Введение
Вопросы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации относятся к приоритетным направлениям экономической и бюджетной политики государства. Особую значимость эти вопросы принимают в условиях замедления роста экономики и снижения поступлений доходов в бюджеты всех уровней, когда ключевой проблемой для всех уровней бюджетной системы становится обеспечение сбалансированности и устойчивости системы региональных и муниципальных финансов. Необходимость достижения социально-экономических показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, обуславливает адекватный и ответственный подход к оптимизации расходов региональных бюджетов.
Министерством финансов Российской Федерации для тех субъектов Российской Федерации, которые получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в качестве условия предоставления дотации устанавливает требование о разработке и утверждении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации на 2017-2019 гг., включающей мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности государственных служащих, содействие установлению муниципальными образованиями запрета на увеличение численности муниципальных служащих. Многие субъекты Российской Федерации разработали и предоставили детализированную программу оптимизации расходов с применением программных подходов (Республика Карелия, Республика Коми, Удмуртская Республика, Псковская область и т.д.). В этих программах присутствует описательная часть с анализом текущей ситуации, оценкой бюджетного эффекта от реализации мероприятий, представлены способы и механизмы реализации. Основные замечания по программам оптимизации расходов субъектов Российской Федерации касались, как правило, наличия анализа текущей ситуации, оценки финансового (бюджетного) эффекта и достаточности представленных мероприятий.
Материалы и методы
Повышение эффективности осуществления расходов в области государственного и муниципального управления является одним из ключевых направлений при оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Необходимыми шагами при подготовке мероприятий по данному направлению должен быть анализ текущей ситуации. Многие субъекты Российской Федерации, столкнувшиеся с сокращением доходной части бюджета, на протяжении ряда лет реализуют собственные программы оптимизации расходов. Без описания достигнутых результатов по этим мероприятиям и описания текущей ситуации (текущих проблем) невозможно оценить достаточность предлагаемых к реализации мероприятий.
К мероприятиям по оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление можно отнести следующие мероприятия.
1. Устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления, включая реорганизацию (где это необходимо) системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).
Реорганизация системы исполнительных органов государственной власти на уровне субъекта Российской Федерации может осуществляться несколькими способами. Первым способом является выявление и устранение дублирующих функций органов государственного (местного) управления с сокращением соответствующих штатных единиц. Как правило в положениях об органах государственной власти могут находится дублирующие функции. В этом случае такой анализ позволит выявить лишние штатные единицы, которые могут быть сокращены без ущерба для выполняемого функционала.
Другим способом, является укрупнение территориальных подразделений органов власти путем создания территориальных управлений по нескольким муниципальным образованиям.
К мероприятиям по реорганизации системы исполнительных органов государственной власти, также относится укрупнение органов власти путем слияния нескольких органов исполнительной власти, выполняющих схожие функции. Например, возможно объединение органов, выполняющих функции по предоставлению социально значимых государственных услуг населению в сферах занятости, социальной защиты населения и регулирования рынка труда; или объединение органов, выполняющих функции по реализации государственной политики в сферах туризма и молодежной политики.
Укрупнение органов власти путем присоединения небольших по численности структур к органам, выполняющим функции по реализации государственной политики в смежных сферах, также может служить способом оптимизировать расходов на государственное управление.
Необходимо отметить, что регионы должны оказывать содействие укрупнению муниципальных образований на поселенческом уровне с целью оптимизации численности законодательных и исполнительных органов власти.
2. Оптимизация расходов на текущее содержание органов власти, в том числе на основе сокращения численности государственных и муниципальных служащих в субъекте Российской Федерации.
1) В целях оптимизации расходов в секторе государственного управления необходимо установить запрет на увеличение численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и численности работников государственных казенных учреждений. Такая мера должна быть зафиксирована в составе закона о бюджете субъекта РФ, а также в самой программе.
2) В программе должны быть определены целевые показатели по сокращению численности государственных гражданских служащих, с указанием ожидаемого финансового эффекта от оптимизации численности.
3) Также необходимы мероприятия по переводу должностей государственной гражданской службы в штатные единицы государственных учреждений, в том числе путем передачи исполнения отдельных функций от исполнительных органов государственной власти подведомственным государственным казенным учреждениям.
4) Возможна разработка мероприятий по переводу штатных единиц, связанных с исполнением обеспечивающих функций исполнительных органов государственной власти, в категорию «обеспечивающие специалисты», не относящиеся к должностям государственной гражданской службы. В том числе функции в сфере информационно-коммуникационных технологий, по ведению бюджетного учета, делопроизводству, кадровые службы, техническое обеспечение.
5) Еще одним из направлений сокращения расходов на содержание органов государственной власти является сокращение дополнительных выплат государственным гражданским служащим.
3. Централизация отдельных функций исполнительных органов государственной (муниципальной) власти путем их передачи для централизованного исполнения отдельному органу или учреждению.
Данная мера позволяет обеспечить сокращение численности персонала, осуществляющего исполнение функций, а также сократить расходы на дополнительное финансовое обеспечение государственных гражданских служащих (если функция передается для осуществления от органа власти учреждению). Кроме того, централизация функций ведет за собой централизацию закупок для обеспечения выполнения указанных функций, что позволяет обеспечить экономию за счет укрупнения закупок и качественной проработки закупочной документации.
1) Централизация бюджетного учета в части полномочий получателей бюджетных средств и бухгалтерского учета органов исполнительной власти на базе государственного казенного учреждения, подведомственного финансовому органу. Также возможно создать централизованные бухгалтерии для органов власти с малой численностью сотрудников.
2) Дальнейшим шагом в развитии системы централизованного учета является переход на отраслевую централизованную бухгалтерию.
3) На местном уровне необходимо передать функции по бухгалтерскому и бюджетному учету из администраций поселений в администрации муниципальных районов (в казенные муниципальные учреждения).
4) Централизация бюджетного и бухгалтерского учета на основе принципов «Электронного бюджета» позволяет снизить трудозатраты, усилить контроль за поступлением и использованием средств, повысить оперативность получения необходимой информации при сокращении соответствующих затрат.
5) Еще одной возможностью централизации функций органов власти может стать централизация обеспечивающих функций в сфере информационных технологий и программно-технического обеспечения для нужд органов исполнительной власти. Это может осуществляться на базе специализированного органа исполнительной власти или казенного, или автономного учреждения, включая централизацию закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий (оборудование, программное обеспечение и услуги связи), а также формирование единой службы технической поддержки для органов исполнительной власти.
6) Централизация функций по организации правовой деятельности органов исполнительной власти, а также по кадровому обеспечению органов исполнительной власти на базе специализированных региональных органов исполнительной власти.
7) Также возможна передача специализированным учреждениям иных непрофильных функций органов исполнительной власти.
В целом при централизации функций органов исполнительной власти субъектов РФ на базе специализированных органов власти или государственных учреждений представляется целесообразным предусмотреть меры контроля за эффективностью взаимодействия обеспечивающей организации с органами власти (в том числе путем введения контрольных показателей эффективности, таких как период обработки заявки, степень удовлетворенности качеством обеспечения и т.п.), чтобы не допустить снижения уровня и качества выполнения обеспечивающих функций в результате изменения структуры управления.
4. Дальнейшее развитие предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
5. Отказ от принятия новых расходных обязательств субъекта РФ, включая создание новых государственных учреждений (за исключением случаев, когда государственное учреждение создается для обеспечения оптимизации расходов бюджета субъекта РФ).
6. Назначение доплат к пенсиям государственных гражданских служащих только для неработающих пенсионеров, оптимизация системы мер социальной поддержки в части установления ограничения размера доплаты к пенсии неработающим лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления региона
7. Оптимизация системы мер социальной поддержки области в части установления ограничения размера доплаты к пенсии неработающим лицам, замещавшим должности в органах государственной власти.
8. Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в целях обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Представляется, что программа субъекта, в которой представлено менее 4 из перечисленных 8 направлений оптимизации расходов, не может быть признана качественно проработанной.
Результаты и обсуждение
Наличие мероприятий по оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление в программе относится к числу обязательных требований. Однако степень проработки мероприятий в субъектах значительно различалась. По результатам сравнения программ, представляется возможным указать следующие критерии качества проработки мероприятий:
· наличие финансового результата мероприятий в объеме, сопоставимом с общим объемом расходов по данному направлению (5-10%);
· наличие проработанного перечня мероприятий по каждому направлению, с детализацией целевых показателей и ожидаемых результатов по каждому мероприятию;
· отказ от формально-пропорционального сокращения расходов внутри направления, наличие структурных мероприятий (изменение структуры органов власти, выделение отдельных функций в специализированные казенные учреждения и т.п.), обеспечивающих существенный оптимизационный эффект.
В частности, можно отметить, что по опыту реализации оптимизационных мероприятий в субъектах Российской Федерации, централизация функций по обеспечению деятельности органов исполнительной власти, в случае последовательной и хорошо спланированной реализации, обеспечивает значительный оптимизационный эффект [21].
Отсутствие указанных мероприятий в программе субъекта Российской Федерации демонстрирует неумение органов исполнительной власти субъекта изучать и перенимать лучший опыт других субъектов Российской Федерации.
Представленные программы оптимизации расходов субъектов Российской Федерации, в части оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление, в большинстве случаев не имели описательной части с анализом текущей ситуации, что не позволяет провести оценку полноты предлагаемых к реализации мероприятий. Отсутствие полноты состава мероприятий не позволит достичь существенного результата по оптимизации бюджетных расходов.
Другой наиболее часто встречающейся ошибкой является отсутствие оценки бюджетного эффекта от предлагаемых мероприятий. Как правило, бюджетный эффект оценивают при сокращении численности служащих. Действительно, в этом случае расчет бюджетного эффекта достаточно прост. Тем не менее, при составлении оптимизационных мероприятий необходимо рассчитывать данный эффект по всем мероприятиям.
Выводы
Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации, за исключением Республики Коми, Республики Карелия и ряда других регионов, не представили детальное описание текущей ситуации в части оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление в регионе. В результате, выводы о достаточности мероприятий по оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление не могут быть сформулированы. Многие субъекты Российской Федерации, при подготовке разделов по оптимизации расходов на государственное (муниципальное) управление ограничивались мероприятиями по сокращению численности государственных (муниципальных) служащих. При дальнейшей доработке программ оптимизации расходов необходимо учитывать имеющейся опыт регионов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления