Введение
В марте 2014 г. были введены санкции против Российской Федерации, направленные на ограничение внешнеторговых и политических отношений России со странами Европейского Союза, США, Канады, Австралии, Японии и другими государствами, поддержавшими введение санкций. В долгосрочной перспективе, по предположению правительств стран, принявших санкции, они должны привести к ослаблению российской экономики, внутреннему кризису, дестабилизации политической ситуации и подчинению российского правительства условиям, которые выдвигаются для отмены антироссийских санкций, в том числе крайне невыгодных для российской стороны.
Главным образом, были наложены ограничения на финансовый сектор, и введены секторальные санкции в виде запрета на передачу технологий и оборудования для Военно-промышленного комплекса и для подсанкционных нефтегазовых компаний («Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз»). Ответная реакция Российской Федерации в августе 2014 г. заключалась в эмбарго на поставку продуктов питания из США, ЕС и других стран, вводивших санкции [1]. Как известно, российская экономика большие потери понесла только через год после введения санкций на фоне падения цены на сырую нефть. От самих санкций потери наиболее ощутимыми оказались в военно-промышленном комплексе и добывающей отрасли, поскольку западные компании отказались предоставлять необходимые технологии для работы российских компаний. Основная опасность для развития Российской Федерации таится впереди, поскольку жить под санкциями, как показывает мировой опыт, вполне возможно, но сильно страдает уровень технологического развития, что в будущем при дальнейшем отставании страны от передовых мировых технологий может отбросить Россию так далеко, что наверстать упущенное не получится. Учитывая, что текущий этап развития экономики уже называют четвертой промышленной революцией [2], или Индустрия 4.0 (название Германской инициативы, возглавляемой бизнесменами и политиками, выступающей средством повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности через внедрение «киберфизических систем», или CPS, в заводские процессы), для России потеря доступа к технологиям в ближайшие годы может обернуться колоссальными потерями в будущем.
С точки зрения воздействия санкций на продовольственную безопасность Российской Федерации, его можно оценить как положительное, поскольку ввиду ограничений на ввоз импортной продукции АПК активизировались российские производители [3], стремящиеся занять освободившийся рынок.
В связи с тем, что введенные санкции пока не отменены и только ужесточаются [4], проанализируем, как сказались санкции на объемах импорта из основных стран, поддержавших антироссийские меры, а также на изменении объемов товарной продукции, ввозимой из-за рубежа.
Материал и методы
Статья написана с использованием статистико-экономических методов (метод сбора данных, статистического наблюдения, графический метод, метод сравнительного анализа) [5] . В исследовании использовались данные Федеральной службы государственной статистики [6, 7].
Результаты и обсуждение
Не успела российская экономика оправиться от мирового валютного кризиса 2008-2009 гг. [8, 9] и пойти в рост, как в 2014 г. последовал новый удар – ответ на действия России в адрес Украины, не устроивший США и страны Европейского Союза. Введенные санкции сказались на развитии российской экономики в виде ограничения доступа к современным технологиям по добыче энергоносителей и, как следствие, приостановкой перспективных объектов по разработке месторождений, отсрочке и удорожанию введения в эксплуатацию военной техники в рамках перевооружения армии, ограничении импорта продовольствия, что, в свою очередь, стало толчком к развитию собственного АПК [10-14], позволив начать укрепление продовольственной безопасности страны [15]. Ограничения в банковском секторе [16], грозившие отключением России от мировых платежных систем VISA и MASTER CARD, ускорили создание национальной платежной системы МИР.
В результате охлаждения отношений с западными странами Россия активно стала налаживать торгово-экономические отношения с Азиатскими и Восточными странами, развивать интеграционные объединения со странами, входившими в состав СССР и поддерживающими решения России, не переставая интегрироваться в мировые глобализационные процессы [17-20].
В результате введения антироссийских санкций и ответного продовольственного эмбарго объемы импорта из стран дальнего зарубежья и Европейского Союза (ЕС) сократились. Особенно заметно изменение импорта из стран ЕС - практически вдвое в абсолютном выражении, или сокращение с 128 до 66 млрд. долл. США. Вторым крупнейшим импортером в Россию были США, в абсолютном выражении поставлявшие в 7,8 раз меньше продукции, чем ЕС, и потерявшие, как ни странно меньше всех остальных стран – всего 28,7% от объемов 2013 г., в то время, как импорт из Канады упал на 70,8%, из Норвегии на 62,8%, из Японии на 57,3% (рисунок 1).
Источник: данные Федеральной службой государственной статистики РФ [7, 8]
Рисунок 1 – Динамика изменения объемов импорта в Российскую Федерацию из ведущих стран, поддержавших санкции 2012-2016 гг., млрд. долл. США
В Евросоюзе крупнейшие потери от ухудшения отношений с Россией в абсолютном выражении понесла Германия, чей импорт упал почти на 49,2%, продолжая снижаться. Италия и Франция – второй и третий по значимости импортеры – снизили объемы импорта на 41,6% и 38,5% соответственно, но, в то же время, когда импорт из стран ЕС продолжает падать, импорт из Франции в 2016 г. вырос относительно 2015 г. на 43,4%. Остальные страны, импорт которых в абсолютном выражении гораздо ниже, чем у лидеров, также понесли крупные потери – наибольшие Великобритания, сократившая свои объемы на 58,1%. Все остальные страны потеряли от 41% до 55% от объемов 2012 г. (рисунок 2).
Источник: данные Федеральной службой государственной статистики РФ [7, 8]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов импорта из Европейского Союза в 2012-2016 гг., млрд. долл. США
В суммарном объеме импортных поставок за 2012-2016 гг. преобладает доля Германии – 1/3 от общего объема поставок из ЕС. На долю Италии и Франции приходится по 11% и 10% соответственно. На долю Великобритании и Польши приходится по 6%, Нидерландов 5%, Чехии и Финляндии по 4%, Австрии, Словакии, Бельгии и Венгрии по 3%. Все остальные страны ЕС занимают в структуре объемов импорта в Россию суммарную долю в 8% (рисунок 3).
Источник: данные Федеральной службой государственной статистики РФ [7, 8]
* Болгария, Греция, Дания, Ирландия, Кипр, Румыния, Швеция
Рисунок 3 – Структура суммарных объемов импорта из Европы в Российскую Федерацию за 2012-2016 гг., млрд. долл. США
Отрицательная тенденция в изменениях импорта после введения экономических санкций против России, позволила определить, что общий импорт снизился на 40,2%, причем наибольшие потери понесли страны ЕС, особенно Германия. Как изменились объемы основных видов товарной продукции, импортируемых в Россию, рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 – Изменение объемов импорта основных видов продукции в 2012-2016 гг., тыс. тонн
Вид продукции |
Годы |
Прирост, % |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Мясо свежее и мороженное |
1325 |
1170 |
886 |
569 |
482 |
-63,6 |
Мясо птицы свежее и мороженное |
440 |
404 |
349 |
129 |
108 |
-75,5 |
Рыба свежая и мороженная |
731 |
763 |
639 |
392 |
346 |
-52,7 |
Масло сливочное и прочие молочные жиры |
73,9 |
97,7 |
84,8 |
19,7 |
23,8 |
-67,8 |
Цитрусовые плоды |
1577 |
1694 |
1641 |
1517 |
1506 |
-4,5 |
Кофе |
123 |
142 |
154 |
156 |
171 |
39,0 |
Злаки |
744 |
544 |
427 |
267 |
275 |
-63,0 |
Готовые или консервированные продукты из мяса |
35,9 |
25,3 |
20,4 |
8,4 |
5,5 |
-84,7 |
Сахар-сырец |
519 |
530 |
666 |
502 |
230 |
-55,7 |
Алкогольные и безалкогольные напитки, млн. долл. США |
2538 |
2857 |
2699 |
1559 |
1563 |
-38,4 |
Лекарственные средства, млн. долл. США |
10662 |
11659 |
10059 |
6751 |
6936 |
-34,9 |
Машины и оборудование, млн. долл. США |
141780 |
140274 |
127996 |
77619 |
81803 |
-42,3 |
Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [7, 8]
С точки зрения продукции сельскохозяйственного производства, мы видим, что больше всего сократились объемы импортируемой птицы и мяса в свежем и замороженном виде (таблица 1), что говорит об освободившейся нише для российских производителей сельскохозяйственной продукции. Снижение объемов импортируемой рыбы должно было простимулировать развитие рыбодобывающей отрасли России. Снижение импорта злаков (основной экспортируемой агропродукции из России) говорит о том, что отечественные производители почти справились с задачей импортозамещения по данному виду продукции. Снижение объемов масла сливочного и прочих молочных жиров, которое происходит на фоне недостаточного роста молочного производства, служит поводом для предположения об ухудшении качества продукции, при приготовлении используются молочные жиры, заменяющиеся пальмовым маслом, что отражается в конечном итоге на конечных потребителях. Готовые или консервированные продукты из мяса импортного производства составляют всего 5 тыс. тонн, что говорит о росте в мясоперерабатывающей промышленности страны. Значительное снижение в импорте лекарственных средств должно было простимулировать развитие фармацевтической отрасли России, поскольку обеспечение населения лекарственными средствами также является одной из ключевых задач отечественных производителей. Снижение объемов импортируемых машин и оборудования, как уже говорилось выше, негативно отражается на добывающей отрасли и военно-промышленном комплексе, где замещение российскими или китайскими аналогами не всегда возможно.
Выводы
В ходе анализа было установлено, что в результате введения экономических санкций странами ЕС, США, Японией и др. импорт продукции в Российскую Федерацию значительно снизился – более чем на 40% в общем объеме. Особенно снижение импорта заметно во внешнеторговых отношениях России со странами ЕС – с 128 до 66 млрд. долл. США, как инициатор введения санкций против России, меньше других сократили объемы импортных поставок, ударив таким образом сразу и по странам ЕС и по России, оставаясь почти в стороне. Среди стран ЕС крупнейшим партнером России является Германия, осуществившая за период 2012-2016 гг. 1/3 объемов импортных поставок из ЕС и потерявшая больше других от введения санкций против России. Отличительной особенностью развития отношений с Францией – третьей страной ЕС по величине импортных поставок в Россию после Италии – является рост импорта в 2016 г. относительно 2015 г. на 43,4%. Снижение объемов импорта продукции сельскохозяйственного производства и фармацевтической промышленности открыло новые возможности для российских производителей, которые могут занять освободившуюся нишу, способствуя укреплению отечественного производства.
Введение санкций против России с точки зрения укрепления продовольственной безопасности страны сыграло положительную роль, послужив стимулирующим фактором для развития АПК, поддержка которого должна была сократиться в результате вступления России в ВТО. Основной результат от введения санкций предполагается в будущем, главным образом способствуя ухудшению позиций России по уровню технологического развития, что может усугубиться на фоне активного развития четвертой промышленной революции, где отставание России на текущем этапе может поставить страну в будущем на уровень ниже, чем даже развивающихся стран. В связи с этим стоит как можно скорее добиться отмены санкций по части технологий, чтобы ускорить промышленное развитие России, не потерять крупные проекты в энергетическом секторе и начать заново выстраивать отношения с ближайшими соседями - странами ЕС.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления