Введение
Вопрос оплаты труда работников бюджетной сферы всегда остается достаточно острым. Одним из условий повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи является количественно-качественная обеспеченность медицинским персоналом. Поэтому применение экономических методов управления работниками медицинской организацией оказывает существенное влияние на их мотивацию [1-4]. В условиях рыночных отношений существенно меняется политика в этой области, в особенности это касается оплаты труда, материального поощрения и социальной поддержки медицинских работников. Именно заработная плата является одним из важных компонентов создания мотивационной системы трудовой деятельности [5]. Однако заниженная или завышенная оплата труда становится тем фактором, от которого зависит качество работы, ее интенсивность, результат, а также она может привести к притоку или оттоку внутренней миграции кадров.
Основные результаты исследования
Система оплаты труда, такая как единая тарифная сетка (ЕТС), которая предшествовала одноканальному финансированию, основывается на повременной системе, то есть размер оплаты труда не зависел от его объема и качества [6-7]. Однако были существенные причины использования данного метода, наиболее важной из которых является острая нехватка финансовых средств. Так как данный дефицит воспрепятствовал реализации ожиданий, возлагаемых на бюджетно-страховое финансирование отрасли.
Не смотря на актуальность данной системы, в виду преобладания недостатков над достоинствами она показала свою несостоятельность [8-10]. Примерами негативных явлений, связанных с ЕТС, являются низкий размер оклада и как следствие низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы в целом. Размер оплаты труда мог не достигать прожиточного минимума для трудоспособного населения у всех категорий медицинского персонала, в том числе и врачебного персонала. Такая тенденция привела к снижению конкурентоспособности бюджетной сферы в оплате труда персонала на рынке труда, поэтому согласие занять имеющуюся должность стало важной причиной найма персонала, при этом нивелируя профессионализм, опыт и квалификацию работника [11].
Также отрицательной стороной единой тарифной сетки является низкая степень реакции на внешние факторы, такие как высокие темпы инфляции. Единственным вариантов проиндексировать заработную плату медицинским рабочим можно было благодаря увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ), который соответствовал тарифной ставке первого разряда [12]. Так, руководитель медицинского учреждения не мог оперативно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды в виду жесткой регламентации размеров окладов и надтарифных выплат, поэтому такой инструмент мотивации как повышение уровня заработной платы для привлечения наиболее востребованных специалистов не применялся. Материальное стимулирование в данной системе оплаты труда не было предусмотрено изначально, так как нарушает уравнительный принцип его формирования, лежащий в ее основе. Поэтому размер заработной платы не определяется фактическим объемом и качеством оказанной медицинской помощи, а определялся количеством отработанных часов, наличием квалификации, стажа [13].
Так как наибольшую долю среди источников финансирования составлял бюджет, применение системы оплаты труда в здравоохранении, основанной на единой тарифной сетке, затруднялось в виду дифференциации в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Объем средств ОМС, являющийся на сегодняшний день одним из основных источников финансирования системы здравоохранения в целом, также имеет прямую зависимость объема предоставляемых средств от уровня социально-экономического развития региона [14-15].
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ органы местного самоуправления имели право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. А принятие Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда…» означало отмену ЕТС для всех категорий работников бюджетного сектора экономики. В связи с этим целями отмены ЕТС стали повышение оплаты труда медицинским работникам, повышение эффективности и качества медицинской помощи, развитие мотивации сотрудников к повышению профессионального уровня, оптимизация численности персонала.
В настоящее время уже совершен поэтапный переход учреждений здравоохранения на новые системы оплаты труда (НСОТ), начатый с 1 декабря 2008 г. Основным отличием принятой системы от единой тарифной сетки то, что размер всех элементов заработной платы определяется фактически на уровне ЛПУ. Размер оплаты труда стал зависеть от объема работы, уровня образования и квалификации конкретного работника, должностных требований [20], а то время как оклад работника зависит не от разряда ЕТС, а сменивших их профессиональные квалификационные группы (ПКГ). Для последних на уровне законодательства был предложен базовый размер оклада [15].
Теперь заработная плата состоит из должностного оклада (55-60%), компенсационных (10-15%) и стимулирующих выплат (30%). В условиях НСОТ должностной оклад является основой для применение специальных повышающих коэффициентов [16]. Использование повышающих коэффициентов к окладу позволяет обеспечить дифференциацию оплаты труда внутри отдельных профессиональных групп с учетом сложности выполняемой работы и ее квалификации.
Компенсационные выплаты выплачиваются работнику медицинского учреждения из-за работы на вредном производстве, в особых климатических условиях, в условиях, отклоняющихся от нормальных (за совмещение профессий, сверхурочная работы, за исполнение обязанностей отсутствующего работника, за квалифицированные работы, за ночное время), за работу с документами государственной важности (гостайна) [17].
Стимулирующие выплаты теперь имеют обязательный характер и их размер в должна составлять не менее 30% от всех бюджетных средств, направляемых на оплату труда. [18]. Данный вид выплат начисляется за учёную степень учёная степень (кандидат – 10%, доктор наук – 20%), почётное звание народный врач – 20%, заслуженный врач – 10%, за отличника здравоохранения (нагрудный знак) – 5%, за квалификационную категорию (за 2-ую – 10%, за 1-ую – 15%, за высшую – 20%), за выслугу лет. Стимулирующие выплаты формируются за счет экономии средств на оплату труда, а их величина прямо пропорциональна размеру экономии ФОТ, поэтому их размер не постоянен.
При новой системе работники здравоохранения заинтересованы в повышение своей квалификации, профессиональном росте, в практическом применении имеющихся у них знаний и навыков [19]. При функционировании единой тарифной сетки размер заработной платы мог не увеличиться по мере повышения квалификационной категории или ученой степени работника. Однако при новых условиях применения НСОТ данная ситуация становится невозможной, так как новая система оплаты труда нацелена на обеспечение мотивации к выполнению более сложных и качественных медицинских услуг.
Для дальнейшего совершенствования систем оплаты труда медицинского персонала, а также повышения престижности профессий была принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на основе Указа Президента РФ N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», нацеленного на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг [20]. Данные изменения заключаются в увеличении средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала до 100%, врачам до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, а также оптимизация числа медицинских организаций за счет реорганизации неэффективных учреждений с целью высвобождения дополнительных средств на повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики к 2018 году.
Заключение
Применение новой системы оплаты труда в системе здравоохранения способствует проявлению значительной самостоятельности медицинских учреждений в данной сфере. Несмотря на появляющиеся сложности при определении размера отдельных компонентов заработной планы, внедрение данной системы позволяет руководству медицинской организации более гибко, чем при использовании единой тарифной сетки, обеспечивать соответствие уровня оплаты труда, затрачиваемого медицинскими работниками, уровню квалификации, стажу персонала, а также объему оказанных ими медицинских услуг и их качеству, с целью материального стимулирования.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления