Введение
При всем уважении к сторонникам исключительно либерального подхода в регулировании экономки России, которая потерпела крах в 90-е годы и ввергла страну в сильный социально-экономический кризис, по нашему мнению, роль государства в ее развитии должна быть более значимой. В связи с этим основной дискуссионный вопрос - степень вмешательства государства в экономические процессы и инструментарий их регулирования.
Как пишет известный американский экономист П. Самуэльсон: «Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном и взаимозависимом обществе». Такой тренд активно наблюдается в отечественной экономике с начала 21 века, в результате чего значительно повысилась роль инструмента централизации активов под государственным контролем и государственного сектора, особенно, в сырьевых отраслях. Государственные крупные компании становятся определяющими на отечественном рынке в ряде отраслей, в их ведомстве находится большинство экспортно ориентированных товаров. При этом они же являются основными налогоплательщиками, средства которых формируют доходы бюджета, а, значит, и определяют вектор развития экономики в страны.
Если в сырьевом секторе государство прямо участвует, являясь полным собственником активов или основным акционером компании, то в ряде других отраслей его роль проявляется в совокупности прямых и косвенных инструментов регулирования. Особняком и наиболее актуальным из-за значимости продовольственной безопасности и политических взаимоотношений стал вопрос роли государства в развитии аграрного сектора.
Материалы и методы
В исследовании применялся монографический метод, в рамках которого изучалась научная проблема изменения роли государства в регулировании агропродовольственного рынка России в разных состояниях экономики.
Основные результаты исследования
Доминирование либеральной концепции относительно роли государственного регулирования в экономики пришло на смену марксисткой во время реформ в 90-е годы, причем это коснулось и сельскохозяйственной отрасли. Хотя, как показывает практика высокоразвитых стран, ни в одной из них не было полного ухода государства от регулирования в этой отрасли [1]. Более того, международный опыт как раз-таки свидетельствует, что сбалансированное и эффективное развитие сельскохозяйственного производства и устойчивое функционирование агропродовольственного рынка сопутствует активной роли государственного регулирования, меры которого применяется в комплексе с экономическими механизмами [2,3,4].
В период переходной экономки Л.И. Абалкин и И.Н. Буздалов [5, 6] выделяют особую потребность экономики в государственном регулировании в такие «переломные» годы. Это обосновывается тем, что рынок (не только агропродовольствия) в нашей стране был стихийно организованным, слишком влиятельны были монополистские проявления, присутствовала галопирующая инфляция, поэтому на нем не могли сработать только либерально-экономические инструменты. В такой ситуации нельзя было обойтись без государственного регулирования процессов воспроизводства в аграрной сфере.
За прошедшие два десятка лет многие процессы в экономике России были нормализованы, в то же время потребность в регулировании агропродовольственного рынка и поддержке сельскохозяйственного производства государством не исчезла. В силу специфических условий производства и рынка сельское хозяйство ни в одной из стран мира (даже там, где развитый рынок функционирует более столетия) не стала самодостаточной и саморегулируемой системой, способной решать проблемы спроса и предложения сугубо либерально-рыночными инструментами. Среди таких условий, определяющих иррациональность рыночных отношений в сельском хозяйстве, в первую очередь, следует выделить:
- сохраняющийся диспаритет цен на промышленные товары, потребляемые в процессе производства, и ценами на агропродукцию;
- волатильность рубля, что приводит к непредсказуемым колебаниям цен на импортную продукцию (химические средства защиты растений, лекарственные препараты для животных, семена и агротехнику);
- зависимость урожаев от природного фактора;
- труднодоступность кредитных ресурсов и низкая инвестиционная активность.
Помимо данных факторов, определяющих неэквивалентные экономические условия функционирования агропроизводителей в рыночных условиях, следует выделить важнейший социальный фактор, который делает их поддержку государством обязательным – это необходимость обеспечивать продовольственную безопасность населения. Для России, располагающей значительным аграрным потенциалом для увеличения продовольствия, решение проблемы продовольственной безопасности сводится в основном к самообеспечению пищевыми продуктами за счет наращивания сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства, то есть к достижению ее продовольственной независимости, которое должно стать доминантной новой государственной аграрной политики [7,8]. К тому же подобная практика является одним из приоритетов осуществления общеэкономической политики в развитых странах.
Проблема самообеспеченности отечественным продовольствием является важнейшим фактором политической стабильности на современном этапе. Не случайно, что ответом на финансовые санкции западных стран и США стало эмбарго именно на продовольственные товары [9]. Объем импорта продуктов, попавших под эмбарго составляет 9-10 млрд долл. США, что относительно корзины потребления населением продуктов питания России в составляет не менее 10%, а доля в импорте продовольственных товаров превышает 20% [10].
Однако, как отмечают Узун В. и Логинова Д. [11], для многих стран, попавших под российские контрсанкции, сокращение экспорта было не столь значительно. Основными пострадавшими стали Норвегия (как важный поставщик морепродуктов при общем сокращении в 11,3%, доля потерь от санкций составила 10,1%), страны Прибалтики (Литва - 20,7 и 20,6%, Латвия - 21,5 и 11,5%, Эстония 22,8 и 12,2%), Финляндия – 24,5 и 20,9% и Польша – 4,8 и 4,6%, т.е. все географически близкие к России страны, но не имеющие особого политического влияния в ЕС. Следует заметить, что в результате санкций с отечественного рынка вынужден был уйти и ряд крупных иностранных производителей (таких как «Valio» и «Danone») [12]. Это определяет угрозу потери в уровне обеспеченности населения по ряду продовольственных продуктов, в соответствии с чем роль и уровень вмешательства государства в прямую поддержку отечественных агропроизводителей и регулировании агрорынка должна повыситься. Отражено это должно не только объемами увеличения размеров прямой государственной поддержки, но и в совершенствовании механизмов ее доведения до непосредственных производителей в целях обеспечения активизации процессов импортозамещения, особенно дефицитных направлений производства.
Политические соображения импортозамещения продиктованы интересами обеспечения экономической безопасности государства как составной части системы национальной безопасности, поскольку без твердой защиты жизненно важных интересов населения данной страны и бесперебойного снабжения внутреннего продовольственного рынка товарами и услугами государство не в состоянии ее гарантировать [13].
Среди плюсов от введения эмбарго Липницкий Т.В. [14] видит возможность занятия освободившейся рыночной ниши и стимулирование расширения производственной деятельности сельхозорганизаций, обеспечивающих процесс импортозамещения. Это определяется значительными резервами отечественного агропродовольственного рынка, которые позволяют достаточно быстро адаптироваться к санкционным условиям [15, 16]. В то же время для реализации этого помимо прямой поддержки необходимо, по мнению ряда ученых [17], устойчивое макроэкономическое развитие экономики страны, поэтому государственное регулирование должно повышать эффективность развития АПК и его базовых отраслей, при этом способствуя оптимальному балансу между секторами экономики путем развития межотраслевого разделения труда.
Без обеспечения «длинными деньгами» аграрных производителей, которые непосредственно и занимаются импортозамещением продовольствия, реализовать эту стратегию не получится даже в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимым инструментом реализации стратегии импортозамещения становится создание адекватных условий долгосрочного кредитования проектов, обеспечивающих рост аграрного производства [18, 19]. Сейчас компенсировать высокую процентную ставку по кредитам для бизнеса государство пытается через инструмент субсидирование, на который уходит значительная доля из всего объема прямой государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Однако, по мнению ряда ученых [20], следовало бы изменить концепцию государственного регулирования – с компенсационных выплат на стимулирующие. Субсидии на компенсацию части процентной ставки отвлекают средства, которые можно было использовать по другим направлениям, в то время как саму процентную ставку следует сделать более доступной для реального сектора экономики.
Заключение
Роль и инструментарий государства в сложившихся политических и макроэкономических условиях достаточно широки, и для принятия долгосрочной концепции государственного регулирования в области обеспечения продовольственной безопасности необходимо учесть исторические аспекты и подходы к его осуществлению, сложившиеся в мировой науке, с учетом специфики отрасли и условий России.
Роль государства, ограниченная созданием благоприятных инвестиционных условий, может быть только в странах с развитым агрорынком и обладающих естественными природно-климатическими преимуществами. Россия же обладает сравнительно невысоким природным потенциалом и ярко выраженным дисбалансом в межотраслевом обмене (не в пользу агропроизводителей), поэтому государственная поддержка является неотъемлемым элементом обеспечения продовольственной безопасности населения. В условиях же применения продуктового эмбарго ответственность государства, а, следовательно, и его роль должна существенно возрасти, обеспечив скорейшую и эффективную реализации стратегии импортозамещения.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления