Введение
Перспективными направлениями повышения эффективности использования коечного фонда стационаров являются сегодня мероприятия по замещению отдельных видов медицинской помощи стационарозамещающими (промежуточными) и внебольничными формами медицинского обслуживания, дифференциация коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, обеспечение преемственности в работе учреждений здравоохранения и социального обеспечения [1, 2]. Все это позволит более эффективно использовать коечный фонд стационаров. Однако анализ реализации Программы государственных гарантий показал, что диспропорции объемов медицинской помощи на разных этапах ее оказания сохраняются, а развитие стационарозамещающих форм организации медицинской помощи осуществляется достаточно медленно [3].
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе анализа динамики численность коек в медицинских учреждениях в разрезе районов Курской области, представленных табличным методом, и оценки уровня обеспеченности койками, приходящимися на 10000 населения за 2000-2016гг., представленных графическим способом.
Основные результаты исследования
Экономическое развитие страны определяет стратегическое направление развития здравоохранения, поиск более эффективных способов организации процесса оказания медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала отрасли [4-6]. Одним из показателей эффективности в стационаре является обеспеченность коечным фондом.
В 2007 году отмечено стремительное снижение обеспеченности коечного фонда, после чего наблюдается резкий рост. Данная ситуация объясняется реализацией на территории субъекта приоритетного национального проекта «Здоровье» и областных целевых программ, в том числе программы модернизации здравоохранения. Проводимые в рамках указанных проектов мероприятия, которые осуществлялись за счет сокращения коечного фонда, были направлены на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и увеличение удовлетворенности граждан медицинской помощью. Однако и после 2008 г. продолжает сохраняться устойчивый тренд сокращения уровня обеспеченности коечным фондом населения (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика обеспеченности коечным фондом на 10000 населения Курской области в 2008-2016гг.
Меры по сокращению коечного фонда и кадров вызваны двумя причинами [7-9]. Во-первых, это обусловлено необходимостью уменьшения реальных расходов на здравоохранение. Во-вторых, эти меры направлены на повышение структурной эффективности системы оказания медицинской помощи. Оптимизация коечного фонда в системе здравоохранения Курской области привела к тому, что за последние 5 лет коечный фонд учреждений здравоохранения сократился на 7,3% (758 коек). Для реализации и оптимизации расходования бюджетных ассигнований медицинских организаций различных уровней актуальной проблемой является поиск новых экономически эффективных моделей оказания высококвалифицированной амбулаторной медицинской помощи, в качестве которых можно рассматривать использование стационарозамещающих технологий [10-13]. В ходе реализации «Дорожной карты» сформирована структура общего коечного фонда, соответствующая «Паспорту здоровья населения Курской области», создание которого обеспечено мероприятиями по внедрению информационных систем в рамках реализации областной программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2013 годы».
Среди проведенных преобразований следует выделить значительную работу по формированию трехуровневой модели организации медицинской помощи [14]. Развитие такой системы сопровождается разработкой маршрутов пациентов для всех видов и профилей медицинской помощи (таблица 1). В регионах утверждены нормативные акты по маршрутизации, предусматривающие направление пациентов на более высокие уровни оказания медицинской помощи.
На протяжении 10 лет отмечено преимущественное снижение коечного фонда повсеместно на территории всех районов области, кроме Курского, что объясняется введением в строй ряда объектов расположенных вблизи города, но с фактическим адресом в районе (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика численности коек в районах Курской области в 2005-2015 гг.
Район |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
Изменение 2015 к 2005 |
Изменение 2015 к 2010 |
Беловский |
144 |
89 |
96 |
-48 |
7 |
Большесолдатский |
87 |
76 |
68 |
-19 |
-8 |
Глушковский |
244 |
198 |
127 |
-117 |
-71 |
Горшеченский |
187 |
181 |
159 |
-28 |
-22 |
Дмитриевский |
155 |
165 |
118 |
-37 |
-47 |
Железногорский |
44 |
32 |
33 |
-11 |
1 |
Золотухинский |
152 |
97 |
89 |
-63 |
-8 |
Касторенский |
159 |
139 |
104 |
-55 |
-35 |
Конышевский |
95 |
82 |
74 |
-21 |
-8 |
Кореневский |
141 |
131 |
104 |
-37 |
-27 |
Курский |
2292 |
2204 |
2724 |
432 |
520 |
Курчатовский |
118 |
65 |
51 |
-67 |
-14 |
Льговский |
118 |
216 |
192 |
74 |
-24 |
Мантуровский |
121 |
95 |
88 |
-33 |
-7 |
Медвенский |
112 |
101 |
89 |
-23 |
-12 |
Обоянский |
253 |
199 |
153 |
-100 |
-46 |
Октябрьский |
118 |
120 |
125 |
7 |
5 |
Поныровский |
79 |
59 |
56 |
-23 |
-3 |
Пристенский |
209 |
160 |
86 |
-123 |
-74 |
Рыльский |
333 |
314 |
198 |
-135 |
-116 |
Советский |
157 |
137 |
114 |
-43 |
-23 |
Солнцевский |
128 |
102 |
86 |
-42 |
-16 |
Суджанский |
194 |
145 |
141 |
-53 |
-4 |
Тимский |
103 |
81 |
66 |
-37 |
-15 |
Фатежский |
126 |
114 |
92 |
-34 |
-22 |
Хомутовский |
105 |
81 |
64 |
-41 |
-17 |
Черемисиновский |
103 |
76 |
58 |
-45 |
-18 |
Щигровский |
104 |
212 |
183 |
79 |
-29 |
Снижение коечного фонда достигло базисных значений, поэтому дальнейшее падение показателя приведет у неэффективному использованию коек, в связи с чем сократится качество и доступность оказания медицинской помощи. Снижение числа коек является допустимым только при условии, что в амбулаторном секторе будут созданы необходимые предпосылки, которые позволят ему взять на себя объемы медицинской помощи, ранее оказывавшиеся на сокращаемых койках. Так с целью повышения доступности медицинской помощи населению на базе Медвенской ЦРБ был реализован пилотный проект по совершенствованию оказания медицинской помощи сельскому населению с использованием системы удаленного мониторирования отдельных состояний через телемедицинские технологии.
Экономию финансовых ресурсов больницы невозможно осуществлять за счет сокращения врачебного и обслуживающего персонала [15-18]. Так как первые непосредственно оказывают медицинскую помощь населению, а вторые способствуют своевременному, качественному предоставлению медицинской услуги. Так, должность «фельдшер-водитель» скорой медицинской помощи экономит ресурсы различных ЦРБ за счет выполнения обязательств одним работником, однако качество предоставляемых услуг страдает ввиду невозможности осуществлять обе должностные обязанности одновременно. Но проведенная реорганизация поликлиник и их информатизация, масштабное оснащение амбулаторного звена диагностическим оборудованием, создание новой модели участковой службы, в которой обеспечивается специализация врачебного и медсестринского персонала на выполнении отдельных ее функций позволили улучшить доступность первичной медицинской помощи и диагностических исследований [19].
Повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи может быть обеспечено только при условии кадрового укрепления участковой службы [20-23]. В действующей модели участковой службы врач-терапевт, как и врач-педиатр, выступает специалистом по нескольким самым простым заболеваниям и оператором примитивных схем маршрутизации пациентов. Такой функционал участкового врача, с одной стороны, делает эту профессию малопривлекательной, а с другой стороны, является в современных условиях препятствием для повышения качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи. С учетом таких проблем говорить о реализации трудового потенциала как фактора способствующего оптимизации коечного фонда не совсем корректно, и необходимы более детально проработанные направления перехода к стационарзамещающим технологиям, обеспечивающим не только сокращение финансовых потерь, но и медицинскую и социальную эффективность оказания медицинской помощи населению.
Заключение
Коечный фонд и обеспеченность в Курской области после начала нацпроекта «Здоровье» продолжает с 2008 г. устойчиво сокращаться. Так как содержание койки обходится очень дорого, а бюджет ограничен, то целесообразно прибегать к стационарозамещающим технологиям. Снижение коечного фонда в различных районах Курской области возможно в том случае, если амбулаторный сектор может взять на себя объемы медицинской помощи, ранее оказывавшиеся на сокращаемых койках. При этом темпы сокращения числа коек практически во всех районах достаточно быстрые, поэтому следует замедлить данную тенденцию, чтобы не допустить пагубного снижения доступности стационарной медицинской помощи в административных районах для сельских жителей. Эффективность перехода к стационарзамещающим технологиям определяется наличием достаточного в количественно-квалификационном соотношении медицинского персонала для обеспечения эффективной работы имеющихся коек, а также реализации стационарозамещающих технологий. Сокращение коечного фонда без рационализации структуры оказания медицинской помощи в регионе в любом случае снижает доступность населения к ней, в особенности в сельских территориях. Поэтому поиск направления сокращения расходов на здравоохранение необходимо искать не столько в оптимизации ресурсной базы здравоохранения, а за счет снижения затрат на необоснованные представительские расходы и прочих выплат административно-управленческому персоналу всех уровней.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления