Традиционное управление затратами подразумевает контроль затрат лишь на стадии производства, на самом деле большинство производственных затрат «закладывается» еще на стадии разработки и проектирования.
Традиционное управление затратами подразумевает контроль затрат лишь на стадии производства, на самом деле большинство производственных затрат «закладывается» еще на стадии разработки и проектирования [1]. Чтобы учесть их, компаниям требуется всеобщая система управления затратами, включающая оценку затрат на всех этапах создания нового продукта. Ее основу составляют таргет-костинг и кайдзен-костинг [2].
Таргет-костинг — система, обеспечивающая процесс снижения затрат на стадиях разработки и проектирования абсолютно новой модели, полной модификации модели или незначительной ее модернизации [3].
Таргет-костинг состоит из двух процессов. Первый – планирование продукта, отвечающего запросам потребителей, и установление целевых затрат. Второй – реализация целевых затрат за счет использования функционально-стоимостного анализа и сравнения целевых затрат с достигнутыми затратами [4].
Этапы Таргет-костинг
1. Корпоративное планирование. Разрабатываются долго- и среднесрочные планы по прибыли всей компании, а также определяется общая целевая прибыль в каждом периоде для каждого продукта.
2. Разработка проекта создания нового продукта. На этом этапе отдел управления затратами оценивает заложенные в плане затраты, а также то, насколько они позволяют достичь плановой нормы прибыли (целевой прибыли). Утверждаются только прибыльные проекты.
3. Разработка исходного плана создания нового продукта. На основании отчетов отделов вычисляются ожидаемые затраты (estimated cost). Одновременно на основании данных, представляемых местными и зарубежными подразделениями, определяется целевая цена продажи автомобилей. Исходя из этих цен и целевой прибыли по следующей формуле вычисляются допустимые затраты. Каждый отдел проводит функционально-стоимостной анализ (VE) проекта в сотрудничестве с другими отделами для определения экономически эффективных изделий, которые будут полностью соответствовать запросам потребителей
4. Проектирование продукта. Отдел проектирования производит автомобиль согласно предварительному проекту, а отдел управления затратами оценивает затраты на его изготовление.
5. План подготовки производства. На этом этапе предварительно проверяется состояние производственного оборудования, а отдел управления затратами оценивает расходы окончательного проекта.
Часто возникает вопрос: а что делать, если расчётная себестоимость лишь немного выше (на 3 – 5%) целевой себестоимости? Начинать производство или не начинать? Разница между расчётной целевой себестоимостями продукта является отправной точкой для определения кайдзен-задачи, то есть целевого снижения отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства.
Кайдзен-костинг можно разделить на две основные категории. Первая включает действия, направленные на совершенствование выполняемой работы, в рамках которой проводится функционально-стоимостной анализа. Вторая включает непрерывные действия, направленные на уменьшение любого разрыва между значениями целевой и ожидаемой прибыли, и таким образом позволяющие достичь величины «допустимых затрат» [5]. Это действия, направленные на достижение целевых показателей по сокращению затрат, установленных для каждого подразделения при формировании краткосрочного плана по прибыли.
Методы таргет-костинг и кайдзен-костинг— две основы, на которых базируется система всеобщего управления затратами. В настоящее время важность таргет-костинг возрастает, но не следует пренебрегать и кайдзен-костинг, который существенно отличается от учета нормативных затрат (standard costing), поскольку ставит целью непрерывное сокращение затрат на стадии производства в противоположность стремлению достигать и поддерживать нормативные затраты. Методы таргет-костинг и кайдзен-костинг неотделимы друг от друга: игнорирование любого из них делает невозможной эффективную реализацию концепции всеобщего управления затратами [6].
Помимо этого, российским менеджерам следует понимать, что таргет-костинг и кайдзен-костинг – это преимущественно японские методы управления затратами. Их осуществление невозможно без вовлечение всех сотрудников в процесс, что в свою очередь ведет к перестроению управленческой и производственной системы в той или иной степени. Следовательно, использование таргет-костинг и кайдзен-костинг только как альтернативы учета нормативных затрат невозможно. Поэтому менеджер, решившийся на применение данных методов, должен быть готов к принятию новой философии ведения производства и адаптации ее к отечественной действительности [7].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления