Введение
Современное состояние системы здравоохранения РФ характеризуется снижением доступности медицинской помощи, что негативно отражается на уровне заболеваемости и качестве жизни населения [1-3]. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что менее половины россиян в случае заболевания обращаются за медицинской помощью в государственные учреждения. Услугами частных медицинских центров пользуется около 10% населения, остальные предпочитают заниматься лечением самостоятельно и мало заботятся о своем здоровье [4-6]. Как отмечают М.С. Мотышина и М.С. Глаголева [7, 8], население не обращается в государственные поликлиники по причине сложности обращения к врачам и отсутствия предварительной записи на прием. Также зачастую не находится на должном уровне материально-техническое обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений, а также профессионализм медицинского персонала [9].
По мнению ряда исследователей [10-12], для повышения амбулаторно-поликлинического обеспечения населения РФ необходима глубокая реструктуризация и модернизация первичного звена. Безусловно, на сегодняшний день проведено много мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения РФ. Это развитие профилактической направленности здравоохранения и расширение масштабов диспансеризации населения, реорганизация сети больничных учреждений, их укрупнение и сокращение неэффективной части [13-15]. Однако этих мероприятий недостаточно. Проблема недоверия со стороны пациентов, а также другие многочисленные структурные проблемы в развитии и эффективности функционирования амбулаторно-поликлинической сети медицинских организаций в РФ являются злободневными для отрасли здравоохранения, чем и определяется актуальность исследования.
Материалы и методы
В ходе исследования был проведен анализ показателей функционирования амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ на основе данных Федеральной службы государственной статистики за период 2000-2016 гг. [16].
Основным показателем, отражающим эффективность и результативность обслуживания населения, является мощность амбулаторно-поликлинической сети. Показатель мощности отражает количество посещений амбулаторно-поликлинических организаций в смену всего или может быть рассчитан на 10 тысяч человек [17-19]. В ходе исследования проведен анализ показателей мощности амбулаторно-поликлинических организаций РФ в 2000-2016 гг. Также рассмотрена динамика посещаемости врачей населением РФ, отражающая количество посещений врачей в год. Основным методом исследования является трендовый анализ. Исследование проводилось с использованием методологии корреляционно-регрессионного анализа [20]. По результатам были выявлены сложившиеся тенденции и проблемы в развитии амбулаторно-поликлинического звена РФ.
Основные результаты исследования
Общее количество амбулаторно-поликлинических организаций в РФ в период 2000-2004 гг. имело тенденцию к увеличению и составило более 22,1 тысяч. Начиная с 2005 года, отмечается снижение числа данных медицинских учреждений до 15,3 тысяч к 2009 году. Данный факт во многом связан с началом осуществления мероприятий по модернизации системы здравоохранения и оптимизации амбулаторно-поликлинической службы страны (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика количества амбулаторно-поликлинических организаций РФ в 2000-2016 гг.
Начиная с 2009 года, количество амбулаторно-поликлинических организаций в РФ стало увеличиваться и достигло к 2016 году 19,1 тысяч. При этом мощность амбулаторно-поликлинического звена в рассматриваемом периоде имеет устойчивый тренд к росту, о чем свидетельствуют восходящая линия линейной аппроксимации (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика мощности амбулаторно-поликлинических организаций РФ в 2000-2016 гг., всего посещений в смену
В период 2008-2010 гг. отмечается снижение мощности амбулаторно-поликлинических организаций, что может быть связано со спадом в экономике страны на волне экономического кризиса. Неблагоприятная экономическая ситуация привела к необходимости сокращения расходов во многих экономических сферах, в том числе и в здравоохранении. В 2014-2016 гг. фактическая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений стала опережать тренд и достигла более 3,9 млн. посещений в смену.
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций в расчете на 10 тысяч населения в рассматриваемом периоде также имеет тенденцию к росту согласно модели линейной аппроксимации, однако варьирует волнообразно (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика мощности амбулаторно-поликлинических организаций РФ в 2000-2016 гг., посещений в смену на 10 тыс. населения
В период 2005-2007 гг. фактическая мощность амбулаторно-поликлинических организаций превышала ожидаемый уровень, а в 2008-2010 гг. снизилась, что также обусловлено экономическим кризисом. В 2012-2013 гг. отмечается рост мощности амбулаторно-поликлинического звена РФ до уровня, опережающего ожидаемый тренд. В период 2014-2015 гг. отмечается очередное снижение мощности, а в 2016 году – небольшое увеличение. Однако три последних года фактическая мощность амбулаторно-поликлинической сети РФ несколько ниже ожидаемого уровня.
Объем амбулаторно-поликлинической помощи определяется количеством посещений. Число посещений врачей в рассматриваемом периоде также изменяется неоднозначно. На основе модели параболической аппроксимации было установлено, что, несмотря на снижение количества посещений врачей в 2005 году до 1264 млн., к 2008 году отмечается рост количества посещений до 1329,1 млн. Это может быть связано с тем, что период 2006-2008 гг. характеризуется подъемом в экономике страны. Рост уровня жизни людей способствовал повышению внимания к собственному здоровью, а наличие денежных средств дало возможность получать качественную помощь и проходить обследования, не только в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, но и за счет собственных средств (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика количества посещений врачей в РФ в 2000-2008 гг.
Начавшийся в 2009 году экономический кризис негативно отразился и на динамике посещаемости врачей (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика количества посещений врачей в РФ в 2009-2016 гг.
Нисходящая линия модели параболической аппроксимации свидетельствует о снижении числа посещений врачей. Причем в период 2012-2013 гг. отмечается тенденция к небольшому росту уровня посещаемости врачей. Однако в последние 3 года наблюдается устойчивый тренд к сокращению количества посещений до 1237 млн., что является самым низким показателем за 16 лет.
Заключение
В результате проведенного исследования показателей развития сети амбулаторно-поликлинических организаций РФ были выявлены неоднозначные тенденции. С одной стороны, мощность, то есть пропускная способность медицинских организаций, возросла, о чем свидетельствуют статистические данные. С другой стороны, общее количество медицинских организаций первичного звена снижается, что обусловлено процессами оптимизации и модернизации в системе здравоохранения. Происходит сокращение и укрупнение медицинских организаций с целью повышения эффективности функционирования всей отрасли. Однако, несмотря на все организационно-структурные преобразования амбулаторно-поликлинического звена, с 2009 года отмечается общая устойчивая тенденция к снижению уровня посещаемости врачей. Данный факт свидетельствует о снижении доступности медицинской помощи для населения. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны одним из основных стратегических направлений в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. На деле же, доступность медицинской помощи является невысокой, чтобы попасть на прием к врачу в государственную поликлинику зачастую приходится ожидать длительный срок даты приема, либо отстаивать в длинных очередях. Все это приводит к тому, что люди, имеющие финансовые средства, обращаются за помощью в частные медицинские центры, достоинством которых является удобный график приема, отсутствие очередей и вежливость персонала. Другая часть населения и вовсе занимается самолечением либо не заботится о своем здоровье, обращаясь к медикам лишь в случае крайней необходимости при возникновении неотложных состояний.
На наш взгляд, в настоящее время модернизация амбулаторно-поликлинического звена в РФ носит бессистемный характер. Одних структурных преобразований в данной сфере недостаточно. Поскольку охрана здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи является одной из гарантий государства, то необходимы качественные преобразования, реально направленные не только на увеличение количественных показателей результативности функционирования здравоохранения, но и на повышение уровня обслуживания населения и качества амбулаторной медицинской помощи.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления