тенденций развития налогового потенциала Республики Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 296–299.
20. Шалюхина М. Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. 2001. № 1. С. 31–34.


References


1. Aronov A. V., Kashin V. A. Nalogovaya politika i nalogovoe administrirovanie. Moscow, Ekonomist. 2006. 591 p.
2. Arkhiptseva L. M. Nalogovyj potentsial: teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya v planirovanii nalogovyh postuplenij. Nalogi i nalogooblozhenie. 2008. No. 7. Pp. 39–46.
3. Balaeva D. A. Ekonomicheskoe razvitie regiona: sovremennyi aspekt (na primere Respubliki Severnaya Osetiya – Alaniya). Pravo i investitsii. 2013. No 3-4. Pp. 26–28.
4. Vachugov I. V. Teoreticheskie osnovy i puti povysheniya nalogovogo potentsiala regiona. Dis. ... econ. sc. Nizhny Novgorod. 2003.
5. Gatsaev A. I., Kamenskov S. A. Nalogovyi potentsial v sisteme planirovaniya nalogovykh postuplenii. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2015. No. 1 (56). Pp. 28-31.
6. Gorshkova N. V., Shamanin V. I. Metodicheskie podkhody k otsenke nalogovogo potentsiala regiona na primere Volgogradskoi i Rostovskoi oblastei. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3, Ekon. Ekol. 2016. No 2 (35). Pp. 90–102.
7. Gurvich E. T., Suslin A. L. Dinamika sobiraemosti nalogov v Rossii: makroehkonomicheskij podhod. Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2015. No. 4. Pp. 22–33.
8. Igonina L. L., Kusraeva D. E. O metodikah otsenki nalogovogo potentsiala regiona – sub"ekta RF. Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. Vol. 7. No. 4 (part 2). Pp. 197–201.
9. Israpilov Kh. A., Suleimanov M. M. Rol' regional'noi nalogovoi politiki v ukreplenii nalogovogo potentsiala territorii. Nalogi i nalogooblozhenie. 2015. No 11. Pp. 860–873.
10. Lazaryan S. S., Chernotalova M. A. Vliyanie nalogovoi politiki na uroven' investitsii chastnogo sektora // Nauchno-issledovatel'skij finansovyi institut. Finansovyi zhurnal. 2017. No. 3. Pp. 71–84.
11. Malis N. I. Nalogovaya politika na srednesrochnyj period: optimizatsiya l'got i stimulirovanie investitsij. Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2014. No. 3. Pp. 89–95.
12. Nigmatullin I. G. Sovremennoe sostoyanie teoreticheskih issledovanij po voprosu gosudarstvennoj finansovoj politiki. Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2015. No. 3. Pp. 43–54.
13. Popova G. L. Klassifikatsiya formalizovannykh metodov otsenki nalogovogo potentsiala. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika, 2014. No. 34 (385). Pp. 44–55.
14. Pugachev A. A. Sovershenstvovanie nalogovogo administrirovaniya kak element razvitiya nalogovogo potentsiala regiona. Sotsial'nye i gumanitarnye znaniya. 2015. T. 1. No. 3(3). Pp. 180–189.
15. Simonov A. Yu. Nalogovyi potentsial. Molodoi uchenyi. 2014. No. 1. Pp. 423-425.
16. Sinel'nikov-Murylev S. G., Kadochnikov P., Idrisov G. Nalog na pribyl' predpriyatii: analiz reformy 2001 goda i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov. Moscow, Institut Gaidara. 2011. 180 p.
17. Sugarova I. V. Ekonomicheskii potentsial – osnova formirovaniya nalogovogo potentsiala regiona. Pravo i investitsii. 2013. No. 3-4. Pp. 29–32.
18. Tokaeva S. K. Ekonomicheskoe razvitie regiona i puti ukrepleniya nalogovogo potentsiala (na primere Respubliki Severnaya Osetiya – Alaniya). Pravo i investitsii. 2013. No. 3-4. Pp. 33–36.
19. Ferzilaeva R. N. Issledovanie osnovnykh tendentsii razvitiya nalogovogo potentsiala Respubliki Dagestan. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. No. 10-2 (63-2). Pp. 296–299.
20. Shalyukhina M. N. Nalogovyi potentsial regiona: problemy otsenki, formirovaniya i effektivnogo ispol'zovaniya. Nalogovyi vestnik. 2001. No. 1. Pp. 31–34.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления