Изучение и измерение налогового потенциала территории приобретает большую важность в условиях дефицитных бюджетов и роста дотационности регионов. Налоговый потенциал территории также важен с точки зрения ее инвестиционной привлекательности, потому что он определяет богатство территории, ее финансовую устойчивость. Однако необходимо иметь в виду, что высокий налоговый потенциал территории может означать и чрезмерную налоговую нагрузку, что снижает уровень инвестиционной привлекательности.
Принятая идеология налоговой политики предусматривает стимулирование развития как отдельных регионов, так и отдельных видов деятельности, что должно значительно увеличить налоговый потенциал государства в целом и территорий в частности [11, с. 90].
Несмотря на то, что такие понятия, как налог, налоговая база и налоговая ставка, однозначно определены в налоговом законодательстве, понятие налогового потенциала допускает множество вариантов толкования. Все определения можно разделить на две группы: налоговый потенциал как ресурсная база, подлежащая налогообложению, и как возможный доход, получаемый в процессе налогообложения.
1. Налоговый потенциал как ресурсная база, подлежащая налогообложению.
Налоговый потенциал – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории [20, с. 31]. Налоговый потенциал – объекты обложения, сгруппированные по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку [1, с. 17].
2. Налоговый потенциал как возможный доход, получаемый в процессе налогообложения.
Под налоговым потенциалом территории (по какому-либо налогу) обычно подразумеваются максимальные налоговые поступления, которые могут быть собраны на данной территории при условии применения единых условий взимания налога (ставка, база, льготы и т. д.) и единых (средних или максимальных) усилиях налоговой администрации [16, с. 10]. Налоговый потенциал – совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения [2].
Количественная оценка налогового потенциала может быть представлена как в абсолютных (максимально возможный объем собираемых на территории налогов), так и относительных величинах. Налоговый потенциал территории может быть рассчитан как в комплексе по всем собранным налогам либо по каждому виду налога в отдельности [13, с. 45].
Близкое к налоговому потенциалу понятие – собираемость налогов [12, с. 50]. В профессиональной налоговой среде под собираемостью принято понимать соотношение фактически уплаченного объема налоговых платежей к начисленному объему налогов [7, с. 22]. Таким образом, если собираемость налогов – это реальное значение поступлений налогов, то налоговый потенциал – максимально возможное.
Можно выделить следующие виды налогового потенциала (см. табл. 1):
Таблица 1
Классификация налогового потенциала
Критерий |
Классификация |
По уровням бюджетной и налоговой системы |
· налоговый потенциал страны; · налоговый потенциал федерального округа; · налоговый потенциал субъекта РФ (региональный налоговый потенциал); · налоговый потенциал муниципального образования |
По отраслям экономики, видам экономической деятельности |
· налоговый потенциал нефтяного, газового секторов экономики; · налоговый потенциал обрабатывающих производств; · налоговый потенциал финансового сектора экономики и др. |
По группам налогов |
· налоговый потенциал федеральных налогов; · налоговый потенциал региональных налогов; · налоговый потенциал местных налогов; · налоговый потенциал специальных налоговых режимов |
По видам налогов |
налоговый потенциал по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, страховым взносам, НДФЛ, налогу на имущество и др. |
По видам субъектов хозяйствования |
· налоговый потенциал крупнейших налогоплательщиков; · налоговый потенциал субъектов среднего бизнеса · налоговый потенциал субъектов малого бизнеса |
По временному горизонту |
· текущий налоговый потенциал; · стратегический налоговый потенциал |
По способу расчета |
· абсолютный · индексный |
Источник: составлено автором с использованием [4].
Примечание: малым предприятием является компания с ежегодным доходом от предпринимательской деятельности до 800 млн руб. и среднесписочной численностью до 100 человек. Показатели для среднего бизнеса – соответственно 2 млрд руб. и 101–250 человек.
Налоговый потенциал делится на стратегический налоговый потенциал и тактический (текущий) налоговый потенциал. Текущий налоговый потенциал – это потенциал, рассчитанный за текущий налоговый период, тогда как стратегический налоговый потенциал рассчитывается за будущие периоды в качестве планируемого.
Существует множество методик оценки налогового потенциала территории, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (см. табл. 2).
Таблица 2
Методики оценки налогового потенциала территории
Методы |
Преимущества |
Недостатки |
Методы, основывающиеся на показателях формирования налоговых доходов (прямые) |
||
Фактический метод |
Простота расчетов |
Завышает уровень налогового потенциала, не учитывает уровень собираемости налогов |
Метод прямого счета по видам налогов |
Точность и полнота |
Высокая длительность расчетов, существенные требования к качеству и сопоставимости информации |
Метод построения репрезентативной налоговой системы
|
Позволяет объективно оценить налоговый потенциал территории, учитывает особенности отдельных налогов |
Большое количество данных, трудоемкость их сбора, временной лаг при публикации статистической информации |
Метод корректировки фактических налоговых поступлений прошлых лет |
Простота расчетов, доступность данных |
Недостаточная достоверность результатов, обусловленная использованием информационной базы прошлых периодов |
Методы, основывающиеся на показателях экономической активности (косвенные) |
||
На основе показателя среднедушевых доходов населения |
Простота расчетов и доступность данных, учет зависимости бюджета региона от уровня доходов проживающего в нем населения |
Не учитывает доходы нерезидентов, теневые доходы, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России |
На основе показателя валового регионального продукта (ВРП) |
Простота расчетов, доступность статистических данных, учет совокупного дохода, произведенного в регионе, в том числе доходов нерезидентов |
Не учитывает особенности налоговых баз и ставок отдельных налогов, неравенство ставок налогообложения в различных регионах. Нет строгой прямой зависимости между налоговым потенциалом и ВРП, нереально достичь высоких значений налогового потенциала |
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, какой подход и какие показатели необходимо применять для расчета налогового потенциала.
При расчете налогового потенциала важной функцией является простота и доступность расчетов, являющиеся преимуществом фактического метода. Формула расчета налогового потенциала фактическим методом:
НПР = Ф + З + Л, (1)
где НПР — налоговый потенциал территории; Ф – фактическое поступление налогов; З – прирост задолженности за отчетный период; Л – сумма налога, приходящегося на региональные и местные льготы.
Метод прямого счета заключается в расчете суммы потенциалов каждого из налогов. При этом налоговый потенциал каждого налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на предельную ставку.
Метод репрезентативной налоговой системы имеет вид:
, (2)
где:
– налоговый потенциал i-го региона страны (объем возможных налоговых доходов, которые получил был субъект федерации, если бы он применял на своей территории типичную налоговую систему);
НБk – налоговая база k-го налога i-го региона страны;
НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му налоговому доходу (%).
Приведем пример косвенного метода расчета. Показатель ВРП более полно отражает экономическую ситуацию в регионе, чем показатель среднедушевого дохода. Среднедушевой доход не учитывает доходы нерезидентов, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России.
В соответствии методом оценки на основе ВРП налоговый потенциал территории можно рассчитать по формуле:
Многообразие подходов делает актуальной разработку универсальной методики оценки налогового потенциала территории. Разработанная автором методика использует широко доступные данные официальной статистики и наглядна в использовании.
Для расчета налогового потенциала территории необходимо составить лепестковую диаграмму, отложив на осях каждый из показателей (рис. 1). Затем вычисляется площадь полученной фигуры и относится к площади фигуры при максимально возможных значениях всех составляющих элементов (то есть реальная территория сравнивается с некой эталонной территорией). Полученная доля, выраженная в процентах, и будет являться налоговым потенциалом:
Таблица 3
Показатели для расчета налогового потенциала
|
Северо-Западный ФО |
Максимальный размер |
НДС |
|
|
Валовой региональный продукт |
6 790 200 |
22 713 900 |
Налог на прибыль организаций |
|
|
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций |
832 722 |
2 895 720 |
Налог на имущество организаций |
|
|
Стоимость основных фондов |
17 400 366 |
50 049 197 |
Акцизы |
|
|
Добыча нефти, включая газовый конденсат |
30 324 |
299 370 |
Производство водки |
7,8 |
20,8 |
Производство коньяка |
1618 |
3223 |
Производство вин |
14 691 |
26 952 |
Производство вин игристых и газированных |
4237 |
4500 |
Производство пива, кроме отходов пивоварения |
62,7 |
228 |
НДПИ |
|
|
Добыча угля |
14 681 |
311 964 |
Добыча нефти, включая газовый конденсат |
30 324 |
299 370 |
Добыча природного и попутного газа |
4862 |
534 514 |
НДФЛ |
|
|
Среднегодовая численность занятых |
6702,4 |
18 962,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения |
32 388 |
38 776 |
Земельный налог |
|
|
Площадь территории |
1 686 972 |
6 216 000 |
Прочие налоги и сборы |
|
|
Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения |
307,4 |
322,6 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя |
25,7 |
26,1 |
Рисунок 1. Налоговый потенциал Северо-Западного федерального округа
В нашем случае налоговый потенциал равен 13,92%. У Северо-Западного федерального округа крайне низкий потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых и огромный потенциал по прочим налогам, в частности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Кроме того, у Северо-Западного федерального округа значительный налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, существует множество методик оценки налогового потенциала. Какую из них выбрать, решает сам исследователь, сравнивая достоинства и недостатки методик. Автором статьи предложена еще одна методика оценки, более наглядная, благодаря тому, что сильные и слабые стороны территории видны на лепестковой диаграмме. Кроме того, в авторской методике используются только данные Росстата, что облегчает процесс расчета налогового потенциала.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления