Введение
В экономике стран постоянно происходят изменения, это связано с научно-техническим прогрессом, изменениями в законодательной базе, расширением экспортных и импортных взаимоотношений, так же и система здравоохранения не стоит на месте и постоянно преобразовывается. На данный момент продолжает происходить взаимосвязь и дополнение друг друга двух секторов системы здравоохранения - государственной и частной системы, что определяет характер поступления финансирование [1-3].
Федеральной Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» является основным документом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения [4]. Закон определяет:
1. Основы охраны здоровья граждан;
2. Права и обязанности сторон в сфере охраны здоровья;
3. Полномочия органов государственной власти;
4. Права и обязанности медицинских организаций;
5. Права и обязанности медицинских работников.
Помимо правовых основ в настоящее время при постоянном развитии общества и технологий остро стоит вопрос о повышении эффективности деятельности системы здравоохранения, а также качественной и доступной медицинской помощи.
Положениями, регулирующими как общие приоритеты государственной политики, так и эффективность управления учреждением здравоохранения, являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и «Стратегия развития здравоохранения на долгосрочный период 2015-2030 гг.». Данная стратегия отражает механизмы планирования и распределения государственных средств, контролирует качество предоставляемых услуг. Определяются факторы, которые снижают эффективность и качество медицинских услуг, и разрабатываются стратегии по их устранению [5,6].
Материалы и методы
Предметом исследования являлись социально-экономические отношения, определяющие модель управления развитием системы здравоохранения и ее эффективность. Проблематика носит теоретический характер, поэтому в исследовании использовался контент-анализ.
Основные результаты исследования
Многие ученые отмечают особенность, которую необходимо учитывать при анализе понятия «эффективность медицинской организации», заключающуюся в том, что в нем скрыты такие аспекты как – экономическая, медицинская и социальная эффективность [7-9]. Трудность сочетания всех компонентов эффективности медицинской деятельности в условиях усиления рыночных процессов и финансовых сложностей в стране определяет то, что большая доля населения не в полной степени удовлетворено качеством оказываемой им помощи, население отмечает необходимость развития системы здравоохранения [10]. А именно качество предоставляемой медицинской помощи и является социальной эффективностью в системе здравоохранения. При этом экономическая эффективность обусловлена затратами и объёмами оказываемой помощи, поэтому является актуальным снижение расходов, при сохранении уровня объёмов помощи, или увеличение объёма оказываемых услуг при сохранении объёмов финансирования [11].
Отрасль здравоохранения является очень ресурсоёмкой, включая в себя все виды ресурсов (финансовые, трудовые, материальные, и т.д.) и в значительном их объеме. Поэтому заинтересованность в эффективном использовании данных ресурсов исходит с самого высокого государственного уровня. Основным моментом деятельности бюджетных учреждений здравоохранения выступает их полное ресурсное обеспечение при рациональном их использовании. Материальные ресурсы потребляются во всех хозяйственных и производственных циклах и переносят свою стоимость на расходы медицинской организации и стоимость предоставляемых услуг. Однако в силу специфики деятельности фактор обеспеченности трудовыми ресурсами высокого уровня квалификации является, по мнению многих ученых и практиков, приоритетным в развитии системы здравоохранения в целом. Финансирование является интегральным видом ресурсов, так как за счет этого обеспечивается качественное материально-техническое обеспечение и формируется достойный уровень оплаты труда для поддержания высокого уровня трудового потенциала отрасли.
Эффективность деятельности медицинских учреждений в последнее время во многом зависит от того на сколько грамотно организовано информационное обеспечение, так как это, по мнению Головиной Н.А. [12], позволяет, с одной стороны, осуществлять внешний контроль за качеством работы, а, с другой стороны, улучшает координацию управлением различными процессами деятельности организации. В последнее время расходы на информационные технологии значительно выросли, однако в сравнении с ведущими зарубежными странами уровень информатизации России отстаёт, по меньшей мере, на десятилетие, что сказывается как на удовлетворении потребностей населения в оказании качественной медицинской помощи, так и на эффективность в разрезе кадрового потенциала. Например, в настоящий момент значительным минусом в учреждениях здравоохранения является неавтоматизированная работа регистратуры, что значительно снижает пропускную способность учреждения и как следствие её эффективность [13, 14].
Развитие здравоохранения в Российской Федерации претерпевает большое количество изменений. На современном этапе складываются показатели эффективности данной отрасли, так как это является актуальной проблемой. Приказ Минздрава России от 12 сентября 2014 года, №503 «Об организации работы по формированию рейтингов государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения», даёт методологию для оценки эффективности деятельности учреждений [15]. Методология представляла собой разделение показателей на составляющие ресурсного потенциала, процесс оказания медицинской помощи и результативность её оказания. Разработка методик для расчёта эффективности это сложная, но актуальная задача для лечебных учреждений, так как она позволяет рационально использовать ресурсы учреждения. Качественную и количественную оценку деятельности учреждения дают методические рекомендации по экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий [16].
В последнее время из-за неблагоприятной экономической ситуации сокращаются бюджетные расходы, поэтому следует повысить эффективность использования средств, так как расходы на здравоохранение занимают большую часть в территориальном бюджете. Это определяет направления оптимизации использования ресурсного потенциала как в рамках отдельных медицинских учреждений, так и в разрезе региона [17].
В амбулаторных и стационарных условиях эффективность деятельности основывается на критериях доступности медицинской помощи и на показателях ресурсного обеспечения [18, 19]. Для этого используются такие расчёты как:
1. Рациональное использование коечного фонда;
2. Показатели качества стационарной помощи;
3. Показатели укомплектованности врачебным персоналом.
Качество является основным требованием со стороны потребителей, и залогом конкурентоспособности организации. Модель по управлению и контролю обеспечения населения качественной медицинской помощью представлена в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Система управления качеством медицинских услуг
В рамках данной модели Шишин Г.Г. [20] определяет такие мероприятия как:
1. контроль качества по наиболее значимым заболеваниям;
2. эффективное использование уже имеющихся ресурсов, а также поиск дополнительных источников финансирования;
3. постоянное профессиональное развитие сотрудников;
4. информатизация учреждений.
Объектами управления, исходя из модели, будут выступать технологические процессы и направления. При этом зарубежная модель здравоохранения несколько отличается от отечественной. Во-первых, это связано со значительным опережением развития, высоким уровнем научно-технического прогресса и т.д. Государство в рамках социальной политики обеспечивает доступность медицинской помощи, в ряде зарубежных стран действуют определённые критерии, которые отвечают за эффективность здравоохранения. Европейская система здравоохранения делает акцент на оказание помощи в Германии, где высокая стоимость лекарственных средств обеспечивает высокую долю безопасности пациента. В данной стране большое значение уделяется профилактике и спортивному развитию населения. В 2008 году на территории страны был создан «Институт качества и эффективности здравоохранения», который контролирует воздействие препаратов на организм, сроки лечения, и стоимость пребывание в стационаре в разрезе конкретного виде заболевания [21, 22].
На здравоохранение и социальное обеспечение в США расходуется около 15% ВВП, в Западной Европе 75%. В данных странах распространено предоставление медицинской страховки, её предоставляют работодатели, которые имеют определённую выгоду, опираясь на частное страхование, которое достаточно развито в зарубежных странах [23].
Рассматривая информатизацию зарубежного здравоохранения, следует заметить, что данный процесс начался давно. В Калифорнии в 2000г. уровень информатизации был высоким даже в бедных районах; почти 90% врачей в США использовали компьютерную технику и имели доступ к сети Интернет. Было доказано, что переход на электронный документооборот является эффективным действием в лечебных учреждениях. Европейские страны делают акцент на развитии информационных технологий, так как для них это является основой для конкуренции. Актуальным также в европейских странах является переход на электронные медицинские карты (развитие данного нововведения началось ещё с 2011 года), кроме этого внедряется использование электронного рецепта, и информатизация пациента, при которой врач рекомендует посещение или даёт рекомендации через электронные сети [24].
Заключение
Для отечественного здравоохранения является актуальным выявление резервов повышения эффективности деятельности медицинских организаций. В первую очередь, это контроль качества по наиболее значимым заболеваниям, эффективное использование уже имеющихся ресурсов, поиск дополнительных источников финансирования, постоянное профессиональное развитие сотрудников, информатизация учреждений. Выявление и использование резервов медицинской организации будет способствовать активному развитию отечественного здравоохранения, переходу его на более высокий уровень и максимальному удовлетворению потребностей современного пациента медицинской организации.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления