Введение
Одной из основных задач государства является обеспечение благосостояния населения и создание условий для его роста с целью формирования длительной социальной стабильности в стране [10,13]. Физическая культура и спорт является одним из основных факторов, способствующих достижению данной цели, поскольку поддержание физической активности в течение жизни является залогом здоровья и долголетия населения [14,18]. Значимость спорта в политической жизни каждой страны также сложно переоценить. Успех на международных соревнованиях является доказательством силы и стойкости государства на мировой арене [5,11]. Однако в последние десятилетия происходило снижение спортивного потенциала РФ, вызванное недостаточным вниманием со стороны государства к данной отрасли и дефицитом финансовых ресурсов. Сегодня сфера физической культуры и спорта имеет ряд проблем, требующих решения [6,12]. По мнению многих авторов [3-4,8], к числу основных проблем относится отсутствие пропаганды здорового образа жизни на правительственном уровне, недостаточный уровень квалификации тренерского состава, потеря традиций российского спорта. Одной из наиболее важных проблем является отсутствие необходимой материальной базы и развитой современной инфраструктуры, которые способствовали бы развитию массового и профессионального спорта в стране [7]. Имеющиеся спортивные объекты в большинстве своем физически и морально изношены [2,16].
Правительство РФ принимает федеральные программы, нацеленные на развитие спорта. Одна из принятых и реализованных программ последних лет - Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». В рамках данной программы осуществлялась модернизация спортивной инфраструктуры субъектов РФ [9,17,20]. Реализация программы коснулась и регионов Центрально-Черноземного района (ЦЧР), в результате чего в них были вложены большие объемы финансовых ресурсов [1,19]. В условиях ограниченности бюджетных средств вопрос рационального использования выделяемых ресурсов и эффективности управления ими является актуальным направлением, требующим рассмотрения.
Материалы и методы
В ходе исследования на основе официальных данных, публикуемых Министерством спорта РФ [21], была проведена оценка результатов реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 год» в разрезе регионов Черноземья. На первом этапе был проведен сравнительный анализ [15] количества спортивных объектов «массового спорта» и объемов финансирования их постройки в субъектах ЦЧР. Одними из основных направлений развития спортивной инфраструктуры в РФ является оснащение футбольных полей искусственными покрытиями и оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием. В этой связи, целесообразно рассмотреть реализацию данных направлений развития инфраструктуры в регионах Черноземья.
На втором этапе проведен сравнительный анализ количества созданных в регионах спортивных объектов по видам (универсальный зал, ледовый каток, плавательный бассейн, плоскостное сооружение, многофункциональный спортивный комплекс и т.д.) и оценка объемов инвестирования в их постройку, в том числе и в разрезе источников финансовых ресурсов (федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов, внебюджетные фонды). Доля населения, систематически занимающегося спортом, является индикатором развития спорта в регионах. Поэтому на последнем этапе, для оценки эффективности развития спорта за анализируемые 10 лет, было проведено сопоставление доли занимающегося спортом населения в регионах ЦЧР в 2006 и 2015 годах.
Основные результаты исследования
Принятая в 2006 году федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» своей основной целью преследовала создание условий для укрепления здоровья населения. Достичь поставленной цели необходимо за счет развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом во всех регионах РФ. Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧР) не является исключением. Так, за период 2006-2015гг. здесь был построен 61 спортивный объект. Наибольшее количество спортивных сооружений создано в Воронежской (19) и Тамбовской (18) областях, наименьшее – в Липецкой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Количество спортивных объектов в ЦЧР, на которые направлены средства федерального бюджета за период 2006-2015 гг. в рамках ФЦП по направлению «массовый спорт»
Финансирование строительства спортивных объектов в ЦЧР осуществлялось за счет средств федерального бюджета, величина которых за 10 лет составила более 3,5 млрд. рублей. Наибольший объем финансирования отмечается в Тамбовской области – более 1,3 млрд. рублей, что обусловлено большим числом созданных за период спортивных объектов (18 единиц). На строительство 19 спортивных сооружений в Воронежской области было потрачено 979 млн. рублей, что значительно меньше, чем в Тамбовской области. Данный факт может быть связан с тем, что изначально Воронежская область является экономически и инфраструктурно более развитой, чем Тамбовская. Поэтому на строительство и реконструкцию спортивных объектов здесь необходимо меньше финансовых ресурсов. Также одной из причин такого различия может являться нерациональное использование финансовых ресурсов в Тамбовской области вследствие неэффективного управления развитием физической культуры и спорта. Подобная ситуация наблюдается и при сопоставлении других регионов ЦЧР. В Белгородской области на строительство 11 объектов затратили 435,4 млн. рублей, а в Курской области возведение 9 спортивных объектов обошлось в 529,3 млн. рублей. Липецкая область отстает от других регионов Черноземья по развитию спорта: здесь было возведено 4 объекта, суммарные затраты на строительство которых составили 257,5 млн. рублей (рисунок 2).
Рисунок 2 - Объем выделенных средств Федерального бюджета для строительства спортивных объектов в ЦЧР за период 2006-2015 гг. в рамках ФЦП по направлению «массовый спорт», млн. руб.
Одной из подпрограмм ФЦП является «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы», в рамках которой осуществлялась закупка искусственных покрытий для футбольных полей. За 8 лет в Черноземье было профинансировано 27 футбольных полей на общую сумму 227,7 млн. рублей. В разрезе регионов ЦЧР наибольшее число футбольных полей, оснащенных искусственным покрытием, отмечается в Белгородской (8) и Воронежской (7) областях с финансированием в 67,5 млн. руб. и 59 млн. руб. соответственно. Наименьшее число футбольных полей с искусственным покрытием было создано в Курской области – 3 единицы, объем финансирования которых составил 25,3 млн. рублей (таблица 1).
Таблица 1 – Данные о финансировании отдельных направлений спортивной инфраструктуры в регионах ЦЧР в период 2006-2015 гг.
Белгородская область |
Воронежская область |
Курская область |
Липецкая область |
Тамбовская область |
|
Финансирование приобретения искусственных футбольных покрытий в 2009-2015 гг., млн. руб. |
67,5 |
59 |
25,3 |
33,7 |
42,2 |
Количество профинансированных футбольных покрытий в 2009-2015 гг. |
8 |
7 |
3 |
4 |
5 |
Финансирование оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в 2006-2015гг., млн. руб. |
398,8 |
367,4 |
13,2 |
131 |
176,7 |
Количество объектов, оснащенных в 2006-2015 гг. спортивно-технологическим оборудованием |
16 |
17 |
1 |
4 |
4 |
Еще одним направлением является оснащение ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов) спортивно-технологическим оборудованием. За 10 лет в Черноземье было оснащено 42 ФОКа, общая сумма финансовых ресурсов – 1,1 млрд. рублей. В разрезе регионов ЦЧР наибольшее число оснащенных ФОКов отмечается в Воронежской (17) и Белгородской области (16), объем финансирования составил 367,4 млн. руб. и 398,8 млн. руб. соответственно. В Липецкой и Тамбовской области было построено 4 ФОКа, а в Курской области всего лишь 1.
Наибольшее число созданных спортивных объектов отмечается в Воронежской области - 42 объекта, наименьшее – в Липецкой (12) и Курской (13) области. При этом одним из основных направлений спортивной инфраструктуры является создание универсальных залов, которых в Белгородской и Воронежской областях было создано по 15 единиц. В Курской области возведено 5 универсальных залов, в Тамбовской и Липецкой областях - по 4 и 2 зала соответственно. В Тамбовской области за 10 лет было построено 9 бассейнов в сравнении с 6 и 5 единицами бассейнов в Воронежской и Белгородской области соответственно, что свидетельствует о направленности Тамбовской области на развитие плавания как вида спорта. Значительное внимание уделяется развитию футбола в ДЮСШ. В Белгородской области создано 8 полей с искусственным покрытием, в Воронежской области – 7 полей, а в Тамбовской – 5 (таблица 2).
Таблица 2 – Данные о количестве созданных спортивных сооружений по видам в регионах ЦЧР в рамках инвестиционной программы Министерства спорта РФ
|
Белгородская область |
Воронежская область |
Курская область |
Липецкая область |
Тамбовская область |
Всего создано спортивных объектов, в т.ч.: |
35 |
42 |
13 |
12 |
26 |
универсальный зал |
15 |
15 |
5 |
2 |
4 |
ледовый каток |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
плавательный бассейн |
5 |
6 |
- |
2 |
9 |
специализированное по виду спорта сооружение |
- |
- |
- |
- |
4 |
плоскостное сооружение |
3 |
6 |
3 |
- |
- |
многофункциональный спортивный комплекс |
1 |
5 |
1 |
- |
- |
футбольное поле с искусственным покрытием для ДЮСШ |
8 |
7 |
3 |
4 |
5 |
Общий объем финансирования, млн. руб. |
2614 |
3502 |
2506 |
991,7 |
3500,3 |
Общий наибольший объем инвестирования в строительство спортивных объектов отмечается в Воронежской области – более 3502 млн. руб., что обусловлено наибольшим числом созданных спортивных объектов (42 единицы). Также значительны финансовые ресурсы в Тамбовской области – 3500,3 млн. руб., за счет которых было создано лишь 26 спортивных объектов.
Финансирование строительства всех спортивных сооружений осуществлялось за счет 3 источников: средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств внебюджетных источников. В Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой области основным источником инвестирования являются консолидированные бюджеты субъектов РФ, средства которых занимают подавляющую долю в структуре финансирования строительства спортивных объектов. Наибольшая величина финансовых ресурсов, выделенных региональным бюджетом, отмечается в Воронежской области – более 2,1 млрд. рублей. В Тамбовской области финансирование строительства спортивных объектов осуществлялось преимущественно за счет средств федерального бюджета, величина которых составила 2,1 млрд. рублей. Инвестиции внебюджетных источников занимают наименьшую долю в структуре финансирования строительства спортивных объектов. Наибольший объем финансирования отмечается в Белгородской области – 218,7 млн. рублей. В Тамбовской области - 40 млн. руб., Липецкой -12,3 млн. руб. В Воронежской и Курской области инвестирование со стороны внебюджетных источников не осуществлялось (рисунок 3).
Рисунок 3 – Источники финансирования инвестиционной программы
Министерства спорта РФ по регионам ЦЧР в 2006-2015 гг.
Для оценки эффективности осуществленных за 10 лет инвестиций в создание спортивной инфраструктуры небоходимо провести анализ показателей развития спорта в регионах ЦЧР в начале исследуемого периода и на его конец (таблица 3):
Таблица 3 –Динамика доли населения, систематически занимающегося спортом в регионах ЦЧР в 2006-2015 гг.
Белгородская область |
Воронежская область |
Курская область |
Липецкая область |
Тамбовская область |
|
2006 |
15,7 |
7,5 |
8,3 |
13,5 |
6,9 |
2015 |
39,8 |
37,9 |
33,5 |
34 |
35,8 |
прирост, % |
24,1 |
30,4 |
25,2 |
20,5 |
28,9 |
На начало исследуемого периода наименьшая доля занимающегося спортом населения отмечается в Тамбовской области – 6,9%, а наибольшая - в Белгородской области (15,7%). К 2015 году доля занимающегося спортом населения в регионах Черноземья значительно возросла, но в наибольшей степени в Воронежской области, где прирост составил 30,4%. За исследуемые 10 лет наибольший объем финансовых ресурсов был направлен в Воронежскую и Тамбовскую область, доля занимающегося спортом населения в которых к 2015 году возросла до 37,9% и 35,8% соответственно, что является достаточно высокими показателями среди регионов ЦЧР. Наименьшая доля спортивного населения в 2015 году отмечается в Курской области – 33,5%.
Заключение
За 10 лет реализации программы развития спорта в регионах ЦЧР наметились положительные тенденции. Повсеместно была осуществлена постройка спортивных объектов различной направленности. Футбольные поля оснащены искусственным покрытием, а ФОКи - необходимым спортивно-технологическим оборудованием. Доля занимающегося спортом населения, представляющая собой сводный показатель эффективности развития спорта, в регионах Черноземья также заметно выросла. Регионами-лидерами по числу построенных спортивных объектов и величине инвестиций являются Воронежская и Тамбовская области. Однако в Воронежской области наблюдается более рациональное расходование средств. Строительство большего числа спортивных объектов здесь стоило дешевле, чем в Тамбовской области. Подобную ситуацию можно отметить при сопоставлении Белгородской и Курской областей. Липецкая область является «отстающим» регионом Черноземья по развитию физической культуры и спорта.
За 10 лет наибольший прирост доли занимающегося спортом населения произошел в Воронежской области – 30,4%. Абсолютным «лидером» среди регионов ЦЧР является Белгородская область, которая и в 2006 и в 2015 годах имела наибольшую долю населения, занимающегося спортом. При этом объем финансовых ресурсов, направленных на развитие спорта здесь не был наибольшим в сравнение с другими областями. Это связано с высоким социально-экономическим уровнем развития региона, в том числе и спортивным. Поэтому, имея хорошую первоначальную базу, для обеспечения вовлечения населения в массовый спорт и здоровый образ жизни, в Белгородскую область было необходимо инвестировать меньшее количество средств, чем в другие, менее развитые регионы. Необходимо учитывать и тот факт, что инвестиции по своей природе являются долгосрочными вложениями, дающими эффект не сразу. Однако исследуемый период в 10 лет, на наш взгляд, является достаточным промежутком времени для оценки результативности инвестиций в развитие физической культуры и спорта. Также одной и возможных причин такой дифференциации может быть нерациональное использование финансовых ресурсов, что связано с неэффективным управлением развитием физической культурой и спортом в регионе. Поэтому необходима разработка комплексной программы развития спорта в ЦЧР, которая должна учитывать особенности и экономическую природу субъектов с целью обеспечения их равномерного развития.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления